Роль родителей и семьи в совладании детей с трудными ситуациями

Содержание Количество защит
Норма ЗПР
Агрессивное поведение родителей 6(55) 8 (56,2)
Идентификация с родителями        
    положительная 5(66) 9 (63,8)
    отрицательная 3 (56,6) 6 (49,3)
    эмоциональная близость 5(69) 7(65,7)
Влияние условий семейной жизни        
    положительное 4 (66,2) 4(68,7)
    отрицательное 3 (61,6) 4 (57,5)
Взаимопомощь        
    положительная 3 (66,6) 4 (73,7)
    отрицательная 4(55) 5(48)
Автономность в семье 2 (72,5) 4 (68,7)
Материальные интересы в семье 4 (57,5) 2(70)

Примечание. Результаты обследования детей массовой школы и детей с ЗПР, 3 и класс. Данные в скобках выражены в процентах.

В дипломном исследовании О. В. Рыковой было указано на дефицит общения дошкольников со своими родителями, занятыми бизнесом. Оказалось, что дети не хотели уезжать домой с гувернером. Роль матери фактически стала переходить к воспитателю.

В диссертационном исследовании M. В. Оршанской была поставлена задача выявить характерные особенности психических травм детей.

С.224

Она рассматривает, насколько часты в семьях деструктивные факторы (алкоголизм, рукоприкладство), как часто дети чувствуют себя обиженными и неприкаянными и каким образом на это реагируют.

Семейное неблагополучие связано с пьянством и агрессией. Пьяными родителей и их друзей видели 50% подростков; как взрослые дерутся, наблюдали 15-20% детей.

Оказалось, что дети младшего школьного возраста чаще и сокрушеннее говорят о пьяных родителях и их гостях. Однако подростки 14-15 лет воспринимают такое положение уже нормальным, а иногда защищают мать в драке с отцом.

На вопрос о том, как часто они испытывают сильные неприятности (страдания) дома, получены такие ответы: 43% сказали, что на них кричит мать, причем в 23% случаев — из-за плохого настроения, в адрес 15% опрошенных взрослые сквернословят, почти 40% испы­тывают негативное отношение со стороны отца. В 30% случаев под­ростки подвержены двойственному воздействию семьи: 44% детей чувствуют себя брошенными, а 33% — незаслуженно обиженными.

Страх, тревога, вызванные недовольством родителей, — постоян­ные спутники школьников. Смешение любви и ненависти, желаемо­го и действительного, впустую потраченная энергия, отсутствие про­дуктивного взаимодействия со взрослыми, брань родителей — вес это уродует гуманистическую самоактуализацию подростка в семье. Нам известен случай, когда ученицу 3-го класса мать выгнала из дома на поиски бутылки водки, пригрозив при неповиновении избить. Испугавшись, девочка прибежала к своей учительнице, у нее она и осталась.

Исследователи выявили причины разной степени фрустрированности и особенности психологических защит: у детей, имеющих про­блемы с интеллектом, стратегии разрешения и преодоления связаны с движением и агрессией, а у детей без этих недостатков — с занятия­ми умственной деятельностью.

М. В. Оршанской обнаружены многочисленные корреляционные связи между агрессивно-негативным поведением родителей и дет­скими страданиями, выраженными мыслями об отвержении. Страте­гия «Бывало, что мне хотелось уйти из дома» связана с замечаниями «Я часто чувствую, что я хуже других» (r = 0,56) и «Бывает, меня не­заслуженно обижают дома» (r= 0,49); «Я часто чувствую, что я хуже других» — с «Мне говорили дома, что меня не любят» (r = 0,42); «Бывает, меня незаслуженно обижают дома» — с «Мне говорили дома, что меня не любят» (r = 0,43); «Иногда родители меня обманывают» –

C/225

с «Я представляю, что меня все бросили и я остался один» (r = 0,62) и «Иногда мне кажется, что меня никто не любит» (r = 0,39) и т. п.

Эти данные свидетельствуют о нарушении отношений между деть­ми и родителями, что приводит к психическим травмам школьников, к страданию детей в стенах «родного» дома.

Дидактогении — психические травмы, полученные детьми в про­цессе или результате обучения. Они порождают ожидания неудач и наказания за неудовлетворительные показатели учения. Ученик в этом случае не ожидает от школы ничего хорошего: «То, чему меня учат в школе, мне в жизни не пригодится» (r = 0,32), «Ребята, которые не учатся, часто живут лучше, чем те, кто учится» (r = 0,39), «Мне учить­ся очень трудно» (r = 0,70).

Рассмотрим, с чем связана тревожность школьника. В исследова­нии, проведенном Л. Г. Нагаевой с помощью теста Филлипса, был выявлен ряд корреляций.

Ученики боятся проверки знаний (r = 0,75), испытывают тревож­ность от пребывания в школе (r = 0,84), страх самовыражения (r = 0,61), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (r = 0,59). Кроме этого, ученики, особенно подростки, испытывают страхи в отноше­ниях с учителями.

Социогении состоят в том, что детей, у которых существуют аддиктивные привычки (курение и др.), которые совершают неблаговид­ные поступки, имеют отклонение от нормального развития, начинают (сторониться дети из благополучных семей. Неприятие другими, более успешными, меняет отношение к школе. Вместе с тем альтерна­тивным детским группам подобные «личностные дефекты» даже нравятся и пропагандируются ими как особое достоинство. Однако травма, (полученная ранее ребенком в результате отвержения (не хватило вы­носливости, чтобы остаться в спортивной секции; средств, чтобы посе­щать кружки, и пр.), провоцирует комплекс «неудачника», «плохого». Исследования субкультуры бедности показали: социальное небла­гополучие (безработные отец или мать, отсутствие средств на покупку книг и развлечения) чаще всего приводит к страданиям и детей. Их родители принимают менее активное участие в школьной жизни, (редко голосуют, не верят в позитивные социальные перемены. В семьях с низким прожиточным уровнем дети также отличаются меньшей активностью, остаются в числе социально неблагополучных и в даль­нейшем. Возможно, социогении влияют на появление девиантного (поведения подростков. Конечно, этому всегда сопутствует непони-

С.226

мание и отвержение родителями, перекладывающими вину за небла­гополучие на своих детей.

Как же школьники справляются с психическими травмами, какие копинг-стратегии выбирают? В литературе этому вопросу посвяще­но много исследований1.

Можно отметить такие способы совладания с психическими трав­мами:

1. Агрессивные («дерусь с кем-нибудь», «ломаю игрушки или бью посуду», «швыряю тетради куда подальше») и аутоагрессивные («смотрю на себя в зеркало и называю себя дураком», «звоню по телефону другу и ругаю себя последними словами»).

2. Конструктивные («играю во что-нибудь», «навожу порядок в ком­нате», «иду заниматься спортом») и деструктивные («плачу», «рас­страиваюсь», «ненавижу учителя», «терпеть не могу всю эту ерун­ду про воспитание»).

3. Виртуальные (« играю в компьютерные игры», «выхожу в Интернет и с кем-нибудь знакомлюсь») и фантастические («придумы­ваю разные сказки с Гераклами или монстрами», «воображаю раз­ные истории, противоположные этой»).

4. Адаптивные («прошу прощения или говорю правду», «иду к па­пе», «думаю об этом», «кусаю ногти», «стараюсь забыть») и дезадаптивные («все валится из рук», «хочу все бросить», «не могу спать»).

Психические травмы действуют в комплексе, преобладает же ка­кая-то одна стратегия. Ребенку справляться легче с тем, что понятно взрослому, — вместе они ищут выход. Если ребенок находит отклик у взрослых, его охватывает радость от малейшего улучшения. В этом случае преодоление психологических барьеров будет обеспечено.

К. Изард писала, что радость всегда стоит рядом с уверенностью и любовью. Но они рождаются в процессе совместной деятельности со взрослым. Следовательно, ответственность за психическое здоровье детей лежит именно на взрослых и институтах социализации, кото­рые они возглавляют.

____________

1 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993; Нартова-Бочавер С. Н. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологиче­ский журнал - 1997. — Т. 18. — № 5; Грановская Р. M Психологическая защита у де­тей. — СПб., 2000; Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Автореф. дис. ... д-ра мед наук. — СПб , 1994.

С.227

Вопросы для повторения

1. Какой процесс называется воспитанием?

2. Почему процесс воспитания связан с психическим здоровьем школьника?

3. Что такое психическое здоровье? Кто ввел это понятие?

4. Назовите принципы гуманного подхода к человеку?

5. Какие качества характеризуют психически здорового человека?

6. Что такое самоактуализация?

7. Назовите виды направленности личности и их проявление в про­цессе воспитания? Какая направленность личности, на ваш взгляд, больше способствует самоактуализации?

8. Что называется авторитетом? Почему в некоторых случаях роди­тельский авторитет мешает самоактуализации детей?

9. Перечислите требования, которые предъявляются к психологиче­ским воздействиям в воспитании.

10. Что такое смысловые барьеры, возникающие в процессе воспита­ния? Каковы причины их возникновения?

11. Назовите виды смысловых барьеров.

12. Что такое аффект неадекватности?

13. Что можно назвать психическими травмами и каковы их истоки?

14. Как проявляются психические травмы?

15. Мальчик пришел из школы расстроенным, бросил в угол рюкзак и сказал: «Я в эту школу больше не пойду и уроки учить не буду. Все равно больше тройки не поставит». Проанализируйте этот при­мер: как можно назвать такую реакцию школьника? Чем она вы­звана? Как ее разрешить?

16. В какие группы можно объединить психические травмы?

17. Что понимается под копинг-стратегиями?

18. Назовите виды копинг-стратегии.

19. Укажите тип преодоления психических травм в следующих при­мерах: «Когда мне грустно, я прижимаю к себе мою любимую со­баку», «Когда я расстроен, то веду себя плохо: обычно ору, бе­шусь, лучше мне на глаза никому не попадаться».

20. Почему самоактуализация личности возможна при преодолении психологических барьеров? Могут ли радость и страдание одно­временно свидетельствовать о психическом здоровье?

Наши рекомендации