Занятие №11 Психологические особенности детей с эмоционально-волевыми нарушениями. Искаженное психическое развитие
Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме; обсудить основные проблемы данного периода; сформировать умение выявлять профессиональную направленность учащихся; развивать учебно-познавательную активность студентов.
Вопросы для обсуждения:
1. Опишите причины возникновения РДА
2. Охарактеризуйте РДА как вариант искаженного психического развития
3. Опишите варианты РДА, выделяемые на основе «уровня аффективной регуляции деятельности»
4. Опишите особенности коррекционно-психологического воздействия при различных акцентуациях характера
Занятие №12 Психологические особенности детей с поведенческими нарушениями. Дисгармоническое развитие
Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме; обсудить основные проблемы данного периода; сформировать умение выявлять профессиональную направленность учащихся; развивать учебно-познавательную активность студентов.
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте определение понятию «нарушения поведения у детей», перечислите возможные причины этого нарушения
2. Дайте определение акцентуации характера и психопатии
3. Опишите особенности коррекционно-психологического воздействия при различных акцентуациях характера
4. Особенности организации психологической помощи гиперактивным детям и детям с агрессивным поведением. Диагностические критерии данных нарушений
5. Опишите основные патохарактерологические реакции
6. Опишите использование саморегулятивных техник при работе с детьми с нарушениями поведения
Занятие №13 Особенности психического развития детей с трудностями в обучении
Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме; обсудить психологические образования данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов;
Вопросы для обсуждения:
1. Перечислите возможные причины возникновения трудностей в школьном обучении
2. Охарактеризуйте основные причины и направления психолого-педагогической работы с детьми с дислексией, дисграфией и дискалькулией
3. Охарактеризуйте основной состав учащихся классов компенсирующего обучения
4. Особенности организации работы психолога с детьми с трудностями в обучении
Занятие №14 Особенности организации коррекционно-восстановительного обучения и воспитания детей с нарушениями сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер.
Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме обсудить основные проблемы данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов;
Вопросы для обсуждения:
1. Учет коррекционно – компенсаторных возможностей различных групп аномальных детей при организации психологической помощи лицам с особенностями в развитии
2. Возможности социальной адаптации на уровне личности у различных категорий детей с нарушениями в развитии
3. Охарактеризуйте совместную работу психолога со специалистами смежного профиля
Занятие №15 Роль семьи в коррекционно-восстановительной работе
Цель занятия: закрепить теоретические знания по геронтопсихологии, обсудив основные проблемы данного периода, развивать креативность и самостоятельность студентов
Вопросы для обсуждения:
1. Опишите этапы осознания родителями наличия дефекта у своего ребенка
2. Перечислите основные задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с нарушениями в развитии
3. Опишите особенности установления отношений с детьми с различными нарушениями в развитии в процессе психологического консультирования
4. Опишите особенности проведения психодиагностического исследования, подбора стимульного материала и интерпретации результатов при работе с детьми с отклонениями в развитии
Казахско-Русский Международный университет |
Кафедра «Психологии, филологии и перевода»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТА ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
По дисциплине «Коррекционная психология»
Специальность 5В050300 Психология
Актобе, 2016 г.
Занятие № 1 Тема: Общие вопросы коррекционной психологии.(2ч)
Вид занятия: эссе, доклад
Цели занятия: 1. Образовательная: Дать представление о коррекционной психологии как гуманитарной науке, изучающей проблемы нормального, аномального, отклоняющегося развития.
Воспитательная: Показать возможность коррекции отклонений от нормы развития педагогическими методами.
Развивающая: стимулировать потребность аспиранта к самовоспитанию.
Темы для обсуждения
1.Предмет и задачи коррекционной психологии
2 Отрасль коррекционной психологии, ее связь с другими науками
3 Основные методы коррекционной психологии
4 Становление и развитие специальной психологии
5 Понятие психического дизонтогенеза
Темы рефератов, докладов
1. Медицинский, психологический, педагогический и социально- правовой контекст понятий коррекционной психологии.
2. Нормальное, аномальное и отклоняющееся развитие
3. Разработка принципов организации коррекионной работы в труды отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.П. Эльконина, А.В. Запорожца и др.)
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Понятия нормы и аномальности.
2. Нормативное и отклоняющееся развитие.
3. Психический дизонтогенез как «болезни развития».
План занятия:
1.Организационная часть: проверка посещаемости, подготовка рабочего места и др.
2. Мотивация и цель занятия: (что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике):
3. Подведение итогов: -Ответы во время устного или письменного опроса -Поверка записей в ходе занятия. -Оценка участия аспирантов в работе.
4. Домашнее задание (самостоятельная работа): Подготовить план – схему по теме «Проблемы коррекции психического развития в отечественной психологии». Подготовить доклад (реферат). Подготовить краткое сообщение по теме (1 вопрос из предложенных для самостоятельного изучения).
Занятие № 2 Тема: Проблемы коррекции психического развития в отечественной психологии (2ч)
Вид занятия: дискуссии, реферат
Цели занятия:
Образовательная: Дать представление о разработке проблем коррекционной психологии в ответственной психологии
Воспитательная: Показать возможность самоуправления познавательной деятельности Развивающая: стимулировать потребность личности к самоизменению и самовоспитанию
Темы для обсуждения
1. Первичные и вторичные нарушения в процессе психического развития
2. Нарушенное развитие и распад психики
3. Принципы компенсаторного приспособления по П. К. Анохину
4.Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации
Темы для докладов.
1. Диагностика и выявление ЗПР у дошкольников и младших школьников.
2. Признаки ЗПР у детей.
3.Проблемы образования детей с ЗПР.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Психофизиологическая и социально-психологическая составляющие компенсации дефекта.
2. Компенсация отклонений как процесс.
3. Компенсация и коррекция.
План занятия
1.Организационная часть: проверка посещаемости, подготовка рабочего места и др.
2. Мотивация и цель занятия: (что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике)
3. Подведение итогов:
- Ответы во время устного или письменного опроса
-Поверка записей в ходе занятия.
4. Домашнее задание (самостоятельная работа):
Подготовить план – схему по теме «Задержанное психическое развитие.».
Подготовить доклад (реферат). Подготовить краткое сообщение по теме (1 вопрос из предложенных для самостоятельного изучения).
Занятие № 3 Тема: Задержанное психическое развитие.(2ч)
Вид занятия: дискуссия, реферат
Цели занятия:
Образовательная: Дать представление о задержке психического развития и его причинах.
Воспитательная: Показать возможность самоуправления познавательной деятельности Развивающая: стимулировать потребность личности к самоизменению и самовоспитанию
Темы для обсуждения
1. Понятие сенсорной депривации
2. Понятие "социальная депривация", ее влияние на развитие психики ребенка
3.Психологические основы интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии
4. Общие понятия о деятельности
5. Психологическая структура деятельности и «деятельностная» трактовка психики. Темы рефератов, докладов
1. Проблемы диагностики уровня развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Проблемы построения образовательного процесса у учащихся с ЗПР.
3.Изучение и коррекция ЗПР у детей.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Содержание понятия «задержка психического развития».
2.Дети с ЗПР.
3. Диагностика и выявление ЗПР у дошкольников и младших школьников
План занятия
1.Организационная часть: проверка посещаемости, подготовка рабочего места и др.
2. Мотивация и цель занятия: (что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике):
3. Подведение итогов:
- сдача тестов, домашних заданий, коллоквиумов
- Поверка записей в ходе занятия.
Домашнее задание (самостоятельная работа):
Подготовить план – схему по теме «Умственная отсталость».
Подготовить доклад (реферат).
Подготовить краткое сообщение по теме (1 вопрос из предложенных для самостоятельного изучения).
Занятие № 4 Тема Умственная отсталость.(2ч)
Вид занятия: эссе, доклад
Цели занятия:
Образовательная: Дать представление о содержании понятия умственная отсталость. Воспитательная: Показать возможность самоуправления познавательной деятельности.
Развивающая: стимулировать потребность личности студента к самоизменению и самовоспитанию.
Темы для обсуждения
1. Основы олигофренопедагогики
2. Недоразвитие речи, ее нарушения при снижении интеллекта
3.Характеристика деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью
4. Особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых детей 5. Психолого-педагогические основы коррекционной работы в условиях социальной депривации
Темы рефератов, докладов
1. Содержание понятий «умственная отсталость», олигофрения, деменция, инвалид.
2. Классификация умственных отклонений: идиотия, имбецильность, дебильность.
3. Инвалиды первой и второй группы по интеллекту (имбецилы, идиоты).
4. Проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Характерные черты и возможности умственно отсталых людей, профобразование и трудоустройство.
2. Теория и практика выявления нарушений умственного развития детей.
3. Диагностика и методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллекта
План занятия
1.Организационная часть: проверка посещаемости, подготовка рабочего места и др.
2. Мотивация и цель занятия: (что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике):
3. Подведение итогов:
- защита рефератов, доклады на семинарском или практическом занятиях
-Поверка записей в ходе занятия.
-Оценка участия аспирантов в работе.
4. Домашнее задание (самостоятельная работа):
Подготовить план – схему по теме «Дети с нарушениями зрения».
Подготовить доклад (реферат).
Подготовить краткое сообщение по теме (1 вопрос из предложенных для самостоятельного изучения).
Занятие № 5 Тема: Дети с нарушениями зрения (1ч)
Вид занятия: дебаты
Цели занятия:
Образовательная: Дать представление об организации учебного процесса в вузе и технологихя передачи знаний обучающимся.
Воспитательная: Показать возможность самоуправления познавательной деятельности Развивающая: стимулировать потребность личности к самоизменению и самовоспитанию
Темы для обсуждения
1. Тифлопсихология
2. Деятельность лиц при глубоких нарушениях зрения
3. Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора
Темы рефератов, докладов
1. Ранний онтогенез в условиях слепоты
2. История развития взглядов на личность слепого
3. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Дети с нарушениями зрения, ранняя специальная диагностика.
2. Причины нарушений зрительного анализатора
План занятия
1.Организационная часть: проверка посещаемости, подготовка рабочего места и др.
2. Мотивация и цель занятия: (что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике):
3. Подведение итогов:
- подготовка статей по результатам НИРС к опубликованию
-Поверка записей в ходе занятия.
4. Домашнее задание (самостоятельная работа):
Подготовить план – схему по теме «Познавательные процессы детей с нарушениями зрения».
Подготовить доклад (реферат).
Подготовить краткое сообщение по теме (1 вопрос из предложенных для самостоятельного изучения).
Занятие № 6 Тема: Познавательные процессы детей с нарушениями зрения (1ч)
Вид занятия: опрос
Цели занятия:
Образовательная: Дать представление о психодиагностике в высшей школе. Воспитательная: Показать возможность самоуправления познавательной деятельности с помощью объективных данных о своих психологических особенностях.
Развивающая: стимулировать потребность личности к самоизменению и самовоспитанию
Темы для обсуждения
1. Мышление и речь в условиях нарушенного зрения
2. Воображение слепых и слабовидящих
3. Эмоционально-волевая сфера слепых
Темы рефератов, докладов
1. Познавательные процессы при слепоте и слабовидении
2. Понятие о тотальной и частичной слепоте
3. Пространственная ориентация слепых.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Особенности детей с нарушением зрения.
2. Система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения..
План занятия
1.Организационная часть: проверка посещаемости, подготовка рабочего места и др.
2. Мотивация и цель занятия: (что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике):
3. Подведение итогов: - Ответы во время устного или письменного опроса
-Поверка записей в ходе занятия.
4. Домашнее задание (самостоятельная работа): Подготовить план – схему по теме «Дети с нарушениями слуха».
Занятие № 7 Тема: Дети с нарушениями слуха (1ч)
Вид занятия: практическое
Цели занятия:
Образовательная: Дать представление о психологических особенностях развития личности с патологией слуха.
Воспитательная: Показать возможность самоуправления познавательной деятельности с помощью объективных данных о своих психологических особенностях.
Развивающая: стимулировать потребность личности к самоизменению и самовоспитанию
Темы для обсуждения
1. Развитие личности при нарушениях слухового анализатора
2. Деятельность лиц с недостатком слуха
3. Межличностные отношения в среде глухих и слабослышащих
4. Особенности развития осязания у глухих детей
Темы рефератов, докладов
1. Причины нарушения слуха.
2. Классификация детей с нарушением слуха
3. Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха
4. Система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
Вопросы для самостоятельного изучения
1.Классификация нарушений слухового анализатора по времени возникновения, степени и периода развития дефекта: врожденные, приобретенные нарушения; глухие, слабослышащие, позднооглохшие
План занятия
1.Организационная часть: проверка посещаемости, подготовка рабочего места и др.
2. Мотивация и цель занятия: (что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике):
3. Подведение итогов: - Ответы во время устного или письменного опроса -Поверка записей в ходе занятия.
4. Домашнее задание (самостоятельная работа):
Подготовить план – схему по теме «Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития».
Занятие № 8 Тема: Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития (1ч)
Вид занятия: практическое
Цели занятия:
Образовательная: Дать представление об особенностях социализации детей с легкими формами психического недоразвития
Воспитательная: Показать возможность самоуправления познавательной деятельности с помощью объективных данных о своих психологических особенностях.
Развивающая: стимулировать потребность личности к самоизменению и самовоспитанию
Темы для обсуждения
1. Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения.
2. Познавательные процессы у лиц с интеллектуальной недостаточностью.
3. Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте.
Темы рефератов, докладов
1. Диагностика и причины нарушений психической деятельности детей.
2. Коррекция умственного развития.
3. Коррекция сенсорных способностей.
4. Коррекция речевого развития.
5. Коррекция развития внимания, памяти и т.п.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Трудности, типичные для дошкольного возраста
2. Основные задачи коррекции психологической готовности ребенка и обучению в школе.
3. Программа психологической помощи (родительский тренинг, организация коррекционных игр ребенка с психологом, организация совместных игр родителей с детьми).
План занятия
1.Организационная часть: проверка посещаемости, подготовка рабочего места и др.
2. Мотивация и цель занятия: (что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике):
3. Подведение итогов:
- сдача тестов, домашних заданий, коллоквиумов
-Поверка записей в ходе занятия.
4. Домашнее задание (самостоятельная работа):
Подготовить план – схему по теме «Прикладные аспекты коррекционной психологии». Занятие № 9 Тема: Прикладные аспекты коррекционной психологии (1ч)
Вид занятия: практическое
Цели занятия:
Образовательная: Дать представление о психодиагностике в высшей школе. Воспитательная: Показать возможность самоуправления познавательной деятельности с помощью объективных данных о своих психологических особенностях.
Развивающая: стимулировать потребность личности к самоизменению и самовоспитанию
Темы для обсуждения
1. Социальная интеграция в обществе ребенка с проблемами в развитии
2. Роль обучения в условиях нарушенного развития
3. Проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза
4. Принципы построения классификаций отклоняющегося развития
Темы рефератов, докладов
1. Психолого-педагогическая характеристика и социализация лиц с расстройством психики.
2. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Общество и люди с ограниченными возможностями.
2.Социально-психологическая реабилитация инвалидов.
План занятия
1.Организационная часть: проверка посещаемости, подготовка рабочего места и др.
2. Мотивация и цель занятия: (что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике):
3. Подведение итогов:
- Ответы во время устного или письменного опроса
-Поверка записей в ходе занятия.
4. Домашнее задание (самостоятельная работа):
Подготовить план – схему по теме «Своеобразие индивидуальности человека с особенностями развития».
Занятие №10 Тема: Своеобразие индивидуальности человека с особенностями развития Психодиагностика в высшей школе (1ч)
Вид занятия: практическое
Цели занятия:
Образовательная: Дать представление об индивидуальных отличиях личности с особенностями развития.
Воспитательная: Показать возможность самоуправления познавательной деятельности с помощью объективных данных о своих психологических особенностях.
Развивающая: стимулировать потребность личности к самоизменению и самовоспитанию
Темы для обсуждения
1. Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха
2. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
3. Особенности общего моторного развития
4. Своеобразие поведения у лиц с интеллектуальными нарушениями
Темы рефератов, докладов
1. Диагностика и выявление нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей и взрослых.
2. Причины двигательных отклонений.
3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ОДА.
4. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП).
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Особенности детей с ДЦП.
2. Система обучения и воспитания, проблема социализации лиц с нарушениями ОДА. План занятия
1.Организационная часть: проверка посещаемости, подготовка рабочего места и др.
2. Мотивация и цель занятия: (что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике):
3. Подведение итогов:
- Ответы во время устного или письменного опроса
-Поверка записей в ходе занятия.
4. Домашнее задание (самостоятельная работа): Подготовить план – схему по теме «Педагогическая коррекция и система работы с детьми, имеющими нарушения в речи». Занятие № 11 Тема: Педагогическая коррекция и система работы с детьми, имеющими нарушения в речи. (1ч)
Вид занятия: практическое
Цели занятия:
Образовательная: Дать представление об особенностях педагогической коррекции. Воспитательная: Показать возможность развития педагогических способностей. Развивающая: стимулировать потребность личности студента к самоизменению и самовоспитанию
Темы для обсуждения
1. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма
2. Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях
3. Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования
4. Принципы основных классификаций задержек психического развития
Темы рефератов, докладов
1. Дети с нарушениями развития речи.
2. Личностные акцентуации при умственной отсталости
3. Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов
4. Расширение объекта современной специальной психологии
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Формы коррекционной работы.
2. Специфика работы с маленькими детьми.
3.Основные этапы коррекционной развивающей программы.
4. Показания к проведению индивидуальной и групповой форм игровой коррекции. План занятия
1.Организационная часть: проверка посещаемости, подготовка рабочего места и др.
2. Мотивация и цель занятия: (что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике):
3. Подведение итогов:
-Поверка записей в ходе занятия.
4. Домашнее задание (самостоятельная работа): Подготовиться к экзамену.
Казахско-Русский Международный университет |