Природа и структура взаимодействия

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, кото­рые связаны с взаимодействием людей.

Интеракция — взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

В ходе общения для участников важно не только обмени­ваться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. Взаимодействуя с окружающи­ми по разным поводам, мы выбираем, как правило, стратегии по­ведения, соответствующие ситуации. Взаимодействие людей раз­нообразно. Поэтому ученые стремятся упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирую­щую богатство общения.

Наиболее распространенным оказалось дихотомическое де­ление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспо­собление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодейст­вия, хотя и предполагает наличие промежуточных, дает несколь­ко упрощенную картину человеческого общения.

Схема 10. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия
Ориентация ; на собственные цели   тах   • Противодействие   • Компромисс       • Сотрудничество
  тin • Избегание • Уступчивость
  тin тах Ориентация на цели другого

Р. Бейлз объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в целостную систему (схема 10).

Если при взаимодействии с другими людьми человек ориен­тируется только на свои цели без учета целей партнеров по об­щению, то он вступает в противодействие или конкуренцию. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребно­стей (кооперация). Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера (аль­труизм). Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (индиви­дуализм).

Р. Бейлз считает, что любое взаимодействие может быть опи­сано с помощью четырех феноменов (позитивные эмоции, реше­ние проблем, постановка проблем, негативные эмоции). В каждой из них он выделял три типа поведения (таблица 3).

Таблица 3. Основные области взаимодействия

и соответствующие поведенческие проявления

Области взаимодействия Основные поведенческие проявления
Позитивные эмоции Выражение солидарности. Снятие напряжения. Выражение согласия.
Решение проблем Предложения, указания. Выражение мнений. Выдача ориентаций.
Постановка проблем Просьба об информации. Просьба высказать мнение. Просьба об указаниях.
Негативные эмоции Выражение несогласия. Создание напряженности. Демонстрация антогонизма.


Несмотря на целостность, система не лишена недостатков, так как фиксирует лишь форму взаимодействия. Тем не менее вслед за Бейлзом психологи стали выделять в самом взаимодей­ствии собственно дело и отношение к нему со стороны участни­ков, то есть их эмоции.

Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаи­модействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Эта теория опирается на четыре принципа:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведе­ния, тем чаще он будет повторяться;

2) если вознаграждение за определенные типы поведения за­висит от каких-то условий, человек стремится их воссоздавать;

3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

С помощью теории Хоманса могут быть описаны разные сложные виды взаимодействий: отношение к власти, переговор­ный процесс, лидерство и т.п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью «стимул→ реакция». Так, высокие вознаграждения могут приводить к потере активности.

3. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие опреде­ляется в основном представлениями, усвоенными в раннем детст­ве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Таким об­разом, согласно психоаналитической теории в процессе взаимо­действия люди воспроизводят детский опыт.

В основе подхода Э. Гоффмана — «теория управления впе­чатлениями» — лежит предположение, что ситуации социально­го взаимодействия напоминают драматические спектакли, в ко­торых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление.

Наиболее подробно интерактивная сторона общения иссле­довалась в работах представителей символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), считавших, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира опре­деляется тем значением, которое они им придают.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Он выделял во взаимодействии два типа действий:

1. Незначимый жест (автоматический рефлекс типа морга­ния).

2. Значимый жест (связан с осмыслением поступков и наме­рений другого человека).

Во втором случае необходимо поставить себя на место дру­гого человека или принять его роль.

Сущность концепции символического интеракционизма за­ключается в том, что взаимодействие между людьми рассматри­вается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Данная концепция дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, однако она придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия.

Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе — направлении, предлагаю­щем управлять действиями участников взаимодействия через регу­лирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). С точки зрения транзактного анали­за каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций, которые условно обозначены как Родитель, Ребенок и Взрослый. Все эти стороны личности обладают абсолютно разными предназначениями, характеристиками и ценностями (схема 11).

  Схема 11. Структура «Я» по Э. Берну   Природа и структура взаимодействия - student2.ru

Данные позиции не связаны с социальной ролью: это лишь психологическое описание определенной стратегии во взаимо­действии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как — «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу!» и «Надо!».

Взаимодействие эффективно, если партнер обращается к другому как Взрослый к Взрослому, и тот отвечает с такой же позиции. В других случаях взаимодействие может нарушиться и прекратиться. Например, жена обращается к мужу. «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Он может ответить: «Сейчас перевяжем» — это ответ Взрослого, «Вечно у тебя что-то случается» — ответ с позиции Родителя, «Что же я теперь должен делать?» — ответ Ребенка. В двух последних слу­чаях эффективность невелика.

Изменить негативные модели взаимодействия крайне трудно, поскольку они осуществляются на уровне привычки.

Наши рекомендации