Бсрковиц, (Berkowitz) Леонард
Род. в 1926 Нью-Йорк. США
Американский психолог. Один из первых исследователей просоциального поведения и агрессии. Окончил Нью-Йоркский университет(]948). Докторскую степень получил в Мичиганском университете (1951). Работал в Исследовательском центре человеческих ресурсов, Сан-Антонио. Профессор психологии Висконсине ко го университета (с 1955). Преподавал в Кембридже (Англия) и Стенфорде. Когда Берковиц начал свою работу в Висконсинском университете, он занимался проблемой агрессии и включил эту тему в курс социальной психологии. Конспекты его лекций стали основой для книги «Aggression: A Social Psychological Analysis» (1962), где он один из первых в мире систематизировал многочисленные исследования по этой теме. Он создал и реализовал ! 7-летнюю программу по исследованию агрессивности. Берковиц первым исследовал насильственное воздействие масс-медиа на сознание человека. Он был одним из первых социальных психологов, которые заинтересовались просоциальным поведением. В результате своих исследований он пришел к выводу, что при определенных обстоятельствах люди могут упорно трудиться за других, даже если
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
Б
они сами не получают никакого вознаграждения. Свое понимание природы агрессивности он высказал в своей известной книге: «Agression: Its Cases Consequences and Control», вышедшей в 1993 году.
Т- /Т> \ гх
Берн(Bern) Эрик
1910^1970
Американский психотерапевт и психолог, создавший «трансактный анализ» (ТА). Возможно в терапевтической системе Берна нашли свое отражение его «сценарные директивы» - литературное творчество и помощь людям, полученные от родителей — строгого и самоотверженного отца-врача и ма1ери — профессионального литератора.
Эрик Леннард Бернстайн, закончив в 1935 году медицинский факультет Университета МакГилла. иммигрировал в США и принял американское гражданство. Такой шаг во многом был продиктован процветавшим в те годы в Канаде антисемитизмом, проблема которого отразилась и в ТА, заложив основу так называемого культурного анализа. Во время Второй мировой войны был психиатром в армии США. Затем занимался частной психоаналит ической практикой Правда, свой собственный анализ Берн прервал после того, как психоаналитик запретил ему вторую женитьбу до окончания анализа (все четыре его брака были неудачными). Возможно это подтолкнуло его к созданию оригинальной психотерапевтической системы, основу которой составляет структурный анализ эго-состояний. В 1957 году Берн сообщил о ней на конференции Американской ассоциации групповой психотерапии и опубликовал программную статью в «Американском журнале психотерапии». Затем были изданы две его книги по ТА:«Трансактный анализ в психотерапии» (1961 и «Структура и динамика организации групп» (1963). В 1964 году выходит книга, ставшая бестселлером, — «Игры, в которые играют люди», а в 1966-м — руководство для психотерапевтов «Принципы групповой терапии». Последняя книга 36
Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (у нас она издана под названием «Люди, которые играют в игры»), раскрывающая его взгляды на развитие личности была опубликована посмертно, в 1972 году. В 1970 году вышла в свет книга Берна «Секс в человеческой любви», изданная в нашей стране в 90-х годах и представляющая собой не только оригинальное и яркое изложение взглядов автора на проблемы сексологии, но и дальнейшее развитие ТА в этой области. Берн пытался создать такую психотерапию, которая обеспечивала бы «полное излечение за минимальное время». Он утверждал, что адаптировал психоанализ с целью его более широкого и эффективного использования и перевел психоаналитическую терминологию на доступный житейский язык. Критики считали, что ТА по существу является лишь поп-версией психоанализа. Сам Берн не отождествлял свою систему (Родитель—Взрослый—Дитя) с фрейдовскими концепциями Супер-Эго, Эго и Ид и противопоставлял свою теорию фрейдовской или юнговской, поскольку она основана на «феноменологических реальностях, а не на умозрительных конструктах». Вместе с тем на его теорию повлияли работы Эрика Эриксона и Пауля Федерна, у которых Берн сам проходил анализ, а сценарный анализ близок многим идеям Альфреда Адлера. В основе ТА лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности. Берн присвоил названия «Родитель», «Взрослый» и «Дитя» (Р-В-Д). Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные с гороны регуляции поведения. Родитель (который в известном смысле аналогичен Супер-Эго) выступает носителем социальных норм и предписаний, таких как контроль, запреты, идеалы и т.п., которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под влиянием родителей), а также на протя-
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
женин всей жизни. Родитель также регулирует сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматичностью, ригидностью диктуемых предписаний. Дитя выступает носителем биологических потребностей и ощущений. Оно также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные -- нерегулируемое поведение, неконтролируемая активность. Взрослый — наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо от прошлого, хотя и с использованием информации, которая заложена в Родителе и Дитя. Взрослый олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций. Именно с ним связано, по Берну становление зрелой личности. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли
Взрослого.
ТА уделяет особое внимание межличностным отношениям. Согласно Берну, при общении друг другу противостоят все три компонента личности каждого из общающихся людей. Непосредственный акт межличностного взаимодействия (трансакция) может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (так называемая дополнительная трансакция). Например, один из партнеров выступает с позиций Родителя и ведет себя назидательно, директивно, адресуя свое обращение Ребенку другого; гот в, свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ Родителю. BJ этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет,
партнеров. Но возможна и так называемая перекрестная трансакция, когда ответ без учета источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Например, Взрослый одного из партнеров обращается к Взрослому другого с рациональным предложением, а тот избирает детскую реакцию, адресуемую Родителю партнера. При этом возникает дисгармония отношений, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта. Исходя из этой модели, Берн разработал теорию «игр», под которыми понимаются неконструктивные формы общения. В основе многих игр лежат «сценарии» — программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии Дитя, плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым. Берн иллюстрирует эту идею примером крайней степени послушания. Мать всегда учила дочь беречься простуды и носить резиновые сапоги, чтобы не замочишь ноги. Сердясь, .мать часто приговаривспа:« Чтоб ты провалилась». Дочь, будучи хорошей девочкой, была в резиновых сапогах, когда упала с моста.
Целью ТА является освобождение человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведений, а также достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Эрик Берн до самой смерти занимался психотерапевтической практикой. Его жизнь оборвалась на вершине научной карьеры, когда пришло признание и стала таять настороженность коллег, когда началась активная и плодотворная деятельность основанной им Международной ассоциации ТА, появились его последователи во многих уголках мира.
Классики Мировой Психологии |
Основные работы: «Crystallizing Public Opinion» (Кристаллизация общественного мнения, 1923); «Public Relations (Связи с широкой публикой, 1952). Бернштейн Александр Николаевич |
Классики Мировой Психологии
Бернейс (Bernays)Эдвард
22.11.1891 Вена — 09.03.1995 Кэмбридж. Массачусетс
Американский публицист, первый выдвинувший идею public relations, то есть использования социальных наук для формирования общественного мнения. Когда ему исполнился один год, его родители вместе с ним переехали в Нью-Йорк. Его мать Анна была сестрой Зигмунда Фрейда, а отец успешно торговал зерном. После окончания средней школы в возрасте 16 лет Бернейс поступил в Корнелльский университет, где, он по настоянию отца изучал сельское хозяйство и закончил его в 1912. Однако он не захотел заниматься сельским хозяйством и стал работать редактором медицинского ревью. Его внимание привлекла игра, пропагандирующая презервативы для профилактики венерических заболеваний. Ее потенциальный производитель считал общественное табу на публичное обсуждение этого вопроса непреодолимым. Бернейс предложил собрать об этом мнения известных политиков и включить их в инструкцию к игре. В результате игра была произведена и успешно продавалась, а Бернейс нашел свое истинное призвание.
После I Мировой войны он и его будущая жена Дорис Флей-шман (умерла в 1980) создали первое в мире бюро public relations. Их первые клиентами были Министерство обороны США, которое хотело убедить бизнесменов нанимать на работу возвращающихся ветеранов войны, и Литовское правительство, добивавшееся признания его США. Выполняя заказ одного клиента, выпускавшего сетки для волос, Бернейс опубликовал статью об опасности открытых длинных волос для женщин, работающих, на фабриках и ресторанах. В результате, несколько американских правительств издавали законы, обязывающие эту категорию служащих-женщин носить сетки для волос. Проживший долгую жизнь и сохранявший энергию и бодрость, даже когда ему было за 90. Бернейс был автором многих книг по public relations.
1870—1922
Выдающийся российский психиатр, психотерапевт и психолог. Один из инициаторов, организаторов и лидеров российского психоаналитического движения. Ученик С. С. Корсакова. Сын Н. О. Бернштейна—-известного российского врача, физиолога и общественного деятеля. Отец Н. А. Бернштейна — известного российского психолога. Учился в 3-Й Одесской гимназии, в лицее в Ницце и Висбаденской гимназии. Окончил Московский университет (1893). В 1893—1902 гг. работал в психиатрической клинике Московского университета. Наряду с врачебной практикой изучал философию и психологию и работал в первой в Москве лаборатории экспериментальной психологии, организованной С.С.Корсаковым и А.А.Токарским. С 190J г. заведовал этой лабораторией и вел занятия по экспериментальной психологии. В 1901 г. защитил докторскую диссертацию. Неоднократно бывал за границей, где знакомился с работой ведущих психологических лабораторий (В. Вундта, Г. Эббингау-за и др.), психиатрических клиник (Э. Крепелина, Р. Зоммера и др.) и слушал лекции Э. Крепелина, Р. Зоммера, К. Вернике и др. В МГУ вел курс физиологической психологии (с практическими занятиями) до 1905 г. С 1899 г. по рекомендации С. С. Корсакова заведовал Московским Центральным полицейским приемным покоем, где организовал оказание психиатрической помощи неимущим горожанам. Привлек к работе в этом учреждении В. А. Гиляровского, Е. К. Краснушкина, Ю. В. Каннаби-ха и др. Создал в нем биохимическую, патологоанатомическую и психологическую лаборатории, в которых велась интенсивная научная работа. Читал курс клинических лекций и проводил практические занятия со студентами. В 1903 г. добился вклю-
Классики Мировой Психологии
чения этого учреждения в число учебно-вспомогательных структур Московского университета. В 1905 г. был одним из инициаторов организации временных Педологических курсов при Московском педагогическом собрании, при котором в 1908 г. создал и возглавил психологическую лабораторию. В 1906 — 1916 гг. был одним из организаторов Всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Разрабатывал программы, методики и опросники по исследованию личности и интеллекта. Опубликовал первое в России руководство «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных» (! 908) и статьи о проблемах прикладной экспериментальной психологии, практических методах экспериментально-психологического исследования личности и др. Одним из первых российских психиатров обратил внимание на содержание и возможности психоанализа. В 1910—1914 гг. был одним из организаторов и членов редколлегии психоаналитически ориентированною журнала «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии». Сотрудничал с европейскими психоаналитиками. Вел большую клиническую и научную работу. Разработал способ определения восприимчивости памяти при помощи таблиц с геометрическими фигурами, методики экспериментально-психологического исследования и клинического опроса, выполнил работы по эпилепсии, описал симптом олигофалии и пр. В 1919г. содействовал созданию Психоневрологического музея и библиотеки профессора Ф. Е. Рыбакова (Психоневрологического музея-лаборатории) и вошел в Совет музея. В 1920 г. принимал активное участие в преобразовании этого музея в Государственный (Московский) психоневрологический институт. Заведовал в этом институте отделом психиатрии и состоял членом ученой коллегии института. В 1920—1922 гг. был директором Государственного психоневрологического института (ныне - Московский НИИ психиатрии Минздрава). Привлек к работе перспективных специалистов и организовал в институте но-
Б |
Классики Мировой Психологии
вые кабинеты и лаборатории, в гам числе лабораторию «Гипнологии и психоанализа». В 1921 г. открыл при отделе психологии института психоаналитически ориентированный «Детский Дом — лабораторию по научному изучению детского возраста», ставший первой российской оргструктурой детского психоанализа и зародышем Государственного психоаналитического института (ГПАИ). В 1921 г. совместно с И. Д. Ермаковым и С. Любимовым пытался создать научное общество для исследования бессознательных психических феноменов. Был одним из организаторов журнала «Современная психиатрия». Основал «Журнал психологии, неврологии и психиатрии» (1922). В современной психиатрии и психологии и сейчас широко используются «психологические методики А. Н. БернштеЙна», предложенные им для исследования интеллектуального уровня (методика установления последовательности событий и проба на комбинаторику), которые в некоторой мере инициировали и отчасти вошли в различные тесты для исследования интеллекта. Он описал «симптом БернштеЙна», фиксирующий некоторые особенности движения у кататоников.
Основные работы: «Экспериментально-психологическая методика распознавания душевных болезней» (1908), «Экспериментально-психологические схемы, исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях» (1910), «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных» (1911), «Клинические лекции о душевных болезнях» (1912) и др.
Бернштейн НиколайАлександрович
1896—1966
Выдающийся отечественный психофизиолог. Предложил концепцию физиологии активности, созданную им на основе глубокого теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека в норме и патологии (спортивных, тру-
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
довых. после ранений и травм органов движения и др.) с использованием разработанных Бернштейном новых методов их регистрации, которая послужила основой для глубокого понимания целевой детерминации человеческого поведения, механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и их коррекции при патологии. Идеи Бернштейна нашли широкое практическое применение при восстановлении движений у раненых во время Великой Отечественной войны и в последующий период, при формировании спортивных навыков, создании различных кибернетических устройств и др.
г-, т -_.
19.09.1901 Атцтерсдорф. близ Вены
- 12.06.1972 Буффало. США
Австрийский биолог-теоретик. Один из основоположников общей теории систем. В 1934-1948 г.г. работал в Венском университете, в 1949 -1972 г.г. - в университетах США и Канады Выдвинул первую в современной науке обобщенную системную концепцию («общую теорию систем»), задачи которой — разработка математического аппарата описания разных типов систем, установление изоморфизма законов в различных областях знания. В последние годы жизни занимался разработкой системной, организмической концепции человека, в которой важная роль отводилась способности человека оперировать с
символами.
Основные работы: «Kritishe Theorie der Formbitding» (1928); «Modern theories of development» (1933); «Theoretic. Biologic», 2 Bde., (1932-1934); «Das biologische Weltbild» (1949): «General System Theory. Foundations, Development, Applications» (1968).
Берталанфи (Bertalanffy) Людвиг фон |
-
Бехтерев Владимир Михайлович
22.01.1857 близ Вятки —24.12.1927 Москва
Выдающийся отечественный невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885), основатель Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром всестороннего исследования человека. Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. В первый период (до 10-х гг. XX в.) Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологии: субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной. Бехтерев называл себя представителем объективной психологии, однако, в отличие от И. М. Сеченова, который полагал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Бехтерев считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемою, т. е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы. На втором этапе творчества (с 10-х гг. XX в.) Бехтерев создает учение, названное им рефлексологией. По сути рефлексология стала преемницей объективной психологии Бехтерева Несмотря на то что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти Бехтерева, его идеи о всестороннем изучении человека получили свое продолжение в последующем развитии психологии. Приглашенный на консультацию к Сталину он имел мужество поставить ему диагноз — паранойя. После этого он прожил всего один день. Кремлевские врачи объявили причину смерти: кишечное отравление консервами.
Основные работы: «Объективная рефлексология» в 3 т., (1907-1910). «Общие основы рефлексологии человека» (1918); «Коллективная рефлексология» (1921).
Классики Мировой Психологии |
Основные работы: «Love Is Not Enough» (1950); «Truants from Life» (1954); «The Informed Hear!» (I960): «The Empty Fortress» (1967); «Children of the Dream» (! 967); «The Uses of Enchantment» (1976); «The Freid and the Soul» (1982). |
Бёкк(Bucke) Ричард Моррис |
Классики Мировой Психологии
Беттельгейм (Bettelheim) Бруно
28,08.1903 Вена
- 13.03.1990 Силвер-Сиринг. Мериленд. США Австро-американский психолог и психотерапевт, известный своими работами по обучению и психотерапии детей с эмоциональными нарушениями. Получил степень доктора психологии и философии в Венском университете. После нацистского переворота в Австрии в 1938 году он был из-за своего еврейского происхождения арестован и отправлен сначала в Дахау, а затем в Бухенвальд. После своего освобождения в 1939 году, иммигрировал в США, где работал в Прогрессивной Ассоциации Образования в Университете Чикаго. Позже он получил место ассоциированного профессора в Рокфордском колледже (1942 - 1944). В октябре 1943 он написал статью « Индивидуальное и массовое поведение в чрезвычайных ситуациях» которая быстро получила мировую известность. Основанная на его собственных лагерных наблюдениях и опыте она была посвящена возможностям адаптации человека к условиям жизни концентрационного лагеря и рассматривала эффекты влияния нацистского террора на личность. В 1944 он был назначен ассистентом профессора психологии в Университете Чикаго и возглавил университетскую ортоге-нетическую школу, которая была своеобразной лабораторией для работы с детьми с серьезными эмоциональными проблемами от 6 до 14 лет. Здесь Беттельгейм провел свои, ставшие классическими, исследования детского аутизма. С 1952 по 1973 год он был профессором психологин Чикагского университета. Б. Беттельгейм являлся автором 15 книг, в нескольких из которых он описывал свою деятельность в Ортогенической школе. Он постоянно сотрудничал с профессиональными изданиями и писал статьи для «Нью-Иоркер». «Сайнтифик Америка», «Комментариев» и! «Журнала для родителей». Беттельгейм покончил с собой в 1990 году. Причиной самоубийства были смерть его жены в 1984 году и последствия перенесенного им в 1987 году тяжелого инсульта.
1837—1902
Канадский психолог и психиатр. Профессор Западного университета в Онтарио (Канада). Президент психологической секции Британской Медицинской Ассоциации и президент Американской Медико-психологической Ассоциации. Автор книги «Man,s Moral Nature» (Моральная природа человека, 1879) посвященной исследованию отношения симпатической нервной системы и морали. Он утверждал, что в 1872 году спонтанно пережил состояние космического сознания и с тех пор вся его дальнейшая жизнь была направлена на понимание природы трансцендентной реализации и озарения. Его классический труд «Cosmic Consciousness» (Космическое сознание, 1901) оказал сильное влияние на исследования сознания и трансперсональную психологию.
Бине (Binet) Альфред
11.07.1857 Ницца—18.10.1911 Париж Французский психолог, создатель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии (1889). Бине является автором работ по самому широкому кругу проблем психологии: по патологии сознания, проблемам умственного утомления, индивидуальных различий процессов памяти, внушения, графологии и др. Однако наибольшую известность получили разработки Бине в области создания тестов интеллекта, сделавшие Бине одним из основателей тестологии. В начале XX в. на основе экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления детей, проведенных Бине вместе с Т. Симоном были разработа-
Классики Мировой Психологии
ны тесты уровня умственного развития. По Бине, этот уровень определяется генетическими факторами и не зависит от обучения. Бине ввел в тестологию понятие умственного возраста, в отличие от хронологического (паспортного) возраста. В 1911 г. В. Штерн предложил измерять уровень умственного развития с помощью подсчета коэффициента интеллектуальности (IQ), который был использован при конструировании видоизмененной шкалы 6ине-Симона, получившей название шкалы Стенд-форд-Бине (по названию Стендфордского университета, где впервые она была разработана), или шкалы Бине-Термена (Л. Термен был руководителем группы, разработавшей новый вариант шкалы в этом университете). В течение двух последующих десятилетий тесты Бине широко использовались во Франции, были адаптированы в ряде других стран, в том числе в России. Термин «коэффициент интеллектуальности» до сих пор широко используется в ряде тестов.
Бинсвангер (Binswwanger) Людвиг
13.04.1881 Крейцлинген. Тургау. Швейцария — 05.02.1966 Крейцлинген. Тургау. Швейцария Известный швейцарский психиатр и философ, директор психиатрической клиники в Крейцлингене, применивший принципы экзистенциальной феноменологии в психотерапии. Он считал, что психические расстройства связаны с искаженным самообразом (self-image) пациента и его неадекватным отношением к миру и предложил метод анализа, направленный на осознание пациентом самого себя и восстановление нарушенных коммуникаций с окружающим его миром. Свой метод Бинсван-гср назвал дазайнанализом. В дальнейшем это направление психотерапии было разработано М. Боссом, Р. Мэем, Р. Куном и Р. Страусом, Цель дазайнанализа состоит в том, чтобы способствовать индивиду в познании своих возможностей, что п(' зволяет преодолевать проблемы, с которыми он столкнулся. Пс1 хотерапевты этого направления отвергают любое понимаш 48
сущности психического здоровья, исходящее из необходимости соответствовать требованиям общества. Выздоровление понимается ими как восстановление способности пациента к саморазвитию. Важнейшим положением дазайнанализа является постулат об индивидуальной неповторимости личности. Бинсвангер и его последователи считали, что для каждого человека необходимо разрабатывать отдельную, только его случаю соответствующую теорию и индивидуальный терапевтический метод.
Основные работы: «Grundformen und Erkenntnis mensclilichen Daseins» (1962); «Erinnerung Sigmund Freud» (1956; Sigmund Freud: Воспоминания о Дружбе), «Beeing-in-tlie- World: Selected papers of Ludwig Binswanger» London, 1975.
Блонский ПавелПетрович
д
14/26.05.1884 Киев — 02.1942 Москва Российский педагог, психолог и философ. Родился в Киеве в семье мелкого чиновника. Закончил с отличием вторую киевскую классическую гимназию, а затем историко-филологический факультет Киевского университета. До Октябрьского переворота был приверженцем идеализма, написал не потерявшую до сих пор своей значимости философскую работу о неоплатонике Плотине. После революции перешел на марксистские позиции. Предметом психологической науки Блонский считал поведение, которое (в отличие от бихевиористов) не отрывалось им от сознания и рассматривалось как «сознательное поведение». Выступал за превращение всей психологии в социальную, так как поведение человека, по Блонскому, следует рассматривать как функцию социальной жизни. Блонскиий - автор одной из признанных классификаций видов памяти, проведенной по генетическому принципу. Блонский выделяет моторную, аффективную, образную, вербальную память. Исследовал также процессы развития мышления, сексуальное развитие детей. В первые годы советской власти являлся горячим приверженцем новых форм обучения в единой трудовой политехнической шко-
Е_
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психол о го и
ле. До революции, читая психологию и педагогику в народном университете А. Л. Шанявского, оказал влияние научившегося там на историко-философском факультете Л. С. Выготского, который с тех пор стал серьезно заниматься психологией.