Этика диагностической деятельности в рамках научного исследования.

Психологи пытаются так осветить круг вопросов и проблем, являющихся предметом их исследования, чтобы сделать доступными знания, которые могут способствовать дальнейшему улучшению условий и качества жизни. Но так же каждый исследователь имеет обязательства по отношению к тем, кто является предметом участником в их исследованиях.

1. Планируя исследования, психологи рассматривают, отвечают ли они требованиям профессиональной этики.

2. До начала исследований следует принять во внимание возможный риск того, что либо сбор информации, либо сами результаты могут оказать непреднамеренное влияние на лица или группы, образующие основу данных для программы. Эти аспекты необходимо рассматривать в связи со способностью программы исследований дать знания, способствующие усовершенствованию условий жизни людей и качества жизни. Риск непреднамеренного отрицательного воздействия на принимающих участие в программе исследований следует свести к абсолютному минимуму.

3. Когда ожидается, что исследование вызовет у участников реакции, которые потребуется довести до конца, психолог должен уточнить в плане исследований, как это будет происходить.

4. Вся информация об испытуемых регистрируется и хранится с контролем за строгой конфиденциальностью. Отчеты об исследованиях должны быть записаны таким образом, чтобы было невозможно идентифицировать участников исследований.

5. Участники исследования должны быть, по возможности, информированы о цели, методе и ожидаемых эффектах и любых других аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание участвовать в нем.

6. Если клиенты принимают участие в какой-либо программе исследования и в ходе его подвергаются воздействию, которое не является необходимой частью профессиональных услуг, оказываемых клиенту, следует особо подчеркнуть, что они могут свободно отказаться от участия в исследовании. Клиенты информируются, что их участие является добровольным.

7. Если участник исследований является несовершеннолетним или имеет опекунов, согласие получают, учитывая надлежащим образом степень независимости указанного лица.

8. Испытуемые заранее информируются о том, что они имеют право прервать свое участие в исследовании. Если возможно, достигается договоренность о том, на каких условиях прекращается такое участие.

Лекция № 7 Психодиагностическое обследование как поэтапная технология деятельности психолога.

План

  1. Варианты проведения диагностической процедуры.
  2. Стадии диагностического обследования.
  3. Организация первичного психологического изучения испытуемого.
  4. Правила построения этапа обследования.

Варианты проведения диагностической процедуры

Технология диагностической деятельности подразумевает прежде всего, что весь процесс психологической оценки рационально разделен на отдельно четко выраженные этапы, на каждом из которых

Характер диагностической процедуры может определяться следующими критериями:

  • Формой проведения обследования – групповая и индивидуальная
  • Видом диагностического процесса: скрининговая или углубленная ( первичная, динамическая и итоговая)
  • Этапностью процедуры обследования: первичная или повторная оценка
  • Пролонгировастью оценки : мониторинговая или срезовая.
  • Характером оценки самого процесса диагностики – дифференциально-уровневая или дифференциально-типологическая.

Для каждой из перечисленных категорий можно определить собственную технологию проведения, конкретные методические средства, характерный способ анализа и используемых диагностических средств.

Стадии диагностического обследования.

Стадии обследования характерные для любого психодиагностического обследования.

  1. Изучение практического требования, которое поступает к психологу в виде запроса учителей, родителей, самого испытуемого.

Формулировка психологической проблемы. Запрос, предъявляемый практикой, необходимо перевести и преобразовать в психологические проблемы.

2.Нужно собрать предварительную информацию о человеке или о группе, необходимую для решения проблемы:

а) очень часто это анамнез - биография, история жизни человека

б) узнать семью, сведения о семье, ближайшем окружении, получить медицинское заключение

в) информация об успешности выполнения ведущей деятельности лица

Предварительная информация используется для выдвижения гипотез в отношении того, как следует решать психологическую проблему.



  1. Выдвижение гипотез о причинах в развитии испытуемого. В ходе исследования необходима гибкая тактика. На основании новых данных психолог может менять исходные гипотезы.
  2. Выбор метода исследования. Наиболее эффективным оказывается так называемое прицельное исследование, которое придерживается не стандартного применения совокупности методов, а гибко приспосабливает план исследования к характеру проблемы. Психолог должен владеть самыми разнообразными методами.
  3. Проведение обследования.
  4. Анализ и интерпретация результатов обследования.
  5. Формулировка психологического диагноза. Диагноз предполагает соотнесение данных обследования с тем, как эти особенности проявляются в жизни. Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз дальнейшего развития.
  6. Разработка рекомендаций, программ психокоррекционной работы с испытуемым.

Каждый из этих этапов является неотъемлемой составляющей процесса обследования и должен проводится именно в предлагаемой последовательности.

В то же время все эти этапы объединяют общие положения. К ним относятся

Характер и особенности выполнения каждого последующего действия определяется результатами выполнения предыдущего действия.

На каждом этапе существуют определенные моменты, особенности действий специалиста, которые должны быть выполнены при любых условиях, вне зависимости от результатов выполнения любого предыдущего этапа.

Наши рекомендации