Конфликт как особая форма взаимодействия

В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, про­являющихся в их действиях.

Отметим важнейшие моменты данного определения.

• Во-первых, под конфликтными подразумеваются те взаи­модействия и отношения, в которых лежат несовместимые инте­ресы, потребности или ценности и их одновременное удовлетво­рение, существование невозможно.

• Во-вторых, можно выделить внутриличностный, межлич­ностный и межгрупповой конфликт, в зависимости от того, в ка­ком пространстве возникли и развиваются объективные противо­речия.

• В-третьих, конфликт сопровождается для его участников негативными эмоциональными состояниями, осложняющими и без того непростую ситуацию объективного противоречия.

Выделяют четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию (Петровская Л.А., 1977). Психологическая структура конфликта может быть описа­на с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.

Конфликтная ситуация — это объективная основа кон­фликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие мо­жет определенное время не осознаваться участниками взаимо­действия.

Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структу­ру (схема 12).

Схема 12. Структура конфликтной ситуации   Конфликт как особая форма взаимодействия - student2.ru

Как видно из схемы, в объективной конфликтной ситуации присутствуют объект конфликта — реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора, и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция — эта та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъ­является сторонами своим оппонентам (так чаще всего называ­ются участники конфликтного взаимодействия). Она может сов­падать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представ­ляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включать­ся в конфликт. Отметим, что внутренняя позиция зачастую скры­та не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъ­екта, так как является неосознаваемой. Забегая вперед, скажем, что осознание внутренней мотивации — это важный шаг к про­дуктивному разрешению конфликта.

В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиций можно привести типичный конфликт подростка и взросло­го, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддер­жания значимости своего «Я», неосознаваемая им самим.

Конфликт становится психологической реальностью для уча­стников с момента возникновения инцидента. Инцидент — это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть инцидент — это осознание конфликтной ситуации. Он мо­жет протекать в различных формах: скрытой и открытой.

• Скрытый инцидент разворачивается на уровне осозна­ния участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях.

• Открытый инцидент разворачивается как серия кон­фликтных действий участников по отношению друг к другу.

Динамика конфликта, то есть закономерности его развития находится в полном соответствии с его структурой. Можно выде­лить четыре основные стадии развития конфликта (схема 13).

Схема 13. Основные стадии развития конфликта   Конфликт как особая форма взаимодействия - student2.ru

Таким образом, конфликт возникает с появлением объектив­ного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после осознания противо­речия, проходит стадию конфликтных действий и приходит к оп­ределенному разрешению. Естественно, что две промежуточные стадии не являются обязательными.

На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта. Объект конфликта, как прави­ло, расширяется за счет «втягивания» в конфликт близлежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сферы перехо­дит в личностную, область несовпадений мнений кажется его участникам гораздо шире, чем вначале). Изменяются и стороны конфликта. В частности, они меняют свой статус по отношению к оппоненту (попытки давить по служебной линии, через юристов, суд, общественность) и привлекают на свою сторону сочувст­вующих, за счет чего межличностный конфликт очень часто пре­вращается в межгрупповой.

Конфликт может выполнять как деструктивную, так и кон­структивную функции.

Конфликт деструктивен, если он:

1) уводит в сторону от решения более важных проблем и дел,

2) укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс,

3) поляризует различия в ценностных ориентациях,

4) вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.

Конфликт конструктивен, если он:

1) раскрывает важную проблему,

2) вовлекает индивидов в решение проблемы,

3) дает выход скопившимся негативным эмоциям,

4) помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

Таким образом, конфликты представляют собой сложное социаль­но-психологическое явление. Они отличаются большим разнообрази­ем. Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систе­матизацию, деление по существенным признакам, типам и видам.

Изучая конфликт с самых различных точек зрения, исследо­ватели выделяют различные основания для классификации его типов (схема 14).

Предложенная классификация не является исчерпывающей. Однако с практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфиче­ских проявлениях и, следовательно, помогает оценивать возмож­ные пути их разрешения.

Схема 14. Классификация конфликтов   Конфликт как особая форма взаимодействия - student2.ru

Наши рекомендации