Проблема управления воспитанием личности
Вопрос об управлении учебно-воспитательным процессом встал сравнительно не давно - с момента распространения кибернетической теории управления на социальные явления и процессы. Управление предполагает не только деятельность воспитателя, оно включает все, что может так или иначе влиять на воспитанника, формировать у него взгляды, убеждения, качества личности, позиции. Управление воспитаниемвключает в себя такие элементы, как:
¨ проектирование развития личности, планирование необходимых воспитательных воздействий;
¨ организацию воспитательных воздействий;
¨ регулирование и корректировку хода воспитательных воздействий на основе текущего сбора информации;
¨ итоговый учет и контроль соответствия конечных воспитательных результатов проекту развития.
Психологический аспект в этой схеме представлен в виде конечного результата - сформировавшегося свойства и личности в целом. Психологический механизм управления воспитанием в настоящее время нельзя охарактеризовать в завершенном виде, представление о нем только складывается. Большинство отечественных психологов при рассмотрении данного вопроса исходят из теоретического положения о том, что внешнее действие превращается во внутреннее. Стало общепринятым мнение о том, что управление извне поведением воспитанника в ходе воспитательного процесса превращается во внутренний механизм саморегуляция, самоуправления и самовоспитания.
Различают внешнее (осуществляемое через внешние факторы) и внутреннее управление. Рассмотрим механизм превращения внешнего воспитательного управления во внутреннюю систему самоуправления и самовоспитания.
На первом этапеформирования личностного свойства внешнее управление осуществляется:
¨ воспитателем, руководителем, коллективом, которые выбирают «педагогический образец»;
¨ через организацию продолжительного действия образца;
¨ за счет носителя педагогического образца (яркость, популярность, авторитетность и т.д. оказывают большое влияние на принятие образца воспитанником).
На этом этапе внутреннее управление – это готовность воспринимать и присваивать образец. Элементом самоуправлением здесь является интерес, обеспечивающей легкость присвоения образца.
На втором этапеформирования личностного свойства (превращение стимула в мотив) внешнее управление осуществляется в том, что:
¨ воспитатель подбирает педагогический образец и тем самым программирует мотивы;
¨ актуализируется уже сложившийся мотив, но по каким-то причинам заглушенный;
¨ осуществляется коррекция мотивации.
Самоуправление мотивационной сферой проявляется в саморегуляции выбора мотивов из уже имеющихся. Внутреннее управление тождественно саморегуляции.
На третьем этапеосуществляется выбор формы поведения на основе мотива. Внешнее управление включает в себя:
¨ выбор и предложение приемлемой для школьника формы поведения;
¨ прекращение развертывания мотива в действие, поведение.
Саморегуляция проявляется в соотнесении школьником адекватности мотивации и формы поведения, соотносит их друг с другом.
На четвертом этапеосуществляется реализация мотива в поведении и переход последнего в привычку. Внешнее управление создает:
¨ условия для успешного начала и завершения избранной формы поведения (это делает воспитатель, коллектив);
¨ условия для неоднократного выполнения данного действия;
¨ положительный эмоциональный настрой по отношению к начатому действию;
¨ корректировка действия.
Через внутреннее управление (самоуправление): ученик побуждает себя начать и закончить действие, которое уже многократно выполнялось. На этом этапе самоуправление становится внешним по отношению к звеньям-этапам. (1-5 этапы формирования свойства личности).
На пятом этапепроисходит превращение привычной формы поведения в свойство личности. Здесь внешнее управление и самоуправление нивелируются.
Успех формирования личности школьника определяется соотношением внешнего и внутреннего управления. Самый благоприятный вариант, если внешнее управление и самоуправление смыкаются в одном и том же содержании, то есть цели, приемы воспитания, предлагаемые стимулы (педагогические образцы), виды управления адекватны мотивам, видам самоуправления школьника.
Например, воспитывается волевое свойство - настойчивость. При этом используется некоторые педагогические образцы (настойчивый ученик, спортсмен и т.д.), применяются разнообразные виды управления на всех этапах. Все это может сочетаться с мотивом школьника формировать у себя настойчивость, проявлять ее там, где она требуется, может сочетаться с использованием всех видов самоуправления с момента действия стимула до оформления привычки и свойства.
Второй вариант соотношения внешнего и внутреннего - антогонистическое противостояние, такой вариант в процессе воспитания нежелателен.
Высшая форма самоуправления - самовоспитание. Самовоспитание- это сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств. Самовоспитанием школьников надо руководить, при этом воспитатель должен решать 4 задачи:
¨ возбудить (поддержать) стремления школьника развивать у себя положительные черты личности и избавиться от тех или иных дурных сторон поведения;
¨ помочь школьнику критически отнестись к своей личности;
¨ помочь наметить школьнику программу самовоспитания; учитель должен указать разумные пути самовоспитания.
Самовоспитание как фактор воспитания проявляется, как правило, начиная с подросткового возраста.