Практическое занятие по теме № 3.

Вопросы:

1. Отработка навыков оказания первой помощи гражданам при различных видах стрессовых состояний.

2. Овладение элементами специализированных видов гимнастики для снятия стресса.

3. Выполнение дыхательных упражнений успокоительного действия.

4. Освоение приемов самомассажа для нормализации негативных эмоциональных состояний.

Цели практического занятия:

· иметь представление: о теоретических и экспериментальных подходах к изучению феноменов эмоций и воли, о значении эмоций и воли в деятельности сотрудника ОВД, о роли эмоций и воли в регуляции поведения; о воле как процессе сознания.

· знать: основные положения физиологических и психологических теорий эмоций и воли; механизмы формирования эмоций и воли их виды, функции, основные характеристики и классификацию; факторы возникновения и развития; эмоциональные и волевые характеристики личности;

· уметь: устанавливать взаимосвязь эмоций с другими психическими процессами; охарактеризовать волевое действие и волевые качества личности; применять приемы саморегуляции для нормализации эмоциональных состояний.

Методические указания по подготовке к практическому занятию

Задания практического блока подготовки к занятиям:

1. В тетради создать терминологический словарь понятий, не раскрытых в лекции.

2. Проведите опрос среди ваших сокурсников, знакомых и выясните, какие приемы регулирования эмоций и настроения используются чаще всего.

Вопросы для самопроверки:

1. Как возникает (актуализируется) эмоциональный процесс в конкретной ситуации?

2. Связано ли возникновение эмоций с какими-то устойчивыми характеристиками ситуации, и если да, то с какими?
3. Сколько способов актуализации эмоций существует и как они соотносятся друг с другом? Связаны ли эти способы и их выбор с лич­ностными особенностями человека и как?

4. Каковы функции эмоционального переживания вообще и в чем состоят специфические функции каждой отдельной эмоции?

5. Как взаимодействуют и взаимосвязаны эмоциональные и неэмоциональные процессы в психике?

6. Какую роль в протекании эмоций играют восприятие, память, обучаемость, интеллект, моти­вация, темперамент, двигательные навыки, процессы межличност­ного взаимодействия и коммуникации?

7. Каково влияние эмоций на протекание перечисленных процессов?

8. Какова роль эмоций в межличностном взаимодействии?

9. Как человек выстраивает эмоциональные отношения и как учится их выстраивать? Каковы различия в построении эмоциональных отношений в разных возрастах (в детстве, зрелом возрасте, в ста­рости)?

10. Как сказываются эмоциональные отношения в коллективе на совместной и индивидуальной продуктивной деятельности?

11. Какие механизмы контроля и управления эмоциями су­ществуют? Как они формируются и от чего зависит их эффектив­ность?

8.1. Основная литература

1. Виговская М.Е. Психология делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие для ССУЗов/ Виговская М.Е., Лисевич А.В., Корионова В.О. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016. – 73 c.

2. Еникеев М.И Юридическая психология: Учебник для вузов ( Гриф государственного комитета РФ по высшему образованию).- М.: Норма,-2015.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов/М.И Еникеев.-2-е изд., перераб.-ил.-Изд-во «Инфра- М, Норма»-2015.

4. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Г. Караяни, В.Л. Цветков – М., 2013.

5. Караяни А.Г. Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. (Гриф УМЦ «Профессиональный учебник») – Изд-во «Юнити-ДАНА», 2015.

6. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

7. Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.

8. Семенова Л.Э. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Семенова Л.Э. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 106 c.

9. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сорокотягин И.Н. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. – 224 c.

10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2015.

1. Дополнительная литература

11. Антонян Ю.М. В.Е Эминов. Портреты преступников: Криминолого-психологический анализ: Монография.- Изд-во «Инфра-М, Норма», 2014

12. Батюта М.Б. Возрастная психология. Практикум для студентов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Батюта М.Б., Князева Т.Н. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 178 c.

13. Гафиатулина Н.Х. Социальная коммуникация в профилактике конфликтов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. – Электрон. текстовые данные. – М.: Русайнс, 2016. – 162 c.

14. Милорадова Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент/ Милорадова Н.Г., Ишков А.Д. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. – 109 c.

15. Першина Л.А. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Першина Л.А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016. – 256 c.

16. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: Учебное пособие.- Изд-во «Норма», 2014.

17. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие.: Изд-во «Проспект» 2015.

18. Узунова Н.С. Естественнонаучные основы психологии [Электронный ресурс]/ Узунова Н.С., Узунов В.В. – Электрон. текстовые данные. – Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. – 40 c.

Наши рекомендации