Публичные презентации, аргументации и возражения
Презентации.Одной из распространенных коммуникативных форм, широко используемых в современной практике взаимодействия в условиях конкуренции, стала презентация, средствами реализации которой, как правило, являются техники задавания вопросов, формулирования ответов, аргументации и возражения. Именно в презентациях новой идеи, проекта, книги, продвижения товара, услуги, рок-группы, открытия новой фирмы, выставки — убеждающие компоненты превалируют.
Презентация (от англ.от лат.— представление; торжественное ознакомление; предъявление чего-л.) — это публичное представление.
Целей презентации может быть несколько:
- создать о себе (об организации, о товаре) положительное общественное мнение;
- вызвать интерес, продемонстрировать возможности, преимущества;
- убедить других принять ваши идеи, предложения, заключить договора, контракты;
- проявить лидерские качества и интеллектуальный потенциал презентаторов;
- продемонстрировать качество и сервис и пр.
Поскольку презентация — это процесс коммуникации, то на него распространяются все правила эффективного общения: публичного говорения и слушания, использования всех сенсорных каналов, невербальных и аудиовизуальных средств влияния. Для эффективной презентации важен также процесс дистилляции, т. е. отбора из всей информации самой существенной, убедительной
и доказательной. Кроме того, презентация — это творчество, которое предполагает не только подготовленность и импровизацию, но и искусство маневрирования разнообразными средствами с учетом целей, особенностей аудитории и актуальности момента.
При подготовке текста презентации необходимо помнить, что процедура презентации — это отточенный алгоритм, для реализации которого следует соблюдать правило трех, т.е. использовать не менее трех ключевых пунктов.
Открывающая часть презентации — введение, далее следуют: ключевой пункт 1, переход, ключевой пункт 2, переход, ключевой пункт 3, затем обзор и заключение. Оставшееся время отводится ответам на вопросы.
Для презентации необходимо спланировать краткие выступления авторов (новой книги, изделия); специалистов, которые могут профессионально рассказать о новинках; экспертов, способных подтвердить преимущества, качественные характеристики, удовлетворяющие разнообразные потребности потребителей. Кроме того, в целях демонстрации товара или услуг (например, образовательных — тренинг развития навыков общения) подготавливаются пресс-релизы, слайды, видеосюжеты, схемы и диаграммы, другие средства визуализации и информирования.
Большое значение для успешной презентации имеет выбор ведущего и подготовка его к презентации. Это должен быть обаятельный, умный, знающий проблему, энергичный, не злоупотребляющий юмором профессионал. Первое впечатление о предмете презентации создает внешний вид ведущего. Его осанка, поза, жестикуляция, общий эстетический облик имеют зачастую решающее значение. Однако более всего влияет на первое впечатление речь ведущего. Вербальное содержание речи должно быть грамотным, с правильными ударениями, а подача информации — экспрессивной и убедительной. Факты, используемые в презентации, должны быть безупречны и организованы в определенной логической последовательности.
Признаки эффективно представленной информации на презентации:
-увлекательность (внимание);
-содержательность (для слушателей);
- запоминаемость (чтобы запомнили);
- активизация (побуждает к действию);
- сбалансированность (гармония объективной информации и индивидуального стиля).
Более привлекательной делают презентацию визуальные технические средства. Особенно важна визуализация на тех презентациях, где аудитория обширна и возможность непосредственных контактов с консультантами и экспертами для многих маловероятна. В этих случаях информация представляется во всех пяти сенсорных каналах: увидеть, услышать, почувствовать, попробовать, почуять особый аромат (если это презентация парфюмерии, цветочного магазина или кофе).
Поэтому на презентациях обычно широко практикуются специальные выставочные стенды, плакаты, витрины, демонстрация фильмов, стеллажи с товаром, который можно потрогать руками, и практическая демонстрация деятельности приборов или механизмов — такая презентация более убедительна, красноречива и достоверна.
Подготовка к презентации включает в себя разработку сценария, составление подробного плана подготовки и проведения, написание всех необходимых текстов, рекламных материалов, закупку сувениров.
Успешная презентация включает следующие элементы, влияющие на ее результативность (5 «С» презентаций):
структура презентации — компоненты, из которых она состоит; в ней должны быть все необходимые, перечисленные выше, части;
содержание презентации — все, что оказывает наибольшее влияние на восприятие аудитории;
стиль презентации — может быть высокий, деловой, дружеский, т.е. такой, который создает необходимую для конкретной ситуации атмосферу, формирует и демонстрирует корпоративный имидж, но при этом позволяет полностью отразить предмет презентации;
сопровождение презентации — все, что окружает, внешние составляющие самого пространства, где происходит презентация (зал, столы и стулья, их расположение, количество людей, флип-чарты, доски, ноутбуки, слайды), все, что влияет на эффективность и пробуждение необходимых эмоций слушателей;
ситуативное управление — поддерживание постоянного контакта с аудиторией, установление обратной связи с ней и адекватное реагирование на ее поведение, корректные ответы на вопросы, взаимодействие с «провокаторами» (людьми, имеющими негативное отношение к проблеме, иные взгляды и позиции), оптимальное невербальное поведение, соблюдение регламента.
Все перечисленные элементы должны быть тщательно отработаны.
Интерактивное упражнение
Во время учебных занятий разбейте группу на «сторонников» и «противников» для обсуждения вопроса «Следует ли запретить производство и продажу сигарет?». Представители каждой группы должны выступать поочередно — обратиться к участникам, убедительно изложить свою позицию, постараться привлечь слушателей на свою сторону.
После окончания всех выступлений участники пишут, какие ораторы произвели на них наиболее сильное убеждающее воздействие, какие понравились своей манерой поведения и речи, какие выступления были наиболее удачными.
Далее следует проанализировать контакт, выразительность, убедительность выступлений, отношение к предмету (положительное, отрицательное), отношение к аудитории (закрытое — открытое).
Затем группами по 3 — 5 человек нужно составить проекты «Памятки презентатору» (основные правила организации убеждающего выступления) и, обсудив проекты, выработать совместную «Памятку».
Аргументации и построение возражений на презентациях.Убеждающая презентационная речь — это процесс, в ходе которого передается сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения к действию. Стратегия и тактика аргументаций на презентациях во многом зависит от особенностей мыслительной деятельности человека, потому что логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Известны три распространенные формы мышления: понятие (отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления, его содержание и объем); суждение (представляет собой форму мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями); умозаключение (цепочка суждений, последнее из которых«— заключение — является новым знанием, выводимым из уже известных суждений, называемых посылками).
На начальном этапе презентационного выступления необходимо ввести предмет сообщения (ключевое слово) и удерживать его в сознании аудитории путем периодического акцентирования внимания. Предмет отвечает на вопрос «О чем мы говорим?». Любое утверждение, высказанное вслух на презентационном сообщении, должно быть логически обоснованно. С этой целью используются тезис, аргументация и демонстрация.
Тезисом обычно называют четко сформулированную и высказанную мысль, которую следует обосновать. Тезис отвечает на вопрос « Что мы доказываем?». Формулировка тезиса должна исключать возможность понимания утверждения в другом смысле. Он должен быть предельно конкретным и кратким.
Тезис подкрепляется аргументами, доводами, которые называют также основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос «Чем доказываем?». Основанием доказательства могут быть совокупность фактов, статистические данные, теоретические положения, веские аргументы, ссылка на признанные авторитеты, например юридические нормы, статистика, суждения, основанные на профессиональном или житейском опыте, и пр.
Третий элемент обоснования — демонстрация — показ того, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос «Как доказываем?». Она демонстрирует ход наших рассуждений. Доказать что-либо можно непосредственно — путем наблюдения, собранных фактов и посредством рассуждений, т.е. логических умозаключений.
Убедить, а тем более переубедить кого-либо — это сложная задача. Для ее решения необходимо прежде всего соблюдать следующие принципы.
Принцип формулировки конкретной цели выступления. Цель убеждающей презентации — сформировать или изменить мнение слушателей. Необходимо, чтобы слушатели согласились с целесообразностью представленного выступающим мнения. Например: «Я хочу, чтобы аудитория считала, что новая книга по коммуникативной компетентности с практическим инструментарием необходима для развития профессиональной компетентности учителя». В данном примере ориентация сделана на то, во что следует верить слушателям. Если же необходимо побудить слушателей к действию, то в цели выступления должно быть не только декларировано желание добиться согласия аудитории, но и побуждение к тому, чтобы они действовали. Например: «Я хочу, чтобы мои слушатели имели в своей профессиональной библиотеке такую нужную для успеха книгу, а для этого приобрели ее».
Принцип адаптации к установкам слушателей. Установка — это преобладающие или устойчивые чувства, позитивные или негативные, связанные с неким человеком, объектом или вопросом. В практике общения люди обычно выражают свои установки через мнение о чем-либо.
Следовательно, чтобы убедить участников презентации, необходимо знать их мнения, точки зрения, т.е. превентивно изучать аудиторию. Мнение аудитории чаще всего концентрируется вокруг определенной точки (например: ни «за», ни «против»; или рассматривается в пределах от благосклонного до враждебного), представляющей обобщенную установку аудитории по отношению к предмету.
Если известно, что отношение к обсуждаемому предмету позитивное, то можно сконцентрировать внимание на конкретной программе действий, способной их вдохновить. Если определенное мнение нейтрально, то слушатели могут рассуждать объективно и воспринимать разумные доводы. Если существует негативная установка по отношению к обсуждаемому предмету, то следует приводить аргументы, которые будут убедительны, и хорошие практические примеры, подтверждающие аргументацию. При наличии враждебной точки зрения (например, у конкурентов) целесообразно начать свою речь издалека или не ставить целью убеждение, тогда можно добиться того, что аудитория, прослушав речь, возможно, хотя бы немного изменит отношение к предмету.