Психологический эксперимент и его виды
Экспериментом называется метод психологического исследования, характеризующийся более активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, чем это может быть осуществлено в наблюдении. Приведем самые общие характеристики эксперимента как отличного от наблюдения метода получения научных психологических знаний, которые выделил известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн: 1) в эксперименте сам исследователь вызывает изучаемое явление, а не ждет, пока явление спонтанно обнаружит себя, 2) экспериментатор может варьировать, т.е. изменять условия, при которых данное явление наблюдается, 3) изолируя отдельные условия (независимые переменные), экспериментатор может выявить роль отдельных условий или их сочетаний для возникновения того или иного явления и установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс, 4) в эксперименте можно варьировать количественные соотношения отдельных условий и тем самым получить количественные данные, допускающие математическую обработку [101].
Виды экспериментов, как и формы наблюдения, можно расклассифицировать по ряду оснований1. Не приводя всех возможных классификаций, воспользуемся одной из них, предложенной известным отечественным психологом А. Р.Лурия [78]. Он разделил все методы экспериментального исследования на три группы.
1 С ними студенты знакомятся в специальных курсах по экспериментальной психологии (см., например, [48]).
1. Группа методов структурного анализа,с помощью которых выделяется и анализируется структура изучаемого психического процесса или явления.
2. Совокупность экспериментально-генетических методов,с помощью которых прослеживаются различные стадии развития изучаемого процесса (метод срезов) или организуется формирование той или иной психической деятельности (формирующий эксперимент).
3. Экспериментально-патологические методы(называемые А. Р.Лурия также методами синдромного анализа), которые выявляют комплекс изменений при каких-либо болезненных нарушениях психической деятельности (например, при повреждениях головного мозга или психических заболеваниях) и вскрывают факторы, «отвечающие» за возникновение того или иного комплекса изменений (синдрома).
Метод структурного анализа, по А. Р.Лурия, заключается в следующем. Психолог, изучающий тот или иной психический процесс, ставит перед испытуемым какую-либо конкретную задачу и прослеживает строение соответствующих действий испытуемого, характер используемых при этом средств в процессе решения поставленной задачи и пр.
Обращаясь к экспериментам второй группы, покажем отличие метода срезов от формирующего эксперимента на конкретном примере экспериментального исследования, проведенного А. Н.Леонтьевым под руководством Л. С. Выготского в конце 20-х гг. XX в. Его предметом было развитие памяти как высшей психической функции1. В эксперименте приняли участие испытуемые трех возрастных групп: дошкольники, школьники и взрослые, у которых в одной из экспериментальных серий изучалась способность использовать для запоминания слов особые средства — «узелки на память», т.е. нужно было запоминать слова («рука», «книга», «хлеб», «дом» и т.п.) с помощью карточек, на которых были нарисованы другие предметы. Карточки выбирались испытуемыми по принципу какого-либо отмеченного ими самими сходства с предметом, обозначенным запоминаемым словом (например, для слова «хлеб» могла быть выбрана карточка, на которой была нарисована масленка с маслом, так как масло можно намазать на хлеб).
Было установлено существенное различие между испытуемыми разных возрастных групп в использовании карточек как средства запоминания слов: дошкольники еще не использовали карточку для запоминания слова, потому что не понимали смысла этой операции, школьники очень хорошо запоминали с карточками (и плохо без карточек). Взрослые же запоминали слова с карточками лучше, чем школьники, и намного лучше по сравне-
1 О понятии «высшая психическая функция» см. главу 5.
нию со школьниками без карточек (согласно гипотезе Л.С.Выготского, подтвердившейся в данном экспериментальном исследовании, у взрослых имеются уже внутренние «карточки», т.е. определенные внутренние средства запоминания).
Таким образом, в этих экспериментах были получены данные, раскрывающие особенности запоминания у испытуемых каждой возрастной группы. Экспериментатор производил как бы срез процесса развития памяти в онтогенезе. Возникал, однако, вопрос: а что происходит на линии «между» этими точками? Ответить на этот вопрос позволил формирующий эксперимент. В частности, с помощью остроумного методического приема у испытуемого формировалось умение использовать внутренние средства для запоминания, если до этого он применял только внешние средства.
В одном из экспериментов школьникам предлагалось для запоминания не 30 карточек, как обычно, а всего одна. Тогда процесс запоминания превращался в рассказ, каждое слово которого определенным образом было связано с карточкой, т.е. средством запоминания теперь выступали слова. В результате у испытуемых появлялась сформированная в эксперименте высшая форма внутренне-опосредствованного запоминания. Формирующий эксперимент широко используется также в возрастной и педагогической психологии, в частности в исследованиях и практических разработках, проводимых на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.
В группе экспериментально-генетических методов часто выделяют так называемый лонгитюдный метод, т. е. систематическое изучение одних и тех же испытуемых в течение весьма долгого времени (например, в течение нескольких лет или даже десятилетий).
В нейропсихологии и патопсихологии широко используются экспериментально-патологические методы, об особенностях которых можно узнать из соответствующих учебных курсов.
Виды экспериментального исследования можно классифицировать и по ряду других оснований. Так, выделяют, например, эксперименты естественные и лабораторные, отличающиеся разными условиями их проведения (а именно в естественных или лабораторных — и поэтому иногда весьма искусственных — условиях).