Человек и природа. Основа и тенденции взаимодействия

Природа - совокупность естественных условий существования человечества

Взаимодействие человека и природы отражается в понятии «окружающая среда».В рамках окружающей среды выделяются: 1. естественная окружающая среда 2. искусственная среда обитания («вторая природа»).

Основой взаимодействия природы и общества является материальное производство, а основой материального производства – трудовая деятельность человека (труд).

Определения труда могут быть различны (философское, экономическое, психологическое). Труд – процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Закономерности взаимодействия человека и природы:

1. окружающая среда зависит от масштабов, форм и направлений человеческой деятельности.

2. деятельность человека всегда осуществляется в формах исторически определённого типа общественных отношений, характер влияния человеческой деятельности на природу зависит от этих форм (н-р, от типа отношений собственности на средства производства, на природные ресурсы; от типа правового регулирования).

3. Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития.

Отношение человека к природе изначально двойственно, поскольку, с одной стороны – человек в своей деятельности противопоставляет себя природе, а с другой стороны – человек всегда является частью и порождением природы.

Н.Н. Моисеев: «подчиненность человека природе выражается в необходимости согласования стратегии общества и стратегии природы. Необходимо найти рациональную степень коэволюции человека и биосферы, когда трудовая деятельность не истощает, а обогащает природу, одновременно создавая предпосылки для развития цивилизации.

Американский социолог и философ Льюис Мэмфорд, исследователь процессов урбанизации, создал концепцию негативного технологического детерминизма («Труд о машине»). Основные идеи: а) НТР, начиная с 17в. уничтожала идеалы справедливости; б) все потрясения 20в. объясняются разрывом между уровнем технологии и уровнем нравственности; в) с точки зрения Мэмфорда, в ближайшем будущем человечество будет порабощено мегамашиной, т.е. человечество станет жертвой технократической организации общественной жизни; г) Мэмфорд считает, что НТП надо остановить, культивировать идеалы Средневековья.

В истории сложились следующие типы отношения человека к природе:

I. до сер. XX века (или до нач. XX в.) Характеризуется следующими чертами:

1. уступая могуществу природы, человек вместе с тем неуклонно повышал свою власть, господство над природными силами

2. эксплуатация природы носила почти исключительно экстенсивный характер (т.е. она основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемого от природы сырья, ресурсов).

3. в духовном отношении этот тип основывался на идее испытания природы («Природа – это не храм, а мастерская», укоренилась начиная с XVII века): природа выступает как объект, требующий покорения силой человеческого разума. Идею господства над природой воплотила промышленная революция.

II. начиная с сер. XX века, т.е. с начала научно-технической революции постепенно изменяется тип отношения к природе. Это изменение связано с объективным нарастанием и постепенным осознанием людьми кризисных тенденций, вызванных прежним типом отношения.

Глобальные проблемы совремнности:

* проблема исчерпания естественных природных ресурсов

* проблема недостаточности естественной базы для производства

продовольствия

* проблема загрязнения окружающей среды

* проблема исчезновения видов живой природы, связанного с

производственной деятельностью человека).

Новый тип отношения человека к природе характеризуется:

1. в практическом отношении – интенсивным способом эксплуатации природы: максимально полное, комплексное использование ограниченных природных ресурсов, использование сознательно ограниченных объёмов природных ресурсов

2. наличие системы регулирования, т.е. наличие рациональных программ производственной деятельности, в которых обязательно указываются и учитываются характер и границы допустимого воздействия на природу, а также мероприятия по сохранению и воспроизводству природных ресурсов.

3. преодоление утилитарно-прагматического отношения к природе. В российской философской и научной традиции существует такое течение – русский космизм (Циолковский, Королев, Вернадский). Разрабатывали понятие ноосфера.

Моисеев вводит понятие «экология общества» - это необходимая в современном мире наука о том, как человечеству существовать в роли (в качестве) элемента биосферы. Согласно точке зрения Моисеева, степень рациональности в организации общества – это степень согласованности стратегии общества и стратегии природы.

Новый тип ценностного отношения к природе нашёл отражение в концепции ноосферы (Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден)

51. Общественное бытие и общественное сознание: проблема соотношения

Введены Марксом и Энгельсом в 1946г. в их совместной работе «Немецкая идеология».

Общественное бытие – объективные условия жизнедеятельности людей, складывающиеся в процессе производства непосредственной жизни. Ядром этих условий выступает материальные отношения людей к природе и к друг другу. Общественное бытие включает в себя объективные условия жизнедеятельности людей, складываются в процессе производства непосредственной жизни: производство чужой жизни (деторождение), производство и воспроизводство собственной жизни (создание материальных благ и системы общественных отношений)).

Общественное сознание – это целостное духовное явление, обладающее определённой внутренней структурой, то есть соединяющее в себе различные формы и уровни:

1. социальная психология – непосредственное выражение групповых интересов и оценка общественных процессов на уровне социальных чувств. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

2. идеология – она имеет вид обоснованной теории, также основывается на групповом интересе. Исходя из этого интереса идеология концептуально представляет перспективы и цели общественного развития.

Первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ:

Отличаются по следующим признакам: - по предмету отражения, - по способам отражения, - по социальным функциям, - по особенностям развития

Выделяют:

1. политическое (совокупность полит. доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений; оно выражает коренные интересы различных больших соц. групп); 2. право (совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством); 3. мораль (совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества)); 4. искусство - это духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение (книги, фильмы, картины, музыка и др.); 5. религия (религиозные верования в духовной жизни общества); 6. наука (научные представления); 7. философия (система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру).

52. знак и символ как предмет философского осмысления.Знак – предмет, выступающий в качестве представителя какого-либо другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (знаний). Основные свойства всякого знака заключаются в следующем:
1) Знак должен быть, с одной стороны, доступен восприятию со стороны адресата (обладать свойством перцептивности).
2) Знак, с другой стороны, должен быть информативен, т.е. нести смысловую информацию об объекте.

Знаки – 1)языковые; 2)неязыковые.

Языковые знаки всегда образуют систему. Правила этой системы определяют закономерности построения, осмысления и употребления знаков в рамках данной системы.

Принято различать 3 вида значений знаков:

1. предметное значение (предмет, который обозначается данным знаком)

2. смысловое значение - информация о предметном значении, которую несет или передает сам знак, которую вкладывает в знак человек, и понимает субъект, воспринимающий знак; это информация об определенных свойствах, чертах, характеристиках объектов, составляющих предметное значение данного знака. Н-р, на дверях дома знак треугольника и морды собаки – будьте осторожны, во дворе агрессивный сторож.

3. экспрессивное значение - эмоции, чувства, желания человека, выражаемые им благодаря использованию данного знака в данном контексте или ситуации. Н-р, тон, которым произносится выражение.

Изучением знаков и знаковых систем занимается семиотика. Здесь выделяют семантику (смысловое значение) и прагматику (правильное употребление).

знак

  обозначает
выражает
значение предмет

отражает

Чарльз Пирс – основатель семиотики во второй половине 19 века.

1) знаки-иконы (или иконические знаки, иногда их называют знаками-копиями, знаками-изображениями);

2) знаки-индексы (индексальные знаки, или знаки-признаки);

3) знаки-символы (символические знаки, или условные, конвенциональные знаки).

“Лучший”, по мнению Пирса, такой знак, в котором иконическая, индексальная и символическая части “равномерно перемешаны”.

Символ (от греч. симболон - знак) - знак, в котором форма знака не сходна с самим предметом, поскольку форма знаков-символов не дает никакого представления о содержании. Н-р, флаг и герб страны, будучи символами страны, совсем не похожи на саму страну. Допустим графический знак лампочки может быть символом идеи. А знак голубя - символом свободы и добрых вестей. Знак спасательного круга - помощью. Знак-это то, что мы видим. А символ - это как бы значение знака.

Начиная с середины 20в. можно говорить о таком типе философского мировоззрения как лингвоцентризм (его сторонники рассматривают язык как модель бытия). Сторонники употребляют в философских текстах такое понятие семиотики как дискУрс – язык, преобразованный говорящим субъектом, включенный в конкретный социокультурный контекст.

53. соотношение практики и познания. Роль практики в познавательной деятельности человека.Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую. Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем.

Виды практики:

1) материально-производственная - практика преобразования природы.

2) социально-преобразующая - практика поддержания общества.

3) научный эксперимент

Познание - это социально-опосредованная, исторически развивающаяся, находящаяся в единстве с предметно-практической деятельностью, деятельность отражения, направленная на получение знания.

Формы познания:

1) познание, направленное на получение знания неотделимого от индивидуального субъекта.

2) познание, направленное на получение объективированного знания, т.е. существующего вне отдельного индивида

Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности. Практика и познание очень тесно связаны. Поэтому каждый из этих видов человеческой деятельности выполняет некоторые функции по отношению к другому. Рассмотрим их подробнее.

Гносеологические функции практики: 1. базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

2. детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование (практика ставит задачи перед теорией, так или иначе направляя ход дальнейшего познания) – н-р, повышенный интерес к разработке экологической проблематики определяется в первую очередь практическими потребностями преодоления экологического кризиса;

3. критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины (как средство про­верки истинности наших знаний);

4. целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, а целью познания является достижение истинного знания. Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

1. информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством практической деятельности;

2. проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает такие типы человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее;

3. регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями.

Все это, вместе взятое, свидетельствует о взаимном влиянии практики и познания, практики и теории, об их органическом единстве.


54. Методология исторического познания: Концепция В.Дильтея. Понятие о герменевтике.Дильтей разделил весь комплекс наук на науки о природе и «науки о духе». Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления. Науки о духе заняты человеческими отношениями. Есть, кроме того, и гносеологическое отличие: историю как науку о духе интересует внутренне переживание, а естественные науки интересует наблюдение внешних объектов. Дильтей, утверждая, что предметом наук о духе является ЖИЗНЬ.

«Историю» Дильтей понимает в качестве науки об изменчивом мире человеческих творений (о мире «духа»).

Дильтей считает, что дух - это продукт исторической деятельности. Все, что создается духом, исторично: “Расположение деревьев в парке, строй домов вдоль дорог, рабочие инструменты - все, вплоть до вынесения судебного приговора, вокруг нас рано или поздно становится историей... В истории ничто не отделимо от жизни”.

Основополагающим методом наук о духе Дильтей считает «понимание». «Понимание и истолкование - …метод, используемый в науках о духе… Понимание и истолкование содержат в себе все истины наук о духе. Метод понимания у Дильтея – это метод непосредственного постижения духовной целостности. Предмет понимания – внутренний мир человека, внешний мир и культура прошлого. Понимание» достигается путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». Но одно дело, «вжиться» в ныне живущую культуру, и совсем другое дело — проникнуть в культуру древних египтян или инков, и даже древних римлян. Отсюда необходимость в особом способе приобщения к «мертвой» культуре. По отношению к культуре прошлого, согласно Дильтею, должен применяться метод интерпретации, который он называет герменевтикой.

Понимание внутреннего мира осуществляется при помощи интроспекции (самонаблюдения), для понимания внешнего мира и культуры прошлого Дильтей предлагает использовать герменевтику.

Т.о. первоначально Дильтей считал, что метод исторического познания является метод объясняющей психологии, а затем пришел к выводу, что она должна быть дополнена понимающей психологией, т.е. герменевтикой.

У Дильтея методом наук о духе провозглашается непосредственное переживание исторических событий и их истолкование. В его системе "наук о духе" они принимают форму "герменевтики" (с древнегреческого - искусство истолкования), т.е. "искусства понимания письменно зафиксированных жизненных проявлений".

Решение многих проблем Дильтей в последний период своей жизни увидел в древнем искусстве ГЕРМЕНЕВТИКИ, которое, считал Дильтей, может дать возможность реконструировать и восстановить реальность прошлого на основании документов, источников, исторических памятников и произведений, запечатлевших эту историческую реальность.
Герменевтика у Дильтея становится специфическим и универсальным методом философии. Но предметом ее остается жизнь во всех ее многообразных проявлениях и выражениях.

В последствии герменевтика становится философским направлением. Герменевтику изучали Ф.Шлейермахер, М.Хайдеггер, П.Рикер и т.д. Согласно Шлейермаеру, при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется дух языка, с помощью второго – дух автора.

По Хайдеггеру, человеческое бытие изначально герменевтично (основано на понимании).

Ганс Гадамер призывал, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики). Он считал, что толкование языка текстов, его понимание должно стать одних из ведущих направлений философии (т.к. передача жизненного опыта осуществляется главным образом через книги, которые необходимо понимать).

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля.

Гегель полагал, что в процессе развития целого происходит своеобразное "наследование" последующими состояниями некоторых характеристик, возникающих на предшествующих стадиях существования системы. Это "наследование" заключается в сохранении позитивных (положительных) моментов старого качества, которые могут служить эффективному существованию нового качества.

Процесс развития, следовательно, это движение от одного качественного состояния системы к другому. Когда исходное качество переходит в новое, происходит отрицание старого качества новым, поскольку развивающееся системное целое приобретает характеристики, прямо противоположные исходным. Но новый циклразвития сопровождается уже новым отрицанием, т.е. отрицанием (предыдущего) отрицания.

Развитие предмета - это всегда отрицание своих прежних форм существования.

"Обогащение", "удержание позитивного" формируется на этапе синтеза предшествующих качественных состояний - исходного качества ("тезис") и противоположного исходному качества ("антитезис").

Итак, целостный цикл развития представляет собой синтез двух противоположных моментов конкретного процесса развития, который осуществляется на этапе "отрицания отрицания" и приводит к формированию нового содержательного единства.

Т.О. отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени.

Пример действия закона отрицания отрицания из математики: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени.

Примеры:

• "эстафета поколений";

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

• отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен.

• гусеница – кокон – бабочка.

Гегель: в процессе развития каждая ступень развития, являющаяся результатом второго отрицания, воспроизводит на более высокой основе характерные черты и структуру исходной ступени развития, а само развитие при этом имеет форму спирали. Без отрицания старого невозможны рождение и созревание нового, т.е невозможен и сам процесс развития.

Наши рекомендации