Социальная роль как идеальная модель поведения

Социальная роль — это построение поведения в соответствии с требованиями ситуации социального действия (взаимодействие, совместная работа, межличностное общение). Установление ро­лей участников групповой работы связано в первую очередь с определением таких понятий, как позиция, статус, формальные и неформальные роли.

Позиция — интегральная, наиболее обобщенная характеристи­ка человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. Ста­тус — положение личности в группе, коллективе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющие ее права, обязанности и привилегии.

Специалисты выделяют следующие типы и виды позиций в групповой работе: функциональные соответствуют тем видам дея­тельности, которые существуют в той или иной профессии; роле­вые связаны с реализацией участниками взаимодействия одной или нескольких ролей; личностные формируются на основе оце­ночного отношения участников к тем или иным ситуациям, воз­никающим в групповом взаимодействии (см. табл. ниже).

Классификация позиций в групповой работе

(по А. В. Петрову)

Вид позиции Тип позиции Пример позиции
Функ­цио­нальные Профес­сиональные   Инженер, экономист, банкир, препода­ватель, студент и т.д.
  Должностные Ректор, проректор, декан, доцент, ассистент и т.д.
  Общественные Профсоюзный деятель, депутат и т.д.
Ролевые   Коммуни­кативные   Автор, понимающий, критик, организатор коммуникации и пр.
    Содержа­тельные   Эрудит, аналитик, диагност, генератор идей, разработчик, имитатор и т.д.
    Методоло­гические   Методолог, критик, проблематизатор, рефлексирующий, методист, программист и т.д.
    Организа­ционные   Организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор и т.д.
    Социально-психологи­ческие Лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый, аутсайдер и т.д.
Лич­ностные   Относи­тельно групповой работы   Содействующий, помогающий, заинте­ресованный, нейтральный, равнодушный, сочувствующий, сопротивляющийся, противодействующий и т.д.
  Относительно новизны Инноватор, инициатор, консерватор и т.д.

Поскольку люди одновременно выполняют разные роли, по­стольку им приходится действовать по правилам, которые в боль­шинстве случаев совместимы при исполнении разных ролей. Од­ной из разновидностей правил является норма.

Нормы — это общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в ре­зультате взаимодействия членов группы. Нормы бывают письмен­ные и устные. Одни из них (конвенциональные, правовые) обя­зательны для исполнения, другие (социальные, деловой этикет) являются желаемыми для выполнения. Одни нормы касаются всех членов группы (организационная культура), другие лишь для от­дельных людей (например, работа в позднее время). В формальной группе нормы могут быть установлены руководителем, но это не означает, что они будут приняты неформальной группой. Кроме того, неформальные группы могут вырабатывать и свои собственные нор­мы. Ниже приведены примеры позитивных и негативных норм.

Примеры позитивных и негативных норм

Позитивные нормы Негативные нормы
Традиция защищать свою организацию, когда другие ее несправедливо критикуют В нашей организации принято считать, что у других преимуществ больше
В нашей организации люди всегда стремятся к внедрению ин­новаций даже тогда, когда все хо­рошо У нас нет необходимости работать более усердно, так как это не требуется, да и многие не стараются
У нас люди всегда выслушивают других и активно стремятся узнать идеи и мнения других У нас человек человеку волк, и никто не радуется твоим успехам  
У нас директор и завучи постоянно заботятся о персонале   В нашей организации лучше всего скрывать свои проблемы и избегать встреч с администраторами

Роль лидера имеет значение для всех видов групп. Однако не всегда человек, управляющий группой, является лидером. Руко­водитель — это лицо, на которое официально возложены функ­ции управления коллективом, формальной группой и организа­цией их деятельности. Лидер неформальной группы является ува­жаемым и признаваемым человеком, с высоким статусом, но без формальной власти. Лидер — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддержива­ющей его действия. Это человек, за которым группа людей при­знает право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Кроме того, лидер выполняет следующие важные задачи:

- вносит вклад в выполнение целей, стоящих перед группой;

- позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;

- воплощает в себе основные ценности группы (собственно го­воря, неформальный лидер и олицетворяет основные ценности группы);

- представляет точку зрения группы при взаимодействии с ли­дерами других групп;

- сглаживает противоречия и межличностные конфликты, воз­никающие при взаимодействии в группе.

Как показывает практика, хороших лидеров немного. Для того чтобы стать эффективным лидером группы, необязательно обла­дать харизмой или шармом (от фр. сИагте — обаяние, очарование). Быть лидером — значит видеть перспективу, уметь ставить четкие и конкретные цели, быть готовым конструктивно общаться с раз­ными людьми, обладать навыками коллективного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержки, быть обучаемым. Многим лидерам присущ свой индивидуальный, порой смешанный стиль управления, предпочтительные стратегии взаимодействия. Это за­висит от целого ряда факторов, влияющих на выбор стиля, — личных качеств лидера, групповых характеристик, ситуативных характеристик.

Личные качества лидера:

- система ценностей (какими он видит власть и положение);

- лидерские наклонности (склонности к определенным сти­лям);

- спокойное отношение к аморфным ситуациям, сохранение уверенности в неопределенных обстоятельствах;

- оценка своей компетентности и компетентности своей ко­манды.

Групповые характеристики:

- потребность в независимости;

- готовность взять на себя ответственность;

- интерес к проблеме;

- понимание целей группы и осознание своей причастности к ним;

- знания и опыт в решении подобных задач;

- терпимость к неопределенности и потребность в конкрет­ности;

- соответствие ожиданиям. Ситуативные характеристики:

- тип группы (ее определяющие ценности, традиции, размер, цели);

- природа задач (их сложность, необходимость опыта при их решении, потребность в творческом подходе к их решению и т.д.);

- временные ограничения.

Хороший лидер заботится прежде всего о том, чтобы на основе общения обеспечить нацеленность группы на конкретные совмест­ные действия в рамках организации. Это, как правило, требует, с одной стороны, открытости лидера (для побуждения членов груп­пы к участию в ее делах), а с другой — авторитарности (вме­шиваясь, когда это необходимо, для достижения целей груп­пы). В то же время для конструктивного осуществления такой мис­сии лидеру необходимо иметь эмоциональный, социальный интел­лект, который, как правило, у мужчин развит в меньшей степе­ни. Поэтому зачастую на практике социальным лидером стано­вится женщина-руководитель.

В формальных и неформальных группах существует близость или общность отношений, поведения и деятельности. Эта бли­зость, относящаяся к сплоченности, обычно рассматривается как сила, активно действующая на членов группы, создающая усло­вия для их закрепления в группе, соблюдения правил. Группа с высоким уровнем сплоченности является для людей привлека­тельной, она обладает притягательной силой за счет следующих характеристик:

- цели группы четко обозначены и понятны ее участникам;

- члены группы совместимы друг с другом в психологическом (характеры, эмоциональная культура) и социальном плане (цен­ности, направленность, мотивация);

- лидер группы обладает характеристиками лидера (признава­ем всеми);

- репутация группы свидетельствует о том, что она успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

- группа достаточно мала, что позволяет узнавать мнение каж­дого ее члена и оценить его;

- члены группы испытывают чувство привязанности друг к дру­гу, поддерживают друг друга и помогают преодолеть препятствия и барьеры на пути развития;

- в группе высока степень взаимозаменяемости и поддержки.

Перечисленные факторы отражают стремление людей к удов­летворению своих прежде всего социальных потребностей. Чело­век вступает в группу, поскольку она привлекает его внимание, для него важна мотивация причастности, потребность быть при­знанными и уважаемыми. При таких отношениях достаточно часто наблюдается высокая результативность деятельности. Однако сте­пень сплоченности может иметь как позитивное, так и негатив­ное значение в зависимости от того, насколько цели группы и ее нормы соответствуют корпоративной миссии и организационной культуре. При совпадении целей — позитивное взаимодействие и эффективный результат. При несовпадении целей или норм, по­ведение группы может быть негативным. В связи со сказанным, организация должна объединять людей, обладающих определенным сходством, ставить перед ними общую задачу и мотивиро­вать, т. е. вознаграждать и признавать за проделанную работу.

Подумай и выполни задание

Добровольцы (4-5 человек) выбирают тему, по которой они долж­ны принять решение. Каждый выполняет одну из функций лидерства по очереди.

При проведении групповой работы важно: следить за регламентом, использовать шутку, говорить по очереди, не перебивая друг друга.

Наши рекомендации