О причинах лучшего воспроизведения
Незаконченных действий
Глава I. Описание опытов и основных их результатов
1. Общая методика опытов
Экспериментатор давал испытуемому следующую инструкцию: «Сейчас вы получите ряд заданий, которые вам надо будет как можно лучше и быстрее выполнить»1. После этого испытуемому последовательно, одно за другим, предлагалось выполнить от 18 до 22 заданий, однако ему не давали возможности довести до конца все задания. Половину из них экспериментатор прерывал до их завершения.
Завершенные и прерванные задания следовали в порядке, который испытуемый не мог предусмотреть, например, после двух незавершенных заданий шли два законченных, затем одно незавершенное, затем два законченных и т.д. После того как последнее задание забиралось у испытуемого, экспериментатор спрашивал его: «Скажите пожалуйста, какие задания Вы выполняли в ходе опыта?»
(Если бы результаты работы, использовавшиеся в ходе ее материалы или орудия, например, карандаш, оставались лежать на столе, то их восприятие оказывало бы влияние на воспоминание. Поэтому и продукты работы, и использовавшийся материал прятались, причем так, что испытуемый
Испытуемые ничего не знали о цели опытов.
Зейгарник 6.6. Запоминание законченных и незаконченных действий 211
не обращал на это внимания: под тем предлогом, что на столе большой беспорядок, экспериментатор всякий раз убирал законченные или незаконченные результаты работы в ящик стола.)
Время перечисления заданий экспериментатором не ограничивалось. Испытуемый занимался этим до тех пор, пока не останавливался сам. Экспериментатор записывал называвшиеся задания в порядке их перечисления испытуемым.
Нередко после относительно беглого перечисления наступала определенная заминка — пауза, во время которой испытуемый пытался вспомнить остальные задания. Выведенные нами количественные соотношения относятся прежде всего к тем заданиям, которые были перечислены до этой заминки1. Задания, припомненные после заминки, учитывались отдельно. Стоит сразу отметить, что включение в подсчеты заданий, воспроизведенных после заминки, лишь незначительно изменяет общие результаты.
По окончании опыта испытуемые должны были написать самоотчет. Сначала они свободно описывали свои переживания. Затем их просили подробнее остановиться на прерывании заданий и их перечислении. И наконец, их спрашивали о том, какие задания они восприняли как интересные или неинтересные, как приятные или неприятные. Помимо этого, в нашем распоряжении находятся «полуспонтанные» высказывания, сделанные испытуемыми в ходе эксперимента.
Задания, которые должны были выполнить испытуемые, отчасти относились к ручному труду (например, склеивание коробочек или вылепливание фигурки из пластилина), отчасти — к решению интеллектуальных задач (выполнение математического задания или отгадывание загадки); кроме того, были еще и задания другого характера (например, записать текст какого-нибудь стихотворения). Каждое отдельное задание должно быть не слишком коротким, чтобы у испытуемого было время действительно погрузиться в работу. Большинство заданий длились примерно 3—5 минут, лишь некоторые задания занимали 1—2 минуты или решались еще быстрее. Кроме того, надо было следить за тем, чтобы в течение сеанса испытуемому не встречалось двух похожих заданий.
2. Описание заданий
Ниже дано краткое описание всех заданий, использовавшихся в наших опытах. (Психологическая характеристика заданий, там, где она необходима, будет дана позднее.)
Задание 1. Записать стихотворение, выбранное самим испытуемым. Задание 2. Лепка. Вылепить из пластилина любое животное. Задание 3. Нарисовать вазу с цветами по своему вкусу. Испытуемый не должен делать набросков или рисовать несколько ваз — только одну.
1 По поводу содержательных оснований этого см. ниже.
212 Тема 12. Психология мотивации
Задание 4. Начертить монограмму:
а) испытуемый должен один раз начертить свою монограмму.
б) испытуемый должен нарисовать несколько вариаций своей мо
нограммы.
Задание 5. Писать печатными буквами:
а) испытуемый должен написать печатными буквами свое имя и
адрес.
б) испытуемый должен переписать печатными буквами небольшой
отрывок из книжки.
Задание 6. Копирование какой-нибудь корреляционной таблицы (типа нашей
табл. 2). Задание 7. Начертить план одного из кварталов Берлина (Университет —
Унтер ден Линден — Замок). Задание 8. Рисование крестиков:
а) заполнить крестиками эллипс (с осями 3 и 6 см).
б) заполнить крестиками лист бумаги.
Задание 9. Заполнение спирали кружочками. На листе бумаги нарисована двойная спираль. Испытуемый должен всю ее заполнить мелкими кружочками.
Задание 10. Продолжение ячеек по образцу. Испытуемый должен продолжать начатый орнамент из ячеек до тех пор, пока не заполнит весь листок бумаги (примерно половину обычного листа)1.
Задание 11. Нанизывание бусинок на нитку. Бусинки отличаются друг от друга по цвету и величине, выбор узора оставлен на усмотрение испытуемого.
Задание 12. Наматывание ниток. Испытуемый должен определенным образом непрерывно наматывать нитки с катушки на штырьки особой проволочной конструкции.
Задание 13. Прокалывание дырочек. В листке бумаги надо булавкой прокалывать рядами дырочки на расстоянии 2—3 мм друг от друга.
Задание 14. Нумерование большого количества листов бумаги.
Задание 15. Плетение. Из проволоки надо сплести косичку длиной 20 см. Испытуемый должен сам измерять длину косички линейкой.
Задание 16. Плетение из серпантина. Испытуемому дают 2 мотка узкой бумаги (серпантина) и он должен сплести из них гирлянду.
Задание 17. Корректурная проба. Дается текст, в котором надо подчеркнуть все л и н.
Задание 18. Составить осмысленное предложение из слов: облако, ненависть, проволока, стол.
Задание 19. Считать назад от 55 до 17.
Задание 20. Умножение. Перемножить в столбик числа 5 457 и 6 337.
Задание 21. Извлечь квадратный корень из числа 18 769.
Задание 22. Арифметическая задача. Испытуемый должен найти пятизначное число, обладающее следующим свойством: если приписать к нему 1 сзади, оно будет в три раза больше, чем если приписать к нему 1 спереди.
Задание 23. Загадка.
' См.: Rupp H. Ubcr optische Analyse // Psychologische Forschung. 1923. 4. S. 263.
Зейгарник Б,В. Запоминание законченных и незаконченных действий 213
а) Найти и записать название немецкого города и фамилию немец
кого писателя, начинающиеся с одной и той же буквы и состоящие
из 7 букв.
б) найти немецкого философа, немецкий город и немецкого актера,
имена которых начинаются с одной и той же буквы. Количество
букв в каждом слове задавалось черточками.
Задание 24. Написать названия 12 городов, начинающиеся на букву К. Задание 25. Решить задачу со спичками:
а) На столе выложены 9 квадратов из спичек, составляющие вмес
те 1 большой квадрат. Испытуемый должен убрать 4 спички так,
чтобы осталось 5 квадратов.
б) Задание 25а предъявляется испытуемому нарисованным на бу
маге. Испытуемый должен так зачеркнуть 4 стороны маленьких
квадратов, чтобы осталось 5 целых маленьких квадратов.
Задание 26. Построить из складной линейки пятиконечную звезду. В качестве образца в распоряжении испытуемого имеется рисунок. Задание 27. Тест на складывание.
а) Сложить фигуру из полоски бумаги1. Испытуемому дается уже
сложенный образец, который он не имеет права разворачивать.
б) Сложить шлем.
Задание 28. Сплести стул. Спичечный коробок разрезан на узкие полоски. Из этих полосок испытуемому нужно сплести стул.
Задание 29. Вырезать спираль из большого листа бумаги.
Задание 30. Сделать коробочку с крышкой. В качестве орудий и материала в распоряжении испытуемого имеются: картон, ножницы, линейка и карандаш.
Задание 31. Наклеивание. Испытуемому дается небольшой рисунок размером с открытку и листок бумаги, на котором в беспорядке разными цветами нарисованы отдельные части этого рисунка. Обратная сторона листка бумаги покрыта клеем. Испытуемому нужно вырезать отдельные детали и наклеить их на соответствующее место рисунка.
Задание 32. Упаковать коробку. Сделать маленькую посылку из коробки из-под сигарет, бумаги и шпагата.
Задание 33. Выпрямить проволоку. Испытуемый должен распрямить проволоку, сложенную в виде банта.
Задание 34. Задание с ковриком.
а) Испытуемый получает много маленьких (длиной 3—4 см) разно
цветных кусочков бумаги разной формы. Эти кусочки он должен
уложить так, чтобы получился узор для ковра.
б) Сплести коврик из разноцветных полосок бумаги.
Задание 35. Складывание из треугольников. Испытуемый получает 30 треугольников, различных по форме и величине. У каждого треугольника есть парный, и если их сложить, то получится четырехугольник. Испытуемый должен выбирать одинаковые треугольники и складывать из них четырехугольники.
Задание 36. Конструирование ландшафта. Для выполнения этого задания испытуемый получает вырезанных из разноцветного картона животных, деревья, дома и людей.
1 Ср. Rupp H. Untersuchung zur Lehrlingsprtifung // Psychotechnische Zeitschrift. 1925. 2. Из этой же боты взяты задания 33 и 40.
214Тема 12. Психология мотивации
Задание 37. Складывание мозаичной картины. На небольшие кусочки фанеры разной формы и величины наклеены отдельные фрагменты картины. Испытуемый должен, пользуясь образцом, сложить из кусочков исходную картину.
Задание 38. Складывание открытки. Открытка разрезана на кусочки неодинаковой формы. Испытуемому надо склеить из этих кусочков исходную открытку. Образца здесь нет.
Задание 39. Задание с шарами. Испытуемый получает много разноцветных шаров, в которых в четырех местах по концам перпендикулярных друг другу диаметров просверлены отверстия, а также стержни, подходящие к этим отверстиям. Задача испытуемого состоит в том, чтобы сложить из этих шаров и стержней фигуру, нарисованную на листе бумаги.
Задание 40. Разворачивание флага. Надо нарисовать флаг, развернув его в плоскости бумаги на 90, 180, 270 и 360 градусов.
Задание 41. Разборка склеенного из картона домика.
Задание 42. Задание с кубиком. Нарисовать эскиз кубика, стоящего на одной из своих вершин.
Задание 43. Сосчитать большое количество крестиков, нарисованных на бумаге.
Опыты серии I
Испытуемому предъявляется 22 задания в следующем порядке: 1. Монограмма. 2. Задание со складной линейкой. 3. Наматывание ниток. 4. Нанизывание бусинок. 5. Стихотворение. 6. Спираль. 7. Тест на складывание. 8. Заполнение эллипса крестиками. 9. Задание со спичками. 10. Сделать коробочку. 11. Составление четырехугольников. 12. Обратный счет. 13. Рисование вазы. 14. Разворачивание флага. 15. Продолжение узора из ячеек. 16. Умножение. 17. Плетение стула. 18. Выпрямление проволоки. 19. Складывание коврика. 20. Плетение. 21. Загадка. 22. Печатание.
Поскольку каждый из испытуемых получал и те задания, которые он доводил до конца, и те, выполнение которых прерывалось, то разница в их запоминании не может быть объяснена индивидуальными особенностями испытуемых.
Однако, если бы у всех испытуемых прерывались одни и те же задания, то эта разница могла бы определяться особенностями самих заданий, независимо от того, доводится ли это задание до конца, или прерывается. Поэтому мы разделили всю совокупность заданий на две равные группы, а и Ь. Половина испытуемых доводила до конца задания группы а, другая половина — задания группы Ь, так что в конечном итоге каждое задание одинаково часто встречалось как в «законченном», так и в «незаконченном» виде.
(Ниже мы будем для краткости называть задание, доведенное до конца, «законченным», а задание, которое прерывается экспериментатором до его завершения, — «незаконченным».)
Зейгарник 6.6, Запоминание законченных и незаконченных действий
К группе а относятся задания: 1, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 20, 22. Остальные задания относятся к группе Ь.
Результаты опытов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Соотношение запомненных незаконченных и законченных заданий (ЗН/33) в опытах первого типа. Данные представлены в порядке убывания коэффициента ЗН/33 у испытуемых
Ранг по ЗН/33 | Испытуемые | Задания | Средние арифметические значения по группам | ||||||||
1.3 | ЗН | 33 | ЗН/33 | 1,3 | ЗН | 33 | ЗН/33 | ||||
2 3 | Wd. Be. St. Jf. M. Eu. PI. | 1 9 13 8 8 12 7 | 6 7 10 6 6 9 5 | 2 2 3 2 | 3,5 3,3 3,0 3,0 3,0 2,5 | 9,1 | 7 | 2,1 | 3,5 | ||
"I | Paj. Gin. Hf. Pt. Ml. Dm. V. Git. Dm. E. | 9 9 6 15 12 11 11 11 13 | 6 6 4 10 8 7 7 7 8 | 3 3 2 5 4 4 4 4 5 | 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 1,75 1,75 1,751,6 | 10,8 | 7 | 3,8 | 1,9 | ||
ч 25,5 i | Ml. R. Jn. Rm. Gld. Jic. Ml. E. Kiir. Hn. Glk. Jnk. | 15 10 15 10 10 12 19 12 16 14 | 9 6 9 6 6 7 11 7 9 8 | 4 6 4 4 5 8 5 7 6 | ,5 ,5 ,5 ,5 1,5 ,4 1,4 1,4 ,3 ,3 | 13,3 | 7,8 | 5,5 | 1,4 | ||
»{ | Gl. Wit. Schn. | 12 12 10 | 6 6 5 | 6 6 | ,0 1,0 1,0 | 11,3 | 5,7 | 5,7 | 1.0 | ||
30,5 | | Sim. Fr. Sim.H. | 11 9 | 5 4 3 | 5 4 | 0,8 0,8 0,75 | 9,0 | 4,0 | 5,0 | 0,8 | ||
Среднее арифметическое | //,/ | 6,8 | 4,25 | ,9* |
ИЗ = общее количество запомненных заданий;
ЗН = количество запомненных незаконченных заданий;
33 = количество запомненных законченных заданий;
ЗН/33 — отношение числа запомненных незаконченных заданий к числу запомненных законченных заданий.
* Среднее арифметическое отношения ЗН/33 не равно отношению средних арифметических ЗН и 33.
Тема 12. Психология мотивации
Для того, чтобы выявилась разница в запоминании незаконченных и законченных действий, необходимо выбрать такую методику обработки результатов, которая позволит в возможно большей степени сгладить индивидуальные различия в качестве памяти отдельных испытуемых. Поэтому следует сравнивать, сколько незаконченных и сколько законченных заданий запомнил каждый из испытуемых, и определять не разницу этих величин, а их отношение.
Если бы законченные и незаконченные задания запоминались одинаково хорошо, то, поскольку оба типа заданий встречаются с одинаковой частотой, коэффициент отношения числа запомненных незаконченных заданий (ЗН) к количеству запомненных законченных заданий (33) был бы равен 1.
Поэтому отклонение коэффициента (ЗН/33) от 1 можно считать мерой лучшего или, наоборот, худшего воспроизведения незаконченных заданий. Если, например, коэффициент ЗН/33 = 1,5, это означает, что незаконченные задания запоминались на 50 % (по отношению к 33) лучше, чем законченные. При ЗН/33 = 3 незаконченные задания запоминались на 200 % лучше, чем законченные. Если коэффициент ЗН/33 = 0,8, это значит, что незаконченные действия запоминались на 20 % хуже, чем законченные.
Таблица 2 ЗН/33 для отдельных заданий в опытах типа I
Задание | £3 | ЗН | 33 | ЗН/33 |
Рисование вазы* | 14(17) | 3(15) | 4,1 | |
Проволока | 4 | |||
Стихотворение | 3,5 | |||
Загадка* | 15(17) | 4(15) | 3,3 | |
Флаг | 2,3 | |||
Коробочка* | 16(17) | 6(15) | 2,3 | |
Счет | 2,5 | |||
Спираль | 2 | |||
Задание с ковриком | 1,9 | |||
Складывание | 1,6 | |||
Эллипс | 1,6 | |||
Стул | 1,6 | |||
Орнамент из ячеек* | 8(17) | 6(15) | 1,2 | |
Треугольники | 1,3 | |||
Складная линейка | 1,3 | |||
Плетение косички | 1,2 | |||
Печатание | 1,1 | |||
Бусы | 1 | |||
Наматывание ниток | 1 | |||
Задание со спичками | 0,9 | |||
Монограмма | 0,9 | |||
Умножение* | 5(15) | 7(17) | 0,8 | |
Среднее арифметическое | 16 | 9,8 | 6,1 | 1,9 |
* Это задание неодинаково часто встречалось в качестве законченного и в качестве незаконченного, поэтому при вычислении ЗН/33 необходимо ЗН разделить на SH (число в скобках), а 33 — на S3 (число в скобках).
Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 217
Таблица 1 показывает нам, что незаконченные задания воспроизводятся лучше, чем законченные.
Среднее арифметическое значение ЗН/33 составило в наших опытах 1,9, иначе говоря, незаконченные задания запоминались на 90 % лучше, чем законченные. Отклонения от среднего значения вверх достигают значения б (что соответствует лучшему запоминанию незаконченных действий на 500 %), отклонения вниз — лишь 0,75 (что соответствует худшему запоминанию незаконченных действий на 25 %).
Преимущество незаконченных действий с точки зрения запоминания обнаруживается еще и в том, что из 32 испытуемых для 26 ЗН/33 > 1, для 3 испытуемых ЗН/33 = 1, и лишь для 3 испытуемых ЗН/33 < 1.
Пока мы воздержимся от детального обсуждения индивидуальных различий между испытуемыми. Лишь в конце второй части (глава VII) мы обратимся к вопросу о том, указывает ли коэффициент ЗН/33 на ту или иную характерную особенность данного индивида.
То, что незаконченные действия запоминаются значительно лучше, чем законченные, показывает и сравнение результатов для отдельных заданий (табл. 2). Из 22 заданий для 17 ЗН/33 > 1, для 2 заданий ЗН/33 = 1, и лишь для трех заданий ЗН/33 < 1.
Кривая частоты (табл. 3) показывает, как часто запоминалось испытуемыми определенное число законченных (пунктирная линия) и незаконченных (сплошная линия) заданий. Кривая частоты вспоминания незаконченных заданий сдвинута вправо — в сторону больших чисел.
Перевес незаконченных заданий над законченными обнаружился не только в количестве запомненных заданий, но еще и в том месте, которое они занимали при перечислении заданий испытуемыми при опросе. В первую очередь испытуемые чаще всего называли именно незакончен-
Таблица 3
Кривая частоты воспроизведения незаконченных (сплошная линия) и законченных (пунктирная линия) заданий
Испытуемые „
я | Д | ||
/ \ | / \ | ||
/ \ | |||
- | / | \> | p \ |
[si | '\V\ | ||
t | ) | \ v\ | |
/ | / | \ \ | |
/ | r | \ x | |
- 6 | / | 6—0 \ | |
, 1 | , , , > 1 |
701— g Очевидное преимущество незакон-
ченных действий с точки зрения запоминания становится еще более явным, если учесть, что законченные действия оказываются в более выгодных условиях для запоминания, поскольку испыту-
$\- Я. i / \ \ емые в среднем занимались ими в тече-
ние более длительного времени.
Полученные результаты не могут
быть объяснены случайными особеннос
тями заданий, поскольку, как мы уже
указывали, каждое задание встречалось
одинаково часто и в качестве незакон-
Количество заданий * ченного, и в качестве законченного.
Тема 12. Психология мотивации
Таблица 4
Порядок вспоминания заданий 14 испытуемыми (опыты типа I)
Номер места, на котором | Нескорректированные значения | Скорректированные значения* | ||
вспоминалось задание | Я-задания | 3-задания | Я-задания | 3-задания |
12 > | 3,8 | |||
10 > | 7,6 | |||
9.5 | ||||
7,6 | ||||
9,5 | ||||
9,5 | ||||
9,5 | ||||
3 < | 5,7 | |||
2 < | 5,7 | |||
1,9 | ||||
— | — | |||
— | — | 1,9 |
* Скорректированные значения показывают ту относительную частоту, с которой бы назывались на каждом месте законченные и незаконченные задания, если устранить различия общей частоты ЗН и 33 (значения 33 умножались на число 1,9, соответствующее коэффициенту ЗН/33).
ные действия (табл. 4). Даже если скорректировать вычисления с учетом того, что незаконченные действия назывались испытуемыми чаще (см. столбец со скорректированными значениями), окажется, что незаконченные задания назывались на первом месте в три раза чаще, чем законченные. На втором месте незаконченные задания также назывались существенно чаще, но далее это отношение менялось на противоположное. Таким образом, незаконченные задания не только лучше запоминались, но и выступали при опросе на первый план во временной последовательности.
Приведенные до сих пор таблицы содержат лишь задания, названные испытуемыми до паузы (см. выше). То, что включение заданий, называвшихся после паузы, не меняет результаты сколько-нибудь существенным образом, показывает табл. 5. В ней для испытуемых, которые делали паузу, приведены оба значения (без учета заданий, называвшихся после паузы, ис учетом этих заданий).
При учете заданий, воспроизведенных после паузы, значение коэффициента ЗН/33 уменьшается очень незначительно и по-прежнему указывает на существенное превосходство незаконченных заданий (на 80%). <...>
Зеигарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий
Таблица 5
Значения ЗН/33 для одних и тех же испытуемых без учета и с учетом заданий после паузы (опыты типа I)
Испы- | До паузы | До и после паузы | ||||||
туемые | ЪЗ | ЗН | 33 | зн/зз | £3 | ЗН | 33 | ЗН/ЗЗ |
Nd. | 1 | 6.0 | 9 | 2,0 | ||||
Eng. | 3.0 | 2.25 | ||||||
М. | 3,0 | 2.30 | ||||||
PI. | 2.5 | 3.50 | ||||||
Pog. | 2.0 | 2.30 | ||||||
Ginsb. | 2,0 | 1,40 | ||||||
Goto. | 2,0 | 2,25 | ||||||
Hn. | 2,0 | 1,60 | ||||||
D. | 1,75 | 1,50 | ||||||
Get. | 1,75 | 1,60 | ||||||
Lk. | 1.50 | 1,75 | ||||||
R. | 1.50 | 1.30 | ||||||
Ml. | 1.40 | 1.30 | ||||||
Gl. | 1,0 | 0,70 | ||||||
Sim. | 0,80 | 0,70 | ||||||
Среднее | ||||||||
арифме- | 10,1 | 6,5 | 3,7 | 2,1 | 7,3 | 4,7 | 1,8 | |
тическое |
Глава II. Теоретические возможности
Возникает вопрос: чем можно объяснить обнаруженное нами преимущество незаконченных заданий по сравнению с законченными?
<...> Нам надо выяснить, какие реальные психологические различия между законченными и незаконченными заданиями существуют в момент опроса.
В тот момент, когда испытуемый, следуя инструкции, намеревается выполнить задание, возникает квазипотребность, сама по себе побуждающая его к завершению этого задания1. С динамической точки зрения этот процесс соответствует возникновению напряженной системы, которая стремится к разрядке. А завершение задания оказывается разрядкой этой напряженной системы или удовлетворением квазипотребности. Когда задание прерывается, сохраняется остаточное напряжение, квазипотребность остается неудовлетворенной.
Естественным способом удовлетворения этой потребности было бы завершение прерванного задания. И действительно, когда незаконченная
' См.: Левин К. Намерение, воля и потребность (с. 169-208 настоящего издания).
220 Тема 12. Психология мотивации
работа по недосмотру экспериментатора остается лежать на столе, испытуемые часто берутся за нее, чтобы ее закончить1.
У маленьких детей, у которых ЗН/33 намного выше, чем у взрослых, потребность закончить действие и, следовательно, тенденция к возобновлению действия также намного сильнее. Нередко наблюдались случаи, когда дети приходили к экспериментатору через два или три дня после опыта и просили разрешения закончить задание. (Является ли задание приятным или интересным, почти не играет роли; все решает стремление к завершению действия. Это видно из того обстоятельства, что мы ни разу не наблюдали случаев, когда ребенок хотел бы повторить законченное, пусть и очень интересное, задание.)
В наших опытах естественный путь разрядки напряженных систем, а именно, завершение действия, был запрещен экспериментатором, так что напряжение сохранялось. И если решающими для полученных нами результатов оказались не переживания, связанные с самим актом прерывания, а фактическая незавершенность действия к моменту опроса, то это означает, что сохранившаяся квазипотребность служит также и причиной преимущества незаконченных действий при запоминании.
Значит, напряжение потребностного типа не только непосредственно побуждает к завершению задания, но и имеет своим следствием преимущество при последующем припоминании. И это припоминание играет здесь роль индикатора существования напряжения потребностного типа.
То, каким образом такого рода напряжения должны проявляться в процессах припоминания, обладающих совсем другой природой, можно будет вывести лишь из общей теории психической динамики, которой предстоит, в частности, решить, является ли процесс припоминания одновременно и разрядкой соответствующего напряжения.
Мы видим, что решающее значение для лучшего запоминания незаконченных действий имеет не переживание, окрашивающее задание в момент прерывания, но совокупность сил, действующих в момент опроса.
Однако напряжения потребностного типа, связанные с выполнявшейся ранее работой, вовсе не единственный среди этих сил динамический фактор. Ведь есть еще и инструкция экспериментатора перечислить задания, благодаря которой у испытуемого возникает стремление к воспроизведению, т.е. квазипотребность перечислить все задания.
Итак, общая ситуация при опросе в конце опыта с динамической точки зрения выглядит следующим образом: у испытуемого имеется возникшая благодаря инструкции квазипотребность перечислить все задания, а наряду с ней существует ряд квазипотребностей, связанных с
1 См.: Ovsiankina M. Die Wiederaufnahme von unterbrochenen Handlungen //Psychologische Forschung. 1928. 11. S. 302-379. См. также: Левин К. Намерение, воля и потребность (с. 169-208 настоящего издания).
Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 221
незаконченными действиями, а именно неудовлетворенные напряжения потребностного типа.
То, в какой степени эти напряжения влекут за собой преимущество незаконченных заданий при их воспроизведении, должно зависеть от соотношения сил обоих этих основополагающих факторов. Если господствующее положение занимает вызванное инструкцией стремление к воспроизведению, то относительное преимущество незавершенных заданий должно отступить на второй план (ЗН должно быть примерно равно 33). С другой стороны, чем слабее выражено намерение перечислить все задания, тем в более явном виде должно выступить относительное преимущество незаконченных заданий, основывающееся на соответствующих им квазипотребностях. В этом случае степень преимущества незаконченных действий по сравнению с законченными будет, в основном, зависеть лишь от силы квазипотребности, отличающей у данного конкретного испытуемого незаконченные действия от законченных.
Таким образом, возникают два вопроса: 1. Вопрос о значении стремления к воспроизведению при перечислении; и 2. Вопрос о природе и строении напряжений потребностного типа, связанных с незаконченными действиями.
Глава III. Стремление к воспроизведению и ситуация опроса
3. Различное понимание испытуемыми
ситуации воспроизведения
Просьбу экспериментатора перечислить задания разные испытуемые воспринимали по-разному.
1. Перечисление — это не связанное с какой-либо самостоятельной целью простое «рассказывание» о том, что было.
2а. Перечисление — это проверка памяти, еще одно самостоятельное задание наряду с предшествующими двадцатью двумя заданиями.
26. Это новое двадцать третье задание может представить весь предшествовавший опыт в новом свете: весь опыт внезапно превращается в проверку памяти.
4. Влияние различных установок по отношению
к опросу на величину коэффициента ЗН/33
Различное понимание опроса влечет за собой различное по интенсивности стремление к воспроизведению, которое оказывает воздействие на соотношение запомненных законченных (33) и незаконченных (ЗН) действий у разных испытуемых.
222 Тема 12. Психология мотивации
Если испытуемые первой группы, для которых перечисление заданий есть лишь «рассказ о том, что только что было», не старались вспомнить по возможности все задания, а скорее предавались их «спонтанному потоку», то испытуемые второй группы прилагали все силы к тому, чтобы назвать как можно больше заданий. Эти испытуемые стремились показать, какая у них хорошая память. Поскольку они воспринимали перечисление как отдельное, причем особо важное, задание, здесь действовали те же силы, которые были решающими при выполнении других заданий, причем с еще большей интенсивностью, если это вообще возможно. Испытуемые хотели прежде всего продемонстрировать, на что они способны, показать, как высока их работоспособность. Вместо высказываний типа: «Я и не думал, что я такой неловкий», встречавшихся при выполнении ручных заданий, мы находим фразы типа: «Неужели у меня такая плохая память!..». Или же мы сталкиваемся с другим, неявным выражением честолюбия в форме предупреждения: «Я заранее говорю Вам, что у меня плохая память», — представлявшего собой смесь извинения и самооправдания.
Поскольку для этих испытуемых перечисление выступает заданием, которое они хотят как можно лучше довести до конца, то, пока они не перечислят все, это задание остается для них незаконченным. И перечисление они так же не хотят оставить незаконченным, как и все прежние задания. Поэтому они прибегают к различным мнемотехническим средствам, например распределяют задания по содержательным группам.
У испытуемых первой группы, для которых перечисление заданий оказывается «простым рассказыванием», оно не характеризуется такого рода «незаконченностью».
В принципе, можно было бы ожидать, что различная интенсивность стремления к воспроизведению в равной мере затрагивает и законченные, и незаконченные действия, так что коэффициент ЗН/33 остается неизменным. Однако при ограниченном числе заданий любое увеличение общего числа названных заданий, приближающее к объективному максимуму (называнию всех заданий), влечет за собой сближение значений ЗН и 33, поскольку оба вида заданий встречаются в эксперименте с одинаковой объективной частотой. Особенно сильно выраженное стремление к воспроизведению ведет к увеличению общего числа перечисленных заданий и, тем самым, к снижению значения коэффициента ЗН/33, поскольку ЗН уже находится около максимума, и возрастать может лишь 33.
Помимо всего прочего, отсюда следует, что общее число заданий в такого рода опытах не должно быть слишком мало. Если бы испытуемому предъявлялось такое количество заданий, что при опросе он мог бы достаточно хорошо удерживать их все в сознании, то сильное преимущество незаконченных заданий не могло бы проявиться.
Зейгарник 6,6. Запоминание законченных и незаконченных действий
Таблица 6
Сопоставление результатов испытуемых, вспоминавших задания целенаправленно и в контексте рассказа
Испытуемые | Перечисление как проверка памяти | Испытуемые | Перечисление как рассказ | ||||
ЗН | 33 | ЗН/33 | ЗН | 33 | ЗН/33 | ||
Gin. | 2 | VI. | 6 | ||||
V. | 1,75 | В1. | 3,5 | ||||
M1.R. | 1,5 | St. | 3,3 | ||||
Gld. | 1,5 | м. | 3 | ||||
Rw. | 1,5 | Ви. | 3 | ||||
Кг. | 1,4 | Р1. | 2,5 | ||||
Jw. | 1,3 | Mez. | 2 | ||||
Glk. | 1,3 | Dm. | 1,75 | ||||
Н. | 1,5 | ||||||
Un. | 1,4 | ||||||
Ср Наши рекомендации
|