Инновации как источник стресса и устойчивость как направленности личности

Проблема психологического стресса населения, особенно подростков, приобретает всю большую научную и практическую актуальность в связи с развитием различных инноваций нашей жизни. Психологический стресс представляет собой серьезную угрозу качеству жизни людей. Психологическая устойчивость направленности личности к стрессу является интегральным показателем, в нем отражаются результаты обучения и воспитания личности, опыт взаимодействия с окружающим миром.

Стресс объединяет большой круг вопросов, который связан с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий окружающей среды, конфликтами, сложной и ответственной задачей, опасной ситуацией и т.д. Различные аспекты стресса исследуются психологами, физиологами, медиками, социологами и представителями других наук.

Психологическая устойчивость к стрессам – это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.

Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых подростов состоят в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. У неустойчивых личностей иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что приводит в конечном счете к тому, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность - как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в трудной ситуации.

Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни вообще. Целью воспитания должно быть формирование у подростков психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Однако при постановке перед ними задач следует обращать его внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям, находились в зоне его ближайшего развития.

Психологическая устойчивость является одним из качеств личности, которая объединяет целый комплекс способностей. Выделяют три аспекта психологической устойчивости:

- стойкость;

- уравновешенность;

- сопротивляемость.

Стойкость – это склонность к избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть удовлетворенность основными высшими потребностями (самореализация, самовыражение, самоутверждение).

Стабильность – это надежность в профессиональной деятельности. Успешная работа является базисом полноценной самореализации, что оказывает влияние на удовлетворенность жизнью в целом, на психологический настрой и устойчивость. Этого своего рода равновесие постоянства и изменчивости личности и ее направленности. Мы говорим о постоянстве главных жизненных принципов и целей, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Уравновешенность является составной частью устойчивости и проявляется в способности снижать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения и в способности его удерживать.

Потеря стойкости и уравновешенности приводит к возникновению состояний стресса и фрустрации. Сопротивляемость к стрессу –это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу выбора и поведения как в отдельных случаях, так и в выборе образа жизни в целом. Индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости является важнейшей стороной сопротивляемости.

К сожалению, не всегда наших детей в школе учат правильно выражать свои эмоции. Это приводит к определенными издержкам на уровне личных переживаний, а также может быть источником стресса и повлиять на качество межличностных отношений. Особенно опасен такой стресс, который повышает уязвимость организма. Подобный стресс рассматривается как негативное явление, которое является причиной дискомфорта, что, естественно, оказывает влияние на здоровье человека. Эта характерно для подростков, большинство из которых рассматривают стресс как негативное явление в своей жизни. Наблюдается некий дисбаланс, который выражается несоответствием между потенциальными стрессорами и имеющимися способностями. Все это вызывает стресс как на физиологическом, так и на психологическом уровнях.

В основе большинства теорий личности лежит предположение о том, что личность – это жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности, ее направленность характеризует последовательность ее действий, поведения, придает ее поступкам некий закономерный характер.

Ощущение устойчивости –это важное условие внутреннего благополучия человека и установления комфортных взаимоотношений с другими людьми.

Во многих исследованиях было описано, что поведение человека имеет вариативный характер. В своей работе «Постоянство и изменчивость личности» И. С. Кон писал, что даже те черты характера, которые являются образцом постоянства, на самом деде постоянными и устойчивыми не являются. Есть и так называемые «ситуативные черты», которые могут изменятся в зависимости от конкретной ситуации у одного и того же человека, причем довольно существенно.

Длительные по времени исследования развития одних и тех же людей в течение нескольких лет показывают, что определенная степень устойчивости личности все же имеет место быть, хотя мера постоянства для разных личностных свойств различается. В одном из таких исследований, которое проводили в течение 35 лет, по представленному набору личностных характеристик оценивались более 100 человек. Первые исследования были в возрасте средней школы, затем старших классов, в возрасте 35 и 45 лет. Выяснилось, что достаточно стойкими во времени являются не только личностные качества, которые оцениваются со стороны, но также и самооценки. Личностная устойчивость характера свойственна далеко не всем людям. Драматические изменения и переживания всегда имеют место в жизни любого человека. Наиболее значительные изменения подобного рода обычно происходят в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, в период от 20 до 45 лет.

Помимо этого, имеют место быть значительные индивидуальные различия в том же периоде времени, когда личностные особенности, направленности более или менее стабилизируются. У одних людей мы наблюдаем становление устойчивости еще в детстве, далее она существенно не меняется, у других устойчивость личностного характера обнаруживается довольно поздно, как раз в возрасте от 20 до 40 лет. Последний вариант – это люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте отличалась напряженностью, конфликтами и противоречиями. Достаточно рано становятся устойчивыми, имея устойчивую направленность личности те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не имели явных конфликтов, придерживались социальных ценностей и норм.

За исключением познавательных способностей и интеллекта многие другие характеристики личности, ее направленность ситуативно неустойчивы. Это может быть: честность, зависимость, агрессивность поведения, целеустремленность. Наибольшей стабильность обладают динамические особенности, связанные с врожденными задатками, которые свойственны нервной системе. К этому можно отнести темперамент, эмоциональную реактивность и некоторые другие качества.

Таким образом, вопрос устойчивости личности и ее направленности весьма неоднозначен. В тех свойствах, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и не столь существенны, устойчивости практически нет, в других же личностных качествах, приобретенных в ранние годы, она имеется. Реальное поведение личности и ее направленность существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых находится человек.

Важную ценность и жизненную значимость имеет адаптивность самой личности. Она свидетельствует о такой ценной способности человека, как его умение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, способность изменять себя как личность, менять ее направленность. Это очень ценное качество в тех случаях, когда в обществе происходят значительные изменения, когда всякого рода инновации являются источником стресса. Именно в такие моменты каждому человеку требуется модификация своих установок, ценностных ориентаций и взглядов.

Выводы к главе 1

Теория о направленности личности и ее жизненных стратегий позволяет получить представление о направлениях в изменении социальных норм и установок.

Благодаря изучению теоретико-методологической базы было выявлено, что направленность – это важнейшее свойство личности, которое отображает динамику развития человека, с точки зрения социального и духовного существа, а также главные тенденции его поведения.

Исходя из гипотезы нашего исследования о том, что направленности личности состоят из разных уровней, обусловленных различным соотношением мотивов и уровнем их развития в самой структуре личности, было подтверждено, что формирование направленности личности носит динамический характер. Это связано с возрастными и индивидуальными особенностями человека.

Направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, которая показывает систему ее побуждений к жизни и деятельности. Она является одним из важнейших компонентов всей структуры личности. Это качество является системой с совокупностью доминирующих склонностей, интересов, идеалов, потребностей и убеждений, а также мировоззрения. Все это служит предпосылкой того, как будет вести себя индивид в условиях изменчивой внешней среды.

Направленность личности влияет и на мотивацию деятельности, черты темперамента, психические состояния, эмоциональные, познавательные, а также психические процессы.

Место стратегий в структуре жизнедеятельности личности входит в систему ориентирования наряду с системами мотивации и контроля. Ориентирование выполняет функцию рефлексии жизни с точки зрения ее смысла, ценностей, норм и целей. Образ жизни характеризует эмоционально окрашенную картину человеческой жизни.

Жизненная стратегия представляет собой динамическую, саморегулирующую систему социокультурных представлений личности о собственной жизни, которая ориентирует и направляет ее поведение в течение длительного времени. Она предполагает определение или принятие наиболее значимых ориентиров и приоритетов на долговременную перспективу.

Смысл жизни выражает ее сущностное предназначение и своеобразие, как целостное представление о предназначении и фундаментальных основаниях. Жизненные стратегии – это особый класс ориентаций личности. Их выделяют по характеру жизненной активности.

Проблема психологического стресса населения, особенно подростков, приобретает всю большую научную и практическую актуальность в связи с развитием различных инноваций нашей жизни. Психологический стресс представляет собой серьезную угрозу качеству жизни людей.

Психологическая устойчивость направленности личности к стрессу является интегральным показателем, в нем отражаются результаты обучения и воспитания личности, опыт взаимодействия с окружающим миром. Психологическая устойчивость к стрессам – это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.

Психологическая устойчивость является одним из качеств личности, которая объединяет целый комплекс способностей. Выделяют три аспекта психологической устойчивости: стойкость, уравновешенность, сопротивляемость.

Для одного стресс является жизненной трагедией, а для другого - необходимым элементом жизнедеятельности. Устойчивость личности может поддерживаться факторами социальной среды, которые поддерживают самооценку, а также условия, способствующие самореализации, адаптации. Психологическая поддержка социального окружения очень важна, а также эмоциональная поддержка близких и друзей.

Направленность является одним из факторов, которая обеспечивает устойчивость личности в условиях любых жизненной ситуациях, особенно проблемных. Это происходит потому, что именно направленность определяет ведущую жизненную стратегию, а также особенности оценки происходящего и выбор поведения человека.

Целью воспитания должно быть формирование у подростков психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности.


Наши рекомендации