Отличие мышления от чувственного познания
Мышление – это познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Мышление определяется как процесс, связанный с обработкой информации, либо полученной через ощущения, либо сохраненной в памяти в результате личного опыта, с тем, чтобы быть в состоянии реагировать в новой ситуации.
Выделяют следующие отличительные признаки:
1. Основная функция ощущения и восприятия – это отражение свойств конкретных предметов внешнего мира. Основная функция мышления – выявление внутренних связей в предметах. Эти внутренние связи скрыты от непосредственного изучения с помощью органов чувств;
2. Чувственное познание осуществляется непосредственно при взаимодействии с внешним миром. Мышление опирается в своем познании на эти чувственные образы;
3. Мышление может быть оторвано от реального мира, так как для познания может использовать «заместитель» предметов внешнего мира – знак, символ. Опосредовано мышление обычно словом, но может использовать для процесса познания предмета и другой предмет, и образ предмета;
4. Мышление протекает не только с использованием результатов чувственного познания или опосредованное словом, но и в целом с опорой на знания, приобретенные ранее;
5. Особенность получения результата мыслительного процесса связана с тем, что мыслительные результаты изначально носят обобщенный характер;
6. Мышление благодаря своей независимости от реального мира, обобщенности мыслительных образов оторвано и от времени. Мы можем мыслить не только в категориях настоящего, но и прошлого, и будущего. Именно через мышление человеком осуществляется связь всех трех времен, в которых мы себя осознаем, а также связывает время и пространство.
Модели мышления
Существует достаточно много подходов к природе мышления. К ним относят, в первую очередь, взгляды Ж.Пиаже, когнитивистский подход, подходы бихевиористов и гештальтпсихологов, психоаналитический подход.
Ж.Пиаже, занимаясь построением теории интеллекта, предполагал, что мышление используется человеком для адаптации в новой среде. Когда человек заново (по-новому) представляет себя в окружающей среде человека, его или ее мысль приводится в состояние неустойчивости или неуравновешенности. Это неудобно, требуется уравновешивание. Оно достигается через адаптацию, которая принимает форму или ассимиляции или аккомодации. Благодаря ассимиляции предмет или мысль начинают истолковываться в терминах понятий или действий (схем), которыми человек уже овладел. Благодаря аккомодации, понятия и действия модифицируются для приспособления к новой ситуации.
Для Фрейда и психоаналитиков, понимание сути мышления тесно связано с их взглядом на базовые человеческие мотивы. Фрейд делал различие между первичными и вторичными мыслительными процессами. В то время, как вторичное мышление заключает в себе рациональное, сознательное мышление, которое мы обычно осознаем, первичные мыслительные процессы обычно не осознаются. Они более эмоциональные, чем рациональные. По-видимому, могут существовать три отдельные уровни мышления, соответствуя трем уровням бессознательного по Фрейду:
· Предсознательное мышление, включающее те мысли и идеи, которые не привлекают наше сознание в данный момент, и к которым мы в настоящее время не проявляем внимания, но которые, тем не менее, существуют для нас;
· Сознательное мышление, которому мы в настоящее время уделяем внимание, и которым заняты наши мысли;
· Надсознательное мышление, которое остается недоступным нашему сознанию, но которое, не смотря на это, играет определенную роль в детерминации нашего поведения.
Гештальтистская модель мышления. Классическим в гештальтистской модели мышления является понятие изоморфизма, которое было предложено Вольфганом Келером. Это гипотетическое предположение, что разум всегда пытается переструктурировать элементы проблемы так, что поля мозга принимают хорошую форму. Она представляет собой тенденцию мозга искать порядок в хаосе, что созвучно с гештельтистским «законом организации».
Бихевиористская модель мышления. Бихевиористы признают некоторые трудности в объяснении мышления. Уотсон (1913) рассматривал мышление как незвуковую речь. Для доказательства своей теории он привлекал материалы исследования движения пальцами во время речи глухими и слышащими людьми. Это была, по сути своей, моторная теория мышления. Скиннер позднее рассматривал мышление как скрытое поведение, как противопоставленное явному, открытому поведению, и полагал, что это также предмет для контроля стимулов и подкрепления.
В своей книге «Вербальное поведение» (1957) он предпринял попытку показать, что оба, открытое поведение и мышление, контролируются оперантным обусловливанием. В открытом поведении происходит взаимодействие с кем-нибудь еще, тогда как во время мышления люди являются их собственными слушателями. В сущности, это взаимодействие с самим собой.
Когнитивные подходы к мышлению. Когнитивные подходы к мышлению заключаются в изучении эвристических стратегий (Миллер и др., 1960). Создавались модели, которые давали возможность воспроизводить способы того, как человеческий ум решает проблемы. С помощью компьютера пытались решить вопрос о человеческом решении проблем Невилл и Симон (1972). Чтобы обосновать создание модели, они полагались на словесные отчеты людей о том, что происходит у них в голове во время попыток решать проблемы. Внутри этих моделей программа была аналогична набору правил или инструкций, в пределах которых (как предполагали авторы) личность действует; память компьютера аналогична памяти индивида. Информация на входе и результат деятельности компьютера соответствовал тому, как проблема сформулирована и решение получено. Однако, из-за того, что человеческий мозг не компьютер и не может быть так жестко контролируем, имеются определенные трудности исследования в русле когнитивной психологии.
Характеристики мышления
Мышление можно охарактеризовать с позиции его процессуальных и результативных характеристик.