Стоимость предприятия ( бизнеса) . Критерии оценки

Предметом оц. бизнеса явл.его стоимость .Чтобы оц.ст-ти предпр-я была достоверн. и точной, необх. строго соблюдать технологию оценки. Технология вкл. в себя ряд послед-ных этапов: опред-е цели и функции оценки, разработка плана оценки объекта, опред-е наилуч. и наиб.эффективн. способа использ-ия объекта, сбор и анализ необходимой инф-ии. Точность оценки стоим.предпр. зависит и от правильности использ-ия методов оценки. Специфические оценочные формы называют видами стоимости. Виды стоимости, рассчитываемые оценщиком, классиф. по различным критериям:

1) Степень рыночности, по кот.различ. рыночную ст-ть , кот. м.б. ограничена рынком и нормативно рассчитанной стоимостью.

· Под рыночной ст-тью в Межд.Станд.Оц.поним.расчетную ст-ть имущ-ва, переходящ. из рук в руки на осн. добровольн.согл-я м/д продавцом и покупателем . Предполаг.,что каждая из сторон действовала компетентно и без принуждения. Т.о., рыноч. ст-ть рассчит-ся исходя из ситуации на рынке на конкр. дату. В некот. случ. рыночная ст-ть выраж-ся от­рицат.величиной,такая ситуация может возник. в следст. устаревания(морал.и физич) объектов, ст-ть кот. из-за их сост-я подлежит ликвидации.

· Нормативно рассчитанная ст-ть , основ-ся на методиках и нормативах, утвержденных соответ.органами. Как прав., норматив­но рассчитанная ст-ть не совпадает с величиной рыноч.ст-ти, поэтому нормативы постоян.обновляются и приво­дятся в соот-е с условиями рынка.

2) методология оценки.Различают:

· ст-ть воспроизведения объекта оц.–сумма затрат в рын.ценах на дату оценки, необходимых для созд. объ­екта, идентичного объекту оценки, с применением идентич. ма­териалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.

· стоимость замещения-создание нового объекта с рыноч. затратами на получение аналогичного объекту оценки, кот.по своим функц.хар-кам явл-ся аналогом оцениваемого объекта. Как показ.практика, св-ва оцениваемого объекта сложно точно опред-ть из-за изм-я технологии производства и используемых материалов.

3) состояние объекта после оценки .В завис. от состояния объекта оценки и жизн.цикла продукции пред-я и конкурентных свойств при оценке, различают:

· стоимость при существующем использовании – та ст-ть, кот. отраж. существ.производ-во при всех его преимущ.и недостатках.

· ликвидационную стоимость- это ст-ть объекта оц. в случае, когда он становится менее доходным для его владельцев или д. б. отчужден вследствие банк­ротства путем ликвидации на аукционе, в срок, меньший обычного срока экспозиции аналогичных объектов.

4) цели оценки, кот. в завис. от конкрет.целей и ситуаций, м. различ. ин­вестиционной ст-тью, ст-тью для целей налогообл-я, утилизационной ст-тью и специальной ст-тью.

· Инвестиц. ст-сть — ст-ть, опред.исхо­дя из доходности объекта для конкретного лица при задан. инвес­т. целях. В основ.исп-ся для оц.эфф-ти инвест.проектов, след. инв-ры осн.вним.уделяют опред-ю буд.прибыли с уч.степени риска и измен.налог.ситуации.

· Специал.ст-ть- ст-ть, для опре­д-я которой в договоре об оц. или нормат.прав. акте оговариваются условия. Напр, спец.ст-тью явл. страховая, таможенная и др.ст-ти.

· Под эффективной ст-ю поним. ст-ть активов, равная большей из двух величин: инв. ст-ти активов для дан. владельца и ст-ти их реали­зации.

Эк-кое понятие ст-ти, как объекта собств-­ти, вкл-я бизнес, является его полезность.Поэт.,в практике оценки сформ-ся ряд определений: 1)Действующее предпр-е – комплекс активов, использ-мый для осущ-я предприн.деят-ти. 2)Ст-ть бизнеса - ст-ть комплекса сущ-щих активов,созд-мых в рез-те предпр.деят-ти. 3) Рыноч. ст-ть – наиб.вероятн. на рынке цена при осущ-и сделки по продаже дан.бизнеса м/д типич.покупат.и продавцом; 4) Внутр.ст-ть –та стоимость, кот.бизнес при наличии и использ-ии полной инф-ии мог бы обладать;

7. Классические методы оценки стоимости предприятия.

Предприятие в соответствии со Фед. Станд. принято рассм. как имущест. комплекс или активы, генерирующие доход.

Существуют 3 классических подхода к оценке:

-Затратный(имущ-ный)- основан на учёте издержек (метод чистых активов, метод ликвидационной стоимости);

-Доходный, основанный на учёте доходов (метод прямой капитализации, метод дисконтирования ден. потока)

-Сравнительный (рыночный) подход, основ. на сопоставлении объектов (метод рынка капитала( компании-аналоги), метод отраслевых коэффициентов, метод сделок).

Каждый из подходов имеет свои положит., и отрицат.св-ва, отражают ст-ть предпр. с позиций инвесторов и бизнеса. Напр., при проведении процедуры оценки на осн. затрат. подхода можно оценить только затраты на создание предприятия (бизнеса). В тоже вр., оценка бизнеса на основ. опред-я буд. доходов на основе доходного подхода будет ошибочным решением, т.к. при оценке не полностью учтены расходы, кот. будет нести инвестор для получения буд.доходов.

Оценка бизнеса на осн. лишь сравнит. подхода без применения остальных подходов м.б. некорректна, поскольку необходимо учитывать затраты на создание бизнеса и буд. доходы от оцениваемого бизнеса. Для получения корректн. рез-та по оценке предпр-й необходим расчёт ст-ти бизнеса на основе всех 3 классич. подходов.

Необх. учит-ть не только затраты на создание предпр., но и сравнения цен возможной продажи капитала с учётом данных аналогичных предприятий и прогнозир-я их будущей доходности.

Для реш-я этой задачи необх:

- опред.-ть цели оценки и технологии ее проведения

- обосновать использ.стандарт ст-ти, кот. определяет предпочтение выбора методов оценки;

- опред-ть объем доступнрой информации (при отсутств.необх.информ. м.исп-ть генерирование с пом.компьютера возможной сит-ии и т.о.их разрешить.)

В ряде случ. использ. текущая и ожидаемая доходность предприятий; темпы роста доходов оцениваемого предприятия; спрос на продукцию; отраслевой риск; оценочные мультипликаторы: цена/прибыль, цена/денежный поток, цена/дивидендные выплаты и др.

Наши рекомендации