Психолого-педагогической характеристики школьника
1. Анкетные данные (имя и фамилия, дата и место рождения, возраст, школа, класс и год обучения).
2. Факторы развития и жизненные условия (физическое состояние, здоровье, культурный уровень семьи и ее состав, внесемейные и внешкольные влияния, влияние учителей и классного коллектива).
3. Отношение школьника к учению (добросовестность, успеваемость, дисциплинированность, интересы).
4. Особенности познавательной сферы:
- особенности восприятия (глубина, предметность, осмысленность, целостность, активность, константность, избирательность, апперцепции);
- особенности внимания (устойчивость, объем, переключение, распределение, концентрация);
- особенности памяти (механическая, произвольная, непроизвольная, двигательная, наглядно-образная, словесно-логическая);
- особенности мышления (скорость, осмысление преднамеренное-непреднамеренное, критичность, репродуктивное-продуктивное осмысление, систематичность, самостоятельность в суждениях и высказываниях и т.п.);
- особенности воображения (живость, активность, творческий характер):
- особенности речи (содержательность, понятность, выразительность, действенность).
5. Ученик в различных видах деятельности и общении (отношение к учению и труду, общественная активность школьника, отношение к успехам и неудачам, организованность и дисциплинированность, межличностные отношения в классе, положение ученика в классе, наличие друзей).
6. Направленность личности (вид направленности, интересы, взгляды и убеждения, стремления, идеалы и мечты).
7. Самооценка и уровень притязаний (высота самооценки, количественная и качественная характеристика уровня притязаний, соотношение самооценки и уровня притязаний, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей).
8. Темперамент (особенности проявления темперамента: активность, работоспособность, утомляемость, интенсивность эмоциональность), выразительные признаки характера (поступки и действия; особенности речи, внешний облик, внешний вид).
9. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к людям, самому себе, учебной и трудовой деятельности, акцентуации характера).
10. Степень выраженности различных эмоциональных состояний: тревожности, фрустрации, агрессивности и т.д. Сила и глубина эмоциональных переживаний, устойчивость чувств. Какое настроение преобладает у ученика? Появляются ли аффективные реакции и при каких обстоятельствах?
11. Волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, решительность, целеустремленность). Как относится к встречающимся трудностям и как их преодолевает? Проявляет ли упрямство и почему, в какой форме. Дисциплинированность и степень ее осознанности. Умение владеть собой.
12. Общие психолого-педагогические выводы и рекомендации:
- провести анализ развития познавательной сферы ученика и его успеваемости, установить взаимосвязь. Указать возможные причины, вызывающие затруднения в обучении и общении со сверстниками. Предложить коррекционные меры по повышению успеваемости, развитию познавательной сферы школьника.
- указать возможные причины, вызывающие нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося. Отметить основные достоинства и недостатки формирующейся личности. Указать возможные линии коррекции
- поведения ребенка педагогом и другими участниками воспитательного процесса.
ПСИХОАОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
НА V КУРСЕ
Программа психолого-педагогической практики
Цели и задачи
1. Изучение классного коллектива.
2. Знакомство с основными методами сбора информации о группе.
3. Оформление психолого-педагогической документации.
Задания по психологии
1. Изучить психологические аспекты организации учебной деятельности школьников на уроке.
2. Провести психодиагностическое исследование коллектива учащихся. Дать педагогическую характеристику включенности школьников в совместную деятельность по овладению нового учебного материала
3. Выделить трудности «вхождения» школьника в решение учебных задач.
4.Составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива.
5. Дать методические рекомендации по совершенствованию работы классного руководителя с данным коллективом.