Вопрос 3. Приемы и способы эффективной коммуникации в деятельности сотрудника полиции
Коммуникация выступает важнейшей составляющей процесса общения и связана с выявлением специфики обмена информацией между людьми, с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений. Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Содержание конкретной коммуникации может быть очень различным. Существенно и то, что с коммуникацией мы часто связываем представления об эффективности общения. Именно здесь лучше видны удачи и неудачи, так как любая коммуникация преследует какие-то цели и направлена на удовлетворение потребностей.
Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, называются коммуникативными действиями. По типу отношений между участниками различают межличностную, публичную и массовую коммуникацию.
Психологические структурные компоненты акта речевой коммуникации. Коммуникативное намерение (или коммуникативная интенция) – это желание вступить в общение с другим лицом.
Замысел сообщения – это информация в исходном виде, которую один партнер намерен передать другому, глубинный уровень порождения сообщения, на котором существует лишь смутный проект предстоящего высказывания.
В речевом общении различают два вида целей, которые может преследовать говорящий – ближайшая цель, то есть непосредственно выражаемая говорящим, и более отдаленная, долговременная. Основные разновидности ближайшей цели - интеллектуальная цель: получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение, критика; цель, связанная с установлением характера отношений: развитие или превращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера; побуждение к действию.
За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст, углубляющий и усложняющий общение.
Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом полученного сообщения. В случае значительного сходства образов мира у партнеров расшифрованная информация будет близка к той, которая составляла замысел сообщения, – послание будет правильно понято.
К социально-ролевым структурным компонентам речевой коммуникации следует отнести статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы.
Понятие статусная роль указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.д.) положением, или статусом.
По ходу общения могут быть выделены и ситуативные роли говорящих, существенно влияющие на характер общения.
Стилевые характеристики участников общения проявляются в особенностях речевого стиля коммуникаторов, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках.
Психотехника — это искусство управления психикой, причем как своей (например, саморегуляция), так и психикой другого человека (например, психологическое воздействие).
К основным психотехникам, обеспечивающим эффективное профессиональное общение, можно отнести следующие: техника психологического воздействия; психотехника определения внутреннего состояния человека по внешним поведенческим признакам; техника установления психологического контакта и доверительного общения; психотехника конфликтного взаимодействия.
Психотехника общения