Бсрковиц, (Berkowitz) Леонард

Род. в 1926 Нью-Йорк. США

Американский психолог. Один из первых исследователей просоциального поведения и агрессии. Окончил Нью-Йоркский университет(]948). Докторскую степень получил в Ми­чиганском университете (1951). Работал в Исследовательском центре человеческих ресурсов, Сан-Антонио. Профессор пси­хологии Висконсине ко го университета (с 1955). Преподавал в Кембридже (Англия) и Стенфорде. Когда Берковиц начал свою работу в Висконсинском университете, он занимался пробле­мой агрессии и включил эту тему в курс социальной психологии. Конспекты его лекций стали основой для книги «Aggression: A Social Psychological Analysis» (1962), где он один из первых в мире систематизировал многочисленные исследования по этой теме. Он создал и реализовал ! 7-летнюю программу по иссле­дованию агрессивности. Берковиц первым исследовал насиль­ственное воздействие масс-медиа на сознание человека. Он был одним из первых социальных психологов, которые заинтересо­вались просоциальным поведением. В результате своих ис­следований он пришел к выводу, что при определенных обстоя­тельствах люди могут упорно трудиться за других, даже если



Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

Б



они сами не получают никакого вознаграждения. Свое понима­ние природы агрессивности он высказал в своей известной кни­ге: «Agression: Its Cases Consequences and Control», вышедшей в 1993 году.

Т- /Т> \ гх

Берн(Bern) Эрик

1910^1970

Американский психотерапевт и психолог, создавший «трансактный анализ» (ТА). Возможно в терапевтической сис­теме Берна нашли свое отражение его «сценарные директивы» - литературное творчество и помощь людям, полученные от ро­дителей — строгого и самоотверженного отца-врача и ма1ери — профессионального литератора.

Эрик Леннард Бернстайн, закончив в 1935 году медицинс­кий факультет Университета МакГилла. иммигрировал в США и принял американское гражданство. Такой шаг во многом был продиктован процветавшим в те годы в Канаде антисемитиз­мом, проблема которого отразилась и в ТА, заложив основу так называемого культурного анализа. Во время Второй мировой войны был психиатром в армии США. Затем занимался част­ной психоаналит ической практикой Правда, свой собственный анализ Берн прервал после того, как психоаналитик запретил ему вторую женитьбу до окончания анализа (все четыре его брака были неудачными). Возможно это подтолкнуло его к со­зданию оригинальной психотерапевтической системы, основу которой составляет структурный анализ эго-состояний. В 1957 году Берн сообщил о ней на конференции Американской ассо­циации групповой психотерапии и опубликовал программную статью в «Американском журнале психотерапии». Затем были изданы две его книги по ТА:«Трансактный анализ в психотера­пии» (1961 и «Структура и динамика организации групп» (1963). В 1964 году выходит книга, ставшая бестселлером, — «Игры, в которые играют люди», а в 1966-м — руководство для психоте­рапевтов «Принципы групповой терапии». Последняя книга 36




Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (у нас она издана под названием «Люди, которые играют в игры»), раскрывающая его взгляды на развитие личности была опубли­кована посмертно, в 1972 году. В 1970 году вышла в свет книга Берна «Секс в человеческой любви», изданная в нашей стране в 90-х годах и представляющая собой не только оригинальное и яркое изложение взглядов автора на проблемы сексологии, но и дальнейшее развитие ТА в этой области. Берн пытался создать такую психотерапию, которая обеспечивала бы «полное изле­чение за минимальное время». Он утверждал, что адаптировал психоанализ с целью его более широкого и эффективного ис­пользования и перевел психоаналитическую терминологию на доступный житейский язык. Критики считали, что ТА по суще­ству является лишь поп-версией психоанализа. Сам Берн не отождествлял свою систему (Родитель—Взрослый—Дитя) с фрейдовскими концепциями Супер-Эго, Эго и Ид и противопо­ставлял свою теорию фрейдовской или юнговской, поскольку она основана на «феноменологических реальностях, а не на умозрительных конструктах». Вместе с тем на его теорию по­влияли работы Эрика Эриксона и Пауля Федерна, у которых Берн сам проходил анализ, а сценарный анализ близок многим иде­ям Альфреда Адлера. В основе ТА лежит представление о струк­туре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности. Берн присвоил названия «Родитель», «Взрослый» и «Дитя» (Р-В-Д). Каждому соответствует собствен­ный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные с гороны регуляции поведения. Родитель (который в известном смысле аналогичен Супер-Эго) выступает носителем соци­альных норм и предписаний, таких как контроль, запреты, иде­алы и т.п., которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под влиянием родителей), а также на протя-




Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии



женин всей жизни. Родитель также регулирует сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необ­ходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматично­стью, ригидностью диктуемых предписаний. Дитя выступает носителем биологических потребностей и ощущений. Оно так­же содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ран­ними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитив­ные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негатив­ные -- нерегулируемое поведение, неконтролируемая актив­ность. Взрослый — наиболее рациональный компонент, функ­ционирующий относительно независимо от прошлого, хотя и с использованием информации, которая заложена в Родителе и Дитя. Взрослый олицетворяет собой компетентность, незави­симость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций. Имен­но с ним связано, по Берну становление зрелой личности. От­клонения в этом процессе определяются преобладанием одно­го из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответ­ственно психотерапия должна быть направлена на установле­ние баланса трех названных компонентов и усиление роли

Взрослого.

ТА уделяет особое внимание межличностным отношениям. Согласно Берну, при общении друг другу противостоят все три компонента личности каждого из общающихся людей. Непос­редственный акт межличностного взаимодействия (трансакция) может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (так назы­ваемая дополнительная трансакция). Например, один из парт­неров выступает с позиций Родителя и ведет себя назидатель­но, директивно, адресуя свое обращение Ребенку другого; гот в, свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ Родителю. BJ этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет,

партнеров. Но возможна и так называемая перекрестная трансак­ция, когда ответ без учета источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Например, Взрослый одного из партнеров обращается к Взрослому другого с рациональным предложением, а тот избирает детскую реакцию, адресуемую Родителю партнера. При этом возникает дисгармония отноше­ний, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность кон­фликта. Исходя из этой модели, Берн разработал теорию «игр», под которыми понимаются неконструктивные формы общения. В основе многих игр лежат «сценарии» — программы жизнен­ного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии Дитя, плохо осознаются и потому делают чело­века психологически зависимым. Берн иллюстрирует эту идею примером крайней степени послушания. Мать всегда учила дочь беречься простуды и носить резиновые сапоги, чтобы не замо­чишь ноги. Сердясь, .мать часто приговаривспа:« Чтоб ты про­валилась». Дочь, будучи хорошей девочкой, была в резиновых сапогах, когда упала с моста.

Целью ТА является освобождение человека от влияния сце­нариев, программирующих его жизнь, через их осознание, че­рез противопоставление им непосредственности, спонтаннос­ти, близости и искренности в межличностных отношениях, че­рез выработку разумного и независимого поведений, а также достижение гармонии личности через сбалансированные вза­имоотношения между всеми эго-состояниями. Эрик Берн до самой смерти занимался психотерапевтической практикой. Его жизнь оборвалась на вершине научной карьеры, когда пришло признание и стала таять настороженность коллег, когда нача­лась активная и плодотворная деятельность основанной им Международной ассоциации ТА, появились его последователи во многих уголках мира.

 

Классики Мировой Психологии

Основные работы: «Crystallizing Public Opinion» (Кристал­лизация общественного мнения, 1923); «Public Relations (Связи с широкой публикой, 1952). Бернштейн Александр Николаевич

Бсрковиц, (Berkowitz) Леонард - student2.ru Классики Мировой Психологии

Бернейс (Bernays)Эдвард

22.11.1891 Вена — 09.03.1995 Кэмбридж. Массачусетс

Американский публицист, первый выдвинувший идею public relations, то есть использования социальных наук для формиро­вания общественного мнения. Когда ему исполнился один год, его родители вместе с ним переехали в Нью-Йорк. Его мать Анна была сестрой Зигмунда Фрейда, а отец успешно торговал зер­ном. После окончания средней школы в возрасте 16 лет Бер­нейс поступил в Корнелльский университет, где, он по настоя­нию отца изучал сельское хозяйство и закончил его в 1912. Однако он не захотел заниматься сельским хозяйством и стал работать редактором медицинского ревью. Его внимание при­влекла игра, пропагандирующая презервативы для профилак­тики венерических заболеваний. Ее потенциальный производи­тель считал общественное табу на публичное обсуждение это­го вопроса непреодолимым. Бернейс предложил собрать об этом мнения известных политиков и включить их в инструкцию к игре. В результате игра была произведена и успешно продава­лась, а Бернейс нашел свое истинное призвание.

После I Мировой войны он и его будущая жена Дорис Флей-шман (умерла в 1980) создали первое в мире бюро public relations. Их первые клиентами были Министерство обороны США, которое хотело убедить бизнесменов нанимать на работу возвращающихся ветеранов войны, и Литовское правительство, добивавшееся признания его США. Выполняя заказ одного кли­ента, выпускавшего сетки для волос, Бернейс опубликовал ста­тью об опасности открытых длинных волос для женщин, рабо­тающих, на фабриках и ресторанах. В результате, несколько аме­риканских правительств издавали законы, обязывающие эту категорию служащих-женщин носить сетки для волос. Прожив­ший долгую жизнь и сохранявший энергию и бодрость, даже когда ему было за 90. Бернейс был автором многих книг по public relations.

1870—1922

Выдающийся российский психиатр, психотерапевт и психо­лог. Один из инициаторов, организаторов и лидеров российско­го психоаналитического движения. Ученик С. С. Корсакова. Сын Н. О. Бернштейна—-известного российского врача, физиолога и общественного деятеля. Отец Н. А. Бернштейна — известного российского психолога. Учился в 3-Й Одесской гимназии, в ли­цее в Ницце и Висбаденской гимназии. Окончил Московский университет (1893). В 1893—1902 гг. работал в психиатричес­кой клинике Московского университета. Наряду с врачебной практикой изучал философию и психологию и работал в пер­вой в Москве лаборатории экспериментальной психологии, организованной С.С.Корсаковым и А.А.Токарским. С 190J г. заведовал этой лабораторией и вел занятия по эксперименталь­ной психологии. В 1901 г. защитил докторскую диссертацию. Неоднократно бывал за границей, где знакомился с работой ве­дущих психологических лабораторий (В. Вундта, Г. Эббингау-за и др.), психиатрических клиник (Э. Крепелина, Р. Зоммера и др.) и слушал лекции Э. Крепелина, Р. Зоммера, К. Вернике и др. В МГУ вел курс физиологической психологии (с практичес­кими занятиями) до 1905 г. С 1899 г. по рекомендации С. С. Корсакова заведовал Московским Центральным полицейским приемным покоем, где организовал оказание психиатрической помощи неимущим горожанам. Привлек к работе в этом учреж­дении В. А. Гиляровского, Е. К. Краснушкина, Ю. В. Каннаби-ха и др. Создал в нем биохимическую, патологоанатомическую и психологическую лаборатории, в которых велась интенсив­ная научная работа. Читал курс клинических лекций и прово­дил практические занятия со студентами. В 1903 г. добился вклю-

Классики Мировой Психологии

чения этого учреждения в число учебно-вспомогательных струк­тур Московского университета. В 1905 г. был одним из инициа­торов организации временных Педологических курсов при Московском педагогическом собрании, при котором в 1908 г. создал и возглавил психологическую лабораторию. В 1906 — 1916 гг. был одним из организаторов Всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Разрабатывал программы, методики и опросники по ис­следованию личности и интеллекта. Опубликовал первое в Рос­сии руководство «Клинические приемы психологического ис­следования душевнобольных» (! 908) и статьи о проблемах при­кладной экспериментальной психологии, практических методах экспериментально-психологического исследования личности и др. Одним из первых российских психиатров обратил внима­ние на содержание и возможности психоанализа. В 1910—1914 гг. был одним из организаторов и членов редколлегии психо­аналитически ориентированною журнала «Психотерапия. Обо­зрение вопросов психического лечения и прикладной психо­логии». Сотрудничал с европейскими психоаналитиками. Вел большую клиническую и научную работу. Разработал способ определения восприимчивости памяти при помощи таблиц с гео­метрическими фигурами, методики экспериментально-психоло­гического исследования и клинического опроса, выполнил ра­боты по эпилепсии, описал симптом олигофалии и пр. В 1919г. содействовал созданию Психоневрологического музея и библио­теки профессора Ф. Е. Рыбакова (Психоневрологического му­зея-лаборатории) и вошел в Совет музея. В 1920 г. принимал активное участие в преобразовании этого музея в Го­сударственный (Московский) психоневрологический институт. Заведовал в этом институте отделом психиатрии и состоял чле­ном ученой коллегии института. В 1920—1922 гг. был директо­ром Государственного психоневрологического института (ныне - Московский НИИ психиатрии Минздрава). Привлек к рабо­те перспективных специалистов и организовал в институте но-


Б

Классики Мировой Психологии

вые кабинеты и лаборатории, в гам числе лабораторию «Гип­нологии и психоанализа». В 1921 г. открыл при отделе психоло­гии института психоаналитически ориентированный «Детский Дом — лабораторию по научному изучению детского возрас­та», ставший первой российской оргструктурой детского пси­хоанализа и зародышем Государственного психоаналитического института (ГПАИ). В 1921 г. совместно с И. Д. Ермаковым и С. Любимовым пытался создать научное общество для исследова­ния бессознательных психических феноменов. Был одним из организаторов журнала «Современная психиатрия». Основал «Журнал психологии, неврологии и психиатрии» (1922). В со­временной психиатрии и психологии и сейчас широко исполь­зуются «психологические методики А. Н. БернштеЙна», пред­ложенные им для исследования интеллектуального уровня (ме­тодика установления последовательности событий и проба на комбинаторику), которые в некоторой мере инициировали и от­части вошли в различные тесты для исследования интеллекта. Он описал «симптом БернштеЙна», фиксирующий некоторые особенности движения у кататоников.

Основные работы: «Экспериментально-психологическая ме­тодика распознавания душевных болезней» (1908), «Эксперимен­тально-психологические схемы, исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях» (1910), «Клинические при­емы психологического исследования душевнобольных» (1911), «Клинические лекции о душевных болезнях» (1912) и др.

 

Бернштейн НиколайАлександрович

1896—1966

Выдающийся отечественный психофизиолог. Предложил концепцию физиологии активности, созданную им на основе глубокого теоретического и эмпирического анализа естествен­ных движений человека в норме и патологии (спортивных, тру-

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии




довых. после ранений и травм органов движения и др.) с ис­пользованием разработанных Бернштейном новых методов их регистрации, которая послужила основой для глубокого пони­мания целевой детерминации человеческого поведения, меха­низмов формирования двигательных навыков, уровней постро­ения движений в норме и их коррекции при патологии. Идеи Бернштейна нашли широкое практическое применение при вос­становлении движений у раненых во время Великой Отечествен­ной войны и в последующий период, при формировании спортивных навыков, создании различных кибернетических устройств и др.

г-, т -_.

19.09.1901 Атцтерсдорф. близ Вены

- 12.06.1972 Буффало. США

Австрийский биолог-теоретик. Один из основоположников общей теории систем. В 1934-1948 г.г. работал в Венском уни­верситете, в 1949 -1972 г.г. - в университетах США и Канады Выдвинул первую в современной науке обобщенную систем­ную концепцию («общую теорию систем»), задачи которой — разработка математического аппарата описания разных типов систем, установление изоморфизма законов в различных облас­тях знания. В последние годы жизни занимался разработкой системной, организмической концепции человека, в которой важная роль отводилась способности человека оперировать с

символами.

Основные работы: «Kritishe Theorie der Formbitding» (1928); «Modern theories of development» (1933); «Theoretic. Biologic», 2 Bde., (1932-1934); «Das biologische Weltbild» (1949): «General System Theory. Foundations, Development, Applications» (1968).

Берталанфи (Bertalanffy) Людвиг фон

-

Бехтерев Владимир Михайлович

22.01.1857 близ Вятки —24.12.1927 Москва

Выдающийся отечественный невропатолог, психиатр, физи­олог, психолог. Создатель первой в России лаборатории экспе­риментальной психологии при клинике Казанского универси­тета (1885), основатель Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром всестороннего исследования человека. Психологическое творчество Бехтере­ва можно условно разделить на два этапа. В первый период (до 10-х гг. XX в.) Бехтерев говорил о равноправном существова­нии двух психологии: субъективной, основным методом кото­рой должна быть интроспекция, и объективной. Бехтерев назы­вал себя представителем объективной психологии, однако, в отличие от И. М. Сеченова, который полагал необходимым изу­чать объективными методами именно психические процессы, Бехтерев считал возможным объективное изучение лишь внеш­не наблюдаемою, т. е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы. На втором этапе творчества (с 10-х гг. XX в.) Бехтерев создает учение, на­званное им рефлексологией. По сути рефлексология стала пре­емницей объективной психологии Бехтерева Несмотря на то что рефлексология была подвергнута критике за механистич­ность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти Бехтерева, его идеи о всестороннем изу­чении человека получили свое продолжение в последующем развитии психологии. Приглашенный на консультацию к Ста­лину он имел мужество поставить ему диагноз — паранойя. После этого он прожил всего один день. Кремлевские врачи объявили причину смерти: кишечное отравление консервами.

Основные работы: «Объективная рефлексология» в 3 т., (1907-1910). «Общие основы рефлексологии человека» (1918); «Коллективная рефлексология» (1921).

 


Классики Мировой Психологии

Основные работы: «Love Is Not Enough» (1950); «Truants from Life» (1954); «The Informed Hear!» (I960): «The Empty Fortress» (1967); «Children of the Dream» (! 967); «The Uses of Enchantment» (1976); «The Freid and the Soul» (1982).

Бёкк(Bucke) Ричард Моррис
 

Классики Мировой Психологии

Беттельгейм (Bettelheim) Бруно

28,08.1903 Вена

- 13.03.1990 Силвер-Сиринг. Мериленд. США Австро-американский психолог и психотерапевт, известный своими работами по обучению и психотерапии детей с эмоцио­нальными нарушениями. Получил степень доктора психологии и философии в Венском университете. После нацистского пере­ворота в Австрии в 1938 году он был из-за своего еврейского происхождения арестован и отправлен сначала в Дахау, а затем в Бухенвальд. После своего освобождения в 1939 году, иммигри­ровал в США, где работал в Прогрессивной Ассоциации Обра­зования в Университете Чикаго. Позже он получил место ассоци­ированного профессора в Рокфордском колледже (1942 - 1944). В октябре 1943 он написал статью « Индивидуальное и массовое поведение в чрезвычайных ситуациях» которая быстро получила мировую известность. Основанная на его собственных лагерных наблюдениях и опыте она была посвящена возможностям адап­тации человека к условиям жизни концентрационного лагеря и рассматривала эффекты влияния нацистского террора на лич­ность. В 1944 он был назначен ассистентом профессора психоло­гии в Университете Чикаго и возглавил университетскую ортоге-нетическую школу, которая была своеобразной лабораторией для работы с детьми с серьезными эмоциональными проблемами от 6 до 14 лет. Здесь Беттельгейм провел свои, ставшие классичес­кими, исследования детского аутизма. С 1952 по 1973 год он был профессором психологин Чикагского университета. Б. Беттель­гейм являлся автором 15 книг, в нескольких из которых он опи­сывал свою деятельность в Ортогенической школе. Он постоян­но сотрудничал с профессиональными изданиями и писал статьи для «Нью-Иоркер». «Сайнтифик Америка», «Комментариев» и! «Журнала для родителей». Беттельгейм покончил с собой в 1990 году. Причиной самоубийства были смерть его жены в 1984 году и последствия перенесенного им в 1987 году тяжелого инсульта.

1837—1902

Канадский психолог и психиатр. Профессор Западного уни­верситета в Онтарио (Канада). Президент психологической сек­ции Британской Медицинской Ассоциации и президент Аме­риканской Медико-психологической Ассоциации. Автор книги «Man,s Moral Nature» (Моральная природа человека, 1879) по­священной исследованию отношения симпатической нервной системы и морали. Он утверждал, что в 1872 году спонтанно пережил состояние космического сознания и с тех пор вся его дальнейшая жизнь была направлена на понимание природы трансцендентной реализации и озарения. Его классический труд «Cosmic Consciousness» (Космическое сознание, 1901) оказал сильное влияние на исследования сознания и трансперсональ­ную психологию.

Бине (Binet) Альфред

11.07.1857 Ницца—18.10.1911 Париж Французский психолог, создатель первой во Франции лабо­ратории экспериментальной психологии (1889). Бине является автором работ по самому широкому кругу проблем психологии: по патологии сознания, проблемам умственного утомления, индивидуальных различий процессов памяти, внушения, гра­фологии и др. Однако наибольшую известность получили раз­работки Бине в области создания тестов интеллекта, сделавшие Бине одним из основателей тестологии. В начале XX в. на осно­ве экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления детей, проведенных Бине вместе с Т. Симоном были разработа-

Классики Мировой Психологии

ны тесты уровня умственного развития. По Бине, этот уровень определяется генетическими факторами и не зависит от обуче­ния. Бине ввел в тестологию понятие умственного возраста, в отличие от хронологического (паспортного) возраста. В 1911 г. В. Штерн предложил измерять уровень умственного развития с помощью подсчета коэффициента интеллектуальности (IQ), который был использован при конструировании видоизменен­ной шкалы 6ине-Симона, получившей название шкалы Стенд-форд-Бине (по названию Стендфордского университета, где впервые она была разработана), или шкалы Бине-Термена (Л. Термен был руководителем группы, разработавшей новый ва­риант шкалы в этом университете). В течение двух последую­щих десятилетий тесты Бине широко использовались во Фран­ции, были адаптированы в ряде других стран, в том числе в Рос­сии. Термин «коэффициент интеллектуальности» до сих пор широко используется в ряде тестов.

Бинсвангер (Binswwanger) Людвиг

13.04.1881 Крейцлинген. Тургау. Швейцария — 05.02.1966 Крейцлинген. Тургау. Швейцария Известный швейцарский психиатр и философ, директор пси­хиатрической клиники в Крейцлингене, применивший принци­пы экзистенциальной феноменологии в психотерапии. Он счи­тал, что психические расстройства связаны с искаженным само­образом (self-image) пациента и его неадекватным отношением к миру и предложил метод анализа, направленный на осозна­ние пациентом самого себя и восстановление нарушенных коммуникаций с окружающим его миром. Свой метод Бинсван-гср назвал дазайнанализом. В дальнейшем это направление психотерапии было разработано М. Боссом, Р. Мэем, Р. Куном и Р. Страусом, Цель дазайнанализа состоит в том, чтобы спо­собствовать индивиду в познании своих возможностей, что п(' зволяет преодолевать проблемы, с которыми он столкнулся. Пс1 хотерапевты этого направления отвергают любое понимаш 48

сущности психического здоровья, исходящее из необходимости соответствовать требованиям общества. Выздоровление понима­ется ими как восстановление способности пациента к самораз­витию. Важнейшим положением дазайнанализа является посту­лат об индивидуальной неповторимости личности. Бинсвангер и его последователи считали, что для каждого человека необходи­мо разрабатывать отдельную, только его случаю соответствую­щую теорию и индивидуальный терапевтический метод.

Основные работы: «Grundformen und Erkenntnis mensclilichen Daseins» (1962); «Erinnerung Sigmund Freud» (1956; Sigmund Freud: Воспоминания о Дружбе), «Beeing-in-tlie- World: Selected papers of Ludwig Binswanger» London, 1975.

 

Блонский ПавелПетрович

д

14/26.05.1884 Киев — 02.1942 Москва Российский педагог, психолог и философ. Родился в Киеве в семье мелкого чиновника. Закончил с отличием вторую киевс­кую классическую гимназию, а затем историко-филологичес­кий факультет Киевского университета. До Октябрьского пере­ворота был приверженцем идеализма, написал не потерявшую до сих пор своей значимости философскую работу о неоплато­нике Плотине. После революции перешел на марксистские по­зиции. Предметом психологической науки Блонский считал поведение, которое (в отличие от бихевиористов) не отрывалось им от сознания и рассматривалось как «сознательное поведе­ние». Выступал за превращение всей психологии в социальную, так как поведение человека, по Блонскому, следует рассматри­вать как функцию социальной жизни. Блонскиий - автор одной из признанных классификаций видов памяти, проведенной по генетическому принципу. Блонский выделяет моторную, аффек­тивную, образную, вербальную память. Исследовал также про­цессы развития мышления, сексуальное развитие детей. В пер­вые годы советской власти являлся горячим приверженцем но­вых форм обучения в единой трудовой политехнической шко-

Е_

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психол о го и




ле. До революции, читая психологию и педагогику в народном университете А. Л. Шанявского, оказал влияние научившегося там на историко-философском факультете Л. С. Выготского, который с тех пор стал серьезно заниматься психологией.

 

Наши рекомендации