Социальная роль как идеальная модель поведения
Социальная роль — это построение поведения в соответствии с требованиями ситуации социального действия (взаимодействие, совместная работа, межличностное общение). Установление ролей участников групповой работы связано в первую очередь с определением таких понятий, как позиция, статус, формальные и неформальные роли.
Позиция — интегральная, наиболее обобщенная характеристика человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. Статус — положение личности в группе, коллективе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющие ее права, обязанности и привилегии.
Специалисты выделяют следующие типы и виды позиций в групповой работе: функциональные соответствуют тем видам деятельности, которые существуют в той или иной профессии; ролевые связаны с реализацией участниками взаимодействия одной или нескольких ролей; личностные формируются на основе оценочного отношения участников к тем или иным ситуациям, возникающим в групповом взаимодействии (см. табл. ниже).
Классификация позиций в групповой работе
(по А. В. Петрову)
Вид позиции | Тип позиции | Пример позиции |
Функциональные | Профессиональные | Инженер, экономист, банкир, преподаватель, студент и т.д. |
Должностные | Ректор, проректор, декан, доцент, ассистент и т.д. | |
Общественные | Профсоюзный деятель, депутат и т.д. | |
Ролевые | Коммуникативные | Автор, понимающий, критик, организатор коммуникации и пр. |
Содержательные | Эрудит, аналитик, диагност, генератор идей, разработчик, имитатор и т.д. | |
Методологические | Методолог, критик, проблематизатор, рефлексирующий, методист, программист и т.д. | |
Организационные | Организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор и т.д. | |
Социально-психологические | Лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый, аутсайдер и т.д. | |
Личностные | Относительно групповой работы | Содействующий, помогающий, заинтересованный, нейтральный, равнодушный, сочувствующий, сопротивляющийся, противодействующий и т.д. |
Относительно новизны | Инноватор, инициатор, консерватор и т.д. |
Поскольку люди одновременно выполняют разные роли, постольку им приходится действовать по правилам, которые в большинстве случаев совместимы при исполнении разных ролей. Одной из разновидностей правил является норма.
Нормы — это общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов группы. Нормы бывают письменные и устные. Одни из них (конвенциональные, правовые) обязательны для исполнения, другие (социальные, деловой этикет) являются желаемыми для выполнения. Одни нормы касаются всех членов группы (организационная культура), другие лишь для отдельных людей (например, работа в позднее время). В формальной группе нормы могут быть установлены руководителем, но это не означает, что они будут приняты неформальной группой. Кроме того, неформальные группы могут вырабатывать и свои собственные нормы. Ниже приведены примеры позитивных и негативных норм.
Примеры позитивных и негативных норм
Позитивные нормы | Негативные нормы |
Традиция защищать свою организацию, когда другие ее несправедливо критикуют | В нашей организации принято считать, что у других преимуществ больше |
В нашей организации люди всегда стремятся к внедрению инноваций даже тогда, когда все хорошо | У нас нет необходимости работать более усердно, так как это не требуется, да и многие не стараются |
У нас люди всегда выслушивают других и активно стремятся узнать идеи и мнения других | У нас человек человеку волк, и никто не радуется твоим успехам |
У нас директор и завучи постоянно заботятся о персонале | В нашей организации лучше всего скрывать свои проблемы и избегать встреч с администраторами |
Роль лидера имеет значение для всех видов групп. Однако не всегда человек, управляющий группой, является лидером. Руководитель — это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом, формальной группой и организацией их деятельности. Лидер неформальной группы является уважаемым и признаваемым человеком, с высоким статусом, но без формальной власти. Лидер — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях.
Кроме того, лидер выполняет следующие важные задачи:
- вносит вклад в выполнение целей, стоящих перед группой;
- позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;
- воплощает в себе основные ценности группы (собственно говоря, неформальный лидер и олицетворяет основные ценности группы);
- представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп;
- сглаживает противоречия и межличностные конфликты, возникающие при взаимодействии в группе.
Как показывает практика, хороших лидеров немного. Для того чтобы стать эффективным лидером группы, необязательно обладать харизмой или шармом (от фр. сИагте — обаяние, очарование). Быть лидером — значит видеть перспективу, уметь ставить четкие и конкретные цели, быть готовым конструктивно общаться с разными людьми, обладать навыками коллективного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержки, быть обучаемым. Многим лидерам присущ свой индивидуальный, порой смешанный стиль управления, предпочтительные стратегии взаимодействия. Это зависит от целого ряда факторов, влияющих на выбор стиля, — личных качеств лидера, групповых характеристик, ситуативных характеристик.
Личные качества лидера:
- система ценностей (какими он видит власть и положение);
- лидерские наклонности (склонности к определенным стилям);
- спокойное отношение к аморфным ситуациям, сохранение уверенности в неопределенных обстоятельствах;
- оценка своей компетентности и компетентности своей команды.
Групповые характеристики:
- потребность в независимости;
- готовность взять на себя ответственность;
- интерес к проблеме;
- понимание целей группы и осознание своей причастности к ним;
- знания и опыт в решении подобных задач;
- терпимость к неопределенности и потребность в конкретности;
- соответствие ожиданиям. Ситуативные характеристики:
- тип группы (ее определяющие ценности, традиции, размер, цели);
- природа задач (их сложность, необходимость опыта при их решении, потребность в творческом подходе к их решению и т.д.);
- временные ограничения.
Хороший лидер заботится прежде всего о том, чтобы на основе общения обеспечить нацеленность группы на конкретные совместные действия в рамках организации. Это, как правило, требует, с одной стороны, открытости лидера (для побуждения членов группы к участию в ее делах), а с другой — авторитарности (вмешиваясь, когда это необходимо, для достижения целей группы). В то же время для конструктивного осуществления такой миссии лидеру необходимо иметь эмоциональный, социальный интеллект, который, как правило, у мужчин развит в меньшей степени. Поэтому зачастую на практике социальным лидером становится женщина-руководитель.
В формальных и неформальных группах существует близость или общность отношений, поведения и деятельности. Эта близость, относящаяся к сплоченности, обычно рассматривается как сила, активно действующая на членов группы, создающая условия для их закрепления в группе, соблюдения правил. Группа с высоким уровнем сплоченности является для людей привлекательной, она обладает притягательной силой за счет следующих характеристик:
- цели группы четко обозначены и понятны ее участникам;
- члены группы совместимы друг с другом в психологическом (характеры, эмоциональная культура) и социальном плане (ценности, направленность, мотивация);
- лидер группы обладает характеристиками лидера (признаваем всеми);
- репутация группы свидетельствует о том, что она успешно выполняет поставленные перед ней задачи;
- группа достаточно мала, что позволяет узнавать мнение каждого ее члена и оценить его;
- члены группы испытывают чувство привязанности друг к другу, поддерживают друг друга и помогают преодолеть препятствия и барьеры на пути развития;
- в группе высока степень взаимозаменяемости и поддержки.
Перечисленные факторы отражают стремление людей к удовлетворению своих прежде всего социальных потребностей. Человек вступает в группу, поскольку она привлекает его внимание, для него важна мотивация причастности, потребность быть признанными и уважаемыми. При таких отношениях достаточно часто наблюдается высокая результативность деятельности. Однако степень сплоченности может иметь как позитивное, так и негативное значение в зависимости от того, насколько цели группы и ее нормы соответствуют корпоративной миссии и организационной культуре. При совпадении целей — позитивное взаимодействие и эффективный результат. При несовпадении целей или норм, поведение группы может быть негативным. В связи со сказанным, организация должна объединять людей, обладающих определенным сходством, ставить перед ними общую задачу и мотивировать, т. е. вознаграждать и признавать за проделанную работу.
Подумай и выполни задание
Добровольцы (4-5 человек) выбирают тему, по которой они должны принять решение. Каждый выполняет одну из функций лидерства по очереди.
При проведении групповой работы важно: следить за регламентом, использовать шутку, говорить по очереди, не перебивая друг друга.