Вагнер Владимир Александрович
1849—1934
Известный отечественный биолог и психолог, основатель сравнительной психологии в России. Создал объективный («биологический») метод исследования поведения животных, психику которых рассматривал как продукт длительной эволюции. Систематизировал огромный фактический материал, связанный с изучением инстинктов. Считал, что инстинктивные и разумные формы поведения нельзя свести только к рефлексам. Предложил теорию флюктуации, согласно которой инстинкты представляют собой не стереотипы, одинаково повторяющиеся всеми особями одного вида, а неустойчивые, индивидуальные формы поведения.
Основные работы: «Биологические основания сравнительной психологии» (1910-1913); «Возникновение и развитие психических способностей» (1924-1929).
Вайхингер (Vaihinger) Отто
25.09.1852 Нехрен. Вюртемберг-- 18.12.1933 Галле Немецкий философ, предложивший понятие «социальных вымыслы (Fictions)», которые не имеют основания в реальной действительности, но становятся определяющими чертами человеческого поведения. Он считал, что люди, сталкиваясь с неразберихой фактов и событий таким образом организуют свой опыт. Эти вымыслы становятся важными факторами, влияющими на человеческое поведение. Таким образом на людей больше действуют ожидания, чем реальный опыт. Вайхингер назвал этот подход «фикционализмом» (fictionalism) или философией "как если бы». Вайхингер преподавал философию в Галльском Университете с 1884 по 1906гг., когда миопия вынудила его уйти
Классики Мировой Психологии
в отставку. Его основной труд: «Philosophic des Als Ob» (1911; Философия «Как если бы»), начатый в 1876, выдержал много изданий. Его взгляды оказали существенное влияние на индивидуальную психологию А. Адлера и современную социальную психологию.
Вайцзекер (Weizsacker) Виктор, фон
21.04.1886 Штуттгарт — 09.01.1957 Гейдельберг Немецкий врач-интернист, невролог и философ, один из крупнейших представителей психосоматической медицины в Германии. После обучения в гимназии получил образование в университетах Тюбингена, Фрейбурга, Берлина, Гейдельберга (доктор медицины). С 1911 г, работал ассистентом в медицинской клинике Гейдельберга; с 1914 г. по 1919 г. был в действующей армии. С 1923 г. - профессор неврологии в Гейдельберге. Большое влияние на его взгляды оказал 3. Фрейд. Вайцзекер — один из основа гелей антропологической медицины, опирающейся на понятия «бытия-в-мире» и «бытия-с-другими» и близкой по методологическим установкам 2-й лейпцигской психологической школе (прежде всего «психологии целостности» Ф. Крюгера). Ее задачу он видел в понимании проблем пациента в контексте его духовного развития. Ввел понятие Gestaltkreis («круг формы») для характеристики взаимоотношений организ ма и окружающего мира, в соответствии с которым начально! единицей анализа должна быть система, включающая в себя • восприятие, и движение; согласно этому понятию движение например, обязательно должно сопровождать восприятие какой-либо формы («Der Gestaltkreis. Theorie der Einheit vo Wahmehmen und Bewegen», 4 Aufl., Lpz., 1949). Пытался создэ~ «антропологическую психотерапию», объединяющую подход! к человеку с позиций естественнонаучной медицины и пси?" анализа, который он рассматривал в экзистенциальном ключе основанном на философии Хайдеггера.
>
Классикам провой^ Психологии^
Вацлавик (Watzlawick) Пауль
Род. в 1921
Известный австро-американский психолог и психиатр, занимающийся социально-психологическими проблемами человеческой коммуникации, семейной терапии; автор монографий и научно-популярных книг, переведенных на многие языки. Родился в Австрии, получил докторскую степень в университете Венеции, работал в Швейцарии, с 1967 г. живет в США, возглавлял научно-исследовательский институт в Пало Альто, с 1976 г. профессор Стенфордского университета. Имеет диплом аналитика Цюрихского института аналитической психологии им, К. Г. Юнга.
Основные работы: «The invented reality» (1984); «Ultra-Solutions How to Fail Most Successfully» ( 1988); «Munchauserl's Pigtail Psychotherapy and «Reality»» (1990); «The Language of Change Elements of Therapeutic Communication» (1993); «Constructing Realities Meaning-Making Perspectives for P\chotherapists»(Hugh Rosen, Kevin T. Kuehlwein, Editors, 1997).
Вебер Эрнст
1795—1878
Немецкий физиолог. Основоположник психофизики и экспериментальной психологии. Закончил Лейпцигский университет. В 1815 году получил докторскую степень. Занимался физиологией ощущений. Экспериментально установил наличие «двухточечного порога», как момента, когда испытуемый может распознать два независимых источника раздражения. Его опыты служили подтверждением пороговой теории, согласно которой существует момент перехода физиологической реакции в психологическую. Он также впервые применил математические методы измерения в психологии, экспериментально установив наименьшее различие между двумя физическими раздражителями, которое может определить человек. В дальнейшем
в_ |
Классики Мировой Психологии
его исследования были дополнены Г. Т. Фехнером. (Закон Вебе-ра-Фехнера).
Веккер Лев Маркович
Род. в 1918
Выдающийся советско-американский психолог. Одним из первых пяти студентов окончил отделение психологии Ленинградского университета. В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию. Преподавал психологию в Вильнюсском педагогическом институте. С 1956 года заведовал кафедрой психологии. В 1959 году по приглашению академика Б. Г. Ананьева возвращается в Ленинградский университет. В 1964 году защищает докторскую диссертацию на тему: «Восприятие и основы его моделирования». С 1974 по 1981 год выходит его трехтомник «Психические процессы». В 1977 и 1979 году провел два семестра в Германии, в Лейпцигском университете, где он заведовал мемориальной кафедрой В. Вундта и читал лекции студентам. В 1981 году его вынудили покинуть Ленинградский университет. В его просьбе об эмиграции ему было отказано и до 1987 года он находился на положении «отказника». В начале перестройки выехал с семьей в США. Несмотря на почтенный возраст, он сразу получил признание и работал сначала в корпорации BDM, а затем был приглашен в Университет Джорджа Мей-сона, расположенный недалеко от Вашингтона, где и трудится в настоящее время, сочетая обязанности профессора факультета психологии с работой в Институте перспективных исследований им. Ш. Краснова. В США им написаны три книги; «Эпистемология и история когнитивной психологии», «Психофизическая проблема как стержень научной психологии», «Менталь пая репрезентация физической реальности» (совместно профес
сором Джоном Алленом).
1 •
В |
JOiacciiKH Мировой Психологии
Векслер (Wechsler) Дэвид
12.01.1896 Леспеди. Румыния —02.05.198) Нью-Йорк
Американский психолог, создатель широко известных тес-гов оценки интеллекта для взрослых и детей. В возрасте шести лет вместе с родителями эмигрировал в США. Закончил Колумбийский университет (1917). Там же получил докторскую степень (1925). С 1927 по 1967 годы работал главным психологом в психиатрической клинике Бельвью в Нью-Йорке. Профессор Нью-Йоркского университета. Уже в 1939 году создал ряд интеллектуальных тестов, известных как шкала интеллекта Векс-лера-Бельвью. Этот тест стал самым распространенным тестом оценки уровня интеллекта у взрослых в США. В 1949 году Векслер разработал шкалу оценки интеллекта для детей, а в 1955 году еще одну шкалу для взрослых. Последний из его интеллектуальных тестов — шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников была опубликована в 1967 году.