Коррекционно-развивающая работа с детьми

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Актуальность рабочей программы
1.1.2. Основания разработки рабочей программы, нормативно-правовая база
1.1.3. Цели и задачи программы
1.1.4. Принципы и подходы к формированию программы
1.1.5. Краткая психологическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей
1.1.6. Сроки реализации рабочей программы
1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы   1.3. Условия реализации программы по ФГОС ДО   1.4. Определение эффективности освоения программы        
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание психологического сопровождения и поддержки образовательного процесса по основным направлениям  
2.1.1. Психологическое обследование обучающихся   2.1.2. Психопрофилактика в ДОУ   2.1.2.1. Профилактика развития эмоциональных нарушений при адаптации обучающихся к условиям ДОУ 2.1.2.2.Профилактика нарушений детско-родительских отношений в семьях обучающихся 2.1.2.3. Профилактика профессионального выгорания у педагогов и специалистов            
2.1.3. Коррекционно-развивающая деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленная по пяти образовательным областям  
2.1.4. Психологическое просвещение педагогов, специалистов групп и семей обучающихся   2.1.5. Психологическое консультирование в ДОУ   2.2. Перспективное комплексно-тематическое планирование   2.3. Способы направления и поддержки детской инициативы              
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы   3.2. Взаимодействие специалистов при реализации программы   3.3. Технологии реализации рабочей программы      
3.4. Материально-технические условия реализации рабочей программы
3.5. Перечень методических и литературных источников, используемых при разработке программы
   

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

1.1.1. Актуальность рабочей программы

С момента своего рождения ребёнок инстинктивно тянется сначала к родителю, затем к другому взрослому, а после и к сверстникам, - ловит взглядом, цепляется, следует, подражает, пытаясь разобраться в мироустройстве, адаптироваться к окружающей среде (климатической, бытовой и социальной), а главное принадлежать своей семье и стать полноценным представителем рода человеческого. Имея какие-либо отклонения, нарушающие его возможности или потребности в реализации этой важной естественной программы раннего развития, человеческий детёныш нуждается в создании особых условий, обеспечивающих восполнение пробелов в развитии и возвращение на путь благополучной социализации.

Индивидуальные особенности развития и социальная обстановка в стране не позволяют родителям отпускать своих детей на улицу, посещать детские клубы, другие семьи, имеющие детей, а порой и дворовые площадки, и вот, они лишены «секретного мира детей в пространстве мира взрослых». В результате, не имея возможности самостоятельно группироваться и организовывать себя в игре, они совершенно не умеют сотрудничать, сопереживать, выдумывать и реализоваться творчески.

Зачастую, стараясь исправить «ошибки природы», нацеленные на безоговорочную успешность ребёнка в будущем родители прилагают максимум усилий для коррекции его психофизических функций – всё тех же «знаний, умений и навыков», оставляя «про запас» уютные домашние беседы, игры под столом, накрытым покрывалом, чтение и бабушкины сказки. В итоге дошкольник конечно медленно, но осваивает или же заучивает то, что от него требуется, но подобная однобокость коррекционно-развивающего процесса оказывает, к удивлению родителей, и специалистов, не только положительное влияние. Многие родители отмечают механическую природу накапливаемых знаний и навыков, нарушения в поведении ребёнка (протестные реакции, агрессивные проявления гнева, замкнутость, отчужденность, отстраненность от коллектива сверстников, неумение занять себя «чем-нибудь полезным» и т.п.), эмоциональные расстройства и снижение, и без того не выдающейся, познавательной активности. Всё это находит подтверждение в результатах психолого-педагогического обследования обучающихся. У большинства обследованных детей наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, моторная и вербальная расторможенность, выявлен повышенный уровень тревожности и эмоционально-мышечного напряжения, низкий уровень развития произвольности движений, организации деятельности и регуляции поведения, низкий уровень познавательной активности, развития коммуникативных навыков и игровой деятельности.

Необходимо организовать психологическое сопровождение таким образом, чтобы ребёнок, принимая участие в коррекционно-развивающем процессе, имел возможность развиваться личностно, осваивая всевозможные доступные способы коммуникации и самовыражения, способствующие не только социализации, но и самореализации.

Особое место в создании условий психологического сопровождения образовательного процесса для обучающихся занимает работа с родителями (законными представителями) ребёнка. Ведь воспитывая особого ребёнка в обществе, которое только начинает осваивать толерантную модель отношения к его членам, родители сталкиваются с большими затруднениями: как в принятии мнимого и реального восприятия своего «не такого» малыша социумом, так и в принятии его самого со всеми его индивидуальными особенностями. При отсутствии возможности преодоления родителями этих затруднений возникает эмоциональная депривация ребёнка и, своего рода, социальная депривация всей семьи, что так же требует внимания. Ведь, как подчёркивал Л.С. Выготский, негативные факторы семейного воспитания способны вызывать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития ребёнка в целом.

Соответствие совокупности методов психологического сопровождения и поддержки, используемых в рабочей программе, требованиям коррекционно-развивающего образовательного процесса определяет актуальность реализации программы.

1.1.2. Основания разработки рабочей программы, нормативно-правовая база

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ниже перечисленных документов.

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012−2017 годы».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 04.02.2010 года).

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014, зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013 года № 30038).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015, зарегистрирован в Минюсте РФ 1 октября 2013 года № 30067).

Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге».

Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (утверждена распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012).

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 года № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015−2020 годы».

Рабочая программа основана на «Образовательной программе дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, с умственной отсталостьюлёгкой степени, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой степени, со сложным дефектом), присмотр и уход за детьми Государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада №103 компенсирующего вида Невского района на 2015-2016 учебный год».

Для реализации программы используются:

-От рождения до школы: примерная образовательная программа дошкольного образования(пилотный вариант) / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;

Для реализации программы используются:

-От рождения до школы: примерная образовательная программа дошкольного образования(пилотный вариант)/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;

-Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР/Л.Б.Баряева, И.Г.Вечканова,О.П.Г. - Гаврилушкина и др.; под ред.Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой.- СПб:ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2014;

-Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР / под ред.проф. Л.В.Лопатиной. - СПб: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2014.«Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3–4 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. — СПб: Речь, Сфера, 2011.

«Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4−5 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. — СПб: Речь, Сфера, 2011.

«Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6−7 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. — СПб: Речь, 2013.

1.1.3. Цели и задачи реализации программы

Цель реализации программы:

- создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом;

- реализация содержания образовательной программы дошкольного образования,адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(с задержкой психического развития, с умственной отсталостью лёгкой степени, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой степени, со сложным дефектом), присмотр и уход за детьми;

- обеспечение всестороннего развития обучающихся в дошкольный период - интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного посредством создания соответствующей его возрастным особенностям развивающей социокультурной среды.

Достижение цели возможно при реализации задач психологического сопровождения по направлениям работы.

Задачи психологического сопровождения по направлениям работы:

1. Психопрофилактика:

1.1.Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности обучающихся.

1.2.Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни.

1.3.Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.

1.4.Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования обучающихся.

Психологическая диагностика

2.1.Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.
2.2.Скрининговые обследования с целью мониторинга эффективности рабочей программы. 2.3.Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся. 2.4.Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии обучающихся. 2.5.Изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся.

Психологическое просвещение

4.1. Ознакомление педагогов и администрации образовательной организации с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста - обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

4.2. Ознакомление педагогов и администрации образовательной организации, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов).

4.3. Ознакомление педагогов и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации.

4.4. Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса.

4.5. Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы детьми группы компенсирующей направленности младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с задержкой психического развития

Направления развития образования ребёнка Планируемые результаты освоения программы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  Социальное развитие Проявляет положительное отношение к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру.
Проявляет уверенность в себе, в своих возможностях, в том, что он хороший, и его любят.
Проявляет уважение и терпимость к другим детям и взрослым.
Обращается за помощью к взрослому, оказывает посильную помощь по просьбе взрослого.
Проявляет желание договориться, меняется игрушками.
Соблюдает очерёдность.
Правильно отвечает на вопрос о гендерной принадлежности.
Устанавливать новые контакты.
Присоединяется к игре, вовлекает в игру сверстника или взрослого
Проявляет уважение к правилам группы, желание их соблюдать.
Открыто самовыражается через движение, речь, продуктивное творчество.
Проявляет принятие режимных моментов ДОУ.
Умеет проявлять симпатию, доброжелательное отношение.
Ручной труд Проявляет желание самостоятельно участвовать в продуктивной деятельности
Радуется результатам продуктивной деятельности и иного ручного труда
Хозяйственно-бытовой труд Проявляет ценностное отношение к хозяйственно-бытовому труду
Помогает в труде взрослого
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное восприятие Выбирает по заданию, соотносит и называет предметы по внешнему признаку: цвет, форма, размер, ориентируясь зрительно.
Мышление Устанавливает элементарные причинно-следственные связи.
Использует предметы по назначению.
Обобщает предметы и картинки по внешнему признаку.
Организация деятельности Удерживает задание до получения результата.
Проявляет интерес к познавательной деятельности и чувства радости её результатам.
Обучение игре Разыгрывает элементы сюжета в игровой среде
Участвует в ролевом взаимодействии при организации педагога
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие импрессивной речи Понимает названия базовых эмоциональных состояний.
Внимательно слушает собеседника, не перебивая.
Развитие экспрессивной речи Обращается за помощью и поддержкой при необходимости.
Называет базовые и социальные эмоциональные состояния.
Объясняет причину собственного настроения.
Делится переживаниями, рассказывает о событиях.
Поддерживает диалог.
Развитие моторики кистей и пальцев рук Умеет подражать движениям кистей и пальцев рук, при выполнении пальчиковой гимнастики.
Умеет управлять движениями кистей и пальцев рук при выполнении рисунка в песке и пальчиковыми красками.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальное воспитание Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Различает весёлые и грустные мелодии.
Художественное творчество Умеет изображать элементарную мимику эмоциональных состояний в рисунке человека.
Выражает настроение в рисунке и описывает его.
Ознакомление с художественной литературой С удовольствием воспринимает литературные произведения.
Участвует в драматизации, организованной взрослым.
Отвечает на вопросы о содержании сказки, опираясь на иллюстрации.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие двигательных навыков Подражает движениям взрослого.
Проявляет раскованность движений мимики и пантомимики.
Воспитание культурно-гигиенических навыков Понимает важность культурно-гигиенических навыков
Проявляет желание действовать самостоятельно.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание психологического сопровождения и поддержки образовательногопроцесса по основным направлениям
2.1.1. Психологическое обследование обучающихся Для организации планирования форм и методов психологического сопровождения и поддержки образовательногопроцесса ДОУ в течение учебного года проводится психологическое обследование с выборочным применением следующих методов.  
Образовательная область Название диагностических методик
Социально-коммуникативное развитие Наблюдение; Опрос родителей и педагогов; Индивидуальная и групповая беседа с детьми; Опрос педагогов и родителей; Анализ игровой деятельности в группе; Анализ продуктов деятельности детей; Методика изучения эмоционального состояния самочувствия ребенка в детском саду Е. В. Кучеровой; Методика психологического обследования детей раннего возраста Печора К. Л., Пантюхиной Г. В.
Познавательное развитие Тест «Разрезные картинки», тест «Эталоны» А. А. Венгера (восприятие); Методика «10 предметов» Тесты Когана, «Последовательные картинки» Бине (мышление)
Речевое развитие Наблюдение; Методика выявления уровня развития речи дошкольников (по О. С. Ушаковой).
Художественно-эстетическое развитие Наблюдение; Анализ продуктов детской деятельности.
Физическое развитие Наблюдение; Ноткина Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста (СПб.,1995); Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях (М.: Владос, 2003).

По результатам первичного, промежуточного и итогового психологического обследования заполняется карта развития ребёнка по пяти образовательным областям (См. Приложение 1), составляется психологическое заключение, проводится консультирование родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов.

Результаты психологического обследования могут использоваться для решения задач оптимизации коррекционно-развивающего процесса:

• индивидуализации образовательного процесса (построения индивидуального образовательного маршрута);

• оптимизации совместной и индивидуальной деятельности детей.

2.1.2. Психопрофилактика в ДОУ

2.1.2.1. Профилактика развития эмоциональных нарушений при адаптации обучающихся к условиям ДОУ

При наблюдении обучающихся у многих детей выявлены признаки эмоционального напряжения, сопровождающего процесс их адаптации к условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении. С целью профилактики явлений дезадаптации и эмоциональных нарушений у детей, а также смягчения процессов сепарации и социализации у детей, разработан цикл игровой совместной деятельности, реализуемый в следующих формах:

· Игровая беседа с кукольным героем (приветствие, запоминание имён, режимных моментов и атрибутов детского сада),

· Ролевые игры (драматизации, имитационно-выразительные, театрализации),

· Психогимнастические игры,

· Коммуникативные игры,

· Подвижные игры на развитие произвольности и снятие эмоционально-мышечного напряжения,

· Недирективная творческая продуктивная деятельность художественно-эстетическая (индивидуальная и групповая);

· Пальчиковая гимнастика.

2.1.2.2. Профилактика нарушений детско-родительских отношений в семьях обучающихся

Семейное благополучие и формирование благоприятного стиля детско-родительских взаимоотношений – самое важное условие развития психологически здоровой и социально успешной личности ребёнка. Учитывая особую сложность воспитания родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выбрать стиль взаимодействия с семьёй, обеспечивающий с одной стороны – предоставление всех необходимых условий психологического сопровождения и поддержки, а с другой стороны – ощущение эмоционального комфорта и безопасности родителей обучающегося, возможного при отсутствии психологической интервенции и наличии их активного запроса.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

4. «Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3–4 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. — СПб: Речь, сфера, 2011.

5. «Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4−5 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. — СПб: Речь, Сфера, 2011.

6. «Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6−7 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. — СПб: Речь, 2013.

7. «Первые шаги » Л.Н.Галигузова «Развитие игровой деятельности» - М.: Мозаика- синтез», 2007г

8. «Первые шаги » Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова «Развитие общения детей со сверстниками». - М.:Мозаика- синтез», 2008 г.

9. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Дж.Алвин, Э.Уорик. - изд. Теревинф, 2006.
10. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б.Баряева.- СПб.: Издательство «Союз», 2003.
11. Баряева Е.А., Вечканова И.Г., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
12. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие / Д.И.Бойков.- СПб.: КАРО, 2005.
13. Бортникова С.М., Зубахина Т.В. Нервные и психические болезни / С.М. Бортникова, Т.В.Зубахина. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
14. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей / Н.Ю.Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2002.
15. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
16. Веракса Н.Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
17. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова. - М., 1989.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Сфера, 2003.
19. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком так. / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Астрель, 2008.
20. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
21. Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр от рождения до 3-х лет и старше / Л.Данилова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
22. Дольто Ф. На стороне ребёнка / Ф.Дольто. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013.
23. Екжанова Е.А. , Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева- М.: Просвещение, 2003.
24. Жукова О. Самоучитель для родителей / О. Жукова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
25. Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой,—М.: Просвещение, 1985. 176 е.;
26. Зволейко Е.В., Калашникова С.А., Введение в специальность / Е.В.Зволейко, С.А.Калашникова. – Учебное пособие ЗабГГПУ. – Ч.: 2008.
27. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", - 2004.
28. Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. Руководство/ Д.Н.Исаев. - СПб.: Речь, 2003.
29. Квятковска М. Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта / СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2016. - 368 с.
30. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. - .М.: Дрофа, ДиК, 1999.
31. Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса / А.И. Копытин. - М.: Когито-центр, 2014.
32. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. - Практическое пособие. — М.: Генезис, 2002.
33. Лебедева Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2012.
34. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева Методическое пособие;
35. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.;
36. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук.-СПб.: Речь, 2006.
37. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство / И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина. - СПб.: Речь, 2004.
38. Млодик И. Метаморфозы родительской любви или как воспитывать, но не калечить / И. Млодик. – М.: Генезис, 2013.
39. Монина Г. Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография / Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.;
40. Монтессори М. Метод научной педагогики / М.Монтессори. – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.
41. Морозова С.С. М80 Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.;
42. Никольская О.С, Баенская О.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок. Пути помощи» / О.С.Никольская. - М.: Теревинф; Москва; 2007
43. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад №103 компенсирующего вида Невского района г. Санкт-Петербурга - СПб., 2014.
44. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.Осорина. – СПб.: Питер, 2010.
45. Прихожан А. М. П75 Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.;
46. Ратникова Е.В., Гаврик А.В. Игры на песке / Е.В.Ратникова, А.В.Гаврик. – СПб.: Речь, 2013.
47. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. — М.: «Плэйт», 2003. - 32 с;
48. Семаго Н.Я., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2017;
49. Семина И.К. В поисках потерянного рая (Серия «Сказки Эльфики»). / И.К.Семина. – СПб.: Речь, 2011.
50. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1 / А.С.Спиваковская. -ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
51. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост / И.В. Стишенок. - СПб.: Речь, 2006.
52. Стребелева Е.А.Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.;
53. Тележникова Т. Главная книга о вашем малыше / Т. Тележникова. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2007.
54. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие / В.В. Ткачёва. - М.: АСТ; Астрель, 2007.
55. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К.Фопель. - М.: Москва “ГЕНЕЗИС” 1998.
56. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В.Хухлаева. - М.: Академия; Москва; 2003.
57. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О.В.Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - М.: Генезис, 2004.
58. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с;
59. Шапиро Л. Психотренинг для детей. 40 простых упражнений, которые развивают общение и понимание между родителями и детьми / Л.Шапиро. - СПб.: Прайм – ЕВРО-ЗНАК, 2008.
60. Шелопухо О. Ох, уж эти дети… Книга для взрослых, которые любят малышей не слепо, а с умом и ответственностью / О. Шелопухо. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.
61. Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 176 с.;
62. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH / Э.Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ваерс. - Минск: Издательство БелАПДИ "Открытые двери ", 1997.
63. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» (методические рекомендации) М.: Творческий центр СФЕРА, 2009 г.
64. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка» (методические рекомендации) М.: Творческий центр СФЕРА, 2009 г.
65. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности» (методические рекомендации) - М.: Творческий центр СФЕРА, 2009 г.
66. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» (методические рекомендации) М.: Творческий центр СФЕРА, 2009 г.
67. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» (методические рекомендации) - М.: Творческий центр СФЕРА, 2009 г.
68. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л.Штейнхардт. - СПб.: Питер, 2001.
69. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное по- собие./ А.М.Щетинина – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.;
70. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г.Н.Эль. - СПб.: Речь, 2010.
71. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.;

Образовательная область «Познавательное развитие»

72. Л.Н.Павлова «Развивающие игры с детьми от рождения до трёх лет» М., «Мозаика- синтез»,2008 г.

73. Н.М.Зубкова «Научные ответы на детские «Почему» (опыты и эксперименты для детей от 5до 9 лет)

74. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое

75. пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Образовательная область «Речевое развитие»

76. О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» М.: Мозаика- синтез», 2012г

77. Серия «Воспитываем и обучаем дошкольников» (учебно-методические пособия) 2009

78. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

79. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010

80. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестомати я. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.

81. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др.-М., 2005.

82. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

83. Т.С.Комарова «Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» М.: Мозаика- синтез», 2009

84. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

85. Комарова Т. С, Зацепи на М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работедетского сада: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Образовательная область «Физическое развитие»

86. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр: Методическое пособие: - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

87. Сборник подвижных игр: Методическое пособие/ Автор-составитель Э. Я. Степаненкова.: Мозаика-Синтез, 2011.

88. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Актуальность рабочей программы
1.1.2. Основания разработки рабочей программы, нормативно-правовая база
1.1.3. Цели и задачи программы
1.1.4. Принципы и подходы к формированию программы
1.1.5. Краткая психологическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей
1.1.6. Сроки реализации рабочей программы
1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы   1.3. Условия реализации программы по ФГОС ДО   1.4. Определение эффективности освоения программы        
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание психологического сопровождения и поддержки образовательного процесса по основным направлениям  
2.1.1. Психологическое обследование обучающихся   2.1.2. Психопрофилактика в ДОУ   2.1.2.1. Профилактика развития эмоциональных нарушений при адаптации обучающихся к условиям ДОУ 2.1.2.2.Профилактика на

Наши рекомендации