Глава2 1 психодиагностика как наука
Никакая психологическая работа невозможна без установления основных принципов этой науки. Прежде чем приступить к постройке, надо зало- житьфундамент.
Н.Н.Ланге
Столь развившийся теперь в науке фельдшеризм, т. е. отрыв технической исполнительской функции исследования, главным образом обслуживания ап- паратов по известному шаблону, от научного мыш- ления, и сказывается прежде всего в упадке науч- ного языка. В сущности, это прекрасно знают все мыслящие психологи: в методологических иссле- дованиях львиную долю забирает терминологиче- ская проблема, требующая вместо простой справ- ки сложнейшего анализа.
Л. С. Выготский
В психодиагностике, как и в любой науке, должны быть опре- делены ее предмет и метод (методы), области приложения, основные понятия, Не менее важен и вопрос о том, что из- меряется (оценивается) с помощью психодиагностических методик. За этим вопросом стоит одна из важнейших и наи- более сложных проблем психодиагностики — взаимосвязь психических свойств и поведения. В этой главе мы постара- емся рассмотреть все эти вопросы, а также уделить внима- ние основным этапам диагностической деятельности психо- лога и проблемам этики тестирования.
Понятиепсиходиагностики
Наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуально-психологических различий, был появив- шийся с первыми тестами и неоднократно нами использу- емый — «психологическое тестирование».Первоначально термин «психологическое тестирование» понимался очень широко, включая в себя фактически любые измерения в пси- хологической науке. Позднее, по мере развития тестов, сфе- ра психологического тестирования сужается до измерения личностных особенностей и когнитивных способностей.
Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и при- надлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследова- ния с помощью созданного им «основанного на перцепции
100 Глава 2. Психодиагностика как наука
диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как сино- ним психологического тестирования.
Интересна дальнейшая судьба этого термина. Р. Хейс (1966) считает, что он достаточно быстро приобретает особое значение (вероятно, это событие можно датировать второй половиной 1930-х гг., и связано оно с кризисом психометри- ческих тестов, возникающим из-за присущего им «разложения личности испыту- емого на отдельные элементы, "функции"»1). Появление собственно психодиагно- стики связано, по Р. Хейсу, со становлением проективного подхода, в известном смысле противостоящего психометрической ориентации традиционного тестиро- вания и направленного на раскрытие целостной картины личности.
Получается так, что за психодиагностикой закрепляется достаточно обширная, но тем не менее ограниченная область исследований, связанных с теорией и прак- тикой проективного подхода, характеризующегося, помимо прочего, весьма сла- бой податливостью традиционным принципам измерения (подробнее см. гл. 7). Такая трактовка психодиагностики сохраняется и поныне. «Психодиагностика после Г. Роршаха — это исследование личности обследуемого его методикой и дру- гими проективными тестами»2. Заметим, что отнесение понятия «психодиагно- стика» к проективным методикам, как и его использование фактически в качестве эквивалента психологического тестирования (в несколько свободном истолкова- нии), чаще всего находим в работах немецких и швейцарских психологов (Мей- ли, 1961; Хейс, 1966 и др.).
Достаточно давно высказывалось и мнение о том, что термин «диагноз» (соот- ветственно психодиагноз) в психологии целесообразно использовать только для обозначения каких-либо расстройств, отклонений (Розенцвейг, 1949 и др.). Такой подход также отражен в современных справочных изданиях. Достаточно загля- нуть в популярный словарь WEBSTER: «Психодиагностика — это наука и практи- ка проведения оценки личности или диагностирования психических нарушений средствами клинической психологии»3. Читатель может сравнить данное опреде- ление со следующим: «Психодиагностика — оценка психического состояния боль- ных с помощью экспериментально-психологических тестов»4.
Теперь о той позиции, которая является господствующей в научной литерату- ре США и, естественно, задает тон всем другим странам Запада. Термином «пси- хологическое тестирование» вплоть до 1970-х гг. обозначалось фактически все, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов, причем при отсутствии определения предметаданного направления исследований (см. Анас- тази, 1982). В подтверждение сказанному упомянем только названия некоторых наиболее известных руководств 1960-1970-х гг.: «Психологическое тестирова-
|
gen. 1966. - Bd. 6. - S. 7-16.
|
|
|
2.2. Предмет и структура психодиагностики 101
ние» (Anastasi, 1968; Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тести- рования» — Essentials ofPsychological Testing (Cronbach, 1960), «Теория тестов» — Test Theory (Magnusson, 1967), «Теория и практика психологического тестирова- ния» — Theory andPractice of Psychological Testing (Freeman, 1963). Пишутся иссле- дования по истории психологического тестирования (Л History of Psychological Testing; DuBois, 1970). Постепенно термин «психодиагностика» фактически вы- водится из употребления. Достаточно сказать, что в изданной в 2000 г. восьмитом- ной «Энциклопедии психологии» {Encyclopedia ofPsychology. — АРА and Oxford University Press; издано Американской психологической ассоциацией совместно с Оксфордским университетом) нет статьи, посвященной психодиагностике.
Таким образом, понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом:
• относится к методике Роршаха и другим проективным тестам;
• связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологиче- скими средствами;
• иногда используется как синоним психологического тестирования, охваты- вающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий.
Вышеизложенное свидетельствует, что мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением — отсутствием ее названия при реальном суще- ствования. Более чем вековое развитие области исследований, связанных с изме- рением индивидуально-психологических различий, фактическое приобретение ею статуса самостоятельной науки не приводит к обретению имени, поскольку нельзя считать таковым термин «психологическое тестирование», пригодный ско- рее для обозначения процесса применения тестов, но не науки. В свете этого зако- номерно и отсутствие внимания к предмету и методу.