Малозначимые (inconseguental) убеждения.
Например: Я считаю, что лето приятнее, чем зима;
Когда берешь билет на экзамене, надо закрывать глаза.(с.121)
Модель М. Рокича позволяет понять логику распространенного выделения в аттитюдах познавательного, оценочного и поведенческого параметров.
Описывая место ценностей в социально-психологической структуре личности следует указать на предположения о природе ценностей, сделанные М. Рокичем (Стенограмма перевода работ М.Рокича, сделанная и любезно предоставленная мне В.Б.Ольшанским в 1991году).
1.Общее число ценностей, которыми придерживается человек
не велико.
2.Все люди повсеместно придерживаются тех же самых ценностей в разной степени.
3.Ценности организованы в ценностную систему.
4.Истоки человеческих ценностей могут быть прослежены в культуре, обществе и объединены в его институтах и личностях.
5.Последствия ценностей проявляются во всех явлениях,
рассматриваемых социальными исследователями.
М. Рокичем дается следующее определение : ценности -это устойчивое убеждение, что специфический тип поведения или конечное состояние существования, есть личностно или социально предпочтительнее другому или противоположному типу поведения или конечному состоянию существа(Цит. по стенограмме В. Ольшанского)
По Рокичу, ценности имеют относительный характер, то есть в различных ситуациях человек склонен вести себя по-разному.
Ценности-представления различаются как дескриптивные или экзистенциальные, когда ценность может быть истинной или ложной; эволюативные, где объект суждения может быть плохим или хорошим, но не может быть ложным или истинным и прескриптивные -где конечная цель и средства могут быть желательными или не желательными.
Ценности могут содержать в себе коммуникативные аффективные и поведенческие компоненты.
Характер ценностей влияет на тип поведения человека: инструментальные ценности помогают определитьконечные цели; терминальные- определяют способ достижения, состояния существования. Среди способов классификации особенно важно, что терминальные могут концентрироваться на себе или на: обществе, по статусу быть интро - или интер - персональные. Спасение и душевный покой –интраперсональные (для себя)-это инструментальные ценности. Братство и мир на Земле - это интерперсональные (общечеловеческие). Люди отличаются по тому, чему отдают предпочтение. Увеличение одной социальной ценности социальной приводит к уменьшению персональной, личной.
Ценность может быть представлена как осознанное желание и как требование надындивидуального порядка, чья обоснованность превышает точку зрения любого отдельного человека. Общество оказывает давление на человека, чтобы он вел себя морально с другими, не наносил им вреда, а не чтобы был счастливым и мудрым. Объективно необходимо, чтобы люди понимали,что общество требует от других не меньше, чем от нас. Это обеспечивает, что люди живут в социальном окружении, доверяют и зависят друг от друга. Мало оснований одному вести себя морально, если другие не моральны.
Поведение человека не управляется единственной системой ценностей. Чаще оно управляется множественным неизменяющимся кластером ценностей. Заученные ценности складываются в систему, где каждая упорядочена по приоритету относительно других, т.е. в отличие от релятивной концепции, когда ценности изменчивы, изменений порядка предпочтений, хотя общая система относительно стабильная, и зависит от интеллекта, степени интернализации ценностей, культурных институтов, политической идентификации, религии, воспитания.
«Интересно, - пишет Вадим Борисович,- подходит Рокич к вопросу о соотношении ценностей и потребностей. Он задает вопрос: из того, что у крысы есть потребности, следует ли, что существуют крысиные ценности? И отвечает: "Ценности суть когнитивно репрезентированные и трансформированные потребности, и свойственны они только людям". По существу такую же позицию занимал Клакхон, отмечая, что ценность не просто желаемое, но "концепция желаемого". В излагаемой системе ценности замыкаются еще на один когнитивный элемент: концепцию самого себя или Я-концепцию. Это ядро всей системы представлений, вокруг которой они функционально ориентированы. Рокич цитирует М. Куна: «Я-концепция, включает все когниции человека, осознанные и неосознанные, о физическом облике, интеллектуальных и моральных способностях и слабостях, о социоэкономической позиции в обществе, национальной, региональной, этической, расовой и религиозной определенности, о сексуальной, поколенческой, профессиональной, супружеской, родительской ролях, которые человек исполняет в обществе, и насколько хорошо или плохо он исполняет эти роли. Короче говоря, генерализованная концепция человека, относящаяся к самому себе - это организация всех когниции, как негативных, так и позитивных, и аффективных коннотаций этих когниции, которые могут выразиться в полном ответе на вопрос: "Кто я?"
Если происходит изменение Я-концепции (под влиянием психотерапии, религиозной конверсии, психического заболевания, наркотиков, "промывания мозгов" и т. д.), за этим неизбежно следует изменение терминальных и инструментальных ценностей, аттитюдов, поведения, - что, в свою очередь, воздействует на Я-концепцию, подкрепляя наступившие изменения. Модификация поведения может произойти под влиянием изменения аттитюдов, но оно окажется краткосрочным, если ценности остались прежними.
Аттитюды закреплены за ценностями как бы на резиновой ленте - под влиянием каких-то обстоятельств они могут отклониться от первоначального положения, но усиливающееся натяжение ленты заставит их вернуться обратно. Если два аттитюда или две ценности не противоречат одна другой, но не соответствуют Я-концепции, то предстоящие изменения приведут их в соответствии с Я, хотя, возможно, и ослабят их соответствие друг с другом. Во всех изменениях когнитивной структуры решающее слово остается за Я-концепцией.
Иногда изменить ценности оказывается легче, чем изменить аттитюды. Если они противоречат Я-концепции, они изменятся скорее, чем в случаях, когда они не соответствуют аттитюдам или поведению. Эти изменения будут устойчивы, повлекут за собой во всей сложной совокупности когниций и завершатся в вменении поведения.
Однажды Дьюи сказал, что образование начинается с ощущения трудности. Сначала у человека возникают состояние неудовлетворенности собой, когнитивное несоответствие между Я-концепцией и фактическим исполнением. Снять напряжение можно изменив представление о собственной компетентности, т. е. отказавшись от прежней самооценки ("отказавшись от себя"). Или же придется «принять вызов» и добиваться исполнения, соответствующего стандартам компетентности, установленным обществом, повысить качество исполнения, чтобы его оценка подтверждала самооценку.
Принципиальный вывод, который должна сделать школа- сформировать у учащегося чувство собственного достоинства (self-esteem), чтобы он стремился защитить и отстоять свои притязания. Тогда уже он сам мобилизует усилия, он будет учить самого себя.
Объективный уровень социальной структуры личности составляют социальные роли и социальные статусы. Тему социальных ролей личности и их значения для человека см. лекция 3.