Общая характеристика объекта и процедуры исследования

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей направленности личности старшеклассников, изучение взаимосвязи типов направленности личности, акцентуации характера юношеского возраста

В исследовании по теме представленной дипломной работы принимали участие школьники-подростки школы № 7 г. Ноябрьска и их непосредственном взаимодействии с сотрудниками «Центра психологической поддержки семьи и молодежи «Доверие» г. Ноябрьска.

Основной целью работы МБУ «ЦППСиМ «Доверие» является обеспечение психологической защищенности населения, поддержка и укрепление его психологического здоровья, оказание своевременной и квалифицированной психологической и информационно-профилактической помощи населению города.

Основными задачами центра являются:

- оказание психолого-педагогической помощи населению города;

- проведение просветительской и консультационной работы в создании условий для принятия населением здорового образа жизни;

- способствование сохранности репродуктивного здоровья людей;

- психологическое консультирование населения города по заявленным проблемам;

- внедрение в образовательную сферу программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков;

- создание единого психолого-педагогического пространства внутри центра на городском и окружном уровне: организация и проведение семинаров, тренингов, творческих встреч по различным аспектам социальной педагогики, психологии и вопросам первичной профилактики химической зависимости населения г. Ноябрьск.

Профессиональный состав центра состоит из: психологов, методистов, специалистов по кадрам, психологов службы «Телефон Доверия», специалистов по социальной работе с молодежью.

5 специалистов имеют высшую квалификационную категорию, 8 – первую квалификационную категорию.

Основными видами деятельности учреждения, в соответствии с целями создания муниципального бюджетного учреждения, возможностями кадрового потенциала, являются:

1. Психолого-педагогическая помощь детям и молодежи (психологическое консультирование, в том числе по «Телефону Доверия»).

2. Информационно-консультативная (методическое обеспечение профилактической деятельности).

3. Информационно-профилактическая (разработка и реализация профилактических программ).

4. Поддержка молодежных инициатив (деятельность волонтерских объединений).

Реализация целей центра обеспечивается через деятельность следующих служб:

- кабинет первичного приема;

- экстренная психологическая помощь по «Телефон Доверия» («ТД»);

- отдел психологической поддержки (ОПП);

- отдел разработки профилактических программ (ОРПП).

Исследование проводилось в несколько этапов:

- теоретический (изучение научных знаний по проблеме направленности личности);

- экспериментальный (непосредственное изучение особенностей направленности личности, интересов и жизненных стратегий подростков);

- итоговый (обобщение и анализ результатов исследования, предоставление выводов, в том числе графически, анализ взаимосвязи типов направленности личности, интересов и ценностей подростков.

В исследовании использовались методы наблюдения и тестирования, что позволило в полной мере изучить психологические характеристики личности подростков. При обработке данных применялись методы количественной и качественной обработки данных, математический метод и корреляционный анализ.

В эксперименте приняли участие 59 подростков школы №7 г. Ноябрьска.

Для достижения задач и целей эксперимента были использованы:

1. Общие методы исследования: характеристика, наблюдение, беседа.

2. Методы для выявление основных мотивов поведения: анкетирование, анализ независимых характеристик, экспериментальные условия.

3. Анализ и статистическая обработка полученных результатов.

Для более подробной информации в ходе исследований были использованы общепринятые психологические методы: наблюдение, беседа, тестирование.

Наблюдение – это целенаправленное, систематическое фиксирование факторов и явлений, необходимые для исследования, с их дальнейшим анализом. Наблюдение осуществлялось на уроках и различных мероприятиях. Форма экспериментального исследования –заполнения анкет, выполнение задания, фиксирование эмоциональных реакций подростков. Все значимые жизненные ситуации фиксировались психологами МБУ «ЦППСиМ «Доверие». Наблюдение проводилось как за отдельными подростками, так и за классом в целом. В ходе работы фиксировались степень активности подростков, направленность их интересов, а также общий уровень направленности.

Благодаря беседе определялся уровень направленности личности каждого подростка, в том числе и трудного. Беседа подразумевает прямой контакт, где можно отслеживать реакцию подростков на различные вопросы, анализировать содержание ответов, видеть непосредственное отношение к беседе. В ходе проводимого исследования она позволяла проследить мотивы поступков, более точно определить основные черты характера подростка. Именно индивидуальные беседы помогали контролировать результаты эксперимента. Во время беседы можно было наблюдать и учитывать эмоциональное состояние подростка, не оценивая сами поступки подростков.

Беседы велись как с подростками, так и с учителями, классными руководителями. По результатам бесед, некоторым подросткам было предложено получить профессиональную помощь непосредственно в МБУ «ЦППСиМ «Доверие». На что было получен положительный ответ.

Исходя из целей и задач нашего исследования были осуществлены следующие этапы:

1. Первый этап включал в себя анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; сформирован план исследования, теоретические и методологические базы; были подобрана диагностические методики.

2. Второй этап состоял из самого диагностического исследования.

3. Третий этап состоял из обработки экспериментальных данных с последующими выводами.

Гипотеза исследования: прослеживается четкая взаимосвязь между направленностями личности и жизненными стратегиями у подростков.

Методики исследования:

Личностный опросник Г.Айзенка.

Созданный английским психологом Г. Айзенком, данный тест-опросник занимает первое место по частоте использования среди психологических методик. Несмотря на то, что опросник личностный, по своей сути он выявляет темпераментальные характеристики. Это можно объяснить тем, что в зарубежной психологии понятие личности не принято отделять от понятия темперамента.

Данная методика предназначена для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, которые выдвигаются в качестве существенных компонентов личности.

Опросник включает в себя 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстраверсии-интроверсии, 24 других оценивают эмоциональную стабильность или нестабильность(нейротизм), остальные 9 включают в себя контрольную группу вопросов, которые предназначены для оценки искренности человека, его отношения к эксперименту и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта методик А и В. Они отличаются только текстом самого опросника. Ключ, инструкция и обработка данных продублированы. Два варианта дают возможность провести повторное исследование.

В опроснике принимаются ответы "да" или "нет". Далее результаты ответов сопоставляют с ключом, в котором есть три шкалы: экстраверсия – интроверсия; нейротизм, шкала лжи. Принадлежность к типу темперамента определяют системой координат, на которой отмечаются результаты по шкале "нейротизм" и шкале "экстраверсия".

Полученные результаты интерпретируются на основе психологических характеристик личности, которые соответствуют тому или иному квадрату координатной модели, учитывая степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности данных, которые получили.

Используя данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк выдвигает гипотезу о том, что сильный и слабый типы схожи с экстравертированным и интровертированным типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии прослеживается во врожденных свойствах центральной нервной системы, отвечающие за уравновешенность процессов торможения и возбуждения.

Данные опросника по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, определяют показатели темперамента личности по классификации Павлова. Он описывал 4 классических типа:

- сангвиник (характеризуется как уравновешенный, сильный, подвижный по по основным свойствам центральной нервной системы);

- холерик (неуравновешенный, сильный, подвижный);

- флегматик (уравновешенный, сильный, инертный);

- меланхолик (неуравновешенный, слабый, инертный).

Методика приведена в Приложении 1.

Методика профдиагностики подростков (дифференциально – диагностический опросник классификаций типов профессий Е. А. Климова).

[5]Карту интересов Климова создал выдающийся русский кандидат психологических наук, который специализировался на психологии труда. Было опубликовано более трехсот работ и около тридцати учебников и пособий. Одну из своих книг Климов посвятил теме профессионального самоопределения, в которой подробно описывается представленная методика. В отличии от теста по методике Голомштока, где автор выделяет 16 групп по балльной системе, Климов описывает 5 основных групп - склонностей, характеризующие личность. Методику можно использовать индивидуально или в группе. Время опроса не ограничивается.

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова поможет любому определить свои склонности к разным профессиям, путем вычисления личностного психотипа. Каждый в большей степени имеет расположение к определенному виду деятельности. На это оказывает влияние образ жизни, навыки, мышление и подсознательные стремления. Для кого-то важно реализовать свой творческий потенциал, кто-то стремится принести пользу общественности, другие предпочитают работу, которая нацелена на экономический результат. Полагаясь на данную методику, можно узнать свой личностный тип, выявить свои склонности к какому-либо роду деятельности.

Тест Климова на профориентацию подходит для:

- подростка-школьника или абитуриента, который находится в поисках выбора будущей работы;

- студента, который хочет удостовериться в правильности своего выбора;

- компаний при отборе персонала на работу;

- человека, у которого уже есть профессия, но он желает совершенствоваться;

- сотрудника любой компании для организации своего рабочего процесса, чтобы в правильном русле направить свои способности.

Как проходит исследование: подростку предлагают в каждой из 20 пар представленных видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов выделить знак «+». Число знаков «+» подсчитывают в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Подростку рекомендуют выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+». По результатам исследования, используя ключ, можно выявить ориентацию испытуемого на 5 типов профессий:

- человек-природа;

- человек-человек;

- человек-техника;

- человек-знаковый образ(техника);

- человек-художественный образ.

Подростки сами могут подсчитать плюсы в каждом из 5 вертикальных
столбов и вписать полученные суммы. Максимальная сумма баллов указывает на преобладание интересов и склонностей к определенной сфере деятельности.

Методика описана в Приложении 2.

Методика для выявления направленности, модифицированная Т. А. Шиловой – методика Л. П. Горфункеля.

Наиболее глубокой для нравственной характеристики личности является характеристика ее направленности. Такую характеристику рассматривают с точки зрения отношения человека к обществу и к самому себе. Такого рода направленность является существенной для формирования личности с самого детства. Она определяет, как нравственную характеристику ребенка, подростка, так и многие другие особенности деятельности и поведения.

При создании методики автор придерживался известного в психологии факта, что мотивы деятельности оказывают непосредственное влияние на характер ее протекания и точность восприятия. Благодаря данной методики можно выявить доминирующие мотивы подростка: направленность на личные интересы, интересы других людей, коллектива, самоутверждение.

Данная методика была выбрана, потому что она раскрывает психологическую сущность направленности, ее роль в формировании личности ребенка, подростка, раскрывает условия для благоприятного формирования общественной направленности личности учащихся. (см. Приложение 3)

Методика диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)

Составляя психологический портрет подростка, нужно уделять особое внимание такой важной детали как агрессия. В последние годы наблюдается значительный рост агрессивности подростков. Агрессивное поведение приводит к душевным переживаниям не только родителей, но и самих подростков.

Вне всякого сомнения, агрессивное поведение вызывает массу проблем, потому что интересующее нас поведение несет в себе опасность. Все это вызывает глубокую озабоченность у психологов и педагогов. Так или иначе оно затрагивает всех, кто соприкасается с подростками. В задачи психолога входит решение проблемы психологического и психического здоровья подростков. Именно поэтому очень важно проанализировать причины такого поведения и условия его становления.

Специфическая особенность агрессивного поведения подростков -это его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. Подростки выбирают агрессию, чтобы казаться сильнее. Среди своего окружения подросток строит отношения по принципу значимости в группе или сообществе. Именно подобные сообщества, являясь основной формой коммуникаций и взаимодействия, могут приводить к возникновению агрессивного поведения. Развитие агрессивного поведения у подростков является сложным процессом, в котором затрагиваются многие факторы и при всей важности общения со сверстниками, основным будет влияние взаимоотношений в семье.

Цель использования данной методики – выявление агрессивности у подростков и организация профилактической и коррекционной работы по заявленной проблеме. Для достижения поставленной цели нами была использована данная методика, которая позволяет определить уровень агрессивности, был собран материал по профилактики и коррекции агрессивного поведения у учащихся.

Методика может быть использована педагогами-психологами общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также для работы практического психолога или самодиагностики на выявление склонности человека (в нашем случае подростка) к агрессивному поведению при социальных контактах.

Инструкция к методике представлена в Приложении 4.

Методика формирования коммуникативных навыков и межличностных отношений (опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова).

Развитие коммуникативных умений является важной предпосылкой для благоприятного существования человека. Это связано с нашим умением общаться и понимать других людей. Наше общество всегда приветствует компетентную личность со сформированными коммуникативными навыками, которая умеет работать в команде, которая готова брать ответственность за свои действия.

Развитие коммуникативных навыков является ключевым из-за своей значимости в жизни любого человека. Говоря о подростках, можно с уверенностью сказать, что от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации к жизни. Такого рода компетентность может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие благополучия и эффективности учащегося, но и как значимый ресурс успешной жизни в будущем. Не стоит отрицать тот факт, что коммуникативная деятельность для подростка стоит на первом плане, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростков, что затрудняет их реализацию в учебе, среде сверстников и социуме. Такое отсутствие может привести к отклонениям в социализации.

Вот поэтому так важна коррекция уже выработанных коммуникативных навыков, отсюда и растет актуальность социально-педагогической работы и психологической помощи по формированию данных навыков у подростков и добиться высокой эффективности в работе над этими вопросами.

Представленный опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений, а также на изучение коммуникативных особенностей личности.

Он может с успехом использоваться в консультативной и психотерапевтической практике. Опросник предназначен для оценки поведения человека в трех основных областях межличностных потребностей: «включения», контроля» и «аффекта». Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение человека, т.е. его мнение об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое человеком от окружающих, интенсивность которого будет оптимальной для него. На основе данного опросника составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого (Приложение 5).

Наши рекомендации