Разграничение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»
Для осуществления научного подхода к личности следует четко разграничить понятия, которые будут использоваться в дальнейшем: индивид, личность и индивидуальность.Об индивидеговорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими, т.е. образуют фенотип. Фенотип – это продукт взаимодействия генотипа и среды. Как индивиды, люди отличаются друг от друга морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы и др.
Личность –это качественно новое образование.Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. В процессе своей жизни и деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Поэтому личностью может быть человек, имеющий опыт социальных отношений, человек как общественное существо, как носитель качеств, которые отсутствуют у «маугли». Согласно отечественной традиции, личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений (Л.И.Буева).
Личность проявляется во взаимодействии с окружающим миром: в поведении, в поступках, в своеобразном воплощении социальных ролей. Однако во взаимодействии с окружающим миром личность не только проявляется, но и, как следует из определения, формируется. При этом, по мнению С.Л.Рубинштейна, личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия(С.Л.Рубинштейн, с.240).
Очевидно, по мере формирования личности, внутренние условия приобретают все большую опеределенность и значимость, уникально преломляя внешние воздействия. Личность также может рассматриваться как самоорганизующаяся система. И объектом ее внимания, в таком случае, становится не окружающий мир, но она сама: познание себя и самосовершенствование, поиск своего предназначения, смысла жизни и осознание ответственности за выбор своего пути.
Индивидуальность – это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств (свойств). На уровне индивидуальности получают свое реальное и уникальное воплощение все названные качества человека. Связь между биологическим индивидом, усвоившей социальные роли личностью и, преобразующей мир и себя самое, индивидуальностью выражается формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов, с.6).
Зарубежные и отечественные подходы к личности
Личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: восприятие, мысли, эмоции, мотивацию и действия. При этом личность не сводится ни к одному из названных аспектов функционирования. На сегодняшний день, не существует признанного всеми понимания и определения личности. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина – их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу. Чтобы составить представление о многообразии трактовок понятия личность в психологии, обратимся ко взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области.
Следует отметить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны психологам при исследовании и объяснении закономерностей человеческого поведения, а для изучающих психологию эти знания важны как ориентир в самопознании и самосовершенствовании, а также в самореализации и достижении большего удовлетворения от жизни.
Рассмотрение существующих в настоящее время подходов к личности начнем с анализа трех основных зарубежных традиций: психодинамической или психоаналитической, когнитивно-поведенческой и экзистенциально-гуманистической (феноменологической).
Психодинамический подход
Основателем психодинамической (психоаналитической) традиции является З.Фрейд.
З.Фрейд уподобил личность айсбергу, верхушку которого представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, - бессознательное. По З.Фрейду, именно бессознательные психические процессы детерминируют мысли, чувства и поведение человека. При этом, истинные причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.
Фрейд первым охарактеризовал психику, как поле боя между непримиримыми силами: инстинктом, разумом и моралью. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. При всем разнообразии представляющих психоанализ школ и концепций (психоанализ З.Фрейда, индивидуальная психология А.Адлера, аналитическая психология К.-Г.Юнга, воззрения К.Хорни, Э.Фромма, Г.Салливена, а также транзактный анализ Э.Берна и др.), представителей этого направления объединяет ряд принципиальных позиций: признание роли бессознательного, необходимость понимания бессознательного психического содержания и его скрытого значения, важность раннего детского опыта для формирования личности, возможность изменений через глубинный инсайт и др.