Функциональная асимметрия головного мозга
Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию, как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга – различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т. д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия присуща только человеку и формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках.
Понятие рефлекса. Классификация рефлексов по происхождению
Основная форма взаимодействия организма со средой – рефлекс – ответное действие организма на раздражение. Это действие осуществляется с помощью центральной нервной системы.
Рефлексы по своему происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные, или, по классификации И. П. Павлова, безусловные (природообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов и т. д., и условные, сформированные как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде.
Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой предварительной тренировки не требует. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения и выступает физиологической основой знаний человека.
Так, например, маленький ребенок тянется рукой к блестящему белому чайнику. Обжегшись, малыш мгновенно отдергивает руку. Это безусловный рефлекс. Но вот он отдергивает руку при одном виде чайника. Это условный рефлекс.
Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи организма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление к этой среде и нормальную жизнедеятельность в ней.
Нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга.
Виды торможения. Первая и вторая сигнальные системы
Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блокирование временных связей. Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Торможение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для восстановления их работоспособности. Такое же охранительное и восстановительное значение имеет сон как торможение, широко распространившееся на ряд важных участков коры. Сон предохраняет кору от истощения и разрушения. Однако и сон не есть остановка работы мозга. Еще И. П. Павлов отмечал, что сон – это своеобразный активный процесс, а не состояние полной бездеятельности. Во сне мозг отдыхает, но не бездействует, при этом отдыхают клетки, активные днем. Многие ученые предполагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накопленной за день информации, но человек не осознает этого, т. к. соответствующие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, заторможены.
Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И. П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Сигналы – это, прежде всего, предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.
Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И. П. Палов назвал второй сигнальной системой. Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы.
1.4 Методы научно-психологических исследований
Методами научно–психологических исследований называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение психологических явлений и решение разнообразных научно-психологических проблем.
По мнению Л.М. Фридмана, методы научно-психологических исследований подразделяются:
- на неэкспериментальные, позволяющие описать какую-либо особенность личности или группы людей. К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение (самонаблюдение), анкетирование, интервьюирование, беседа, анализ результатов деятельности;
- диагностические методы, которые позволяют не только описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измеряют их, дают им качественные и количественные характеристики. К диагностическим методам относятся: тестирование, шкалирование, ранжирование, социометрия;
- экспериментальные методы, включающие естественный, искусственный, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий эксперименты;
- формирующие методы, которые позволяют, с одной стороны, изучить психологические особенности, а с другой – реализовать воспитательные и образовательные задачи.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом современной психологии?
2. Какие этапы становления психологической науки выделяют?
3. Почему психология на каждом этапе своего развития имела свой предмет исследования?
4. В чем заключалось своеобразие взглядов на психические явления в глубокой древности?
5. Каковы основные представления древнегреческих философов о душе?
6. Почему идеи Р. Декарта послужили важным фактором образования и развития научных парадигм в психологии?
7. Кто был основателем научной психологии? Докажите.
8. Каков предмет психологии с точки зрения классического бихевиоризма? В чем заключается сущность теории этого направления?
9. Каковы основные направления развития отечественной психологии?
10. Охарактеризуйте основные отрасли психологии.
11. Раскройте взаимосвязи психологии и других наук.
12. Как назывался первый метод научных исследований в психологии и какие методы использовалась в донаучной психологии?
13. Какими методами научно-психологических исследований пользуются современные психологи? Каковы возможности этих методов?
14. Какие основные психологические школы появились на рубеже
третьего и четвертого этапов развития психологии? Каковы основные их характеристики?
15. Раскройте научное понимание психики человека.
16. Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем.
17. Раскройте понимание рефлекса как основного механизма высшей нервной деятельности.
18. Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга?
19. Каковы основные функции психики. В каких формах она проявляется?
20. Опишите основные принципы разделения нервной системы человека.
Задания для самостоятельной работы
1. Проведите сравнительный анализ психологических концепций на каждом этапе развития психологии. Назовите самые, на ваш взгляд, значимые для становления психологии как науки.
2. Познакомьтесь подробнее с методами научно-психологических исследований в учебниках психологии. Примените методы опроса в вашей практической деятельности, соблюдая все необходимые требования к проведению психологического исследования.
Психология личности
2.1 Понятие о личности
В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия:
Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Ноmо sapiens. Специфической особенностью человека как биологического существа является: прямохождение; приспособленность рук к трудовой деятельности; высокоразвитый мозг; речь.
Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.
Личность – это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости
Каждый человек имеет свои специфические особенности. Личность в ее своеобразии и есть индивидуальность. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и т.п.
Нас интересует в большей степени понятие личность.
К определению личности в психологии существуют различные подходы [38], что находит свое отражение в формулировках:
А. Г. Ковалев – «Личность – субъект и объект общественных отношений».
А. Н. Леонтьев – «Личность – субъект деятельности».
К. К. Платонов – «Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем».
С. Л. Рубинштейн – «Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия».
В.В. Богословский – «Личность – деятель общественного развития сознательный индивид, занимающий определенное положение и общественную роль».
Г. Оллпорт – «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение».
Многие психологи считают личностью человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется:
- тем, что человек в процессе самопознания начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я»;
- наличием собственных взглядов и убеждений, а также отношений;
- наличием собственных моральных требований и оценок, делающих личность относительно устойчивой и независимой;
- активностью как необходимой характеристикой личности. Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром.
Активность обеспечивает и приспособление личности к окружающей среде, и ее изменение, а также стимулирует участие личности в жизни и деятельности.
На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать на окружающую действительность; изменять ее, а также изменять самого себя; управлять своим поведением и деятельностью.
Что же является главным источником активности?
Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
Важная характеристика потребностей их ненасыщаемость.
Интересным представляется подход американского психолога Абрахама Гарольда Маслоу к изучению иерархии потребностей (рисунок 4).
Маслоу полагал, что чем выше может человек подняться по лестнице потребностей, тем больше психического здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.
На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией.
Самоактуализация – это желание стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.
Этот путь труден: он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной внутренне богатой жизни.
Достигают уровня самоактуализации, по мнению А. Г. Маслоу, немногие (менее 1 %). Большинство людей просто не видят и не осознают свой потенциал, не знают о его существовании и не ведают радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение (общество). Так ребенок, растущий в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеет больше шансов для самоактуализации.
В целом же, если человек выходит на уровень самоактуализации, это означает блокировку потребностей более низкого уровня.
Рисунок 4 – Иерархия потребностей А.Г. Маслоу
Человек, вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализи-
рующаяся личность»), оказывается человеком особым: не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма. Он не будет склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму и т.д. Он обладает высокой самооценкой и принимает других такими, какие они есть.
Для него характерна сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях. Он обладает чувством юмора, у него развитые творческие способности.
Ему присущи: неприятие условностей, но без показного их игнорирования; озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья; способность к глубокому пониманию жизни; способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения; установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений; непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети; предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей; умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов; открытое и честное поведение во всех ситуациях; готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды; способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее; приложение максимума усилий для достижения поставленных целей; умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.
2.2. Структура личности
В 60-е годы ХХ века на повестку дня стал вопрос о структурировании многочисленных качеств личности. С середины 1960-х гг. начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности.
Основу личности составляет ее с т р у к т у р а, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.
Существуют различные подходы к определению структуры личности.
Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности:
1) направленность Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится? | - проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения; |
2) знания, умения, навыки Что человек может? | - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности; |
3) индивидуально-типологические особенности Что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенно- стей его личности? | - проявляются в темпераменте, характере, способностях |
Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности предложил К.К. Платонов (таблица 1). Он понимал под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. В структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры. Все подструктуры различаются между собой по степени представленности в них социального и биологического, спецификой их развития и формирования в процессе жизнедеятельности.
Платонов Константин Константинович (1906 – 1984) – отечественный психолог. Занимался проблемами психологии личности, труда, авиационной психологии, социальной психологии. Проводил исследования профессий железнодорожного транспорта в Ленинградском институте мозга. Разработал новые методы психологического анализа деятельности летчика, создал самолет–лабораторию. |
Согласно концепции К.К.Платонова, низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Т а б л и ц а 1 – Основные подструктуры как уровни личности
Название подструктуры | Элементы, входящие в подструктуру | Соотношение социального и биологического | Специфические виды формирования подструктур |
1 Направлен-ность личности | Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения | Биологического очень мало | Воспитание |
2 Опыт личности | Умения, навыки, знания, привычки | Значительно больше социального | Обучение |
3 Особенности психических процессов | Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память | Чаще больше социального, однако, заметно влияние биологического и даже генетически обусловленных свойств личности | Упражнение |
4 Биопсихичес-кие свойства | Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства | Социального очень мало | Тренировка |
Однако особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности.
Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.
Ведущим компонентом структуры личности является направленность– совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением.
Направленность – это система побуждений (совокупность устойчивых мотивов), определяющая избирательность отношений и активности человека. Связана ли направленность личности с потребностями?
Являясь источником активности, потребности лежат в основе возникновения мотивов – непосредственных побуждений к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей.
Рисунок 5 – Взаимообусловленность потребностей, мотивов
и направленности личности
Мотивы в свою очередь бывают осознанные (человек дает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей) и неосознанные (человек не дает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей).
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется воспитанием.
Формы направленности
1. Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Установка имеет три подструктуры: когнитивную (что готов познать и воспринять человек), эмоционально-оценочную (комплекс симпатий и антипатий к объекту установки) и поведенческую (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия).
Установка бывает позитивная, основанная на положительном отношении к объекту, и негативная, выражающаяся в предубеждениях. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, либо является результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов, либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления, стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.
2. Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности, неосознанные побуждения, характеризующиеся тем, что не взвешена личная и общественная значимость содеянного, не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.
3. Желание – это побуждение (мотив), в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает еще в качестве сильного побуждения к действию. Мотив этот часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен или необходимость в котором у него не очень сильна.
4. Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.
5. Интересы – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Интерес может проявиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение (этот психологический механизм используется рекламой).
Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее потребности (жажды знания, понимания и др.).
Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.
Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности жизненного опыта, образованности, воспитанности, своеобразия духовного склада личности, способностей, характера и др.
Однако интересы индивида, хотя и зависят от выше перечисленного, в конечном итоге все-таки формируются другими людьми (авторитетными), обществом (общественное мнение, мода…). То есть интересы имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития общества, его духовной культуры, развития социальных отношений.
Интересы различаются:
а) по содержанию:
1) материальные (жилищные удобства; одежда; еда);
2) профессиональные (интерес к предмету своего профессионального труда; к процессу профессиональной деятельности; к професиональным знаниям и т.д.);
3) познавательные (интерес к новым знаниям в той или иной области);
4) эстетические (искусство, литература, музыка, природа и т.д.);
5) политические;
6) спортивные;
б) по цели:
1) непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности (процессу познания, овладения знаниями, творчества, труда и т.д.).
2) опосредованный – интерес к результатам деятельности (к приобретению профессии, служебного положения, материальным результатам труда и т.д.).
в) по объему:
1) широкие – распределены между многими объектами;
2) узкие – сконцентрированы на одной области;
3) глубокие – потребность основательно изучить объект во всех деталях;
4) поверхностные – человек скользит по поверхности объекта и не интересуется им по-настоящему.
г) по устойчивости:
1) устойчивые интересы длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека;
2) неустойчивые – они сравнительно кратковременны и быстро возникают и угасают. Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.
д) по уровню действенности:
1) активный – побуждающий человека к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным инициативным поискам источников удовлетворения интересов;
2) пассивный – это интерес к той деятельности, в которой человек сам не принимает участия.
6. Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, которая не вызывает особого труда и человек испытывает чувство удовлетворения в процессе выполнения этой деятельности.
Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Нередко склонность, особенно если она проявляется в детстве, может свидетельствовать о таком свойстве личности как способности.
7. Убеждения–определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Эмоциональная сторона убеждений связана с глубоким их прочувствованием.
Убеждения – это то, что не только понятно, но и глубоко прочувствовано, пережито. Иногда человек знает, как следует поступать в тех или иных конфликтных ситуациях, но не переживает эти знания как потребность действовать согласно знаниям (дефект убеждений). Слово расходится с делом.
Убеждения характеризуются высокой осознанностью и теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.
8. Мировоззрение– система (философских, эстетических, этических, естественно-научных, политических, экономических, психолого-педагогических и др.) сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир и свое место в нем.
9. Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет перспективы самосовершенствования.
Существует два типа отношения к идеалу: созерцательное и деятельное.
Я-концепция
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.
На формирование Я-концепции оказывает влияние социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность):
- семья оказывает фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем,с возрастом, когда все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в формальных (школа, вуз) и в неформальных группах.
Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль в подростковом и юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции: реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.
Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть».
Идеальная же Я-концепция (идеальное Я) – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным, последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.
Самооценка и Я – концепция
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Хотя та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества.
Одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим – в негативном (и тогда они понижают самооценку).
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.
Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.
Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность».
2. В чем сущность различных подходов к определению понятия «личность»? Назовите авторов различных теорий личности.
3. Какова психологическая структура личности по К.К. Платонову?
4. Почему К.К. Платонов считал «направленность» ведущей подструктурой личности?
5. Какие еще подструктуры, кроме «направленности», «опыта», «особенностей психических процессов», «биопсихических свойств» входят в структуру личности?
6. Какова роль потребностей и мотивов в формировании направленности?
7. Какова сущность подхода А. Маслоу к изучению потребностей? Какие потребности, по мнению А. Маслоу являются наивысшими и почему?
8. Какие мотивы являются осознанными? Назовите их.
9. Какие мотивы являются неосознанными? Приведите примеры проявления их в поведении человека.
10. В чем заключается принципиальное отличие Я-концепции от самооценки личности?
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите иерархию потребностей по А. Маслоу. Ранжируйте свои потребности. Попытайтесь объяснить ранг, присвоенный вами той или иной потребности.
2. Изучив классификацию мотивов учения, определите свои мотивы учения в вузе.
3. Ранжируйте ваши интересы по содержанию. Охарактеризуйте ваши профессиональные интересы с точки зрения объема. Какие интересы у вас преобладают по устойчивости? Распределите Ваши интересы на две группы по уровню действенности (активные и пассивные).
3 Индивидуально-типологические особенности личности
3.1 Темперамент
Понятие о темпераменте
Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении: одни подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны, общительны, легко вступают в контакт; другие медлительны, невозмутимы, скромны, замкнуты, скрытны. Причем имелись в виду чисто внешние проявления, безотносительно к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы.
Наблюдая за поведением детей и взрослых, за тем, как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, можно заметить большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, подвижности, эмоциональности, т.е. различия их темпераментов.
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
С древних времен различали четыре основных типа темперамента:
· сангвинический (живой);
· флегматический (медлительный спокойный);
· холерический (энергичный, страстный);
· меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).
Впервые более или менее подробно описал темпераменты древнегреческий врач Гиппократ (IV век до н.э.).
Он считал, что различия между людьми объясняются соотношением различных жидкостей: кровь – «сангвис», желчь желтая – «холе», желчь черная – «меланхоле», лимфа (слизь) – «флегма»
От чего же на самом деле зависят различия людей по темпераменту?
Наиболее удачно ответил на этот вопрос физиолог И.П. Павлов. Он предположил, что различия людей по темпераменту зависят от особенностей высшей нервной деятельности. Он открыл и описал эти особенности:
- сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки (сильные раздражители);
- уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т.е. соотношение этих процессов. С этой точки зрения, процессы могут быть или уравновешены, т.е. примерно одинаковой силы, или какой-то из них преобладает, доминирует;
- подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.
Т а б л и ц а 2 – Соотношение типов нервной системы и темперамента
Тип нервной системы | Сильный | Слабый | |||
Безудержный | Живой | Инертный | |||
Особен-ности нервных процесс-сов | Сила | Сильный | Сильный | Сильный | Слабый |
Уравно-вешен-ность | Неуравнове-шенный | Уравнове-шенный | Уравнове- шенный | Неуравнове-шенный | |
Подви-жность | Подвижный | Подвижный | Инертный | Подвижный или инертный | |
Темперамент | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
Павлов Иван Петрович (1849 – 1936) – российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, новых подходов и методов физиологических исследований. Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. Возглавлял отдел физиологии Института экспериментальной медицины. |