Концептуальные подходы к объяснению криминогенной сущности личности преступника.

В отечественной и зарубежной литературе выделяется ряд подходов к психологическому объяснению криминогенной потенции личности преступника и факторов, детерминирующих ее формирование и проявление в преступном поведении.

· объясняющие противоправное поведение как детерминированное генотипическими факторами;

· основанные на раскрытии мотивации преступного поведения;

· построенные на выделении ведущего криминогенного психического образования (комплекса);

· исследующие различного рода психологические свойства преступников, без их систематизации («коллекционерский подход»);

· определяющие в качестве внутренней причины преступного поведения психические аномалии;

· описывающие структуру психологических свойств личности преступника;

· рассматривающие внутренние детерминанты преступного поведения как второстепенные, зависимые от внешних факторов - социальных условий и влияний.

Один из подходов основывается на объяснении криминогенной потенции как детерминированной природными (генотипическими) задатками, инстинктами и др. Он прослеживается в ряде концепций: антропологической (Ч.Ломброзо, Э.Ферри), наследственного предрасположения к преступлениям (О.Кинберг, Е.Ланге, Е.Гейер, Ж.Пинатель, А.Штумпль и др.), конституционального предрасположения (Э.Кречмер), эндокринного предрасположения (Ди Туллио, Р.Фунес и др.), инстинктивных влечений (З.Фрейд, Э.- Фром, У. Джеймс, К. Лоренц и др.). Критическим аргументом в отношении этих концепций является признание того, что генотипические предпосылки поведения находятся "под контролем" социально детерминированных, т.е. приобретенных свойств.

Следующий подход к изучению личности преступника основывается на анализе мотивации преступлений. Ряд исследователей сходятся во мнении, что мотивация преступного поведения является ключевым понятием в изучении субъектов преступных деяний (Ю.М.Антонян, С.В.Бородин, В.В.Гульдан, В.Н.Кудрявцев и др.). В результате изучения мотивов преступлений, делаются выводы о том, какие мотивы и связанные с ними потребности присущи лицам, совершающим те или иные виды общественно опасных деяний. Типологическое описание мотивационных, перцептивных и волевых свойств личности преступников дано С.В.Познышевым. Среди экзогенных преступников (совершивших преступление в силу возникших обстоятельств) он выделяет лиц, которые либо с достаточной ясностью не видели непреступных выходов из своего положения (глупые, малоразвитые, легкомысленные, боязливые, растерявшиеся, отчаявшиеся), либо видевших социально приемлемый выход, но не обладавших достаточной волей, чтобы своевременно его использовать (пассивные, безвольные, застенчивые, бессердечные, безучастные, нечестные). В числе эндогенных преступников (совершивших преступления по собственной инициативе) выделены импульсивные (испытывающие чувство удовольствия от процесса совершения преступления), эмоциональные (совершающие преступления для удовлетворения сильного чувства, разрядки аффекта), "расчетливо-рассудочные" (совершающие преступления для достижения имущественного, служебного, социального, семейного положения). С.В.Познышев высказал важную идею о том, что необходимо выделять основные и дополнительные "признаки" (свойства) личности преступников. Однако идея о выделении основных и дополнительных свойств криминогенной личности не получила достаточно конкретного и систематизированного развития.

Анализ мотивационного подхода показывает, что несмотря на важное значение мотивации в изучении психологии личности преступника, исследователи справедливо признают, что один и тот же мотив может детерминировать в зависимости от направленности личности различные по своему правовому значению действия как противоправные, так и правомерные. Поэтому, основываясь на изучении мотивации преступлений и мотивообразующих свойств личности преступников не возможно дать достаточно продуктивное объяснение криминогенной личности.

Ряд исследований личности преступника основан на выделении психических образований, выступающих ведущими внутренними факторами в детерминации преступного поведения. В русле такого подхода видное место занимает ценностно-нормативная концепция личности преступника, разработанная А.Р.Ратиновым. В качестве ядра личности, которое обусловливает определенное видение действительности, отношение к предметам, явлениям, людям и к себе и избирательность поведения, он называет "ценностность". Субъект оценивает явления в свете своих потребностей как ценности (или антиценности). В соответствии с результатами оценки, ориентируясь на собственные правила-нормы он строит свое поведение. По мере развития личности формируется индивидуальная ценностно-нормативная модель поведения, которая включает в себя собственную концепцию прав и обязанностей, норм и стандартов поведения, возможных и ожидаемых санкций. Достоинство концепции заключается в том, что в ней раскрывается ряд сторон проявления личности в психологическом механизме преступного поведения и выделяется системообразующий фактор. Аналогичного подхода придерживаются и другие исследователи. Так, Ю.М. Антонян, М.И.Еникеев, В.Е.Эминов приходят к выводу о том, что "личность преступника отличается от личности законопослушного человека негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение". К таким психологическим особенностям преступников они относят импульсивность, агрессивность, асоциальность, гиперчувствительность во взаимоотношениях, отчужденность и плохую приспособляемость к новой социальной ситуации. Особое значение они придают наличию у преступников тревожности и социальной отчужденности, которая проявляется как потеря интереса к обществу, неприятие его ценностей и норм, безразличие к социальной оценке, отсутствие эмпатии, альтруистических чувств, необходимых личностных ценностей, социальных навыков и умений, а также защитно-агрессивные мотивы, адаптированность к общностям правонарушителей, подозрительность, мнительность, неуверенность, обостренное ощущение угрозы своему бытию, пессимистическую оценка перспективы. Указанные особенности обнаружены у 36-44% лиц, совершивших насильственные и корыстно-насильственные преступления и у 22-26% корыстных преступников. Эти цифры в то же время свидетельствуют, что большинство преступников не обладают указанными особенностями и сами исследователи справедливо отмечают, что многие преступники не отличаются тревожностью, а психологическое отчуждение фатально не ведет к совершению преступления.

Большое количество исследований посвящено сравнительному изучению различных психологических свойств личности преступников. При этом изучаемые свойства отбираются исследователями без анализа их функций в порождении преступного поведения и обоснования их криминогенной значимости. Этот подход можно назвать «коллекционерским». Так, к криминогенно релевантным свойствам личности насильственных преступников одни исследователи относят: завышенный уровень притязаний и самооценки, эгоцентризм, повышенную обидчивость, эмоциональную неустойчивость, высокую реактивность при отстаивании своих интересов, ригидность мыслительных процессов, низкие способности к адаптивным формам поведения, экстрапунитивную манеру реагирования на воздействия социального окружения. В других работах отмечаются иные черты, в том числе противоположные названным выше: сниженное самоуважение, глубокое расхождение между реальным и идеальным "Я", склонность к риску; тенденция добиваться намеченных целей, игнорируя угрозу наказания; раздражительность, повышенная восприимчивость, злопамятность, чувство собственной неполноценности, ущемленности, потребность утверждения в социальной среде и самоутверждения, властвования, а также потребность игрового типа, удовлетворяемая переживанием риска и других острых эмоций. У преступников, склонных к импульсивному насилию, выявлены расплывчатые, нереалистичные, иррациональные представления, касающиеся межличностных отношений и отношений с официальной властью; а у лиц, совершающих обдуманное насилие эти отношения представляются адекватными. Сравнительное исследование акцентуаций характера преступников с использованием стандартного их перечня, проведенное В.В.Юстицким, показало, что акцентуации обусловливают социально-правовую дезадаптацию и "воздействуют" на такие звенья механизма преступного поведения, как: а) потребности; б) "возможности удовлетворения потребностей правомерным путем", трудности самоконтроля, фрустрация, агрессивное возбуждение, тревожность и др.; в) ценностные ориентации, связанные с механизмом "защиты Я" и др. Однако значительная часть несовершеннолетних, как и взрослых, имея аналогичные акцентуации, не совершают противозаконных деяний, а среди преступников немало лиц, не имеющих таких акцентуаций.

Обобщая анализ сравнительных исследований различных свойств личности преступников, можно придти к выводу, что хотя они и показывает определенные корреляции с преступным поведением, однако не дают оснований для выводов о криминогенной сущности личности.

Еще один из подходов к объяснению криминогенной сущности личности преступника основывается на раскрытии обусловленности преступного поведения психическими аномалиями субъекта. Среди преступников выявлено сранительно большее количество человек, имеющих психические аномалии, по сравнению с законопослушными лицами. Так, Н.Г.Иванов отмечает, что большой процент "истериков" обнаружен среди лиц, совершающих кражи в составе группы, психопатов - среди преступников, совершающих причинение тяжких телесных повреждений, хулиганства, посягательства на работников милиции, изнасилования и корыстно-насильственные преступления. Важные выводы для понимания роли психических аномалий в преступном поведении сформулированы В.В.Гульданом. Автор выделяет две линии формирования мотивов преступных действий психопатических личностей: нарушение опосредования потребностей и нарушение их опредмечивания. Нарушение опосредования потребностей обусловливает формирование:

1) аффектогенных мотивов, проявляющихся в стремлении к немедленному устранению источника психотравмирующих переживаний, когда эмоциональное возбуждение разрушает внутренний контроль и побуждает к деструктивным насильственным действиям;

2) ситуационно-импульсивных мотивов, проявляющихся в стремлении удовлетворить потребность "ближайшим объектом" без учета существующих норм и возможных последствий. Нарушение опредмечивания потребностей приводит к возникновению мотивов психопатической самоактуализации (стремление к реализации некоторой черты личности), либо мотивов-суррогатов (их реализация ведет не к удовлетворению потребности, а к временной разрядке напряжения), либо суггестивных мотивов, которые формируются под влиянием референтной группы и определяют проявление не свойственных субъекту форм поведения.

В качестве личностных свойств, обусловливающих указанные нарушения опосредования и опредмечивания потребностей В.В.Гульдан выделяет: а) у возбудимых психопатов - повышенный уровень притязаний, неадекватную самооценку, внешнюю атрибуцию ответственности, склонность к лидерству, агрессивному и демонстративному реагированию, самовзвинчиванию, повышенную раздражимость, обидчивость, конфликтность, дисфориче- скую окраску настроения; б) у тормозимых психопатов - робость, нерешительность, склонность к тормозным реакциям или реакции "отказа" в сложных ситуациях, сверхконтролю над непосредственным эмоциональным реагированием. У неустойчивых психопатов в качестве свойств, обусловливающих нарушение опредмечивания потребностей, отмечается отсутствие стабильного динамического стереотипа (целеустремленности в поведении, быстрая смена интересов), склонность к переоценке своих способностей, поиску острых ощущений, развлечений.

Эти выводы представляют ценность также и для раскрытия личностной детерминации преступного поведения у психически здоровых лиц, поскольку, как доказывает В.В.Гульдан, направленность общественно опасных деяний, рецидив преступлений психически здоровых преступников и психопатов достоверно не различаются, а мотивация противозаконных действий психопатических личностей подчиняется общим закономерностям формирования мотивов психически здоровых лиц (имеет сходные этапы, звенья и основывается на аналогичных потребностях).

В ряде работ криминологов и психологов характеристика личности преступника раскрывается через построение структуры ее свойств. Вопросы структуры личности преступника рассматриваются в работах Г.А.Аванесова, Ю.М. Антоняна, Ю.Д.Блувштейна, Б.С.Волкова, П.С.Дагеля, В.Г. Деева, А.И.Долговой, М.И.Еникеева, Г.Х.Ефремовой, К.Е.Игошева, И.И.Карпеца, А.Г.Ковалева, В.Н.Кудрявцева, Г.М.Миньковского, К.К.Платонова, С.В.Познышева, В.В.Романова, Е.Г.Самовичева, А.Б.Сахарова, О.Д.Сит- ковской, А.И.Ушатикова, Л.Б.Филонова, В.Е.Эминова и др. В них описывается криминологическая структура личности преступника и структура ее психологических свойств. К психологической структуре исследователи относят: свойства потребностно-мотивационной сферы (потребности, интересы, устойчивые мотивы и др.); свойства ценностно-нормативной сферы (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, установки, позиции личности и др.); интеллектуальные свойства (уровень умственного развития, особенности мышления и др.); свойства, представляющие опыт, значимый в преступном поведении (знания, умения, навыки, способности); эмоциональные и волевые свойства. Однако эти описания структуры ограничиваются указанием видов свойств и лишь в общих чертах касается их содержательных характеристик. Такое описание не дает достаточно определенного научного знания, которое может обеспечить решение практических задач.

Своеобразный подход к личности преступника основан на утверждении о том, что личность играет второстепенную роль в порождении преступного поведения, а определяющими выступают социальные условия. Так, основная идея концепции социальной дезорганизации (К.Шоу, Г.Маккей), заключается в том, что правонарушитель - это нормальная личность, адекватно реагирующая на ненормальные социальные условия. В основе концепции социальной аномии (Р.Мертон) лежит суждение о том, что социальное окружение порождает завышенные притязания у определенных категорий лиц, но ограничивает возможности их удовлетворения, заставляя тем самым действовать противоправно. Данный подход воплощается также в концепции субкультуры (А.Коуэн, Р.Клоуард, Л.Олин), указывающей, что деликвентные субкультуры продуцируют криминогенные потребности, содержание которых зависит от характера субкультур. Они могут быть ориентированными: на материальный достаток; на конфликтное достижение статуса в социуме; на различные формы аддиктивного поведения (алкоголизм, наркомания, необычные формы сексуальных отношений, поиск экстатичных переживаний, "запредельных эффектов" и т.п.).

Критический взгляд на данный подход основывается, во-первых на понимании свободы воли субъекта поведения, что означает определяющее значение собственного выбора в совершении поступков, который обусловлен свойствами направленности личности. Во-вторых, по верному замечанию Ю.М. Антоняна и Е.Г.Самовичева, криминогенное влияние внешних условий возможно только в отношении преступников, которые предрасположены к этому системой своих взглядов и установок, ценностных ориентаций и ведущих мотивов, которые не видят возможностей иных непреступных способов действий. Более того, в силу своих личностных предпосылок у ряда правонарушителей проявляется склонность создавать условия для реализации своих отрицательных свойств. Так, лицо эпитимного типа всегда найдет к чему можно придраться, а паранойяльного типа -- создаст повод для подозрений и ревности. Встреча индивида с асоциальной группой и вхождение в нее становится естественной, благодаря ценностным эталонам личности.

Приведенные подходы к личности преступника вносят определенный вклад в ее познание, однако имеют ограничения. Для системного объяснения криминогенной сущности личности преступника, дающего научные основания решения практических задач, психологические особенности ее свойств должны изучаться с учетом их функций в генезисе преступного поведения, проявлений в различных уровнях психической регуляции (интеллектуальном, эмоциональном, импульсивном), а также в соотнесении с внешними условиями, социальной ролью, социальным статусом субъекта и другими факторами. В результате такого исследования должна быть построена структурно-функциональная модель криминогенной личности, в которой определены наиболее существенные свойства криминогенные свойства и их функции в механизме преступного поведения, а также свойства, способствующие и обеспечивающие возможность такого поведения.

Заключение

Для каждого данного человека как представителя поколения действует стихийно сложившаяся социальная программа, в которой находят свое отражение состояние материальной и духовной культуры, тип общественных отношений, уровень развития производительных сил, а также те конкретные материальные и идеальные взаимоотношения, посредством которых формируется это поколение. Социальная программа вещественно представлена технологией, произведениями искусства, архитектурой и множеством других «очеловеченных» предметов. Она выражена в знаковых системах – научной и художественной литературе, живописи и через разнообразные взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Социализация биологии человека пронизывает всю его жизнь. В этой связи следует указать на методологическую необоснованность дуализма в подходе к проблеме биосоциального.

Изучение человека на стыке биологического и социального – одна из важных проблем науки. Многое в этой области еще не изучено. Требует своего изучения, в частности, вопрос об установлении границ влияния на человека и его развитие биологических, природных факторов и механизмов этого влияния.

Нами было рассмотрены и проанализированны понятие, структура личности, механизм взаимосвязи ее различных свойств и качеств. Все эти знания, безусловно, помогут нам в общении с различными категориями граждан, дадут возможность прогнозировать поведение людей, а также помогут разобраться в себе и совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Список литературы

1. Маклаков А.Г Общая психология. Учебник для вузов ( Гриф УМО МО РФ): Изд-во ПИТЕР, 2015

2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов. : Изд-во «Питер» 2014

3. Немов Р.С. Общая психология Том 3: Психология личности. Учебник для ВУЗов.( Гриф МО ) Изд-во «Юрайт»,2014.

4. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для ВУЗов:Издательство Питер,2015.

5. Еникеев М.И Юридическая психология : Учебник для вузов( Гриф государственного комитета РФ по высшему образованию).- М.: Норма,-2015

6. Еникеев М.И . Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов/М.И Еникеев.-2-е изд., перераб.-ил.-Изд-во «Инфра- М, Норма»-2015

7. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Г. Караяни, В.Л. Цветков – М., 2013.

8. Караяни А.Г. Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. (Гриф УМЦ «Профессиональный учебник») – Изд-во «Юнити-ДАНА», 2015.

9. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

10.Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.

11.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2015

Доктор педагогических наук,

профессор, академик РАЕН,

профессор кафедры юридической

психологии УНК ПСД Московского

университета МВД России имени В.Я Кикотя Родин В.Ф.

Наши рекомендации