В зависимости от участия воли

(произвольное и непроизвольное)

Восприятие можно различать по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора: зрительное восприятие (рассматривание картины), слуховое восприятие (слушание рассказа), осязательное восприятие (ощупывание предмета) и т.п.

Любое восприятие определено деятельностью не одного, а нескольких анализаторов. Например, при слушании лекции ведущим является слуховой анализатор. Однако при этом студент видит преподавателя, записывает основные положения в тетради и т.п.

Восприятие различается по видам также в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, предмета, музыки, восприятии человека человеком. С этими видами восприятия связаны такие явления как галлюцинации и иллюзии.

Восприятия, возникшие без наличия реального объекта, называются галлюцинациями(видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т.е. субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными. как и исходящие из объективного мира.

Не следует путать галлюцинации с иллюзиями (ошибочные восприятия реальных вещей или явлений). Главная особенность иллюзий - обязательное наличие подлинного объекта.

Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших, расстояния на воде недооцениваются. Ярко окрашенные и хорошо освещенные предметы кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия: серое на черном фоне кажется белым, человек среднего возраста рядом с молодым выглядит старше.

Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается пр6едмет. К примеру, неподвижно светящаяся точка в темноте кажется движущейся (автокинестический эффект). Этим объясняются многие ошибки, в том числе различные «видения» так называемых НЛО.

Механизм восприятия человеком времени связан с так называемыми «биологическими часами» - определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его. Марихуана и гашиш имеют непостоянное влияние на восприятие времени, они могут приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Экспериментально доказано, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека.

Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьироваться в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии подавленности или фрустрации оно течет медленнее.

Нередко при восприятии у человека могут возникать иллюзии, которые могут быть вызваны различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала.

Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий - насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то его неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности, восприятие разделяется на произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное).

Непреднамеренное восприятие вызывается как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. Находясь в помещении, человек видит людей и предметы, слышит шумы, воспринимает различные запахи и т.д. В таком восприятии нет заранее поставленной цели и отсутствует волевая активность.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает волевые усилия, например, слушание доклада, просмотр выставки книг.

Свойства восприятия

Основными свойствами восприятия являются избирательность, предметность, константность, целостность, апперцепция, осмысленность и обобщенность.

Из огромного числа предметов и явлений, действующих на человека, лишь некоторые выделяются с отчетливостью и осознанностью. Эта особенность восприятия называется избирательностью, которая зависит от интересов, установок, потребностей личности. Например, для решения какого-либо вопроса вам нужен конкретный человек. Заглянув в несколько комнат, вы говорите, что там никого нет, хотя в каждом помещении находятся другие люди. В восприятии фиксируется невозможность удовлетворить возникшую потребность.

Первоначальной и общей возможностью восприятий является выделение контура предмета из фона и лишь затем начинается различение формы, пропорций, отдельных деталей.

Константность -относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Висящая на стене доска воспринимается одинаково по величине и форме и цвету при передвижении по комнате, хотя изображение на сетчатке глаза будет различным.

Во многом константность восприятия является проявлением влияния прошлого опыта. Мы знаем, что колеса круглые и поэтому мы их так видим. Но при определенных условиях (при большом удалении предмета, при очень ярком освещении и т.п.) константность восприятия нарушается.

Феномен константности не проявляется в тех случаях, когда знание о реальных формах, размерах цвете предмета отсутствует. Однажды в Африке один этнограф вместе с местным жителем - пигмеем вышел из леса. Вдалеке паслись коровы, а поскольку пигмей никогда не видел коров издалека, то константность восприятия была нарушена и пигмей, к изумлению этнографа, принял их за муравьев.

Если бы восприятие не было константным, то человек при каждом шаге, движении сталкивался бы с новыми предметами, переставал бы их узнавать.

Восприятие есть всегда целостный образ предмета, который не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются (см. рис.).

Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, которая остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр, или один рояль, или человеческий голос.. Целостность музыкального образа в нашем сознании выступает при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.

Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, о чем свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым зрение было возвращено в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия. Постепенно у этих людей у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно ограничивается тем, что они узнали ранее путем осязания. Восприятие формируется в процессе практики.

Апперцепция или зависимость восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни - одно из важнейших свойств восприятия. Все виды восприятия осуществляются не отдельным анализатором (зрительным, слуховым и т.п.), а конкретным, действующим, познающим человеком с его желаниями, установками, чувствами. Например, люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием горизонтальных и вертикальных прямых линий.

Осмысленно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, отнести его к определенной группе, обобщить его словом. Даже при виде незнакомого предмета человек старается установить сходство со знакомыми предметами, всему придать смысл. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное(собака, озеро, облако и т.п.).

Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенностьвосприятия. Степень обобщенности восприятия зависит от особенностей имеющихся у человека понятий, т.е. от уровня и объема знаний. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия обнаруживается единство чувственных и логических элементов, проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Необходимо учитывать тот факт, что на восприятие оказывает большое влияние ожидания и предположения. Проще говоря, мы часто видим то, что ожидаем увидеть, слышим то, что ожидаем услышать и т.п.

Грузинский психолог И.Т. Бжалава предъявлял испытуемым, знающим немецкий и русский языки, списки немецких слов. В конце этого списка стояло слово, которое можно было прочитать как написанное латинскими буквами бессмысленное буквосочетание, или как написанное кириллицей осмысленное слово. Все испытуемые продолжали читать это буквосочетание по-немецки (т.е. относили к классу бессмысленных, но немецких слов), не заметив осмысленного варианта как русского слова.

Типы восприятия

Восприятие и наблюдение человека характеризуются не только общими закономерностями, но и индивидуальными особенностями. В связи с чем выделяются следующие типы восприятия:

Синтетический

Аналитический

Типы восприятия Аналитико-

Синтетический

Эмоциональный

У людей синтетического типа проявляется склонность к обобщению явлений и к определению основного смысла происходящего, они не придают значения деталям.

Люди аналитического типа стремятся выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они вникают во все обстоятельства, подробности, затрудняясь понять основной смысл явлений.

Аналитико-синтетический тип восприятия встречается в жизни наиболее часто и является наиболее благоприятным для деятельности. У людей данного склада наблюдается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению, т.е. они соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов - с их объяснениями.

Для людей с эмоциональным типом восприятия характерно не выделение сущности явления и его частей, а стремление выразить свои переживания, вызванные этим явлением. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители.

Наши рекомендации