Статья 4.«Рынок как идеальная модель и форма хозяйства».

Радаев Вадим Валерьевич – зав. кафедрой экономической социологии Государственного университета – Высшей школы экономики, первый проректор ГУ-ВШЭ, доктор экономических наук.

В статье автор озадачивается вопросом, что такое рынок.

По его мнению рынок представляет собой совокупность производителей, продавцов и покупателей определенного товара, деятельность которых регулируется сходными правилами в рамках определенной территории.

Рыночная экономика на протяжении большей части истории играла вспомогательную роль. Общество ставит ограничения развитию рынка. При недостатке или неэффективности ограничительных мер, развитие рыночных отношений способно порождать негативные побочные эффекты, несущие в себе опасные элементы саморазрушения, в том числе, и для самого рынка. Поэтому рынок изначально нуждается в регулировании.

Автор придерживается позиции, в соответствии с которой государство выступает как конфигуратор рынка. Речь идет о конституирующем влиянии государства на совокупность рынков – посредством установления формальных правил и способов их поддержания, осуществления перераспределительных функций и прямого участия в хозяйственных процессах. Государство создает условия для возникновения и развития рынков, являясь внутренним элементов процесса их формирования и трансформации и действуя на началах встроенной автономии.

Каждый производитель выступает в тесной взаимосвязи со своими поставщиками и потребителями продукции, инвестиционными институтами и инфраструктурными агентствами, контролирующими органами и охранными структурами. Эти связи помогают обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, повышать степень доверия, выстраивать репутации. Сетевые связи характеризуются тремя принципиальными чертами, подчеркивающими их социальный характер: укорененностью, связанностью и взаимностью.

Рынок предстает как институционально оформленное пространство, в котором понятие «структурных позиций» заменяется понятием «организационных полей». Понятие «поля» формировалось под влиянием концепции социального пространства П.Бурдье и обозначает локальные порядки или арены взаимодействия акторов, в которых создаются и воспроизводятся институты. Взаимодействию, предпосланы некие исходные правила и способы распределения ресурсов, включающие прежде всего права собственности, структуры управления и правила обмена.

Ведущие участники рынка используют свои более мощные властные ресурсы и специфические социальные навыки, чтобы стабилизировать или изменять существующие правила и культурные схемы, позволяющие интерпретировать ситуацию. Формируются новые организационные поля, и игра продолжается по видоизмененным правилам.

Производя товары, рынок нагружает их символами – многозначными образами, с помощью которых человек определяет смысл происходящих хозяйственных процессов и свое место в этих процессах. Причем, каждый товар нагружен множеством образов и значений, которые предполагают существование известных потребителю культурных кодов - ключей к их расшифровке. Они помогают выделить товар среди прочих объектов товарного мира, позиционировать его как особый. В результате товар начинает распознаваться потребителем именно по своим символическим качествам.

В заключение Радаев говорит следующее. Ценообразующие рынки не являются универсальной формой хозяйства. Рынки не автономны от других сфер общества, и их участники руководствуются отнюдь не только узко экономической логикой. Рынки выступают как социальные конструкты, не сводимые к действиям отдельных хозяйственных агентов.

Статья 5.Льготы гражданам РФ, имеющим звание "Ветеран труда"

Наши рекомендации