Практическое занятие по теме № 1.
Курсанты (слушатели) при помощи методики «Конфликтные ситуации» подбирают наиболее эффективную стратегию поведения в заданной конфликтной ситуации социального и делового взаимодействия. Анализируют использование полученных знаний в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
Цели практического занятия:
· иметь представлениео психологических особенностях урегулирования и разрешения конфликта в ситуации межличностного и делового взаимодействия, об основных типах поведения при конфликте: наступающий, уступающий, отрицающий, избегающий.
· уметь определять свойства и качества личности оппонента и выделять характерные признаки его поведения при конфликте.
· владеть навыками бесконфликтного поведения, способностями медиатора, психологическими приемами управления, разрешения и преодоления конфликтных ситуаций.
Вопросы для самопроверки:
1. Источники прогнозирования конфликта в правоохранительной деятельности.
2. Пути предупреждения конфликта.
3. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта.
Практическое занятие по теме №2:
Вопросы:
1. Специфика управления конфликтами в деятельности ОВД.
2. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами.
3. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.
Цели практического занятия:
· иметь представлениео психологических особенностях урегулирования и разрешения конфликта в ситуации межличностного и делового взаимодействия, об основных типах поведения при конфликте: наступающий, уступающий, отрицающий, избегающий.
· уметь определять свойства и качества личности оппонента и выделять характерные признаки его поведения при конфликте.
· владеть навыками бесконфликтного поведения, способностями медиатора, психологическими приемами управления, разрешения и преодоления конфликтных ситуаций.
Вопросы для самопроверки:
1. Стимулирование конфликта, его формы и средства.
2. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.
3. Этапы регулирования конфликта.
4. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.
5. Поведение личности в конфликте.
Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям:
8.1. Основная литература
1. Виговская М.Е. Психология делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие для ССУЗов/ Виговская М.Е., Лисевич А.В., Корионова В.О. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016. – 73 c.
2. Еникеев М.И Юридическая психология: Учебник для вузов ( Гриф государственного комитета РФ по высшему образованию).- М.: Норма,-2015.
3. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов/М.И Еникеев.-2-е изд., перераб.-ил.-Изд-во «Инфра- М, Норма»-2015.
4. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Г. Караяни, В.Л. Цветков – М., 2013.
5. Караяни А.Г. Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. (Гриф УМЦ «Профессиональный учебник») – Изд-во «Юнити-ДАНА», 2015.
6. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
7. Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.
8. Семенова Л.Э. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Семенова Л.Э. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 106 c.
9. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сорокотягин И.Н. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. – 224 c.
10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2015.
a. Дополнительная литература
11. Антонян Ю.М. В.Е Эминов. Портреты преступников: Криминолого-психологический анализ: Монография.- Изд-во «Инфра-М, Норма», 2014
12. Батюта М.Б. Возрастная психология. Практикум для студентов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Батюта М.Б., Князева Т.Н. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 178 c.
13. Гафиатулина Н.Х. Социальная коммуникация в профилактике конфликтов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. – Электрон. текстовые данные. – М.: Русайнс, 2016. – 162 c.
14. Милорадова Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент/ Милорадова Н.Г., Ишков А.Д. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. – 109 c.
15. Першина Л.А. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Першина Л.А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016. – 256 c.
16. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: Учебное пособие.- Изд-во «Норма», 2014.
17. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие.: Изд-во «Проспект» 2015.
18. Узунова Н.С. Естественнонаучные основы психологии [Электронный ресурс]/ Узунова Н.С., Узунов В.В. – Электрон. текстовые данные. – Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. – 40 c.
5. Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену).
Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену) по всему курсу:
1. Понятие психологии как науки.
2. Характеристика предмета изучения психологии.
3. Методологические основы психологии.
4. Виды отраслей психологической науки.
5. Связь психологии с другими науками.
6. Характеристика основных методов психологии.
7. Использование прикладных методов психологии в расследовании преступлений.
8. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел.
9. Формы психического отражения окружающей действительности.
10. Понятие психики и ее основные функции.
11. Понятие и содержание сознания как формы отражения действительности. Функции сознания.
12. Психологический механизм воздействия правовых норм на личность и формирования правомерного поведения.
13. Классификация психических явлений и их характеристика.
14. Понятие и классификация познавательных психических процессов.
15. Понятие и характеристика ощущения.
16. Учет закономерностей проявления ощущений в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.
17. Понятие и характеристика восприятия.
18. Учет закономерностей проявления восприятий в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.
19. Понятие и характеристика внимания.
20. Учет закономерностей проявления внимания в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.
21. Понятие и характеристика памяти.
22. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события преступления участниками уголовного процесса.
23. Понятие и характеристика представления.
24. Учет индивидуальных особенностей представлений в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.
25. Понятие и характеристика воображения.
26. Учет индивидуальных особенностей воображения в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.
27. Понятие и характеристика мышления.
28. Характеристика интуиции.
29. Характеристика и структура интеллекта.
30. Понятие и характеристика речи.
31. Учет особенностей речи в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.
32. Понятие и характеристика эмоций и чувств.
33. Психологические теории возникновения и протекания эмоций.
34. Классификация эмоций и чувств.
35. Виды психических состояний и их краткая характеристика.
36. Понятие и характеристика настроения, аффекта, фрустрации как эмоциональных состояний.
37. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние. Динамика протекания аффекта.
38. Понятие и общая характеристика стресса.
39. Причины возникновения стрессов у сотрудников ОВД.
40. Факторы, влияющие на характер дезадаптивных реакций у сотрудников ОВД.
41. Признаки стрессового состояния, проявляющиеся в поведении сотрудников ОВД.
42. Способы противодействия негативным эмоциональным состояниям.
43. Управление стрессом и его профилактика в деятельности сотрудников ОВД.
44. Методы саморегуляции психического состояния.
45. Понятие и характеристика воли.
46. Волевая регуляция поведения человека. Структура волевого акта.
47. Характеристика волевых компонентов правонарушений.
48. Приемы и способы развития воли у сотрудников ОВД.
49. Понятие личности и ее психологическая характеристика.
50. Основные подходы к пониманию личности в психологической науке.
51. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности.
52. Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права.
53. Темперамент и особенности его влияния на формирование характерологических черт личности.
54. Описательная характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.
55. Характер, критерии оценки темперамента в юридически значимых ситуациях.
56. Понятие «акцентуации характера», типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере права.
57. Психологические особенности личности преступника (правонарушителя).
58. Классификация типов преступников по критерию доминирующих мотивов совершения ими противоправных деяний.
59. Понятие и классификация социальных групп.
60. Психологические причины и динамика образования социальных групп.
61. Психологическая структура социальной группы.
62. Характеристика групповые социально-психологические явления.
63. Природа явления лидерства и теоретические подходы к этой проблеме.
64. Стили управления в социальных группах.
65. Психологические особенности и структура примитивной преступной группы.
66. Психологические особенности организованной преступности.
67. Психологическая характеристика субъектов стихийного массового поведения.
68. Психологическая характеристика случайной, экспрессивной, действующей толпы.
69. Психологическая характеристика агрессивной толпы.
70. Особенности функционирования психики человека в условиях стихийного массового поведения.
71. Паника как психологическое состояние людей в толпе.
72. Психологическая характеристика слухов.
6. Рекомендуемая литература по всему курсу дисциплины «Психология»
1. Еникеев М.И Юридическая психология: Учебник для вузов ( Гриф государственного комитета РФ по высшему образованию).- М.: Норма,-2015
2. Еникеев М.И . Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов/М.И Еникеев.-2-е изд., перераб.-ил.-Изд-во «Инфра- М, Норма»-2015
3. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Г. Караяни, В.Л. Цветков – М., 2013.
4. Караяни А.Г. Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. (Гриф УМЦ «Профессиональный учебник») – Изд-во «Юнити-ДАНА», 2015.
5. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
6. Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.
7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2015.
Дополнительная:
1. Антонян Ю.М. В.Е Эминов. Портреты преступников: Криминолого-психологический анализ: Монография.- Изд-во «Инфра-М, Норма», 2014.
2. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: Учебное пособие.- Изд-во «Норма», 2014.
3. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие.: Изд-во «Проспект» 2015.
Словарь терминов
Агрессивная толпа отличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту.
Акцентуации характера определяются как «крайние вариант ты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Такое слабое звено в характере человека проявляется лишь в ситуациях, предъявляющих повышенное требование именно к функционированию конкретной черты характера. Во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, человек ведет себя без срывов, не доставляя окружающим и себе неприятностей.
Аффект - сильное кратковременное, бурнопротекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля
Барьеры общения - это определенные трудности, из-за которых общение не всегда проходит так, как нам бы этого хотелось.
Биологическое в личности - это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но неоднозначно природному - существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие- результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным - создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.
Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.
Гениальность - высшая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности.
Действующая толпа - контактная общность, осуществляющая активные действия относительно определенного объекта.
Знания - это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.
Индивид - человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других - малозаметно.
Интерес - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес - личную неприязнь к какой-то деятельности.
Интероризованная роль - такое поведение, какое человек считает необходимым и возможным.
Коммуникативная сторона общения - информационная сторона общения, т.е. передача и получение информации.
Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Личность - социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений.
Масса - это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом.
Мотив - это побуждение к действию.
Мышление - опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.
Навык - это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций.
Направленность - психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека. Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа.
Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
Начальные умения - это самостоятельной применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.
Нормативная роль сопряжена с требованиями инструкций к правилам поведения в обществе.
Общение - процесс, в котором традиционно выделяются три основных стороны (компонента): информационная (коммуникативная сторона) - обмен информацией между общающимися; восприятие (перцептивная сторона) и познание людьми друг друга в процессе общения; взаимодействие (интерактивная сторона) между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, воздействиями, эмоциями и т.п.).
Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.
Паника - состояние сильного смятения, растерянности и страха, глубоко охватившее человека или группу людей при действительной или мнимой опасности, или как реакция массового страха, возникающая в результате действительной или воображаемой опасности.
Потребности — субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо.
Примитивная группа - это стихийно складывающееся образование, базирующееся на наиболее низменных побуждениях членов данной группы.
Принципы психологии - руководящие положения, составляющие основу теории психологии и определяющие подходы к пониманию предмета психологии.
Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении человеком объективного мира, в построении человеком карты этого мира, в саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.
Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе, приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.
Психическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения. На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни.
Психологический контакт - начальная фаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересов партнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание.
Психологическое воздействие в процессе общения - и взаимодействия - стремление повлиять на другого человека, изменить его установки, мнения, его интересы, склонности, его настроение и поведение.
Публика - большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации, эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания - популярная личность, уличное происшествие, зрелищные мероприятия в театре или на стадионе, митинг, демонстрация и т.п.
Рефлекторная деятельность - это сложная анализирующая и синтезирующая работа коры головного мозга, суть которой состоит в дифференциации многочисленных раздражителей и установлении между ними самых различных связей.
Речь - процесс общения посредством языка.
Самоконтроль - есть осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояние.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важным регулятором поведения и тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудностей достижения целей, которые он ставит перед собой. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Одному человеку невыносимо стыдно, что он - вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своих способностей.
Сложные навыки - это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности.
Сложные умения - это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.
Случайная толпа - скопление людей, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств.
Слух - сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.
Собственно эмоции - более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.
Сознание - есть как бы контакт с самим собой. Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик (Л. С. Выготский).
Социализация личности - это процесс становления личности, вхождения человека в жизнь, его подготовки и включения в отношения.
Социальная группа - общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества. Это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения.
Социальная роль - это функции, которые выполняет человек в конкретной системе отношений.
Социальная позиция - это отношение человека к своим ролям и своим статусам.
Социальное в личности - это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социально не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения.
Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.
Статус - это место, занимаемое данным человеком в иерархии отношений при исполнении данной роли (высокий - низкий).
Стресс — (давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга неспецифических реакций и состояний субъекта, возникающих в ответ на разнообразные внешние воздействия, называемые стрессорами. Термин «стресс» описывает состояние индивида на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Различают физиологический и психологический стресс.
Стрессоры (стресс-факторы) - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.
Структура - реально существующее единство целого, его подструктур, элементов и их всесторонних связей.
Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий.
Талант - высшая степень одаренности, реализованная в определенной области.
Темперамент («соразмерность», «правильная мера») - это природные особенности поведения человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Толпа - контактная, внешне не организованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно.
Установление психологического контакта - целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей.
Физиологическое отражение - более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни (органическому движению).
Физиологические основы психических состояний. Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.
Физическое отражение - простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения.
Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели.
Характер ( «печать», «чеканка») - индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Нomo Sapiens Человек, в отличие от животных, наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т.п.
Чувства — еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении потребностей. Чувства выражаются в эмоциях.
Экспрессивная толпа - группа людей, совместно выражающая чувство радости, скорби, гнева или протеста.
Эмоции - психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Язык определяется как система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает в себя слова с их значениями, т.е. отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании, а также синтаксис - правила, по которым строятся предложения.
Подготовлено доктором педагогических наук, профессором, академиком РАЕН, профессором кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя Родиным В.Ф.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры юридической психологии от «05» мая 2017 года протокол № 11.