Определение, критерии и виды бизнеса
В каждой культуре сложились свои представления о бизнесе и деловых людях, которые им занимаются. Во многих направлениях научной и практической деятельности людей употребляется это слово: в экономике, социологии, психологии, истории, управленческой деятельности и т.д. Несмотря на широкое употребление слова «бизнес», сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Обзор определений бизнеса, предложенного в различных словарях, показал, что это понятие имеет различный социокультурный контекст в зависимости от социально- экономического уклада страны и развития рыночной экономики (Емельянов, Поварницына, 2008). Слово «бизнес» в буквальном переводе с английского (англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. А значит, бизнесмен (англ. businessman) -это человек, занимающийся бизнесом. В русском языке аналогичными названиями являются деловой человек, коммерсант, предприниматель.
В американском толковом словаре1 бизнес объединяет такие занятия, которые связаны с производством и предоставлением услуг и предметов потребления, а именно коммерцию и торговлю - деятельность, связанную с обменом и доставкой предметов потребления, индустрию — деятельность, направленную на производство предметов потребления; транспорт — деятель- ность, направленную на обеспечение товарных перемещений (железные дороги, корабли, автобусные линии и т.п.).
• Бизнес — это любое дело, направленное на получение прибыли.
Через десять лет в энциклопедии 1967 г. (Encyclopedia International)2 подчеркивается, что бизнес - это виды занятий людей, которые связаны с покупкой и продажей товаров и услуг с целью получения прибыли. В американской энциклопедии3 под бизнесом понимается финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание и работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований. В более позднем издании приводятся несколько вариантов понятия «бизнес»: занятие, в которое вовлечен человек; коммерческие, промышленные или профессиональные сделки; коммерческое предприятие; объем коммерческой торговли; патронаж, распространение бизнеса, управление; интерес или озабоченность; серьезная работа; синоним «дела»; внезапное действие, совершаемое актером на сцене для заполнения паузы; словесное оскорбление. Французский толковый словарь приводит следующие варианты употребления слова «бизнес»: «активность, направленная на финансовые и коммерческие дела; работа; запутанное или сомнительное дело». Бизнесмен — это деловой человек.
Какие слова использовались в русском языке для обозначения деятельности, составляющей содержание бизнеса, и люди, занимающиеся этой деятельностью, следует из анализа отечественных источников, прежде всего, Толкового словаря В. Даля. Интересно отметить, что в словаре В. Даля нет слов «бизнес» или «бизнесмен». Но его заменяет отчасти «коммерция» -торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы, и «коммерсант» -лицо, занимающееся торговлей (Даль, т. 2, с. 374). Некоторым аналогом английского слова «бизнес» является русское «предприятие» - самое дело, требующее средств. Предприимчивый человек - склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам; смелый, решительный, отважный до дела этого рода. «Предприниматель» -предпринявший что-либо (Даль, т. 3, с. 1014). В «Словаре иностранных слов» бизнес рассматривается как атрибут капиталистических стран, а именно, экономическая деятельность, дающая прибыль, а также любой вид деятельности, приносящий доход или личные выгоды. Бизнесмен в капиталистических странах - делец, коммерсант, предприниматель; вообще человек, делающий выгодное дело (Даль, т. 3, с. 80).
Определение бизнеса, которое дается в «Советской энциклопедии» (1964), отражает и некоторый политический смысл этого понятия. Бизнес в советском источнике рассматривается как дело, занятие, связанное с личной наживой, предпринимательская деятельность, коммерция. В то же время бизнесмен - это делец, воротила, коммерсант, предприниматель; капиталист, стремящийся из всего извлечь крупные барыши, не гнушающийся никакими средствами в целях личной наживы. В описании и самого дела и особенно его субъекта — бизнесмена, явно видна политическая окраска существующих общественных отношений, негативный контекст отношения к бизнесу и людям, которые им занимаются.
Обзор определений бизнеса показал, что это понятие связано с деловой активностью, которая должна приносить прибыль в той или иной форме. Выделяются различные разновидности такой активности: купля-продажа, производство, финансы, торговля, услуги. Все они могут иметь позитивные и негативные стороны, связанные с местом бизнеса в структуре социальных отношений.
Вопрос о видах бизнеса важен, прежде всего, для понимания общей концепции развития этой сферы в рамках широкого сообщества (страны, региона и т.п.). Здесь можно говорить о национальных направлениях развития бизнеса, связанного с производством товаров и услуг. В этом проявляются наиболее важные факторы экономического развития стран или регионов, которые определяет и качество бизнеса. Например, в Японии в XXI в. сделана ставка на информационный бизнес, но в то же время и на культурное своеобразие, что проявляется в подходах к организации производства и набору услуг. В развитых европейских странах ставка делается на инновационно-технологический бизнес, который предполагает развитие образования, науки и техники. В США приоритетными являются стимулирование частного бизнеса, рост его технологического, информационного и интеллектуального потенциала. Особое внимание уделяется деловой хватке и квалификационно-образовательному потенциалу работников. В России постепенно начинает формироваться своя концепция развития бизнеса, что связано с постепенной стабилизацией социально-политической обстановки в стране.
Вопрос о видах бизнеса также важен и для понимания психологической природы бизнеса и более грамотного включения психолога в соответствующую работу. В этом смысле можно сказать, что каждый бизнес в зависимости от своей разновидности предполагает свою смысловую направленность, сферу коммуникаций, характер внутренних и внешних проблем и т.д. Это важно учитывать как в исследовательской и практической деятельности, так и при построении психологических прогнозов.
Виды бизнеса определяются в соответствии с конкретными критериями, например:
• сфера производства или услуг - конкретные направления производства, услуг бизнес-организации в конкретной местности (городе, регионе, стране);
• творческий компонент, научнотехнический прогресс- традиционный или инновационный бизнес;
• широта распространения бизнеса на экономическом пространстве - международный, национальный, региональный, областной, местный бизнес;
• уровень организации хозяйственной жизни - макробизнес (на уровне государства, республики в целом), мезобизнес (в отдельных сферах, отраслях, секторах экономики) и микро-бизнес (в отдельной фирме, школе и т.п.);
• государственный и правовой статус - официальный и «теневой» бизнес;
• основные стадии воспроизводства - производительный бизнес (производство товаров и услуг); бизнес в сфере обращения (включает коммерцию, оптовую и розничную торговлю, биржевую торговлю, банковские услуги и др.); бизнес в сфере распределения и перераспределения (коммерческое посредничество, биржи труда и др.); бизнес в сфере потребления (услуги в рамках домашних хозяйств) и т.д.
В таблице представлены основные формы бизнеса в зависимости от видов частной собственности, составляющей его основу.
Таблица 1.1. Основные виды собственности и формы бизнеса (Самоукин, Самоукина, 2001)
Виды собственности | Формы бизнеса |
Частная собственность на средства производства | Бизнес в сфере производства товаров и услуг (предпринимательский бизнес) |
Частная собственность на ресурсы домашнего хозяйства | Потребительский бизнес |
Частная собственность на рабочую силу | Трудовой бизнес |
Государственная собственность | Государственный бизнес |
Таким образом, бизнес как активность, направленная на получение прибыли, имеет свои разновидности, которые полезно анализировать психологу, работающему в бизнес- организациях, для более эффективной реализации целей своей исследовательской и практической деятельности и психологического прогнозирования.