Этап 4. Тренировка навыков критического анализа текстов, посвященных гендерным проблемам
Ведущий раздает каждому студенту текст доклада Бабетт Франсиз (см. приложение к гл. 1) и предлагает внимательно ознакомиться с его содержанием, обращая внимание на следующие вопросы.
• Как автор текста определяет понятие гендера и гендерной идентичности?
• Соответствует ли это понимание тому, которое принято в гендерных исследованиях?
• С чем не согласна автор текста, за что она критикует гендерный подход?
• Какие социальные и личностные ценности скрываются за аргументами автора текста?
• Какие признаки поведения Бренды (в описании случая Джона Мани) отмечаются автором в качестве маскулинных / фемининных? Соответствует ли это пониманию маскулинности /фемининности в гендерных исследованиях?
• Что, на ваш взгляд, могло выступить причинами психологических проблем Бренды с точки зрения гендерного подхода?
Через 15-20 минут ведущий разбивает группу на небольшие подгруппы (3-4 человека) и предлагает каждой подгруппе обсудить текст в соответствии с вопросами. Затем подгруппы возвращаются в общий круг для групповой дискуссии.
Во время обсуждения ведущий может обратить внимание студентов на то, что автор использует понятия гендера и пола в качестве синонимов, а также рассматривает их с точки зрения доминирования или подчинения одного другому. Однако в гендерных исследованиях речь идет о том, что биологические характеристики сексуальности не имеют прямой и однозначной связи с наблюдаемыми психологическими и социальными различиями между мужчинами и женщинами, а гендер и пол являются просто равновозможными измерениями человеческой сексуальности в биологической или социокультурной перспективе. Автор также неадекватно интерпретирует суть гендерного подхода, приписывая ему, отрицание биологических различий между полами, тогда как на самом деле речь идет о том, что биологические различия всегда наделяются в обществе культурно-символическим значением и помещаются в определенную систему властных отношений с вертикальной (доминирование/подчинение) или горизонтальной (равноправие и равные возможности) структурой.
При анализе случая Бренды ведущий может подчеркнуть, что автор рассматривает признаки маскулинности и фемининности как биологически обусловленные поведенческие реакции, тогда как в гендерном подходе под маскулинностью и фемининностью понимаются нормативные социальные представления о характеристиках мужчин и женщин, а также культурно-символические сценарии поведения, включающие в себя не только ожидаемые характеристики, но и сферы деятельности, в которых они должны проявляться. Следовательно, главной причиной психологических проблем Бренды с точки зрения гендерного подхода может быть несоответствие физиологических и морфологических особенностей ее организма традиционным гендерным стереотипам и ожиданиям в отношении «правильного» фемининного поведения, а также принудительная гетеросексуальность в процессе гендерной социализации.
Проведение этого семинара со студентами-психологами четвертого курса после вводного занятия по теории гендерных исследований не вызвало особых проблем при актуализации ведущим во время дискуссии пройденного теоретического материала.
Контрольные вопросы
1. Какое содержание скрывается за понятиями пола и гендера?
2. Связаны ли психологические различия с биологическими различиями мужчин и женщин? Если связаны, то как?
3. Насколько обоснованно с точки зрения современной биологии разделение людей только на два пола?
4. Почему гениталии часто выступают основным признаком разделения людей на два пола в обществе, в котором мужчины и женщины обладают неравным социальным статусом?
5. Каковы отличия между биологической активностью мужского и женского организма и социальным поведением мужчин и женщин?
Литература
1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2001.
2. Дворкин А. Геноцид, или Китайское бинтование ног // Антология гендерной теории / Сост., комментарии, общ. ред. Е.И. Гаповой, А.Р. Усмановой. — Минск: Пропилеи, 2000.
3. Келли Г. Основы современной сексологии. — СПб.: Питер, 2000.
4. Laqueur T. Making sex: Body and gender from the Greeks to Freud. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992.
5. Франсиз Б. Гендер — социальный конструкт или биологический императив? Доклад на 7-й конференции Австралийского научно-исследовательского института семьи (Сидней, июль 2000) http://www.aifs.org.au
Приложение.