Лекция 8. Понятие о малой группе в социальной психологии
Лекция 8. Понятие о малой группе в социальной психологии
1.Критерии классификации групп
2.Факторы возникновения малой группы как психологической общности.
3.Структура, уровни развития малой группы.
Критерии классификации групп
1.Большие и малые группы
2.Организованные и неорганизованные группы
3.Долговременные-кратковременные
4.Первичные и вторичные группы
5.Формальные – неформальные
6.Группы членства и референтные группы
Определение малой группы
Немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личностном общении.
Факторы превращения группы в психологическую общность:
Совместная деятельность и общение - основа возникновения
эмоциональных отношений,
групповых норм и групповых процессов.
Структура группы
Совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами – структура группы
Простая линейная и сложная структуры.
Формальная (внешняя) и неформальная (внутренняя) структуры группы.
Формальная структура определяется задачами и целями совместной деятельности.
Выполняет продуктивную, инструментальную функцию
Неформальная структура определяется совокупностью межличностных отношений.
Выполняет экспрессивную, эмоциональную функцию
Взаимодействие структур группы.
Столкновение между формальной и неформальной структурой группы приводит к напряжению и кризису в развитии группы.
Отчуждение от предметной деятельности приводит к дезинтеграции межличностных отношений и наоборот.
Группа должна представлять равновесную систему.
Факторы, определяющие структуру группы
1.Цели группы
2.Степень автономности группы
3.Композиция группы (демографические, психологические характеристики членов группы)
4. Величина группы
5.Взаимовлияние и взаимоудовлетворение потребностей членов группы
Референтная, эталонная группа
Референтная группа – это группа, с которой человек отждествляет себя в наибольшей степени
Типы референтных групп:
Референтная группа, к которой личность принадлежит, разделяет ее ценности.
Характеристики референтной группы
Нормативная – одобряются ценности группы, стремление вступить в нее
Сравнительные группы- индивид не входит в них, не стремится расположить к себе, но использует группу как критерий для оценки своего статуса и поведения
Понятие о групповой динамике
Термин групповая динамика был введен К. Ливиным
Групповая динамика – это совокупность процессов, которые одновременно происходят в группе и определяют развитие группы, ее уровень и стадию.
Процессы группового давления
Групповой сплоченности
Лидерства
Принятия решения
Развитие группы
Уровни развития: низкий, средний, высокий. (Деят-ть, общение)
Лекция 9. Развитие группы.
1.Этапы развития группы
2 Структура отношений в группе
3.Групповые роли.
Статус и групповые роли
Статус – это положение человека в различных структурных образованиях малой группы
Групповая роль – это поведение члена группы- носителя определенного статуса, соответствующее групповым ожиданиям.
Виды групповых ролей (Р.Бейлз-О.Г. Филатова)
Роли, ориентированные на решение задачи: инициирование, информационный поиск, передача мнений, координирование, оценивание, обеспечение консенсуса
Роли, ориентированные на поддержание отношений: ободрение, поддержка, посредничество,обеспечение компромиса
Роли, связанные с ориентацией на себя: доминирование, запрашивание помощи,уход, блоктрование и т.д.
Лидер и лидерство
Лидер всегда дан как элемент групповой структуры
Лидерство-система отношений в групповой структуре.
Виды лидеров
Функциональный критерий: инструментальный и экспрессивный лидеры (Р.Бейлз, Ф. Слейтор)
Диапозон лидерских возможностей:
Лидер, решающий определенные задачи
Лидер, имеющий широкий спектр влияния на группу.
Понятие о зрелой личности
Зрелая личность – выраженный носитель социального типического: обладатель лучших человеческих качеств, полноценный член общества, объект уважения, образец для подражания.
Гг в исследовании установки
Разрабатывается шкала Л.Терстоуна, предназначенная для изучения социальных установок.
Изучается отношение (установка) к:
войне
смертной казни
Церкви
Цензуре
Национальной принадлежности
Е годы
Наиболее известные работы Л.Терстоуна – это серия работ, посвященных влиянию кинофильмов на динамику установок.
Они определили организацию пропагандистского воздействия
Третий этап 50-60 годы
Главная проблема – это проблема изменения установок
Проблема взаимосвязи различных компонентов установки
Изучается «убеждающая коммуникация» (К. Ховланд). Получены данные: при изменении когнитивного компонента обязательно меняется эмоциональное отношение к социальному объекту.
Четвертый этап 70-80 годы
Создаются когнитивные модели убеждающей коммуникации
Рассматривается вопрос о взаимодействии установки и поведения.
Структура аттитюда
Установка
Я за снижение до 18 лет возрастного ценза на приобретение и распитие напитков
Поведенческие интенции
Я бы позволил выпить пива рассудительному человеку 18 лет
Поведение
Во время спора с друзьями я утверждал, что в 18 лет можно пить пиво и др. алкогольные напитки
Когниции
Снижение возрастной планки уменьшит потребление тяжелых наркотиков.
Аффективные реакции
Меня чрезвычайно злит, что можно призвать в армию, но нельзя выпить в компании приятелей
Идеи Тэджфела
Э. Фромм отметил, что одна из главных потребностей человека, составляющая «самую сущность человеческого бытия» - это потребность в связи с другими людьми, потребность избежать одиночества, что достигается путем самоотождествления с какими – то идеями, ценностями, социальными стандартами, т.е. путем формирования социальной идентичности
Лекция 8. Понятие о малой группе в социальной психологии
1.Критерии классификации групп
2.Факторы возникновения малой группы как психологической общности.
3.Структура, уровни развития малой группы.