Вопрос 1. Значение и виды деловой переписки.

Каждому деловому человеку в процессе его деятельности приходится поддерживать связь с деловыми партнерами, клиентами и подчиненными. В век научно-технического прогресса для этого существует множество возможностей: телефон, электронная почта, факс и, конечно, телеграф и пр. Но, не смотря на широкое распространение средств голосовой связи, деловая переписка не утратила своей актуальности. Напротив, умение грамотно вести деловую переписку стало существенным элементом репутации бизнесмена.

С помощью писем ведутся предварительные переговоры перед заключением сделки. Выясняются отношения между предприятиями и организациями, в письмах излагаются претензии, выражаются просьбы, оформляются приглашения принять участие в тех или иных мероприятиях. Письма могут сопровождать материальные ценности и важные документы.

Преимущества писем не сводятся только к тому, что в них можно более четко зафиксировать необходимую информацию. Важен и психологический фактор: хорошо оформленное письмо на фирменном бланке производит более яркое впечатление, чем устное сообщение, и подчеркивает уважение автора к адресату.

В том, что в России не умеют писать деловые письма - начиная от служебной записки и заканчивая сопроводительным письмом к резюме, - согласны и лингвисты, и люди, работа которых непосредственно связана с деловой перепиской. Вице-президент управляющей компании «Ренессанс Капитал» Вячеслав Давиденко согласен с выводами специалистов на 110%. «Дело в том, что в нашем обществе вообще не принято пользоваться деловым письмом как инструментом», - говорит он.

Однако, понимание того, как должна выглядеть деловая письменная речь, у лингвистов и бизнесменов совершенно разное. Языковеды, например, считают, что современный деловой русский язык теряет все свои лучшие свойства, подвергаясь агрессивному воздействию западного письма. Менеджеры, напротив, называют это естественным процессом по замене неудобного удобным.

Языковеды считают подражание западным стандартам в этикетных правилах и формулах деловых писем серьезной проблемой. Например, организуют кампании в защиту отчества. Проанализировав материалы сегодняшних газет, языковеды обнаружили, что на долю сочетания полного имени и фамилии сегодня приходится 72% употреблений, упоминание только одной фамилии составляет 22,2%, на долю имени-отчества остается 5,8%.

Президент Magram Market Reserch Марина Малыхина считает, что западный стиль обращения приживается у нас не случайно. Российский бизнес очень молодой, и обращение по имени-отчеству иногда выглядит довольно смешно. Это не вопрос культуры, а вопрос возраста, считает она.

У ученых на этот счет своя точка зрения. В России деловое письмо формировалось без малого тысячелетие, приводя языковые средства к единому стандарту и оттачивая деловые формулы.

В России письменное общение тяготеет к использованию стандартных фраз, строгому закреплению их в тексте документа. В то время как у американцев, например, деловое письмо продолжает традиции устной публичной речи. В их деловой переписке можно встретить цитаты из Библии или стихов, риторические вопросы и восклицания. У них составление делового письма - настоящее творчество. Рон Теппер, автор известной книги «Как овладеть искусством делового письма. 250 писем и записок в помощь менеджеру», говорит, что хорошее деловое письмо - это произведение искусства.

В деловой письменной речи отражается разница в культурных традициях и особенностях поведения. Например, оценка среднего американца несколько завышена, а оценка среднего россиянина чаще занижена. Поэтому американец может в собственном резюме на пяти страницах писать себе лестные характеристики, что будет странно для нас.

К разновидностям деловой корреспонденции относятся:

· деловое письмо (письмо-запрос, сопроводительное, информационное, рекомендательное письмо, письмо-просьба, письмо-ответ и др.);

· телеграмма;

· телефонограмма;

· телефакс и пр.

Содержание делового письма должно удовлетворять определенным требованиям, которые мы подробно рассмотрим в следующих разделах. Но главное Вопрос 1. Значение и виды деловой переписки. - student2.ru Вопрос 1. Значение и виды деловой переписки. - student2.ru Вопрос 1. Значение и виды деловой переписки. - student2.ru то, что адресат (его принято называть респондентом) обязан правильно понять суть излагаемого в письме. Для этого необходимо придерживаться простого и ясного стиля, избегать употребления слишком сложных слов и специальных терминов.

Если автор письма умеет добиться легкости изложения и создать положительный фон общения, можно считать, что он создал прочный фундамент для достижения успеха в деловых отношениях. Доброжелательность, искренность и естественность имеют существенное значение. Каждое слово или выражение в деловой переписке целесообразно «примерять» на себя и, даже в случае легкого сомнения, отказываться от высказываний, которые могут вызвать отрицательную реакцию.

Вопрос 2. Подготовка к созданию делового документа.

Прежде всего, хотим дать совет: каким бы опытным специалистом вы себя ни считали, для грамотного составления делового документа полезно всегда иметь под рукой не только справочник по делопроизводству, но и толковый словарь русского языка. Это поможет наиболее точно подобрать по смыслу нужное слово или уточнить, как правильно его написать.

Приступая к созданию любого документа необходимо подумать:

· Зачем вы собираетесь писать.

· Кто окажется адресатом данного послания. Это документ для внутреннего пользования или он уйдет за пределы организации, увидит ли его еще кто-либо? Какие термины могут оказаться непонятными респонденту?

· О чем конкретно вы собираетесь написать. Если не решить сразу, какие данные необходимо включить в содержание, в дальнейшем придется потратить много времени на его редактирование или письмо окажется перегруженным лишней информацией.

· Какимспособом передать данный документ получателю? По почте, факсу или через Интернет? Кстати, обязательно ли писать или достаточно телефонного звонка? Если связаться с партнером действительно необходимо в письменной форме, можно приступать к созданию делового документа.

Директор консультации «Writing for you business» описывает специальные приемы подготовки делового письма, которые базируются на четырех основных аспектах:

· планирование документа;

· распределение времени;

· выбор средств (технических);

· сотрудничество с коллегами (в разнообразной форме: от соавторства до наблюдения и анализа способов выполнения работы другими сотрудниками)

Таким образом, необходимо спланировать структуру своего письма, отметить ключевые пункты содержания (составить план). Сразу же нужно продумать и иерархию заголовков. О планировании документа и логической структуре деловых писем мы поговорим в следующем разделе.

Следует также подумать о том, каким должен быть общий стиль документа, то есть, выдержан ли в нем должный уровень дружелюбия и официальности? Для этого нужно сосредоточиться на следующих аспектах:

1. получатель, его ожидания и особенности (что ему может понравиться, а что нет);

2. эмоциональный тон письма (официальный, дружеский, почтительный, возмущенный или др.);

3. шанс на прочтение (будет ли документ прочитан в любом случае, либо необходимо завоевать внимание получателя);

4. задача (просто информирование или оказание влияния на респондента).

Вопрос 1. Значение и виды деловой переписки. - student2.ru

Полезный документ должен содержать исключительно простые словесные конструкции и содержать самые необходимые данные (отчет, докладная, письмо-запрос и пр.)

Если же документ написан с целью оказать влияние и в этом случае важно произвести впечатление, то письмо может включать в себя рекламные тексты, лозунги и пр.

Планируя документ, очень полезно воспользоваться методом составления мысленной карты. Для этого советуем выполнить следующие шаги:

1) В центре большого листа бумаги напишите название темы.

2) Вокруг названия темы в произвольном порядке отметьте все вопросы, которые с ней связаны.

3) Когда все вопросы исчерпаны, объедините их в группы по содержанию. Эти группы потом могут дать начало глав или параграфов (дублирующие друг друга по содержанию можно объединить).

4) Сформировав группы вопросов, пронумеруйте их как параграфы или разделы документа.

5) Приступайте к раскрытию основных мыслей внутри каждого из разделов.

Метод мысленной карты особенно продуктивен, если составлять карту коллективно. Это позволяет:

· воспользоваться помощью других людей;

· быстро упорядочить много идей и наиболее полно охватить круг необходимых вопросов;

· обеспечить наглядность планирования (и сразу скорректировать неточности);

· использовать завершенную схему при проверке законченной работы.

Наши рекомендации