Предмет и задачи специальной психологии

Специальная психология может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей психологической науки, что следует понимать буквально, как систему исполь­зования психологических знаний в решении конкретных про­блем практической деятельности человека. Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышлен­ном производстве стало основой для возникновения таких ее прикладных отраслей, как медицинская, педагогическая, тру­довая психология.

Прикладной характер специальной психологии раскрывается через ее исторические связи с коррекционной педагоги­кой. Именно формирование и развитие системы специально­го образования стало одним из определяющих, хотя далеко не единственным фактором в возникновении данной науки. Од­нако не следует упрощенно понимать причины ее становле­ния и сводить их лишь к факту появления практики обучения детей с отклонениями в развитии. Потребовалась довольно длительная эволюция самой практики, прежде чем пришло осознание необходимости глубоких и всесторонних знаний об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей как важного фактора эффективной учебно-вос­питательной работы с ними. Но и этого оказалось недоста­точно, ибо сама психология должна была достичь того уровня зрелости, при котором смогла бы ответить на запросы и потребности практики. Пути исторического развития специаль­ной психологии определяются переплетением двух эволюци­онных рядов, постоянно взаимодействующих друг с другом, — системы специального коррекционного образования и само­го психологического знания.

Словосочетание «специальная психология» прочно укоре­нилось в сфере профессионального общения и давно нашло свое отражение в большинстве современных психологических словарей. Вместе с тем неоднократно делались попытки заме­ны этого термина как не вполне удовлетворительного с точки зрения академического подхода, так как он не раскрывает сво­еобразия предметного содержания данного научного направления. В названиях других прикладных отраслей пси­хологии — медицинской, политической, космической, инже­нерной, спортивной и пр. отчетливо просматривается указание на сферу их практического применения. Именно эти элемен­ты названий и фиксируют предметное содержание данных дисциплин и определяют их специфику по отношению ко всем остальным. В том случае, когда на месте подобного слова по­является термин «специальная», мы, по существу, сталкива­емся с феноменом смысловой тавтологии. Именно это обсто­ятельство и привело к поискам новых, более адекватных на­званий. Но в связи со значительной укорененностью термина «специальная психология» эти попытки, как правило, мало результативны, и предложенные варианты, такие как «коррекционная психология» или «психология дизонтогенеза», не по­лучили широкого употребления.

Проблема названия может показаться формальной и вто­ростепенной. Но она важна и показательна по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, логика развития науки и логи­ка развития языка бывают весьма противоречивы. Вряд ли можно определить, кто и когда предложил термин «специаль­ная психология». Но, даже будучи неточным в отношении предметного содержания науки, он прочно укоренился в про­фессиональном словаре. С другой стороны, можно предполо­жить, что коллизия с названием данной дисциплины есть не что иное, как весьма своеобразное и не осознаваемое отраже­ние проблемы определения ее предмета.

С методологической точки зрения вопрос предметного со­держания для любой науки является кардинальным, прежде всего потому, что задает границы отраслевой исследовательс­кой деятельности и определяет характер взаимоотношений с другими дисциплинами. Вместе с тем процесс научного по­знания в свою очередь оказывает влияние на изменение пред­ставлений о предмете изучения, то, расширяя, то, сужая его гра­ницы.

В сознании профессионалов специальная психология час­то ассоциируется с совокупностью ее отраслей: психологией слепых, глухих, умственно отсталых и т. д. Это определение можно принять лишь с определенной долей условности. В та­ком случае термин «специальная психология» теряет всякий смысл, становится неким собирательным названием, простой оболочкой, безразличной к своему содержанию. Сами по себе указанные разделы составляют лишь его часть, которая не может заменить собой целое. Это целое имеет тенденцию к расширению: появляются новые группы детей с отклонения­ми в развитии. Тем не менее, конструирование предмета науки должно быть таким, чтобы он мог объединить разнородные аспекты и одновременно задать некоторые рамки, границы своего содержания.

Общее представление о предмете специальной психологии связано с процессом изучения закономерностей отклоняюще­гося развития. Разные варианты данного феномена часто обо­значаются термином дизонтогенез. Так, в наиболее распрост­раненном определении предмета специальной психологии указывается на процесс исследования «психологических особен­ностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффуз­ным поражением коры головного мозга, нарушением деятельнос­ти анализаторов, недоразвитием речи при сохранении слуха» (Психологический словарь. М., 1986, с.309). В другом определе­нии говорится об изучении «людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы» {Специальная педагогика /Под. ред. Назаро­вой. М., 2000, с. 67)

В процитированных определениях смысловые акценты не точно расставлены. Прежде всего, сам предмет специальной психологии подменяется перечислением ее отраслей, что сра­зу приводит к утрате его целостности. Кроме того, самих от­раслей существует значительно больше, чем представлено в данной дефиниции. Обращает на себя внимание и тот факт, что в первом определении говорится об аномальных детях, а во втором — о людях с характерными отклонениями от нор­мального психического развития. Тем не менее, само поня­тие «аномальные дети» нуждается в пояснении. Но тот же психологический словарь, говоря о детях с отклонениями в развитии (современный аналог рассматриваемого термина) указывает, что «отклонения в психическом развитии могут быть вызваны сенсорными нарушениями, поражениями цент­ральной нервной системы, двигательными нарушениями, тяже­лыми нарушениями речи» (Психологический словарь. М., 1996, с.90). По сути, это определение повторяет первую из приве­денных дефиниций предмета специальной психологии, ко­торый к тому же неправомерно сужается в возрастном отно­шении, так как специальная психология изучает не только лиц детского возраста. Этот недостаток восполняется во вто­ром определении, где говорится уже о людях (не только о детях), но при этом не указывается, что именно изучается у этих людей, для которых характерны отклонения от нормаль­ного психического развития. В действительности лица с по­добными нарушениями могут быть объектом исследования многих наук — медицины, биологии, социологии, педагоги­ки и т. д. В одном из приведенных определений есть требуе­мая ссылка: речь идет об изучении психологических особен­ностей. Но какие это особенности — возрастные, индивиду­альные, половые, патологические и пр., опять же не сказано. Употребление этого слова, по-видимому, означает, что основ­ной акцент в изучении детей с отклонениями в развитии должен быть сделан на их отличиях от нормально развивающих­ся. Но всестороннее исследование не может ограничиться фиксацией одних отличий. Оно должно также выявлять и сходства, что имеет гораздо большее значение. Таким обра­зом, даже краткий анализ наиболее распространенных оп­ределений предмета специальной психологии лишний раз доказывает сложность поставленной задачи.

Если попытаться дать краткое определение предмета спе­циальной психологии, то прежде всего следует подчеркнуть, что она изучает не сами феномены нарушенного развития, как обычно принято считать. (Ибо эти их могут изучать и другие науки.) Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных услови­ях. Иначе говоря, ее может интересовать то, как протекает процесс психического развития в самых разных патогенных ситуациях; как и каким образом могут изменяться в зависи­мости от многообразных параметров этих условий различ­ные характеристики психогенеза. Совершенно очевидно, что в данном контексте особый исследовательский интерес будет связан также с изучением запаса прочности процесса разви­тия. Каким образом психике, даже в осложненных, стеснен­ных условиях, удается сохранять свою целостность, реализуя основные функции по адекватному отражению окружающего мира и регуляции поведения? Какова структура и динамика этих компенсаторных способностей? Анализируя процесс раз­вития в стандартных условиях его протекания, ответить на эти вопросы весьма сложно. Упомянутые в нашем определении неблагоприятные ситуации сами по себе не всегда способны вызвать отклонения в развитии. В конечном счете, многое будет определяться сочетанием разнообразных характеристик индивида, опосредующих их воздействие. Именно поэтому одни и те же условия для разных людей могут иметь различ­ные последствия. Неблагоприятная ситуация признается па­тогенной, способной спровоцировать те или иные отклоне­ния в развитии, если сила ее воздействия превышает компен­саторные возможности индивида и относительно устойчиво изменяет характеристики актуального функционирования психики в параметрах точности, полноты и скорости отража­тельных и регуляторных функций и в результате изменяет темп ее возрастного развития.

Говоря о том, что специальная психология изучает процесс развития, протекающий в осложненных условиях, которые сами по себе не могут изменить его сущности и направленно­сти, но придают ему определенную специфику в форме осо­бого способа реализации, мы можем более или менее точно очертить рамки предмета специальной психологии, не сводя все ее содержание к психологии слепоты, глухоты, умствен­ной отсталости и т. п. В качестве таковых могут выступать не только нарушения в деятельности анализаторов, опорно-дви­гательного аппарата, разнообразные церебральные, речевые расстройства, то есть факторы внутреннего порядка. Помимо этого можно говорить и о внешних неблагоприятных факто­рах, широкий спектр которых формируется при серьезных и длительных деформациях социальной ситуации развития -тяжелые психотравмирующие обстоятельства жизни, воспи­тание за пределами семьи, несоответствующие возрасту ребен­ка образ жизни, виды деятельности, требования и ожидания со стороны взрослых. Последнее может касаться, в частности, детей, рано и ярко проявивших какое-то дарование и в связи с этим начинавшим раннюю профессиональную подготовку, а то и профессиональную деятельность. Даже сама по себе нестандартность одаренных детей может существенно менять систему отношений к ним, что способно выступить в каче­стве осложненной ситуации развития.

Деление неблагоприятных условий на внутренние и вне­шние достаточно условно. В реальной жизни внутренние ус­ловия могут спровоцировать формирование целого ряда до­полнительных внешних. Так, дети с нарушениями очень час­то воспитываются в ситуации домашней изоляции, не имея возможности полноценного общения со сверстниками, что не может не сказаться на характере их психического развития. И наоборот, внешние неблагоприятные условия со временем способны трансформироваться во внутренние. Длительное пребывание ребенка в ситуации эмоционального напряжения в конечном счете, как правило, приводит к устойчивым сбоям в работе центральной нервной системы и нарушениям пове­дения. Помимо сказанного следует особо подчеркнуть и то, что круг негативных факторов развития, описываемых разны­ми науками, постоянно расширяется, что, в свою очередь, приводит к соответствующему усложнению предметного со­держания специальной психологии. Каждый раз ей приходится сопоставлять характеристики патогенных условий с изме­нениями в параметрах процесса психического развития, вы­деляя наиболее типичные среди них.

Таким образом, обозначив область предметного содержа­ния специальной психологии, мы подчеркнули как ее уникаль­ность по сравнению с другими разделами психологической науки, так и единство с ними. Многие отрасли психологичес­кого знания изучают свой предмет именно с точки зрения «ус­ловий». Педагогическая, психология исследует психику в ус­ловиях учебной деятельности, медицинская — в условиях того или иного заболевания и процесса лечения, трудовая — в ус­ловиях производственной деятельности и т. д.

Наличие собственного предмета исследования определяет и конкретные задачи специальной психологии. Любая наука всегда стремится раскрыть и воспроизвести наиболее общие законы своего предмета. Но, прежде всего, она должна более или менее точно раскрыть его сущность, ибо указать на пред­мет и установить его природу далеко не одно и то же. Предме­том специальной психологии мы назвали изучение процесса психического развития в стесненных обстоятельствах. Само же нарушенное развитие, являющееся следствием воздействия этих обстоятельств, представляет собой стойкое изменение парамет­ров актуального функционирования психики и темпов ее возрас­тной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста.

Говоря о конкретных задачах специальной психологии, необходимо выделить наиболее значимые среди них. К их числу можно отнести исследование нескольких групп закономер­ностей психического развития, а именно:

а) основные и общие, то есть закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных ус­ловиях;

б) модально-неспецифические — ряд особых закономер­ностей, свойственных всем группам детей с отклонени­ями в развитии независимо от характера основного нарушения;

в) модально-специфические — особенности, свойствен­ные какой-то одной группе детей с отклонениями в раз­витии;

г) наконец, последняя группа закономерностей связана с установлением зависимостей характера психического раз­вития от силы и выраженности патогенного фактора, на­пример от степени и времени потери слуха, от длительности состояния эмоциональной депривации и др.

В данном случае речь идет об установлении индивидуально-типологических особенностей внутри одного и того же вида отклонения в развитии.

Следует особо отметить тот факт, что специальная психо­логия, начиная развиваться как многоотраслевая дисципли­на, на первых этапах своего становления преимущественно акцентировала внимание на изучении модально-специфичес­ких закономерностей. Позже, благодаря исследованиям Л. С. Выготского, фокус стал постепенно смещаться в область общих закономерностей. И только в самую последнюю оче­редь начались попытки изучения модально-неспецифических закономерностей. Эта историческая последовательность свя­зана с одним парадоксом специальной психологии, на кото­рый впервые обратил внимание В. И. Лубовский. Поскольку модально-специфические закономерности стали исследовать­ся раньше, создавалось устойчивое убеждение в том, что имен­но этот тип закономерностей изучен лучше других. Анализ эмпирического материала, а главное, способ его получения, привел В. И. Лубовского к обратному выводу. Десятилетиями уче­ным казалось, что они изучают модально-специфические за­кономерности, но в действительности речь шла о модально-неспецифических. Причиной этого стал распространенный недостаток в экспериментальной стратегии. Проводя экспе­римент, исследователь, как правило, сопоставлял результаты, полученные на одной группе детей с отклонениями в разви­тии, с аналогичной по возрасту группой нормально развива­ющихся детей. Выявленные отличия рассматривались как свойственные только для данного типа отклонения. Последу­ющие исследования показали, что в большинстве случаев они типичны одновременно для нескольких групп детей с откло­нениями в развитии и по сути являются модально-неспеци­фическими. И те и другие закономерности представляют со­бой лишь своеобразное проявление общих, основных законов развития психики, характерных как для случаев нормы, так и для патологии. Исследование разных типов закономерностей, как задача специальной психологии, сопряжено также с изу­чением компенсаторных механизмов, позволяющих сознанию человека продолжать реализовывать свои основные функции в условиях дизонтогенеза.

Перечисленные задачи по своему существу являются и ис­следовательскими и прикладными одновременно. Имеющи­еся в арсенале специальной психологии сведения об основных, модально-неспецифических, модально-специфических и индивидуально-типологических особенностях психическо­го развития детей с теми или иными отклонениями позволяют дифференцировать процесс обучения этих детей, строить адекватные и эффективные коррекционные программы для работы с ними, создать условия, препятствующие появлению новых отклонений — проводить психопрофилактику.

Таким образом, весь широкий спектр прикладных задач специальной психологии обусловлен процессом разработки научных основ для методов и содержания обучения разных групп детей с отклонениями в развитии, коррекционной, ре­абилитационной и психопрофилактической работы с ними.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят трудности определения предмета специальной психологии?

2. Как в настоящее время определяется предмет специальной психологии?

3. Чем объясняется необходимость точного определения пред­мета науки?

4. В чем состоят основные задачи специальной психологии?

5. Чем определяются стоящие перед специальной психологией задачи?

6. В чем состоит теоретическое и практическое значение специ­альной психологии?

Литература

1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

2. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано­мального развития детей. М., 1989.

3. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - па­топсихология. М., 1996.

4. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой М., 2000.

5. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.

Глава 2

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Научное познание всегда обращено к исследованию какой-то отдельной, конкретной стороны или свойства своего пред­мета. Сам же предмет, как правило, обладает множеством сто­рон и свойств, которые в свою очередь становятся объектами изучения других наук. Таким образом, любая наука исследует свой предмет лишь в определенном ракурсе, опуская осталь­ные. Для того чтобы воспроизвести предмет в его первоначаль­ной целостности, необходимо сопоставить данные о нем из различных научных областей. Возможность подобного сопо­ставления реализуется благодаря существованию связей меж­ду отдельными науками, что нередко приводит к формированию новых научных дисциплин.

Изучение изолированного объекта есть абстракция. В реаль­ности каждый объект включен в многообразные связи и отноше­ния. Выявление характера этих отношений расширяет представ­ления о свойствах объекта. В научной практике весьма часто складываются ситуации, когда несколько наук изучают один и тот же предмет, но «под разными углами зрения», различными методами, пользуясь собственными категориальными аппарата­ми. Взгляд на один и тот же объект с разных точек зрения может формировать подчас очень непохожие картины, каждая из которых будет и верной и односторонней одновременно, но при этом воспроизводятся разнообразные его связи и отношения.

Таким образом, обогащение наших знаний лежит на пути научной интеграции, установлении тесных контактов между дисциплинами. Специальная психология обладает обширны­ми межпредметными связями, которые имеют отчетливую тенденцию к дальнейшему росту.

Кроме того, нелишне напомнить, что специальная психо­логия исторически формировалась в процессе непрерывного взаимодействия с другими науками. Так, являясь частью психологической науки, специальная психология, прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями и в особеннос­ти с общей, возрастной и педагогической. Знания, накоплен­ные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, ибо развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений под­чиняется общим законам функционирования и генеза созна­ния. С другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико-психологических исследований, проводимых в рамках специальной психоло­гии. Многие закономерности в норме легко могут ускользнуть от взгляда исследователя либо крайне трудны для изучения в искусственных условиях. Случаи патологии являются, по об­разному выражению И. П. Павлова, «жестоким эксперимен­том природы», дающим уникальную возможность проверить степень универсальности законов, открытых и описанных ра­нее. Это особенно важно, если учесть, что структура психики не может быть реально разложена на составляющие ее компо­ненты, это осуществимо лишь теоретически. И в этом смысле значение клинико-психологических исследований уникаль­но: порой тот или иной закон обнаруживает себя лишь тогда, когда он нарушается, что дает возможность его описать и изу­чить. Не случайно практически все крупные представители психологической науки уделяли значительное внимание кли­ническому материалу.

Тесные связи также существуют между специальной и ме­дицинской или клинической психологией. На первоначаль­ных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую Научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Неко­торые авторы и сегодня отождествляют их. Подобная точка зрения не вполне верна, хотя между специальной и медицин­ской психологией существует много общего. Основной про­блемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. Предметное содержание специальной психологии связано с разными вариантами отклоняющегося психического разви­тия, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое существенное отличие состоит в том, что медицинская психология рассматривает человека в клини­ческом контексте, в процессе лечения. В специальной пси­хологии иной контекст — социальный, то есть обучение, вос­питание, профессиональное самоопределение. Разные кон­тексты связаны с разной направленностью приложения психологических знаний. Медицинская психология обслу­живает сферу здравоохранения, специальная — сферу коррекционного образования. Указанные отличия не отрицают существования областей и зон взаимодействия между двумя науками. Особенно тесные связи у специальной психологии устанавливаются с одним из наиболее разработанных разде­лов медицинской психологии — нейропсихологией. После­дняя занимается изучением нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Как известно, для многих детей с отклонениями в развитии характерно на­личие резидуальных органических патологий мозга. Именно поэтому использование основных принципов и методов нейропсихологии при изучении этих детей оказалось весьма продуктивным и перспективным.

Специальная психология также контактирует с рядом клинико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатоло­гией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларин­гологией, медицинской генетикой и др. Знания о структурно-функциональных основах организации психической дея­тельности углубляют представления о природе нарушений психического развития. Многочисленные психические и не­рвные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в раз­витии. Именно поэтому клинические сведения из перечислен­ных дисциплин так важны для построения теории специаль­ной психологии. Сказанное, безусловно, не означает отожде­ствление клинического и психологического подходов, ибо клинициста (врача) прежде всего интересуют симптомы и син­дромы заболевания как внешние проявления внутреннего па­тофизиологического процесса. Психолог же, по справедливо­му мнению В. В. Лебединского, за клиническими симптома­ми ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности или психологические реакции на эти симпто­мы. Таким образом, клинический и психологический анали­зы обращены к разным уровням изучаемого явления — физи­ологическому и психологическому, каждый из которых при всем их единстве обладает выраженной спецификой, собствен­ными закономерностями и несводим к другому.

Соотношение клинического и психологического анализов часто напоминает известный психологический феномен по­очередной смены фигуры и фона, последовательно превраща­ющихся друг в друга. Например, детская психиатрия занимается не просто психическими заболеваниями, их этиологией, патогенезом и т. д., но прежде всего тем, как они протекают и проявляют себя в зависимости от возрастного фактора. Здесь болезнь выступает в роли фигуры, а возраст в роли фона. Спе­циальная психология интересуется тем, как психическое за­болевание и его последствия (равно как и другие соматичес­кие расстройства) влияют на процесс возрастного развития психики. В этом случае процесс возрастного развития пред­ставлен в виде фигуры, а болезнь и ее последствия в роли фона.

Круг предметных связей специальной психологии не огра­ничивается взаимодействием с психологическими и клинико-биологическими дисциплинами. Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспи­тания детей с отклонениями в развитии. Очевидным является тот факт, что методы и содержание специального обучения и воспитания должны основываться на знании особенностей психического развития детей с ограниченными возможностя­ми. В этом состоит, прежде всего, связь специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии. В данном случае специальная психология выступает в качестве одного из элементов теоретической базы коррекционной педагоги­ки. С другой стороны, практика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии является важным средством проверки точности и надежности психологических представле­ний. Взаимодействие специальной психологии и педагогики способствует содержательному обогащению обеих наук; за последнее десятилетие оно существенно видоизменилось.

Процесс обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии долгие годы был жестко регламентирован едиными программами, учебными планами, стандартами и т. п. К на­стоящему времени появилось множество оригинальных на­правлений в этой области, существенно расширилось педаго­гическое пространство и свобода педагогического экспери­ментирования. В нынешних условиях специальная психология получила уникальную возможность сравнительного изучения своеобразия развития особого ребенка в разных условиях вос­питания и обучения, начиная от традиционного и кончая различными формами интегрированного обучения. Подобные сравнительные исследования могут существенно обогатить представления о феноменах отклоняющегося развития, они сами и их результаты выступают в качестве экспертных оценок, определяющих, какие из педагогических технологий облада­ют большим развивающим и коррекционным потенциалом.

Другой аспект взаимосвязи специальной психологии и кор­рекционной педагогики касается содержания процесса воспи­тания детей с особыми нуждами, семейного воспитания. До­вольно длительное время семейному воспитанию не уделялось должного внимания и не придавалось необходимого значения. Возрождение подлинного интереса к этому процессу началось именно в сфере специальной педагогики. В рамках семьи закладываются основы нравственного сознания личности, иерар­хии ценностей, общественно значимые мотивы поведения и т. д. — специальная педагогика осознала эти положения рань­ше общей в силу целого ряда причин, среди которых следует отметить роль личности инвалида в процессе его социальной адаптации. Многократно было показано, что при одном и том же нарушении, при прочих равных условиях, успешность со­циальной адаптации зависит от личностных свойств индивида и, прежде всего от характера его самооценки, установок и иерар­хии мотивов. Как уже было сказано, именно эти качества в сво­ей основе закладываются под влиянием семейного воспитания. В этой связи не случайным кажется тот факт, что одновремен­но с подъемом интереса к проблемам семейного воспитания в коррекционной педагогике, в области специальной психоло­гии все актуальнее становится проблематика развития эмоци­онально-волевой сферы и личности в целом у людей с откло­нениями в развитии. Все глубже осознается тот факт, что зна­ния об особенностях познавательной деятельности детей с проблемами в развитии (на чем традиционно делался упор) явно недостаточны и односторонни и не включающие понимание своеобразия формирования личности этих детей.

В последнее время появляется все больше исследований, посвященных психологическим аспектам семейного воспита­ния особого ребенка. Взаимодействие коррекционной педа­гогики и специальной психологии в сфере семейного воспи­тания ребенка с особыми нуждами с неизбежностью привело к проблеме психолого-педагогической помощи родителям подобных детей. От характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от особенностей формирующе­гося к нему отношения, определяющего стиль воспитания, во многом зависит своеобразие развития его личности, а также решение кардинального вопроса социальной адаптации — превратится или не превратится личность инвалида в инва­лидную личность.

Круг межпредметных связей специальной психологии в действительности весьма широк и не ограничивается обозна­ченными выше. Мы могли бы также сослаться на инженер­ные науки, занимающиеся проектированием технических при­способлений и приборов для инвалидов; на социологию, общую педагогику, философию, этнографию и пр. Но и рас­смотренных связей (рис. 2.1.) вполне достаточно для того, что­бы понять: предмет специальной психологии является чрез­вычайно сложным, многомерным и многоаспектным фено­меном.

Социальная педагогика
Общая педагогика
Коррекционная педагогика
предмет и задачи специальной психологии - student2.ru предмет и задачи специальной психологии - student2.ru

Рис 2.1.Межпредметные связи специальной психологии

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлена связь наук в процессе познания объективной реальности?

2. С какими психологическими дисциплинами связана специаль­ная психология? В чем сущность этих связей?

3. С какими клинико-биологическими дисциплинами связана специальная психология?

4. Чем определяются связи специальной психологии и коррекционной педагогики?

Литература

1. Основы специальной психологии/ Под ред. Л. В. Кузнецовой М., 2002.

2. ГонеевА. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

3. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.

4. Специальная педагогика/Под ред. Н. М.Назаровой М., 2000.

5. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.

Глава 3

Наши рекомендации