МКУ УО Междуреченского городского округа
Методы и приемы
· Коррекционные упражнения.
· Психологические этюды.
· Беседы, направленные на развитие самосознания ребенка.
· Элементы песочной терапии.
· Проигрывание проблемных ситуаций.
· Ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях.
· Релаксационные упражнения, подобранные в соответствии с темой модуля (музыкальное сопровождение на диске «Звуки Природы»).
· Дыхательная гимнастика.
Боди –арт – основное средство, которое объединяет все методы, на его основе разработано содержание модулей и каждого занятия.
2. Тематический план
№ | Название модуля | Цель и задачи | Содержание | Количество занятий |
Я умею превращаться или Этот волшебный мир красок | Знакомство с группой, с правилами поведения во время работы, знакомство с боди-артом. | Ритуал приветствия. Боди-арт. Игровые упражнения: «Превратись в игрушку», «Путаница», «Сороконожка», «Липучка». Релаксация. Ритуал прощания. | ||
Домашние питомцы | Выявление причины гнева. Переключение внимания и агрессии | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Жужа», «Злые – Добрые кошки», «Почему подрались мальчики», «Мышарик». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Подводный мир | Формирование у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Маленькое приведение», «Толкалки», «Обзывалки», «Три подвига Андрея». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Морские жители | Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Планеты», «Эмоции героев», «Волшебные шарики», «Драка». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Обитатели леса | Развитие положительной самооценки Формирование у ребенка чувства уверенности в себе | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Серебряное копытце», «Я могу защитить», «Я не упаду», «Книга моих подвигов». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Пернатые друзья | Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Ласковые лапки», «Мой хороший попугай», «Глаза в глаза», «Воздушный шарик». Релаксация. Ритуал прощания | ||
На лесной полянке | Развитие положительного отношения к близким и окружающим | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Дракон», «Аэробус», «Головомяч», «Прогулка с компасом». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Представители Африки | Обучение техники снятия физического напряжения | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Хищник», «Дикобраз», «Страусиные драки», «А ну-ка почеши мне спину». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Арктика и ее жители | Развитие чувства эмпатии у ребенка и его социализация. | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Конкурс художников», «Мячик», «Это я, узнай меня», «Царевна Несмеяна». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Животные Азии | Формирование установки на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми. | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Доброе животное», «Я вижу», «Волшебный сон», «Дудочка» Релаксация. Ритуал прощания | ||
Насекомые | Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Эмоции героев», «Прогулка с компасом». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Где и кем мы были (заключительное занятие) | Закрепление полученных навыков | Ритуал приветствия. Игровые упражнения. «Насос и мяч», «Винт», «Шалтай Болтай». Просмотр фильма. Ритуал прощания. |
3. Технология работы
Структура занятия
I. Вводная часть
II. Основная часть
III. Заключительная часть
Вводная часть занятия включает ритуал приветствия и планирования игр и упражнений, которым будет посвящено занятие.
Договариваемся о правилах, которые важно соблюдать. Подчеркиваем необходимость говорить по очереди, слушать друг друга.
Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющее важные функции установления (на начальных занятиях) или подтверждения (на последующих занятиях) эмоционально-позитивного контакта взрослый – ребенок и формирование у ребенка направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику игрового занятия, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит взрослому. Обычно в начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе со взрослыми на стульях или на полу на ковре. Важно, чтобы помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, на занятиях прозвучало бы и приветствие всей группе, объединяющее детей в единое целое, что способствовало бы формированию чувства принадлежности к группе. При планировании игр и упражнений возможны разные тактики поведения взрослого.
Выбор того или иного варианта определяется конкретным этапом реализации коррекционной программы и характером задач, решаемых на данном занятии.
При информировании детей о планах на игровое занятие (это целесообразно делать так же перед началом каждой игры или упражнения) желательно, когда это возможно, в доступной форме сообщать детям о цели каждой игры, о её значении, для приобретения каких-либо качеств, способностей и умений. Форма сообщения должна быть адекватна возрасту, понятна ребёнку и включена в игровой контекст.
Созданию установки на определенный вид игры и упражнений способствует также беседа, чтение сказки или рассказа на определённую тему, прослушивание отрывка музыкального произведения.
Основная часть занятия занимает большую часть времени по своему содержанию и представляет реализацию соответствующего этапа коррекционно-развивающей программы. Она включает: боди-арт, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения, беседы, элементы песочной терапии.
Заключительная часть занятия – это своеобразное подведение итогов, релаксация, рефлексия.
Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, должен стать ритуал прощания. В качестве такого ритуала можно использовать тихую спокойную песню или действие объединяющего типа. Так же детям в конце занятия предлагается выбрать «смайлик» с «положительным» и «отрицательным» настроением. И положить выбранный смайлик в свою именную коробочку. По окончанию целого курса занятий количество «веселых» и «грустных» «смайликов» подсчитывается у каждого ребенка.
Характеристика используемого оборудования. Для работы по данной Программе необходимо просторное затемненное помещение (актовый, музыкальный, спортивный зал, сенсорная комната, комната психологической разгрузки), укомплектованное следующим оборудованием:
· сертифицированные гипоаллергенные карандаши, краски для боди-арта,
· влажные гигиенические салфетки,
· маски для детей,
· зеркала,
· музыкальный центр и аудио материал по темам с различными звуками природы,
· индивидуальные гимнастические коврики по количеству детей,
· столы и лотки для работы с песком (в нашем случае многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный луч»),
· иллюстративный материал,
· фотоаппарат,
· смайлики,
· клубок ниток,
· дополнительно можно использовать проектор для показа релаксационных роликов, роликов познавательного характера по теме занятия.
Этапы реализации программы
1 этап – первичная диагностика;
2 этап – реализация содержания шести модулей;
3 этап – текущая диагностика;
4 этап – пролонгированное коррекционное воздействие, корректировка Программы;
5 этап – реализация содержания оставшихся шести модулей.
6 этап – итоговая диагностика.
МКУ УО Междуреченского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №44 «Соловушка»
Боди-арт как средство снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Коррекционно-развивающая программа
Автор-составитель: Воротилина Евгения Александровна, Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №44 «Соловушка» |
Междуреченск 2014
Автор – составитель:
Воротилина Евгения Александровна – педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №44 «Соловушка» г. Междуреченска Кемеровской области.
Боди-арт как средство снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа/ Е.А. Воротилина. – Междуреченск, 2014.
В программе раскрыты основные принципы, цели, задачи, представлен подробный тематический план, технология коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми 5-7 лет; представлены тесты для диагностики уровня агрессивности у воспитанников, критерии эффективности психолого-педагогической работы; подробно описываются пути и средства достижения положительного результата.
Дополнительно к программе разработаны пособия, которые содержат конспекты занятий, материалы для работы с семьями, педагогами.
Программа может быть использована педагогами-психологами, воспитателями дошкольных организаций различных видов, учителями начальных классов, социальными педагогами, а также родителями, заинтересованными в воспитании своих детей.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………….…4
2. Тематический план ………………………………………………..….9
3. Технология работы ………………………………………………….12
4. Организация работы с участниками процесса …………………….16
5. Литература ………………………………………………………….…18
6. Приложения …………………………………………………….……19
Приложение 1. Методики диагностирования …………………….20
Приложение 2. Организация работы с участниками процесса …24
1. Пояснительная записка
Актуальность программы. Программа «Боди-арт как средство снижения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста» (далее Программа) составлена на основе реализуемых задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка. Данная Программа построена с учетом требований ФГОС.
Поводом для составления Программы послужило большое количество обращений педагогов и родителей по поводу конфликтности и агрессивности детей, их склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. Грубое поведение детей часто повторяет увиденное на телевизионном экране, в компьютерных играх, связанных с насилием, стрельбой, является влиянием семьи, ближайшего окружения ребенка. Многим детям дошкольного возраста свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой – может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.
Старший дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. В то же время, возраст 5-7 лет, отмечается учеными как сенситивный для развития предпосылок опосредованности и произвольности поведения. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
Научная обоснованность программы. Проблема профилактики агрессивного поведения детей уже более века является предметом пристального внимания представителей медицинского, психологического и педагогического знания. В разное время этим вопросом занимались JI.C. Выготский, В. Шмитд, Г. Паренс, Г. Фигдор и др. Сегодня изучением данной проблемы в рамках педагогики занимаются С.А. Завражин, М.П. Квадрициус, C.JI. Колосова, Н.Э. Маликова, C.B. Михейкина, Н.Г. Осухова и др.
Данная Программа разработана на основе коррекционно-развивающих программ по снижению уровня агрессивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста Сухоруковой Е.В., Командиной Е.М., Нифантьевой Н.В.
Отличительной чертой, разработанной нами Программы, является характер проведения занятий. Они проходят с использованием боди-арта, в игровой, увлекательной форме. Дети любят рисовать на своем теле: кто-то ограничивается разукрашиванием пальцев, а некоторые рисуют на всех частях тела, погружаясь в этот процесс.
Во время занятия, которое состоит из предварительной беседы, массажа лица перед зеркалом, создания уникального рисунка-маски на лице, и релаксационного завершения, происходит выход за границы стереотипов восприятия себя, ребенок может действовать ни от своего имени, а от того персонажа, чье изображение присутствует на его лице.При этом запускаются глубинные механизмы саморегуляции,
В результате сеанса боди-арта заметно снижается эмоциональное, физическое напряжение, улучшается настроение. Одновременно происходит глубокое и долговременное расслабление мышц лица.
Учеными доказано, что старший дошкольный возраст (5-7 лет), играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, происходит процесс активного развития и становления познавательной деятельности. Кроме того, у детей активно развиваются процессы произвольности и опосредованности, поэтому мы считаем данный возраст наиболее сенситивным для проведения коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, не вызывает сомнений, что боди-арт является эффективным средством в коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Программа базируется на следующих общеметодологических и методических принципах:
1. Принцип доступности;
2. Принцип системности и последовательности;
3. Принцип развивающего и воспитательного обучения;
4. Принцип сознательности и активности детей;
5. Принцип наглядности;
6. Принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения ребенка – родителей, других родственников, педагогов.
Цель – снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
· Способствовать оптимизации общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;
· Создать положительный эмоциональный фон у ребенка;
· Снять эмоциональное напряжение;
· Содействовать оптимизации общения агрессивного ребенка с семейным окружением;
· Обучить способам регуляции эмоциональных состояний.
Содержание работы.Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 2 года. Включает в себя 12 модулей, каждый из которых состоит из 4 занятий (за исключением первого и последнего модуля, они включают в себя по 2 занятия), продолжительностью по 25-30 минут (в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13), в зависимости от возраста детей. Каждый из модулей (с 2-11) состоит из занятий на одну тему: на первом занятии дети знакомятся с персонажами; рассматривают иллюстрации с изображением героя; изучают характер, среду обитания, повадки; рисуют на своем лице и на лице товарищей элементы образа. На последующих занятиях модуля ведется непосредственно коррекционная работа, направленная на снижение агрессивности. Содержание каждого занятия в рамках модулей подробнее описано в 3 параграфе.
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю. Группа состоит из 6-8 детей. Форма организации детей на занятиях: индивидуальная, групповая, смешанная.
Содержание коррекционно-развивающей работы разделено на три блока:
I. Работа с детьми
II. Работа с родителями
III. Работа с педагогическим коллективом
При организации и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются следующие особенности:
1. участники группы должны быть с разным уровнем агрессивности: высоким, средним, низким;
2. при проведении занятий делать акцент на создание атмосферы доверия и безопасности;
3. важное условие: видеть глаза друг друга, говорить, слышать и слушать других детей;
4. организовывать занятия так, чтобы детям захотелось в нем участвовать.
Методы и приемы
· Коррекционные упражнения.
· Психологические этюды.
· Беседы, направленные на развитие самосознания ребенка.
· Элементы песочной терапии.
· Проигрывание проблемных ситуаций.
· Ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях.
· Релаксационные упражнения, подобранные в соответствии с темой модуля (музыкальное сопровождение на диске «Звуки Природы»).
· Дыхательная гимнастика.
Боди –арт – основное средство, которое объединяет все методы, на его основе разработано содержание модулей и каждого занятия.
2. Тематический план
№ | Название модуля | Цель и задачи | Содержание | Количество занятий |
Я умею превращаться или Этот волшебный мир красок | Знакомство с группой, с правилами поведения во время работы, знакомство с боди-артом. | Ритуал приветствия. Боди-арт. Игровые упражнения: «Превратись в игрушку», «Путаница», «Сороконожка», «Липучка». Релаксация. Ритуал прощания. | ||
Домашние питомцы | Выявление причины гнева. Переключение внимания и агрессии | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Жужа», «Злые – Добрые кошки», «Почему подрались мальчики», «Мышарик». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Подводный мир | Формирование у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Маленькое приведение», «Толкалки», «Обзывалки», «Три подвига Андрея». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Морские жители | Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Планеты», «Эмоции героев», «Волшебные шарики», «Драка». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Обитатели леса | Развитие положительной самооценки Формирование у ребенка чувства уверенности в себе | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Серебряное копытце», «Я могу защитить», «Я не упаду», «Книга моих подвигов». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Пернатые друзья | Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Ласковые лапки», «Мой хороший попугай», «Глаза в глаза», «Воздушный шарик». Релаксация. Ритуал прощания | ||
На лесной полянке | Развитие положительного отношения к близким и окружающим | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Дракон», «Аэробус», «Головомяч», «Прогулка с компасом». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Представители Африки | Обучение техники снятия физического напряжения | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Хищник», «Дикобраз», «Страусиные драки», «А ну-ка почеши мне спину». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Арктика и ее жители | Развитие чувства эмпатии у ребенка и его социализация. | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Конкурс художников», «Мячик», «Это я, узнай меня», «Царевна Несмеяна». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Животные Азии | Формирование установки на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми. | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Доброе животное», «Я вижу», «Волшебный сон», «Дудочка» Релаксация. Ритуал прощания | ||
Насекомые | Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения | Ритуал приветствия. Знакомство с персонажем, заявленным в теме модуля. Боди-арт. Игровые упражнения: «Эмоции героев», «Прогулка с компасом». Релаксация. Ритуал прощания | ||
Где и кем мы были (заключительное занятие) | Закрепление полученных навыков | Ритуал приветствия. Игровые упражнения. «Насос и мяч», «Винт», «Шалтай Болтай». Просмотр фильма. Ритуал прощания. |
3. Технология работы
Структура занятия
I. Вводная часть
II. Основная часть
III. Заключительная часть
Вводная часть занятия включает ритуал приветствия и планирования игр и упражнений, которым будет посвящено занятие.
Договариваемся о правилах, которые важно соблюдать. Подчеркиваем необходимость говорить по очереди, слушать друг друга.
Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющее важные функции установления (на начальных занятиях) или подтверждения (на последующих занятиях) эмоционально-позитивного контакта взрослый – ребенок и формирование у ребенка направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику игрового занятия, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит взрослому. Обычно в начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе со взрослыми на стульях или на полу на ковре. Важно, чтобы помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, на занятиях прозвучало бы и приветствие всей группе, объединяющее детей в единое целое, что способствовало бы формированию чувства принадлежности к группе. При планировании игр и упражнений возможны разные тактики поведения взрослого.
Выбор того или иного варианта определяется конкретным этапом реализации коррекционной программы и характером задач, решаемых на данном занятии.
При информировании детей о планах на игровое занятие (это целесообразно делать так же перед началом каждой игры или упражнения) желательно, когда это возможно, в доступной форме сообщать детям о цели каждой игры, о её значении, для приобретения каких-либо качеств, способностей и умений. Форма сообщения должна быть адекватна возрасту, понятна ребёнку и включена в игровой контекст.
Созданию установки на определенный вид игры и упражнений способствует также беседа, чтение сказки или рассказа на определённую тему, прослушивание отрывка музыкального произведения.
Основная часть занятия занимает большую часть времени по своему содержанию и представляет реализацию соответствующего этапа коррекционно-развивающей программы. Она включает: боди-арт, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения, беседы, элементы песочной терапии.
Заключительная часть занятия – это своеобразное подведение итогов, релаксация, рефлексия.
Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, должен стать ритуал прощания. В качестве такого ритуала можно использовать тихую спокойную песню или действие объединяющего типа. Так же детям в конце занятия предлагается выбрать «смайлик» с «положительным» и «отрицательным» настроением. И положить выбранный смайлик в свою именную коробочку. По окончанию целого курса занятий количество «веселых» и «грустных» «смайликов» подсчитывается у каждого ребенка.
Характеристика используемого оборудования. Для работы по данной Программе необходимо просторное затемненное помещение (актовый, музыкальный, спортивный зал, сенсорная комната, комната психологической разгрузки), укомплектованное следующим оборудованием:
· сертифицированные гипоаллергенные карандаши, краски для боди-арта,
· влажные гигиенические салфетки,
· маски для детей,
· зеркала,
· музыкальный центр и аудио материал по темам с различными звуками природы,
· индивидуальные гимнастические коврики по количеству детей,
· столы и лотки для работы с песком (в нашем случае многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный луч»),
· иллюстративный материал,
· фотоаппарат,
· смайлики,
· клубок ниток,
· дополнительно можно использовать проектор для показа релаксационных роликов, роликов познавательного характера по теме занятия.
Этапы реализации программы
1 этап – первичная диагностика;
2 этап – реализация содержания шести модулей;
3 этап – текущая диагностика;
4 этап – пролонгированное коррекционное воздействие, корректировка Программы;
5 этап – реализация содержания оставшихся шести модулей.
6 этап – итоговая диагностика.