Саморегуляция социального поведения

В процессе социализации происходит интернализация социальных норм. В процессе интернализации механизмы социального контроля превращаются во внутренние императивы индивидуального сознания. Саморегуляция- это процесс управления человеком собственным поведением на основе интериоризованных в ходе социализации социальных норм. В качестве внешних регуляторов выступает социальный контроль (нормы, правила поведения, принятые в данном обществе). Их действие мы рассматривали ранее, в лекциях 3 и 4. В качестве внутренних выступают совесть, ценности и аттитюды. «Совесть-это интериоризованный социальный контроль» (Шибутани Т.).

Если обратиться к внутренним регуляторам, то следует обратить внимание на чувства страха, стыда и вины как регуляторов человеческого поведения — индивидуального и группового. Здесь могут быть выделены два подхода.

В первом, предложенном Ю. М. Лотманом[45], противопоставляются друг другу страх как инстинктивно-биологическое, присущее всем животным, настороженное отношение к потенциально враждебным и опасным внешним силам, и стыд как специфически человеческий, сформированный культурой психический механизм, гарантирующий соблюдение определенных норм и обязанностей по отношению к «своим». Стыд как ориентация на внешнюю оценку (что скажут или подумают окружающие?) ивина как ориентация на самооценку, когда невыполнение какой-то внутренней, интернализованной нормы вызывает у индивида угрызения совести (самообвинение).

Психологически стыд и вина - разные формы тревожности, связанные с самооценкой. Стыд означает тревогу за свою репутацию; он возникает, когда индивид чувствует, что не отвечает ожиданиям окружающих, что он в чем-то слабее других, каковы бы ни были причины этой слабости. Вина выражает озабоченность по поводу личных качеств, за которые индивид чувствует себя полностью ответственным. «Стыд покоится на озабоченности индивида своей компетентностью, силой или могуществом, выражает желание избежать видимости неудачи, слабости или за­висимости. Вина покоится на озабоченности индивида своей правотой, выражает желание чувствовать себя правым. Вина ощущается тогда, когда индивид, определяя себя по оси «хороший — плохой», кажется самому себе плохим; стыд — когда индивид, определяя себя по оси «сильный — слабый», кажется себе слабым» (Голднер).

Культурологами и этнографами (Р.Бенедикт и др.) выделяются «культуры стыда» (shame culture), в которых главным механизмом социального контроля является ориентация главным образом на оценку со стороны конкретных «других», и культуры совести, в которых решающее значение придается индивидуальной совести, которая предполагает интернализацию индивидом неких универсальных норм.

Специалистами выделены антитезы социальных чувств, контролирующих поведение человека в социуме. Испытывая потребность в безопасности и защищенности, индивид стремится контролировать свое поведение. Антитезой безопасности является чувство страха.

Противоположностью стыда на уровне индивидуального сознания является гордость.В культурно-исторической типологии эту функцию выполняют понятия чести и славы, выражающие социально-групповые истоки чувства гордости, ее производность от оценки и признания со стороны «своих».Противоположность вины (виновности) в конкретной ситуации — чувство и сознание своей правоты, а в более широком личностном плане — чувство собственного достоинства, самоуважение, признание ценности своей личности.

Страх, стыд и вина, таким образом, выступают не только как эмоциональные переживания, связанные с разными моральными санкциями (недаром их относят к числу моральных чувств или свойств моральной личности). Эти же понятия используются при выделении определенных этапов исторического развития, в ходе которого социальное поведение становится более осознанным и индивидуальным. Лишь на очень высокой ступени исторического развития возникает личность, способная ориентировать свое поведение изнутри, равняясь на усвоенные ею принципы и нормы. Только здесь появляется категория совести как внутренней моральной инстанции, осуществляющей суд над человеком, включая не только его поступки, но и его помыслы; понятие обязанности как чего-то внешне принудительного перерастает в понятие долга как внутреннего императива, а идеал родовой или сословной чести уступает место понятию индивидуального достоинства.

Однако, как показывает историческая практика, соотношение стыда и страха, вины и гордости может изменяться в зависимости от конкретных исторических условий.

Как отмечает Ю. М. Лотман, стыд и страх не только регулируют разные сферы отношений (стыд существует только в отношениях со «своими»), но само их соотношение может изменяться в зависимости от конкретных исторических условий. Так, сословный кодекс чести, запрещая дворянину обнаруживать страх, вытесняет его в подсознание, стыд оказывается сильнее страха. Напротив, в атмосфере массового террора или грубого восточного деспотизма гипертрофия страха вызывает почти полную атрофию чувства стыда, делая людей бесстыдными, так что они перестают понимать даже нормы порядочности, считавшиеся элементарными в прошлом.

Резюме

1. Социализация- это необходимый для человека процесс, в результате которого он усваивает нормы, правила, ценностные установки, основные социальные роли, принятые в данной культуре и научается жить в обществе. Этот процесс протекает в течение всей жизни человека до тех пор, пока индивид не станет зрелым, т.е. «мудрым индейцем, истинным джентльменом и крестьянином» (Э. Эриксон).

2. Содержание процесса социализации личностивключает в себя прохождение стадий психологической зрелости, на каждой из которых ребенок преодолевает фрустрации и формируются фиксации. Согласно концепции гуманистической психологии главным достижением процесса социализации является формирование у человека чувство самоценности, которое во многом определяет особенности его поведения, реакции на других людей, способы переживания жизненных трудностей. Оно формируется, если ребенок растет в любви, т.е. безусловном принятии его самыми близкими людьми. Важное значение для результата социализации имеет нравственное развитие личности, которое проходит шесть стадий (Л. Колберг).

3.Механизмы социализации- это то, что способствует процессу приобретения человеком необходимых навыков, норм и правил поведения, принятых в культуре данного общества. Выделяют позитивные механизмы и негативные. К позитивным относят имитацию илиподражание- осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения иидентификацию-отождествление детьми с родителями: принятие родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. К негативным - стыд и чувство вины,поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его.

4. Институты социализации.На протяжении всей жизни человека происходит смена институтов социализации: семья и ближайшее окружение, школа, руководители, или значимые другие, те, кого принято называть учителями жизни,средства массовой информации, так как не только дети, но и взрослые в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на личность, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

5.В социальной психологии в структуру личности принято включать Я-концепцию, мотивы и потребности, установки, социальные роли, ценности.

6. Я- концепция – это система представлений человека о самом себе. Формирование Я-концепции человека происходит в процессе накопления опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Я-концепция может рассматриваться как совокупность установок «на себя», включающих образ Я, самооценку, потенциальную поведенческую реакцию (Р.Бернс).

Я-концепция выполняет функции структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества и мотивирования к повышению собственной значимости.

7. Следующий компонент в социально-психологической структуре личности - мотивы и потребности. Мотив- это «побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность…». «Потребность-свойство организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия» (К. Обуховский).

8. Важным компонентом социальной структуры личности являются установки, под которыми принято понимать готовность к определенному поведению, реакции. Они могут быть перцептивными, моторными, социальными. В.Б. Ольшанский пишет, что «в конечном счете, всякая установка ориентирована на определенную линию поведения. Но для того, чтобы достигнуть цели, надо нацеливаться не туда, где она находится в данный момент, а туда, где, вероятно, окажется, когда до нее дойдут направляемые усилия. Установку можно рассматривать как своеобразный аппарат вероятностного предвидения, служащий для направления активности организма в соответствии с поступающей в мозг информацией и информацией, хранящейся в нем» (В.Б. Ольшанский,1994).

Близким к понятию «установка» является «аттитюд». Первыми ввели этот термин в научный оборот У.Томас и Ф. Знанецкий (1882–1958), понимая под ним установку, направленность личности на тот или иной вектор поведения.

Эксперимент Лапьера показал, что многие словесные заявления людей продиктованы нормами и ценностями того социального круга, к которому они принадлежат. Однако, оказавшись в реальной ситуации взаимодействия с конкретными людьми, человек испытывает влияние другого рода — давление самой этой ситуации и готов подчиниться скорее сложившимся условиям, нежели абстрактным установкам.

В межличностных отношениях аттитюд имеет следующие социальные функции:

-инструментальную или утилитарную, как готовность приспособить какого-либо человека для достижения собственных целей,

- защитительную, как повышенная уязвимость, готовность в любой момент дать отпор другому: огрызнуться, отстоять представления о самом себе и свою самооценку,

- ценностно-экспрессивную функцию как готовность отстаивать перед другим человеком собственную систему взглядов, убеждать его в обоснованности определенных мнений и оценок,

- познавательную функцию как стремление почерпнуть из беседы с новым человеком сведения о мире и людях, дополнительные к сложившейся картине мира (В. Ольшанский).

9. Аттитюды тесно связаны с ценностями и убеждениями человека. М. Рокич является одним из первых ученых наиболее полно изучившим и описавшим типы человеческих убеждений. Он выделяет следующие убеждения: анонимные примитивные убеждения, приватные, примитивные убеждения, авторитетные убеждения, извлеченные (derived) убеждения, малозначимые (inconseguental) убеждения.

Модель М. Рокича позволяет понять логику распространенного выделения в аттитюдах познавательного, оценочного и поведенческого параметров.

10. Важным элементом социальной структуры личности являются ценности. М. Рокичем дается следующее определение: ценности -это устойчивое убеждение, что специфический тип поведения или конечное состояние существования, есть личностно или социально предпочтительнее другому или противоположному типу поведения или конечному состоянию существа. По Рокичу, ценности имеют относительный характер, то есть в различных ситуациях человек склонен вести себя по-разному.

Ценности-представления различаются как дескриптивные или экзистенциальные, когда ценность может быть истинной или ложной; эволюативные, где объект суждения может быть плохим или хорошим, но не может быть ложным или истинным и прескриптивные -где конечная цель и средства могут быть желательными или не желательными.

Ценности могут содержать в себе коммуникативные аффективные и поведенческие компоненты.

11. Объективный уровень социальной структуры личности составляют социальные роли и социальные статусы.

12. На субъективном уровне структурной организации личности ученые выделяют диспозиции (“субъективные” позиции), основу которых составляет жизненная позиция личности - устойчивая направленность на определенные ценности. Американскими учеными под диспозицией в буквальном смысле понималось расположение или предрасположенность субъекта к чему-либо. В.А. Ядовым эти представления дополнены. «Под диспозицией понимается обычно предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях» (В.А. Ядов, 1975).

13. Саморегуляция- это процесс управления человеком собственным поведением на основе интериоризованных в ходе социализации социальных норм. В качестве внешних регуляторов выступает социальный контроль (нормы, правила поведения, принятые в данном обществе). В качестве внутренних выступают совесть, ценности и аттитюды, чувства страха, стыда и вины.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите определения социализации, в зависимости от точки зрения их авторов.

2. В чем значение нравственного развития личности для результата социализации (по Колбергу).

3.Перечислите механизмы социализацииличности.

4. Вспомните, каковы институты социализации. Какова роль каждого из них в процессе социализации.

5.Перечислите элементы структуры личности

6. Дайте определение Я- концепции.

8. Что такое установка, какова ее роль в поведении человека.

9. Вспомните определение ценностей, предложенное М. Рокичем

13. Назовите внешние и внутренние регуляторы поведения человека.

Литература

(обязательная)

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М:МГУ, 1980.

2. Шибутани Т. Социальная психология. -Ростов-Н/Д.: Феникс, 2002.

3. Федоров Ю.М. Социальная психология. -Тюмень: ТГУ, 1996.

Литература

(дополнительная)

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию.- М: Аспект-Пресс, 1998.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс,1986.

3. Бернс Р.Развитие Я- концепции и воспитание.- М.:Прогресс,1986.

4. Бодалев А. А. Психология о личности. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. Часть 2: глава 1, с. 69 – 77.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: МГУ, 1984.

6. Выготский Л.С. Собрание соч.в 6т., Т.1.-М.:Просвещение,1982.

7. Выготский Л.С. Собрание соч.в 6-ти т.т.-М.:Педагогика,1984.

8. Кон И.С. Социология личности.-М.:Прогресс,1968.

9. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: ПитерКом, 1998.

10. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1999.

11. Олпорт Г. Личность в психологии.- СПб., 1998.

12. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей.- М.: Онега,1994.

13. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1976.

14. Психология. Словарь (под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского).- М.: Политиздат, 1990, с.193-194.

15. Смелзер Н. Дж. Социология. //Социологические исследования, 1991-2.

16. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности.- СПб.: ПитерКом, 1998.

17. Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.: Летний сад, 2000,гл.7.

18. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, С. 89–105.

Наши рекомендации