Позиции зарубежных правительств

Освобождение заложников и ведение с этой целью переговоров с террористами рассматриваются за рубежом как два взаимосвязанных аспекта проблемы борьбы с терроризмом. Правительства большинства стран придерживаются в отношении террористов, захвативших заложников, жесткой позиции, предполагающей, как правило, отказ от уступок и от удовлетворения их требований. Эта общая принципиальная позиция была вновь недавно подтверждена на совещании министров иностранных дел всех ведущих индустриальных стран Запада, которое состоялось в Оттаве в декабре 1995 г. В принятой на совещании декларации его участники призывают членов международного сообщества "не идти на существенные уступки тем, кто захватывает заложников, не допускать того, чтобы они извлекали из своих преступных деяний какую-либо выгоду, и неустанно сообща добиваться освобождения удерживаемых заложников и привлечения к суду виновных в их захвате".

Переговоры с террористами считаются за рубежом вынужденной, но допустимой мерой, направленной на освобождение заложников, и не рассматриваются как отступление от принципиального курса на жесткое противодействие терроризму. Так, в США официальной позицией считается принцип "никаких уступок террористам". Вместе с тем правительство США заявляет, что, исходя из тактических соображений "будет разговаривать с любыми лицами и использовать любые доступные средства для освобождения американских граждан, взятых в заложники".

Достаточно гибкую позицию в вопросе ведения переговоров с террористами занимают Великобритания, Франция, Италия, Голландия. В этих странах переговоры рассматриваются как оптимальная форма разрешения кризисной ситуации, особенно в случаях, когда в инцидент вовлечено несколько государств. Более жесткой позиции придерживаются Израиль, Иордания, Сирия, Ирак, Аргентина, Колумбия, Уругвай, считающие, что ни в какие переговоры с террористами вступать не следует, и предпочитающие незамедлительное проведение полицейских или войсковых операций.

В целом большинство западных стран допускает возможность вступления с террористами в контакт, имея в виду, что такой контакт может быть использован для оценки ситуации, снижения степени риска для жизни заложников, выбора наиболее подходящих сил и средств для их освобождения. При этом зарубежные специалисты исходят из имеющегося опыта, свидетельствующего о том, что в результате переговоров удается сохранить жизнь большему числу заложников, чем при проведении операций по силовому обезвреживанию террористов.

В зарубежных странах на основе многолетней практики борьбы с терроризмом выработался ряд основополагающих принципов организационно-тактического плана, которым противостоящая террористам сторона должна следовать, чтобы добиться реального успеха в деле освобождения заложников. Это использование в критических ситуациях, связанных с захватом заложников, специально подготовленных групп и отдельных квалифицированных специалистов, выбор соответствующего конкретным обстоятельствам переговорщика(переговорщиков); определение наиболее рационального в данных условиях способа общения с террористами, организация информационно-аналитической работы по оценке ситуации и ее различных аспектов в целях использования поступающей информации и результата ее анализа для направления хода событий в благоприятное для освобождающей стороны русло; проведение четкой и согласованной работы с прессой во избежание нежелательного и неблагоприятного для освобождающей стороны освещения событий; постоянное взаимодействие переговорщиков с подразделениями, направленными на силовое подавление террористов, с тем, чтобы выбрать наиболее подходящий момент для их нейтрализации (ликвидации); постоянная фиксация всех аспектов обстановки для последующего объективного и детального анализа и выработки соответствующих выводов и рекомендаций на будущее. Зарубежный опыт также свидетельствует о том, что практика ведения переговоров с террористами об освобождении заложников основывается на солидной теоретической базе в виде соответствующих инструкций, наставлений и учебных пособий, составленных на материалах, в которых зафиксированы те или иные события, связанные с захватом и освобождением заложников. При этом характерной особенностью является то, что в такие инструктивные документы и пособия постоянно вносятся дополнения и изменения, содержащие в себе дополнительные сведения и рекомендации, которые являются результатом осмысления фактов, выявившихся в ходе новых террористических актов.

Подход правительства США

Вопросы стратегии и тактики борьбы с терроризмом, в том числе вопрос о ведении переговоров об освобождении заложников, в теоретическом и практическом плане наиболее глубоко и полно проработаны в США, что объясняется высоким уровнем правовой и управленческой культуры в этой стране. Политика США в отношении терроризма вырабатывалась и формулировалась на протяжении многих лет. В обобщенном виде она изложена в докладе специальной группы по вопросам борьбы с терроризмом во главе с вице-президентом США Дж.Бушем от февраля 1986 г., а также как сообщается, в директиве президента №37 –1995 г. и директиве по вопросам национальной безопасности №207. В случае возникновения ситуаций, связанных с захватом заложников и выходящих за рамки сугубо внутренних интересов США, координацией различных звеньев государственного аппарата, причастных к осуществлению антитеррористической деятельности, занимается межведомственная рабочая группа по терроризму, которую возглавляет координатор антитеррористической деятельности госдепартамента США. Обязанности по разблокированию кризисных ситуаций на территории США возложены на ФБР. Для проведения операций по освобождению заложников используются группы по освобождению заложников и по ведению переговоров в критических ситуациях. Важнейшим условием достижения успеха в операциях по освобождению заложников с помощью переговоров считается наличие специально подготовленных для этой цели кадров: в США, например, сотрудники Группы по ведению переговоров в критических ситуациях подбираются из числа оперработников подразделений, занимающихся контрразведкой, борьбой с терроризмом, следственной работой. В ее состав входят представители национально-этнических групп, проживающих в США. Многие члены оперативной группы владеют иностранными языками, включая русский. При зачислении в группу учитываются профессиональные показатели на прежнем месте работы, результаты психологических тестов, личное желание стать переговорщиком. Сотрудники группы регулярно проходят подготовку на курсах повышения квалификации, изучая такие вопросы, как тактика ведения переговоров при захвате заложников политическими террористами, грабителями и заключенными в тюрьмах; принципы нейтрализации кризисных ситуаций; оценка эмоциональной стабильности террористов; признаки готовности террористов к убийству заложников. Поскольку Группа по ведению переговоров ФБР используется также для освобождения американских заложников за рубежом (до настоящего времени имели место 22 выезда этого подразделения в Эквадор, Сальвадор, Боливию, Колумбию, Чили, Панаму, Гватемалу, Заир, Кампучию и на Филиппины), то в целях расширения кругозора сотрудников группы программой подготовки предусматривается изучение деятельности международных террористических организаций, методов ядерного, химического и биологического шантажа, взаимодействия со спецслужбами иностранных государств.

Группа по ведению переговоров ФБР функционирует в режиме постоянной готовности. В случае необходимости выход на нее осуществляется по цепочке: местное отделение ФБР – центральный аппарат ФБР – Отряд по нейтрализации кризисных ситуаций – Группа.

Кроме того, правоохранительные органы США имеют возможность получать в отряде круглосуточно телефонные консультации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на местах.

В целях повышения эффективности консультативной помощи местным правоохранительным органам при решении вопросов, связанных с ведением переговоров с террористами и другими преступными элементами, в ФБР в настоящее время изучают возможность создания национальной базы данных, содержащей информацию по различным аспектам противодействия террористам и освобождению заложников, которую местные правоохранительные органы могли бы незамедлительно получить в случае необходимости.

Важное значение придается за рубежом выбору переговорщика(переговорщиков) для непосредственного контакта с террористами. Считается, что им, как правило, должно быть официальное лицо среднего уровня, естественно, имеющее необходимые для ведения переговоров качества и подготовку. Ведение переговоров лицом, не обладающим всей полнотой власти для принятия на месте решений по выдвигаемым террористами требованиям, позволяет получить выигрыш во времени под предлогом консультаций с более высокими инстанциями. А разумное, просчитанное наперед затягивание переговоров обычно приводит к эволюции в психологическом и физическом состоянии террористов, зачастую ослабляя их решимость и снижая уровень и объем требований. Опыт зарубежных стран показывает, что от освобождающей стороны в непосредственных переговорах с террористами целесообразно участие ограниченного количества людей. В США, например, их численный состав не превышает 10 человек.

Серьезным фактором, влияющим на развитие кризисных ситуаций, связанных с захватом заложников, за рубежом считают прессу. В докладе специальной группы по вопросам борьбы с терроризмом во главе с вице-президентом США Дж.Бушем от февраля 1986 г., роли и месту прессы в контексте проблемы борьбы с терроризмом отведен отдельный раздел. В докладе отмечается, что терроризм является разновидностью пропагандистских действий, для достижения успеха которых необходимо публичное освещение. С другой стороны, пресса считает своевременное и широкое освещение событий своим профессиональным долгом. Признавая право прессы на информирование общественности, составители доклада при этом указывают, что несвоевременная или неточная информация, распространяемая по каналам прессы, может помешать урегулированию конфликта, сузить возможности для маневра и даже предоставить террористам сведения, которые могут привести к затягиванию конфликта и создать угрозу жизни заложников.

В докладе отмечается, что правительство несёт ответственность за правильную постановку информационной работы в период конфликта с участием террористов, официальным лицам предписывается давать четкие комментарии по происходящим событиям, избегать неадекватных намеков и сигналов и не допускать высказываний, которые ставили бы правительственные органы в затруднительное положение. "Противоречивые заявления представителей разных ведомств создают впечатление неразберихи, что как раз и отвечает целям террористов".

Зарубежная практика свидетельствует о том, что переговоры об освобождении заложников обычно проводятся в условиях тесной координации действий с подразделениями, на которые возложена задача силового подавления террористов. Такие подразделения постоянно приводят свою диспозицию в соответствие с результатами переговоров на каждый данный момент и просчитывают возможность для применения специальных оперативно-технических средств, огнестрельного оружия и физического вмешательства, если будет сочтено, что применение таких средств воздействия может способствовать освобождению заложников ещё до формального завершения ведущихся переговоров.

Вопросы ведения переговоров с лицами, захватившими заложников, разработаны в США и при всей разнице в правоохранительной деятельности наших двух стран в опыте США есть достаточно много полезной информации, которая после соответствующего анализа и адаптации к нашим условиям, может быть использована для более эффективного решения ряда профессиональных задач, в частности при проведении переговоров с лицами, захватившими заложников.

III. ТАКТИКА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ.

В основу данной информации положен ряд публикаций последних лет в Бюллетене ФБР и ряде других ведомственных изданий правоохранительных органов США. Использовались также материалы, полученные в ходе личных контактов с представителями спец подразделений ФБР и полиции США.

В соответствии с практикой правоохранительных органов США в ситуации захвата заложников преступниками возможны следующие варианты ответных действий со стороны представителей правоохранительных органов:

1. Сдерживание, изоляция преступников и попытка вступить в переговоры с ними.

2. Сдерживание ("окружение") преступников и требование капитулировать (сдаться властям).

3. Использование специальных химических веществ, чтобы заставить преступников сдаться.

4. Использование снайперов для нейтрализации преступников.

5. Использование специального вооружения и тактики штурма (действия специальных подразделений)

При этом рекомендуется, как правило, начинать с переговоров, т.к. перейти от переговоров к штурму легче, чем после попытки вооруженного захвата преступников и освобождения заложников перейти к переговорам. При ведении переговоров необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Что за люди взяты в качестве заложников.

2. Каковы основные причины захвата заложников преступниками.

Так называемый "Стокгольмский синдром", который проявляется следующим образом:

1. Заложники начинают испытывать негативные чувства к захватившими их людей.

2. Заложники начинают испытывать негативные чувства по отношению к представителям власти или .

3. Лица захватившие заложников , сами начинают испытывать к ним положительные чувства.

Эти проявления , как правело , не развиваются все вмести , они в различной мере характерны для различных людей и различных ситуациях . Позитивным моментом является то что "Стокгольмский синдром", особенно если он развился до третий стадии, затрудняет преступникам убийство заложников.

Негативными моментами может быть следующее:

1. Часть информации получаемой в ходе переговоров от заложников может не соответствовать действительности.

2. Заложник может неосознанно для него самого превратится в "оружие" преступника. Он может затруднятся в реальной характеристики преступника и даже превратится в его адвоката.

3. "Стокгольмский синдром" может затруднить планы по освобождению заложников. Заложники могут действовать против сотрудников правоохранительных органов в ходе силовой акции против преступников.

4. В ряде случаев из-за плохого обращения с ними или в силу изоляции у заложников не развивается "Стокгольмский синдром". Тогда они могут умышленно преувеличивать реальные намерения, действия и вооруженность преступников. Такие заложники утверждают, что они хотели, чтобы милиция поверила, что преступники были очень опасны и желали, чтобы милиция убила преступников.

Исходя из практики ведения переговоров с преступниками, сотрудниками правоохранительных органов соблюдаются следующие приоритеты:

1. Сохранение жизни.

2. Арест преступников.

3. Возвращение или сохранение имущества, собственности, материальных ценностей.

Что может служить предметом для переговоров:

1. Пища. Не следует давать больше, чем требуют преступники. Если просят воду, безалкогольные напитки к пище- пусть это будет следующим пунктом в переговорах. Следует избегать давать преступникам алкоголь.

2. Транспорт. В случае, особенно, если это единственное средство мирного продолжения инцидента, можно предоставить преступникам транспорт, хотя это порождает больше проблем, чем решает.

3. Свобода для заложников всегда должна быть важнейшим пунктом переговоров. Свобода для преступников – вопрос проблематичный, который надо решать в зависимости от ситуации. У правоохранительной организации должны быть четкие позиции, – в каких случаях в обмен на свободу заложников можно гарантировать свободу преступнику.

4. Деньги – одно из требований, которое встречается наиболее часто. Самый распространенный вид обмена ( на заложников), особенно если деньги вручаются, когда преступник все еще находится под контролем.

5. Обмен заложников. Попытка обменять заложников на заложников является плохой тактикой по многим причинам.

Из опыты правоохранительных органов следует, что уровень напряженности ситуации может резко возрастать, если заложник обменивается на сотрудника, поскольку милиционер предоставляет куда большую опасность для преступника, чем обычный заложник. Для преступника может быть намного престижнее убить милиционера, чем заложника. Родственники преступника не должны обмениваться.

ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ПЕРЕГОВОРОВ.

При ведении переговоров необходимо учитывать и использовать фактор времени. Время может работать на успех переговоров потому, что:

1. Усиливаются базовые человеческие потребности в пище, воде, сне, физиологических отправлениях.

2. Ослабляется чувство тревоги и напряженности.

3. Большинство начинает думать более рационально и менее эмоционально.

4. Начинает формироваться "Стокгольмский синдром".

5. У заложников увеличиваются возможности побега.

6. Данные, собранные контрразведкой, помогают принять более точное решение.

7. Развиваются взаимоотношения и доверие между переговорщиками и преступниками.

8. Требования и ожидания преступников могут уменьшаться, вплоть до того, что инцидент со временем может быть исчерпан. Зафиксированы случаи, когда лица, захватившие заложников просто отпускали и без всяких условий и не требуя ничего взамен.

В то же время "растягивание" переговоров имеет и ряд негативных сторон. У переговорщиков, сотрудников правоохранительных органов, участвующих в инциденте, будет нарастать усталость, что может привести к ошибкам, к ослаблению контроля. Они могут стать менее объективными. Может появится необоснованное желание завершить инцидент силовым путем.

Необходимо выбрать верное время для контакта, дать преступнику возможность успокоиться и принимать более разумные решения.

СПОСОБ КОНТАКТА.

Рупор или иная система громкоговорящей связи неперсонифицирована и затрудняет развитие доверия и понимания в переговорном процессе. Контакт "лицом к лицу" позволяет более учесть индивидуальные особенности преступников в ходе переговоров. Позволив преступникам увидеть переговорщика, мы помогаем формированию доверия, хотя такой контакт увеличивает риск для переговорщика.

Контакт "лицом к лицу" возможен только тогда, когда другими способами уже достигнуто определенное понимание и доверие. Предлагается следующие рекомендации для осуществления такого контакта:

1. Необходимо достигнуть устного соглашения с преступником, не причинять вреда переговорщику.

2. Не говорите с преступником, если оружие нацелено на самого переговорщика, просите опустить ствол вниз.

3. Идти на переговоры "лицом к лицу" только тогда прошло определенное время и достигнуто некоторое доверие.

4. Никогда не идти на личные переговоры более, чем с одним преступником.

5. Всегда поддерживать прямой зрительный контакт.

6. Всегда иметь путь к отступлению (уходу с места переговоров).

7. Никогда не поворачиваться спиной к преступнику.

8. Перед тем, как приблизиться к преступнику, необходимо изменить свои внешние данные.

9. Важно четко представлять себе позицию своего тела. Оценить позицию тела преступника и то, какое воздействие можно оказать на него, находясь около.

Переговоры по телефону позволяют обеспечить персонифицированный личный разговор и представляют переговорщику наибольшие возможности поддержки и безопасности. Этот тип связи также легче изолировать, что делает проще процесс переговоров.

Рекомендации по осуществлению контакта с преступниками, в ситуации захвата заложников:

1. Максимально быстро определите пол, возраст, происхождение, биографические данные и т.д. преступника.

2. … пропущено…

18. Избегайте делать альтернативные предложения, если не можете или не желаете выполнить требования преступника. Убеждайте его, что вы делаете все, что вы можете.

19. Сводите вопрос о заложниках к разумному минимуму, спрашивайте преимущественно об их душевном и физическом состоянии, избегайте слова "заложник". Концентрация внимания на заложниках только лишний раз подчеркивает для преступника их значимость.

20. Будьте осторожны с разрешением друзьям или родственникам поговорить с преступником. Если сам преступник изъявит такое желание – спросите почему. Есть риск, что преступник хочет, чтобы пришел человек, на глазах которого он собирается совершить "что-то очень важное" или покончить жизнь самоубийством.

21. Договаривайтесь в первую очередь об освобождении больных или физически слабых заложников. Это нередко можно осуществить ещё на первых этапах переговоров. Освобожденные могут дать ценную информацию о преступниках, облегчающую дальнейшую ситуацию.

22. Преступник, как правило, становится менее осмотрительным, когда он верит, что начал добиваться возможности скрыться. Когда планируется захват преступника, надо продолжать переговоры и обсуждать наиболее важные требования. Например, что требуемый ими автомобиль уже в пути. Затем, совершите захват, пока преступник "празднует" свою победу, но до того как он начинает проявлять беспокойство по поводу отсутствия автомобиля.

23. Никогда не ведите переговоры в одиночку. Всегда должен быть второй переговорщик. При переговорах по телефону необходимо присутствие руководителя группы переговоров и психолога.

24. Переговоры проходят хорошо, если:

a) Никто не убит с тех пор, как переговоры начались;

b) Количество эмоциональных инцидентов, например, словесных угроз в адрес заложников сокращается;

c) Продолжительность каждого диалога с преступником увеличивается, становится меньше разговоров о насилии, и его уровень в разговоре становится меньше;

d) Заложники освобождаются;

e) Требование крайних сроков (исполнения) или иные крайние требования сглаживаются или исчезают.

РОЛЬ ПЕРЕГОВОРЩИКОВ ПРИ СИЛОВОМ ВАРИАНТЕ РАЗРЕШЕНИЯ ИНЦИДЕНТА.

В случае неудачи переговоров и принятии решения о применении силы для задержания преступников и освобождения заложников переговорщик не перестает быть активно действующей фигурой, но тактически его роль меняется. Он становится консультантом и помощником спецподразделения, осуществляющего силовой вариант:

1. Переговорщик выступает ценным источником информации о преступнике и состоянии ситуации с заложниками.

2. Переговорщиков может усилить, чувство усталости преступников ввести их в стрессовое состояние или наоборот – успокоить, создав тем самым более благоприятные варианты для силовой операции.

3. Группа переговорщиков, как правило, бывает первой, которая может обоснованно

Наши рекомендации