Психологическая помощь детям, пережившим психологическую травму
Когда мы встречаемся с ребенком, пережившим психологическую травму, то, как правило, уже знаем или догадываемся о случившемся, однако взрослые должны помнить, что детям трудно говорить о случившемся. Поэтому от психолога и учителя требуются определенные усилия для создания условий откровенного рассказа ребенка о пережитом. Ключевой момент работы с таким ребенком — выяснить смысл молчания (или отрицания), что дает возможность снять с ребенка ответсгнениость за деятельность родителей, если они причастны к травме.
Но здесь необходимо учитывать следующее.
Во-первых, насколько мы можем доверять ребенку. Ведь он может и фантазировать. В этом случае взрослые должны знать, что нужны убедительные причины для возникновения таких фантазий: ведь ребенку непросто решиться на такой обман. Очевидно одно: ребенок нуждается в нашей помощи, ему необходима уверенность в том, что ему верят.
Во-вторых вопрос закрытости информации. Эго очень серьезная проблема. Сексуальное злоупотребление — тяжкое преступление, за которым следует большое наказание. Необходимо ли сообщать, в милицию о том, что рассказал ребенок? Вопрос очень сложный этически. Англичане считают, что таинство исповеди — атрибут церкви. Психолог, учитель не имеют права обещать конфиденциальности. Более того, они обязаны предупредить ребенка, в каких случаях и куда, возможно, ему придется обратиться. Нужно отметить, что в Англиипсихологи — государственные служащие.Более того, они считают, что обязанность любого профессионала, обнаружившего наличие сексуальных злоупотреблений, принять срочные меры к их прекращению.
Очень большую роль играет пол психолога: для большей открытости лучше, чтобы он был одного пола с ребенком.
Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, часто (особенно в семье) воспринимают себя неспособными контролировать ситуацию. Это необходимо учесть и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией: продолжительность, частота, количество встреч с психологом должны быть согласованы с ребенком и строго соблюдаться. Заранее следует оговорить, как ребенок может вмешиваться в процесс, например изменять регламент. Одна только регулярность работы дает ребенку ощущение твердой почвы под ногами.
Необходимо отметить, что иногда сексуальные злоупотребления длятся годами, что не может не наложить отпечаток на ребенка. Поэтому педагогу или психологу следует быть готовым к встрече с неприятными детьми, детьми со странностями.
В чем может состоять психологическая помощь таким детям? Самое главное — это реагирование и вопрос персональной ответственности. Дети имеют право чувствовать себя спокойно в любви и безопасности. Они не должны заниматься самообвинениями. Часто такие дети не видят альтернатив своему поведению и не могут остановить процесс регулярных страданий. Поэтому одна из целей работы — научить защищать себя, говорить "нет".
Поскольку детям трудно говорить о том, что с ними произошло, а также по многим другим причинам, рекомендуется "проработать" психологическую травму в игре. Эго могут быть физические упражнения, направленные на психологическую разрядку и релаксацию, психодраматические упражнения, например разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. Во многих сказках, так или иначе отражаются основные моменты психологической травмы. Например, сказка "Три поросенка" прекрасно применялась при работе с детьми, пострадавшими от землетрясения в Армении. Там есть момент, когда разрушаются домики поросят и они вынуждены спасаться. Сказка для детей из семей алкоголиков — "Аленький цветочек", так как там" своей любовью надо расколдовать чудовище. Я не могла долго найти подходящую сказку для детей, переживших инцестное насилие. Очень близкой к этому сюжету, как это ни странно, оказалась сказка "Машенька и медведь"! Там ведь тоже Машеньку заставляют ублажать медведя, потому что она ему нравится! И медведь настолько полюбил ее, что ей пришлось применить хитрость, чтобы попасть к бабушке и дедушке.
Используется также драматизация Библии. Считается, что ребенок, проигрывая разнообразные роли из библейских сюжетов, приобретает богатый жизненный опыт пребывания в различных состояниях.
Необходимо учитывать следующие моменты. Сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. Не стоит давать ребенку заигрываться в роли агрессора. И наконец, после проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в роли.
Я здесь упомянула лишь некоторые специфические моменты, но, конечно, человек, который решается работать в этой технике, должен быть знаком с психологией травматического стресса, а также овладеть приемами групповой психологической работы.
К другому направлению оказания психологической помощи относится использование специальных средств реабилитации. Мне довелось просматривать английский каталог детских реабилитационных средств. Чего там только нет! И фанерные домики в рост ребенка, которые легко падают и вновь легко восстанавливаются. И специальные "неустойчивые" качели для детей, боящихся утраты "почвы" под ногами (это часто бывает после землетрясения или несчастных случаев, связанных с разрушением жилища).
К средствам неспецифической терапии относятся! всевозможные песочницы и ванночки с водой, чтобы дети могли|играть с водой и песком. Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтическим эффектом.
Это пластилин, работа с которым позволяет ребенку осуществлять тактильное познание и взаимодействие с миром, нарушенные особенно в случаях насилия. Краски, которые можно брать в рот и которые легко отстирываются от детской одежды. Очень хорошо, если ребенок лепит или рисует себя, обозначает свою схему тела и даже разрисовывает его. Это способствует психологической разрядке, а также гармонизирует схему ела.
Для эмоциональной саморегуляции может быть применен приборчик, сконструированный на основе гальванической реакции кожи. Дело в том, что кожно-гальваническая реакция (КГР) является показателем нашего эмоционального состояния. Поэтому достаточно ребенку взять в руки этот приборчик, как тот начинает проигрывать ту или иную мелодию, в зависимости от психологического состояния ребенка. Зная, какая мелодия соответствует его оптимуму, ребенок может учиться саморегуляции.
Для работы с последствиями различных психологических травм в английском каталоге предлагаются всевозможные кукольные наборы для игры. Это кукольная операционная с операционным столом, хирургом и т.д. Это — кабинет зубного врача, больничная палата, где на кровати лежит кукла с загипсованной ногой и рукой. Это набор кукол для проигрывания ситуации с дорожно-транспортным происшествием: машина полиции, скорая помощь, полицейские, ограждения, другая машина, которая, по-видимому, и попала в аварию, и т.п.
Для работы с семейными травмами предлагаются наборы "семейных" кукол: куклы — мама, папа, подростки, младенцы, бабушка, дедушка и т.д. Все эти куклы имеют вторичные половые признаки, более того, они имеют национальность! Есть куклы черные, есть китайцы, есть латиноамериканцы и т.п.
Но более всего меня потрясли куклы — инвалиды! Одна кукла — на коляске, другая — слепая с собакой-поводырем, кукла без ноги. Причем эти куклы выглядят вполне довольными жизнью. Кукла без ноги, например, стоит на лыже, у нее лыжные палки, одета в свитер, на котором написано "Тренер по лыжам".
Естественно, применение таких средств сильно облегчает работу психологов, учителей и социальных работников.
В наших условиях непросто найти все перечисленные средства, но всегда можно, имея несложный набор кукол, плюшевых и других игрушек, проиграть практически любую ситуацию. Фантазия довершит сходство с реальностью.
Кроме того, в помощь психологам, учителям и школьным психологам существующие в большинстве стран мира психологические кризисные центры распространяют буклеты для детей и взрослых. Очень важно, чтобы ребенок и взрослый сами знали, что с ними происходит, как помочь себе и когда требуется обратиться за профессиональной помощью.
В приложении я привожу два буклета: один общий, созданный для взрослых и детей, направленный на то, чтобы они могли помочь себе сами, а другой разработан для родителей и педагогов с тем, чтобы они могли лучше помочь детям.
Приложение 1