Нейропсихология имеет давнюю историю, которая берёт своё начало с доисторических времён.
26.04.2017
Экзамен – 26 мая
Книга – Е.Д. Хомская «Нейропсихология»
Д/з 1) прочитать раздел теории системные динамические локальные функции, основные понятия нейропсихологии: синдром, симптом, фактор.
А.Р. Лурия – отечественный психолог, основатель нейропсихологии.
В начале 40-х гг. – рождение отечественной нейропсихологии.
Нейропсихология определяется как область психологической науки, изучающая мозговые основы психической деятельности человека, их нарушения и восстановление в результате локальных поражений головного мозга.
Имеет тесные связи с рядом дисциплин:
- неврология;
- физиология ВНД;
- лингвистика;
- социология;
- философия
Представляет собой междисциплинарную область исследований.
Нейропсихология имеет давнюю историю, которая берёт своё начало с доисторических времён.
В последние 200 лет интерес к изучению связи мозга резко оживился.
В ХIХ веке – появились первые теории «как процессы психологические связаны с деятельностью человека?»
В начале ХIХ века Франц Йозеф Галль – австрийский врач и анатом, выдвинул теорию о «френологии» и стал её основателем.
(лат. «теория способностей»).
Френология пыталась объяснить, почему люди проявляют интерес в той или иной деятельности себя лучше остальных.
Развитие способностей связано с развитием соответствующей области мозга, если эта область развита лучше, чем у других люде, то у данного индивидуума способность будет ярко выражена.
В этой теории каждой области была приписана способность.
Теория канула в лето со смертью Галля.
В 1861 году французский хирург, анатом Поль Брока – выдвинул теорию – «узкий локализационизм».
Это была совершенно новая теория.
Предполагала, что у каждой психической функции есть своё место в локализации мозга.
Так же описывает центр мозга – «центр Брака», другие описывают другие зоны.
Если повреждается определённая область мозга, то функция утрачивается. Не рассматривает вариант восстановления.
Поль отмечает, что после травм головы наблюдается расстройство речи (чаще у правшей).
Правило Брака – полушария, отвечающие за речевые процессы, находятся на противоположной стороне руки.
1. Доминантное полушарие – речевые процессы
2. Субдоминантное полушарие – неречевые процессы
В конце ХIХ века английский невролог Джексон – вводит теорию «антилокализационизм».
Мозг– единая система. Любая сложная психическая функция требует участия мозга в целом.
Теории: мозг специализированный
К началу ХХ века возникает кризис. Новых теорий нет, старые не актуальны.
К началу 40-х кризис спал. Новые теории помогли.
Симбиоз теорий физиологии + психологии + социологии дают начало теории «Функциональных систем», которую выдвинул П.К. Анохин. И она полностью развенчивает теорию Павлова.
Эта теория говорит, что между сложными физиологическими (спать, есть и т.д.) процессами и психологическими функциями есть связь и представляет собой функциональные системы:
- имеют афферентные звенья;
- эфферентные;
- руководствуются целью;
- имеют возможность различными способами достигать этой цели, а выбор зависит от того, в каких функциях протекает.
- пищеварительная система
- кровеносная система новые понятия Анохина в медицине
- дыхательная
ВПФ – этот тип задействует разные отделы головного мозга, разные его уровни, работа зависит от того, насколько хороши связи связывающие элементы в единое целое.
В онтогенезе эти связи становятся более сильными и прочными. Каждая связь не дублируется другими элементами.
Афферентное поле –совокупность сигналов, поступающих от разных систем и обеспечение функционирование конкретной физической функцией.
Выделяются:
- ведущая афферентация – определяется характером самой функцией.
Не появляется автоматически, формируется в онтогенезе (2-3 года).
- вспомогательная афферентация – выполняет функцию стабильности выполнения процесса.
Чем старше головной мозг, тем больше он специализирован и стабилен.
Нарушение психических функций – определяется как закономерность нарушений рядом, функции связанных с нарушением одного и того же фактора.
Фактор – принцип психофизической работы определённого участка головного мозга.
- правополушарные факторы
- левополушарные (стволовые). Лучше изучены
Работа коры межполушарный работа подкорки
Мануальная асимметрия
Какой рукой пишет – правшество, левшество
Выполняет разные функции – праворукость, леворукость.
Амбидекстр – скрытый левша (переученный)
Владеет обеими руками одинаково.
Слуховая асимметрия
Методика дихотического прослушивания:
- закрыть одно ухо;
- послушать тиканье часов;
- дать трубку телефона
Оптимально, если ведущего уха нет. Либо идёт правополушарное восприятие речи.
Особенно это + после травм
Глазная асимметрия
Какой глаз ведущий, тем мы и присматриваемся
· Нейропсихологическая реабилитация – разрабатываются методы на восстановление функций.
· Нейропсихология индивидуальных различий
· Экспериментальная нейропсихология:
- функциональное МРТ (дают определенную задачу и делают снимки мозга).
11.05.2017
I Блок
Состав:
Ствол мозга, меднобазальные отделы коры лобных и височных областей.
Формируется раньше других.
Человек с рождения с практическим сформированным I Блоком, но сложные частные формируются к 6-7 годам.
Функции:
Регулирование уровня активности.
Ретикулярная формация – биологические часы.
Можем воздействовать на ретикулярную формацию (внутр. уст)
Нисходящая ретикулярная формация располагается в медно-базальных отделах лобных и височных областей.
II Блок
Состав:
Корковый отдел:
- височные доли;
- затылочная;
- теменная
Вся поверхность больших полушарий располагается назад, к центральной извилине.
Функция:
Осуществляются прием символов от рецепторов – анализируется – извлекается при необходимости.
(приобретается – систематическое – перед. знания)
Модально-специфическая
Развивается динамично.
Видим целостный объект.
Развивается от 2-3 лет.
Третичные поля связаны с работой только вторичных полей.
Обрабатывает информацию, которая пришла в: разные анализаторы и соединяет её в целое.
III Блок
Состав: лобная доля (передняя у извилины)
Пенин
Формируется:
У женщин:16-18 лет
У мужчин: 18-21
При поражении:
- общая активность;
- пропадает интерес к окружающему миру, себе;
- нет желаний;
- коммуникации;
- трудно планировать;
- трудно организовать себя
Раньше считали, что лобные доли это «питомник» нервных клеток.
Функции: организовывать работу всех других блоков мозга.
I Блок – заставляет включать и выключать, перестраивать биологические часы.
II Блок – управление памятью, мышлением (ставим цель)
Все 3 блока работают в сцепке с другими.
Предметная агнозия
Возникает вследствие сужения объёма зрительного восприятия. Невозможно одновременное восприятие более одного признака предмета. Из-за этого человек не может понять предмет, который он видит. Строит догадки, предполагает. Не удаётся в совокупности свойств увидеть этот предмет. (Положить предмет в руки, т.к. исследуется окружающий мир руками).
Символическая агнозия – нарушение восприятия символов (буквы, цифры, ноты). Возникает только при поражении левого полушария (опосредованно речью).
Изолировано нарушение восприятия цифр (цифровая агнозия)
Формируется к 6-7 годам.
Агнозияпоявляется во взрослом возрасте.
Цветовая агнозия –нарушение зрительного восприятия
При поражении правого полушария.Нарушается способность к воображению цвета, к соотнесению цвета и предмета.
Не видит сновидения/не цветные сны
(височно-затылочные отделы и правого и левого, субдоминантного полушария)
Лицевая агнозия – только при поражении правого полушария (как и цветовая).
Человек не узнаёт лица (родителей, близких). Многие ограничивают личные контакты.
Самая сложная агнозия.
Лицевой гнозис – самый коротки период формирования к 3 месяцам
При поражении вторичных полей зрительного анализатора. Височно-теменная область правого, субдоминантного полушария.
Симкльтанная агнозия –повреждение стука теменной и затылочной областей.
Человек не может видеть более 1 объекта (объём зрительного восприятия сужается) синдром Балинта.
Зрительный символический гнозис к 7-8 годам (именно символическая агнозия проявляется после 7-8 лет)
Импринтинг – запечатление зрительного образа (пример с утятами)
Слуховые агнозии – при поражении вторичных полей слухового анализатора
1. слуховые речевые агнозии
2. слуховые неречевые агнозии
Палочки за чёрно-белое.
23.05.2017
Классификация апраксий.
А.Р Лурия выделяет 4 вида апраксий:
1) регуляторная (префронтальная);
2) кинестетическая;
3) пространственная (апракпагнозия);
4) кинетическая (динамическая);
1) конвекситальная префронтальная коре левого полушария;
2) нижние отделы постцентральной области (1, 2 и частично 40поле, преимущественно левого полушария);
3) теменно-затылочные отделы коры левого и правого полушария (границы 19 и 39 поля);
4) нижние отделы премоторной области левого полушария (6 и 8 поля)
Регуляторная апраксия.
Механическое нарушение – распад двигательных программ, невозможность смычения результата с намерением.
Клиническая картина:
Патологическая инертность – системные персеверации целой двигательной программы в целом.
· Эхопраксии
Эхопраксия– бесконтрольное подражательное повторение движения.
· Адинамия, спонтанность поведения
Кинестетическая апраксия.
Механизм нарушения –нарушение проприоцептивной афферентации.
Проприоцептивные сигналы образуют связи от рецепторов, располагающихся на органах, связках, сухожилиях (положение тела в пространстве, чувствительность).
Клиническая картина:
1. нет парезов;
2. движения недифференцированы, плохо управляемы (симптом «рука – лопата»);
· Апраквия позы;
· При зрительном контроле возможно лишь … (?)
Пространственная апраксия.
Антиципация движений.
Динамическая апраксия
Персеверация движений – непреднамеренное повторение совершаемого движения.
Контаминация движений.
Левое полушарие ведущее по организации движений (левая премоторная область)
Читать: Хомская, Лурия
Нарушения речи.
Афазия –нарушение речи, возникающее при поражении корковых отделов мозга и приводящее к дезинтерации психической сферы, личности больного и его деятельности в целом (Л.С. Цветкова, 2011).
Афазия – не только изменение речи, но и нарушение личности психической сферы вследствие изменений.
Речь локализована в лобных долях 1806 год, Ф. Галль (первое научное упоминание о связи мозга с речью).
1825 год – Буийо разделение на «общую и языковую способность» и «способность к артикулированной речи». Локализует речь в лобных долях.
1861 год– открытие П. Брока «центра устной речи» в задних отделах лобных долей левого полушария мозга.
1874 год – открытие Вернике «центра понимания речи» в височных отделах мозга левого полушария мозга. Первым предлагает классификацию афазий. Считается основателем нейропсихологической речи – афазиологии.
Классификация афазий.
Форм по А.Р. Лурия
Группа моторных афазий:
· Эфферентная моторная
Группа височных афазий:
· Акустико-гностическая (сенсорная) афазия;
· Акустико-мнестическая афазия
Группа теменных афазий:
· Семантическая афазия;
· Амнестическая афазия
Лобные афазии:
· Динамическая афазия
Топика – очаг поражения
Моторные афазии.
Топика поражения –поражение задней части 3 лобной извилины (44 поле «зона Брока»)
Центр механизм (фактор) – патологическая инертность раз возникшего стереотипа.
Афферентная моторная афазия
Топика поражения – нижняя треть
Постцентральной извилины.
Центральный механизм (фактор) непреднамеренное повторение совершаемых движений (персеверация)
Клиническая картина:
· Полное отсутствие устной речи (при грубом нарушении);
· Обилие литеральных парафазий
Звук заменяется на близкий по артикуляции (б-п; т-д; г-к; в-ф; ш-щ)
Примеры: мальтики, гибы, синег, погибеда
Нарушается письмо, чтение
Психологическая картина: нарушается моторная программа в речи.
Динамическая афазия.
Топика поражения:поражение зоны, лежащей кпереди (?) спереди от зоны Брока дополнительного поля Генфильда.
Клиническая картина: замена продуктивной речи речевыми шаблонами (ясно, понятно, отлично).
· Нарушение предикативности – отсутствие глаголов;
· Рубленная фраза;
· Большие паузы между словами
Психологическая картина: нарушается монологическая и диалогическая речь
· Доступны те фразы, в которые заложены готовые программы высказывания;
· Сохранна автоматизированная речь;
· Рядовая речь, чтение стихов, пение, речевые штампы
Пример: «Дороги…парень…бежит…на дороге»
Мужчина…коньки…осторожно лёд
(Составление рассказа по картинкам сюжетным)
Сенсорная афазия.
Нарушение чтения и письма
24.05.2017
Семантическая афазия.
Топика поражения:
Зона ТПО (39 и 40 поля, задняя часть 37 и передняя часть 19)
Теменные, височные, затылочные области.
Центральный механизм: нарушение симультанного пространства, восприятия (видит / объект)
Центральный дефект: нарушение понимания лексико-грамматических конструкций, юмора, переносных смыслов, иносказаний.
Клиническая картина:
- нет выраженных нарушений в устной речи;
- сохранность письма, чтения;
- понимание простой фразы, текста;
- с трудом ориентируется в пространстве и времени;
- не понимает значение числа
(1000=1+0+0+0)
Грубо нарушено понимание речи:
- не понимает предлоги «под», «»над»;
- сравнивать конструкции (муха < слона);
- обороты со словами «перед»;
- конструкции творительного падежа (открыть ключом замок);
- конструкции родительного падежа (шапка отца)
Понимаются отдельные слова, но е понимаются значения фразы в целом.
(нужно упрощать речь)
Психологическая картина:
- грубо картинный смысл строй речи;
- нет внешних признаков;
- грубо нарушена речь + ситуационная речь
Амнестическая афазия.
Топика поражения:зона ТРО, задней височной и нижней областей, а также стык задневисочных и передне затылочных областей.
Центральный механизм:
- дефект оптического восприятия, предметного (трудность видеть существенные признаки);
- уравнивание возбудимости слова, следов, проводящее к трудности выбора слова из ряда альтернативных.
Клиническая картина:
- обилие поисков слов;
- вербальные парафазии;
- подсказка первого звука слова
(высокоэффективна)
(чувство, на кончике языка)
Психологическая картина:
G AAgAAAAhALRN4rPeAAAACQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FKw0AQhu+C77CM4M1u0oqY NJNSlKpIEayBXnez2ySYnQ3ZbRvf3hEPepx/Pv75plhNrhcnO4bOE0I6S0BYqr3pqEGoPjY39yBC VGRU78kifNkAq/LyolC58Wd6t6ddbASXUMgVQhvjkEsZ6tY6FWZ+sMS7gx+dijyOjTSjOnO56+U8 Se6kUx3xhVYN9qG19efu6BDq4N5edbV/rg+b7LF6yvT2Za0Rr6+m9RJEtFP8g+FHn9WhZCftj2SC 6BHmi9uMUYRFmoJg4DfQCBkHsizk/w/KbwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADh AQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4 /SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBG Bc5XEwIAAEUEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAA IQC0TeKz3gAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAG0EAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQA BADzAAAAeAUAAAAA " strokecolor="black [3213]" strokeweight="2pt"> - нарушение номинативной функции речи;
обозначение
предметов
(коза)
- письмо, чтение
Амнестическая афазия в чистом виде встречается редко (акустико-мнестическая и семантическая)
Проблемы памяти
Функции лобных долей мозга.
Лобные доли мозга – расположены кпереди от центральной извилины и подразделяются на 3 отдела:
- заднелобная; наружн. поверхность лобных долей
«конвенситальная»
- префронтальная; нижняя поверхность – базальная
- фронтальная внутренняя поверхность - медиальная
Создаются разные варианты нарушений
(синдром медиальный и т.д.)
26.04.2017
Экзамен – 26 мая
Книга – Е.Д. Хомская «Нейропсихология»
Д/з 1) прочитать раздел теории системные динамические локальные функции, основные понятия нейропсихологии: синдром, симптом, фактор.
А.Р. Лурия – отечественный психолог, основатель нейропсихологии.
В начале 40-х гг. – рождение отечественной нейропсихологии.
Нейропсихология определяется как область психологической науки, изучающая мозговые основы психической деятельности человека, их нарушения и восстановление в результате локальных поражений головного мозга.
Имеет тесные связи с рядом дисциплин:
- неврология;
- физиология ВНД;
- лингвистика;
- социология;
- философия
Представляет собой междисциплинарную область исследований.
Нейропсихология имеет давнюю историю, которая берёт своё начало с доисторических времён.
В последние 200 лет интерес к изучению связи мозга резко оживился.
В ХIХ веке – появились первые теории «как процессы психологические связаны с деятельностью человека?»
В начале ХIХ века Франц Йозеф Галль – австрийский врач и анатом, выдвинул теорию о «френологии» и стал её основателем.
(лат. «теория способностей»).
Френология пыталась объяснить, почему люди проявляют интерес в той или иной деятельности себя лучше остальных.
Развитие способностей связано с развитием соответствующей области мозга, если эта область развита лучше, чем у других люде, то у данного индивидуума способность будет ярко выражена.
В этой теории каждой области была приписана способность.