Что такое социальная роль с точки зрения поведения индивида в организации

Классификация соц.ролей:

1.Лидер – сильный и активный индивид, умеющий сплотить вокруг себя гр., организовать совместную деятельность и может управлять ею. Обладает харизмой и высоким уровнем личных амбиций. (ищет власти своим руками)

2.Эксперт – сильный, малоактивный, обладающий высоким уровнем личных амбиций и обладающий особыми знаниями или умениями, важными для гр. (ищет признания)

3. «Серый кардинал» - открыто не позиционируется, сильный и активный, изучает силы и слабости др.людей и манипулирует ими для достижения целей, интригант. Его цель занять место пидера. (ищет власть, чужими руками)

4.Любимчик – агрессивный, но слабый, позиционирует себя открыто, неконфликтынй, неимеющий высоких личных амбиций. (ищет любви, общения)

5.Герой(спаситель) – сильный, агрессвиный, без личных амбициё, но умеющий организовать деятельность и сам в ней участвующий, и на своих словах и на деле. (ищет славы.)

Если индивид отказывается выполнять свою соц.роль или несоот.её то тогда не него налагаются санкции (наказания) вплость до моббинга(вытеснения из гр.)

По степени предпочтения для личного взаимодействиясоц.роли группироуются:

максимально предпочтительные, предпочтительные, с max предпочтениями и отверганиями, с min предпочтениями отверганиями, отвергаемые, max отвергаемые.

58. Что такое стресс? Каковы его причины на производстве? Способы профилактики стрессов

Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии

приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки,

вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.

Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являютсяследующие: 1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод...). Интересный факт: Оказывается, тишина тоже имеет свойство раздражать.2. Нагрузки (повышенной интенсивности):- физические (мышечные);- физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);- информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);- эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);- рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в трудовой среде);3. Монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.4. Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.6. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни.7. Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.8. Материальная необеспеченность.9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы. Борьба со стрессом. Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Пример релаксационного упражнения: внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на свое дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом. Концентрация.Неумение сосредоточиться – фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует отженщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины отвыполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационныеупражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или – еще лучше – сразу же после возвращения домой. Ауторегуляция дыхания. В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

59. Что такое управление? Почему оно необходимо? Субъекты и объекты управленческой деятельности.

Успех в любом деле редко приходит случайно. Для настоящего долговременного успеха люди используют эффективное управление.

Управление — сознательное воздействие человека на объекты, процессы и участвующих в нем людей с целью придать определенную направленность деятельности и получить желаемый результат.

Управленческая деятельность предполагает:

Цели

Планирование

Организацию

Контроль

Управленческая деятельность предполагает объект и субъект управления.

Объект управления — те элементы, на которые направлена деятельность. (В соц системах: отрасли, объединения, предприятия, организации, индивидуальная трудовая деятельность)

Субъект управления — направитель управленческой деятельности. (Субъект управления организационно или юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей.)

Например: В КБШ: субъект управления: Директор, а объект: Дневное и Заочное отделение.

Следует отличать субъекта управления и субъекта управленческой деятельности. Субъектами управленческой деятельности могут только живые люди. Это рукодители различных рангов и исполнители. Через субъектов управленческой деятельности реализуются управленческие отношения. Они выражают собой связи людей по организации совместной деятельности и выступают как составная часть одной их форм производственной деятельности.

60. Эволюция управленческой мысли: основные этапы развития, теории и школы.

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов:

Древний период (9-7 тыс лет до н.э.)

Индустриальный период (1776-1890 гг.)

Период систематизации (1856-1960 гг.)

Информационный период (1960- по настоящее время)

Управление всегда существовало там, где люди осуществляли совместную деятельность Первые управленцы — старейшины и вожди родов и племен.

Сократ дал характеристику управления как особой сферы деятельности. Платон дал классификацию форм государственного управления, попытался разграничить функции управления.

Индустриальный период ознаменован появлением трудов А.Смита, который проанализировал формы разделения труда, и Р.Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшения труда.

То, что сегодня называется менеджментом зародилось во времена промышленной революции в 19 веке. Возникновение фабрик и необходимость обеспечения работой большой группы людей привели к тому, что сами владельцы не могли контролировать деятельность всех работников. Появилась необходимость в управленцах, которые могли бы представлять интересы владельцев на местах. Для этих целей отобраны лучшие работники. Они и стали первыми менеджерами.

Выделяют несколько этапов становления науки управления, которые отражают систему взглядов в определенный период времени:

1. Школа научного управления (начало XX века). Ф.Тейлор сформулировал основные принципы управления предприятием в своем труде «Принципы научного менеджмента (1911)»

2. Классическая школа (начало 20 гг. ХХ века) М.Вебер создал классическую теорию бюрократии и ввел понятие «власть» и «авторитет» А.Файоль сформулировал основные принципы и функции управления.

3. Школа человеческих отношений (начало 30-х гг. ХХ века) Э.Мэйо, Р.Лайкерт в качестве основного фактора производительности рассматривали человеческий фактор, подчеркивая важность не только личностных характеристик индивида, но и взаимоотношения в группе (групповая динамика)

4. Школа поведенческих наук (40-50 гг. ХХ века). Трансформировалась из школы человеческих отношений. Представители: К.Арджинс, Ф.Герцберг, А.Маслоу, Д. Мак-Грегор

5. Процессный подход (50-60 е гг. ХХ века)

6. Системный подход (50-70 е гг. ХХ века) И.Виннер, Ч.Барнард

7. Школа принятия решений (60 е гг ХХ века). Трансформировалась из системного подхода. Представители: Г.Саймон, Д.Марч

8.. Ситуационный подход (70- конец 80 гг. ХХ века)

9. Новые подходы к управлению.

Наши рекомендации