Основные категории педагогической науки
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми. Греческое слово пейдагогос («пейда» - ребенок, «гогос»-вести) обозначает детоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании – педагогика.
Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека, педагогический процесс.
Педагогика – наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.
Педагогика исследует следующие проблемы:
- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
- определение целей воспитания;
- разработка содержания воспитания;
- исследование и разработка методов воспитания.
К основным категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в единую целостную систему. Рассмотрим понятия, образующие категориальный строй педагогики.
Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое, психическое, социальное, духовное развитие. Развитие человека осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных факторов.
Образование - это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков. В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро процесса образования – обучение.
Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Однако человек не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии, антропологии остается доминирующим. Именно они и определяют основные пути развития педагогической науки.
В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Ценности и цели образования
Культура и образование выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, применительно к человеку это взращивание, формирование, совершенствование его образа. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.
Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. Содержание понятия «образования» на основе анализа человеческой культуры (И. Я. Лернер) можно понимать как совокупность:
- системы знаний (о природе, обществе, человеке, технике, космосе), раскрывающей картину мира;
- опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
- опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
- опыта ценностного отношения к миру.
Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.
1. Образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство.
2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития.
3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.
4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, деловых и межличностных контактов.
5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения.
6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Образовательные системы – это социальные институты, осуществляющие целенаправленные подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. Образовательные учреждения – это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны.
7.Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке. Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта, индивидуальности.