Построение движения обследования.

-установление последовательности использования методик.

-Начинаем с доступных и постепенно усложняем.(снизу вверх)

- даем заведомо сложные, но в случае их невыполнения предъявляем более легкие, вплоть до того момента, когда соответствующее задание будет выполнено (логопедическое и дефектологическое).

Исходя из принципа минимализации затрат:

  1. Ребенку предлагается задания сложность выполнения которых состоит в прямой зависимоти от возраста и от предварительной психологической гипотезы.
  2. Затем от простого к сложному. Сложность заданий увеличиваетмся до тех пор, когда их выполнение становиться зактруднительным.
  3. В случае, если задания заданой сложности не выполнены, существуют два пути:
  4. –попытка выполнить задание с небольшой обучающей помощью
  5. –переход к более легким заданиям.

Ошибки связанные со сбором данных и их переработкой.

ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты,явления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественной форме);

ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей впротоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому

ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться

шаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и итерпретационном аспекте.

Анализ и интерпретация результатов

ошибки в переработке, интерпретации данных:

эффект «первого впечатления» — ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

ошибка атрибуции — приписывание обследуемому черт, которых у него нет, ли рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

ошибка ложной причины;

познавательный радикализм — тенденция к переоценке значения рабочих

гипотез и нежелание искать лучшие решения;

познавательный консерватизм — предельно осторожная формулировка гипотез.

Тема №8 Метод наблюдения в деятельности педагога- психолога.

План

  1. Общая характеристика метода наблюдения.
  2. Достоинства и недостатки метода наблюдения.
  3. Виды наблюдения
  4. Внешние проявления психической жизни человека и возможные ошибки наблюдения.
  5. Планирование и содержание наблюдения.

6.Единицы и категории наблюдения.

Общая характеристика метода наблюдения.

Наблюдение — целенаправленное восприятие исследуе­мого объекта для регистрации его сущностных признаков по избранным критериям и показателям.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение , человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.

Наблюдение - это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психоло­гии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэ­тому прежде всего установить общие основные условия, ко­торым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основание требование — наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдате­лем. В соответствии с целью должен быть определен план на­блюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и система­тичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент слу­чайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким об­разом, объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избиратель­ный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного мно­гообразия существующего совершенно невозможно. Всякое на­блюдение поэтому носит избирательный, или выборочный, ча­стичный характер.

Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Основные достоинства:

– изучение социальных процессов в естественных условиях. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени

- осуществление наблюдения од­новременно с развитием изучаемых явлений, процессов.

- позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.

Тщательно подго­товленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюда­теля и субъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдате­ля.

К объективным недостаткам прежде всего относят:

- ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более ши­рокие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.

- сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново "проиграть", чтобы исследователь смог за­фиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.

- высокая трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:

- различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,

- несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д., наблюдателя и наблюдаемого.

- на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблю­даемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее.

- результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его со­средоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты по­ведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблю­даемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти по ана­логии с собственными мыслями и чувствами.

Виды наблюдения

Наши рекомендации