Теория звуковых образов И. Эвальда.

При действии звука в улитке образуются стоячие волны, длина которых определяется частотой звукового колебания. Высота тона определяется восприятием формы узора стоячих волн. Ощущению определенного тона соответствует возбуждение одной части нервных волокон, другого – другой. Анализ высоты тона осуществляется в корковых отделах мозга.

Теория Э. Уивера.

В экспериментах Э. Уивера непосредственно от улитки слухового анализатора включались провода усилителя низкой частоты. Оказалось, что в диапазоне 20-1000 гц. рисунок нервной активности полностью воспроизводит частоту раздражителя. Уивером был выдвинут принцип частоты.

В настоящее время большинство исследователей считают, что высокочастотные колебания воспринимаются по принципу места, а низкочастотные по принципу частоты. В средних частотах работают оба механизма.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА.

Слуховая перцептивная система способна дифференцировать направление источника звука. Способность определять направление от которого исходит звук обусловлено биноуральным характером слуха. Биноуральный параллакс – есть различие в физических параметров акустических сигналов достигающих левого и правого уха. Эти различия связаны:

1. Со временем прихода одинаковых участков волн в оба уха – фазовый биноуральный эффект.

2. Со сравнительной интенсивностью волн приходящих в оба уха – амплитудный биноуральный эффект.

Локализация звука на основе фазового биноурального эффекта возможна лишь в отношении звука невысоких частот, не выше 1500 Гц. Определение направления, из которого идет звук, обусловлено разностью прихода одинаковых фаз волны к двум ушам.

Для высоких частот локализация звука совершается на основе различия громкости в одном и другом ухе. Определение направления обусловлено разностью громкостей ощущающихся в двух ушах.

Таким образом для низких частот особое значение имеет различие во времени прихода волн, для высоких частот – различие интенсивности.

РЕЧЕВОЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ.

Человеческий слух, естественно, не сводим к проблеме вычленения высоты тона, а так же абстрактно взятым реакциям слухового анализатора. Он неотрывен от восприятия в целом. Таким образом говоря о феноменах восприятия музыки и речи, мы говорим не только о работе слухового анализатора, но и отводим ему роль непосредственного контакта с раздражителем. Музыкальный (неречевой) слух – способность ориентироваться вне речевых звуков, которыми являются музыкальные тоны, шумы. Речевой слух – способность слышать и анализировать звуки речи. Речевой слух – прижизненное образование, образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой речевой среды. Речевой слух – это фонематический слух, то есть способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Каждый язык характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков, которые позволяют различать слова данного языка – различительные единицы строя языка.

Каждый язык имеет свою фонематическую систему. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, другие как несущественные. В русском языке фонемы – все гласные и их ударность. Такие признаки как длительность гласного звука, открытость или закрытость его, высота тона не важны для понимания русской речи. В русском языке пять гласных звуков, каждому из которых соответствуют определенные форманты (У – 250, О – 500, А – 1000, Э – 2000, И – 4000 Гц.) Во-вторых, фонемами являются согласные звуки русского языка, которые противопоставляются по звонкости, мягкости. Таким образом, смена гласных или их ударности, смена согласности по их звонкости и твердости меняют смысл русского слова. Помимо фонематического слуха, речь характеризуется интонационными компонентами, специфическими для каждого языка. Интонационная характеристика имеет много общего с музыкальным слухом.

Речевой слух формируется у ребенка в процессе его обучения и воспитания, в процессе специфической деятельности – речевой деятельности.

Музыкальный слух.

Сложное психическое явление, которое не сводится к опознанию звуков по их высоте. В музыкальном слухе слиты восприятия высоты, силы, тембра, формы, ритма и т.д. Многие отмечают, что музыкальный слух выходит не только за пределы ощущений, но и восприятия в целом, так как опирается в целом на деятельность сознания человека и, безусловно, социально обусловлено. Таким образом, музыкальный слух понимается, как способность воспринимать и представлять музыкальные образы, способность, которая неразрывно связана с памятью, воображением, и другими высшими психическими процессами.

Музыкальный слух разделяют на:

1. Абсолютный, который диагностируется с помощью возможности определять высоту тона без сравнения с камертоном. Абсолютный музыкальный слух делят на:

  1. Активный – воспроизведение звука.
  2. Пассивный – узнавание звука.

Абсолютный музыкальный слух принято считать врожденным.

2. Относительный музыкальный слух – воспроизведение и узнавание звуков соотносительно звукоряда – прижизненное образование.

Музыкальный слух разделяют на:

1. Внешний – как способность воспроизводить мелодию.

2. Внутренний – способность слышать и представлять мелодию мысленно.

Музыкальный слух разделяют на:

1. Мелодический – восприятие простых мелодий. (Дети).

2. Гармонический – восприятие музыкальных звуков как гармонии. (Взрослые).

Музыкальный слух явление весьма сложное, является итогом культурно-исторического развития, представляет собой своеобразную психическую способность, отличимую от простого различения у животных.

Лекция 4

Наши рекомендации