Аргументируйте правильность или ложность утверждений?
5.4. Итоговый контроль знаний:
-ответы на вопросы по теме занятия;
-тестирование.
1. Дайте определение понятия коллектив?
2. Стадии развития малой группы по Л.А.Уманскому?
3. Определите роль структуры социальной власти в группе?
4. Как Вы можете определить феномен лидерства? В чем отличие лидера и «звезды»?
5. Какие виды лидерства Вам известны?
6. Охарактеризуйте феномен руководства малой группой. Целесообразно ли объединение в одном лице руководителя и неформального лидера?
7. Опишите процесс формирования авторитета педагога-руководителя. Какие психологические факторы определяют успешность педагогического руководства?
1. Тесты:
1.Коллектив можно определить как
1) Группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности
2) Группа ранее незнакомых людей, случайно оказавшихся в одном месте и в одно время
3) Группа людей, характеризующаяся официальным присвоением ей какого-либо имени, названия, приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности
4) Группа людей, объединенная общей жизнедеятельностью , закладываются основы коллективообразования
5) Группа, характеризующаяся высоким единством ее членов в сфере деловых и эмоциональных отношений
2.Группа –автономия определяется как
1) Группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности
2) Группа ранее незнакомых людей, случайно оказавшихся в одном месте и в одно время
3) Группа людей, характеризующаяся официальным присвоением ей какого-либо имени, названия, приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности
4) Группа людей, объединенная общей жизнедеятельностью , закладываются основы коллективообразования
5) Группа, характеризующаяся высоким единством ее членов в сфере деловых и эмоциональных отношений
3.Группа-ассоциация определяется как
1) Группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности
2) Группа ранее незнакомых людей, случайно оказавшихся в одном месте и в одно время
3) Группа людей, характеризующаяся официальным присвоением ей какого-либо имени, названия, приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности
4) Группа людей, объединенная общей жизнедеятельностью, закладываются основы коллективообразования
5) Группа, характеризующаяся высоким единством ее членов в сфере деловых и эмоциональных отношений
4. Номинальная группа определяется как
1) Группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности
2) Группа ранее незнакомых людей, случайно оказавшихся в одном месте и в одно время
3) Группа людей, характеризующаяся официальным присвоением ей какого-либо имени, названия, приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности
4) Группа людей, объединенная общей жизнедеятельностью, закладываются основы коллективообразования
5) Группа, характеризующаяся высоким единством ее членов в сфере деловых и эмоциональных отношений
5.Группа-конгломерат определяется как
1) Группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности
2) Группа ранее незнакомых людей, случайно оказавшихся в одном месте и в одно время
3) Группа людей, характеризующаяся официальным присвоением ей какого-либо имени, названия, приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности
4) Группа людей, объединенная общей жизнедеятельностью, закладываются основы коллективообразования
5) Группа, характеризующаяся высоким единством ее членов в сфере деловых и эмоциональных отношений
6. Высшая стадия развития малой группы
1) Коллектив
2) Школьный класс
3) Группа-автономия
4) Группа-ассоциация
7. Лидерство определяется как
1) естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.
2) Способность и возможность осуществлять свою волю
3) Потребность в самореализации
4) Потребность в самоутверждении
8. Руководство определяется как
1) Способность и возможность осуществлять свою волю
2) Потребность в самореализации
3) Потребность в самоутверждении
4) Форма реализации социального управления малой группой
9. Инструментальное лидерство предполагает
1) Обеспечение управление группой в процессе решения ее целевых задач
2) Обеспечение позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности
3) Способность и возможность осуществлять свою волю
4) естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.
10. Эксперессивное лидерство предполагает
1) Обеспечение управление группой в процессе решения ее целевых задач
2) Обеспечение позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности
3) Способность и возможность осуществлять свою волю
4) естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.
Правильный ответ-2
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия
1.Составить обобщающие таблицы «Теории лидерства», «Стили лидерства», «Форма власти»
2.Провести сравнительный анализ подходов к пониманию и изучению коллектива А.С.Макаренко, А.В.Петровского, Л.А.Уманского
3.Используя примеры реальных жизненных ситуаций или литературных произведений, показать, эффективные и неэффективные способы управления малой группой
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1.Профилактика конфликтного поведения в коллективах
2. Выбор оптимального стиля поведения в конфликтной ситуации
3.Возможности управления конфликтными личностями
4. Конфликт: конструктивное и деструктивное влияние на взаимоотношения в коллективе
5. Механизм изменения групповых структур. Групповой конфликт
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
- обязательная:
1.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1 (общие основы психологии). - М.: ВЛАДОС, 2005.
2.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
- дополнительная:
1. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2003.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2007.
- электронные ресурсы:
1. Электронный каталог КрасГМУ.
2. Электронная библиотека Absotheue.
3. БД МедАрт.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации»
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития
России