Роль родителей и семьи в совладании детей с трудными ситуациями
№ | Содержание | Количество защит | |
Норма | ЗПР | ||
Агрессивное поведение родителей | 6(55) | 8 (56,2) | |
Идентификация с родителями | |||
положительная | 5(66) | 9 (63,8) | |
отрицательная | 3 (56,6) | 6 (49,3) | |
эмоциональная близость | 5(69) | 7(65,7) | |
Влияние условий семейной жизни | |||
положительное | 4 (66,2) | 4(68,7) | |
отрицательное | 3 (61,6) | 4 (57,5) | |
Взаимопомощь | |||
положительная | 3 (66,6) | 4 (73,7) | |
отрицательная | 4(55) | 5(48) | |
Автономность в семье | 2 (72,5) | 4 (68,7) | |
Материальные интересы в семье | 4 (57,5) | 2(70) |
Примечание. Результаты обследования детей массовой школы и детей с ЗПР, 3 и класс. Данные в скобках выражены в процентах.
В дипломном исследовании О. В. Рыковой было указано на дефицит общения дошкольников со своими родителями, занятыми бизнесом. Оказалось, что дети не хотели уезжать домой с гувернером. Роль матери фактически стала переходить к воспитателю.
В диссертационном исследовании M. В. Оршанской была поставлена задача выявить характерные особенности психических травм детей.
С.224
Она рассматривает, насколько часты в семьях деструктивные факторы (алкоголизм, рукоприкладство), как часто дети чувствуют себя обиженными и неприкаянными и каким образом на это реагируют.
Семейное неблагополучие связано с пьянством и агрессией. Пьяными родителей и их друзей видели 50% подростков; как взрослые дерутся, наблюдали 15-20% детей.
Оказалось, что дети младшего школьного возраста чаще и сокрушеннее говорят о пьяных родителях и их гостях. Однако подростки 14-15 лет воспринимают такое положение уже нормальным, а иногда защищают мать в драке с отцом.
На вопрос о том, как часто они испытывают сильные неприятности (страдания) дома, получены такие ответы: 43% сказали, что на них кричит мать, причем в 23% случаев — из-за плохого настроения, в адрес 15% опрошенных взрослые сквернословят, почти 40% испытывают негативное отношение со стороны отца. В 30% случаев подростки подвержены двойственному воздействию семьи: 44% детей чувствуют себя брошенными, а 33% — незаслуженно обиженными.
Страх, тревога, вызванные недовольством родителей, — постоянные спутники школьников. Смешение любви и ненависти, желаемого и действительного, впустую потраченная энергия, отсутствие продуктивного взаимодействия со взрослыми, брань родителей — вес это уродует гуманистическую самоактуализацию подростка в семье. Нам известен случай, когда ученицу 3-го класса мать выгнала из дома на поиски бутылки водки, пригрозив при неповиновении избить. Испугавшись, девочка прибежала к своей учительнице, у нее она и осталась.
Исследователи выявили причины разной степени фрустрированности и особенности психологических защит: у детей, имеющих проблемы с интеллектом, стратегии разрешения и преодоления связаны с движением и агрессией, а у детей без этих недостатков — с занятиями умственной деятельностью.
М. В. Оршанской обнаружены многочисленные корреляционные связи между агрессивно-негативным поведением родителей и детскими страданиями, выраженными мыслями об отвержении. Стратегия «Бывало, что мне хотелось уйти из дома» связана с замечаниями «Я часто чувствую, что я хуже других» (r = 0,56) и «Бывает, меня незаслуженно обижают дома» (r= 0,49); «Я часто чувствую, что я хуже других» — с «Мне говорили дома, что меня не любят» (r = 0,42); «Бывает, меня незаслуженно обижают дома» — с «Мне говорили дома, что меня не любят» (r = 0,43); «Иногда родители меня обманывают» –
C/225
с «Я представляю, что меня все бросили и я остался один» (r = 0,62) и «Иногда мне кажется, что меня никто не любит» (r = 0,39) и т. п.
Эти данные свидетельствуют о нарушении отношений между детьми и родителями, что приводит к психическим травмам школьников, к страданию детей в стенах «родного» дома.
Дидактогении — психические травмы, полученные детьми в процессе или результате обучения. Они порождают ожидания неудач и наказания за неудовлетворительные показатели учения. Ученик в этом случае не ожидает от школы ничего хорошего: «То, чему меня учат в школе, мне в жизни не пригодится» (r = 0,32), «Ребята, которые не учатся, часто живут лучше, чем те, кто учится» (r = 0,39), «Мне учиться очень трудно» (r = 0,70).
Рассмотрим, с чем связана тревожность школьника. В исследовании, проведенном Л. Г. Нагаевой с помощью теста Филлипса, был выявлен ряд корреляций.
Ученики боятся проверки знаний (r = 0,75), испытывают тревожность от пребывания в школе (r = 0,84), страх самовыражения (r = 0,61), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (r = 0,59). Кроме этого, ученики, особенно подростки, испытывают страхи в отношениях с учителями.
Социогении состоят в том, что детей, у которых существуют аддиктивные привычки (курение и др.), которые совершают неблаговидные поступки, имеют отклонение от нормального развития, начинают (сторониться дети из благополучных семей. Неприятие другими, более успешными, меняет отношение к школе. Вместе с тем альтернативным детским группам подобные «личностные дефекты» даже нравятся и пропагандируются ими как особое достоинство. Однако травма, (полученная ранее ребенком в результате отвержения (не хватило выносливости, чтобы остаться в спортивной секции; средств, чтобы посещать кружки, и пр.), провоцирует комплекс «неудачника», «плохого». Исследования субкультуры бедности показали: социальное неблагополучие (безработные отец или мать, отсутствие средств на покупку книг и развлечения) чаще всего приводит к страданиям и детей. Их родители принимают менее активное участие в школьной жизни, (редко голосуют, не верят в позитивные социальные перемены. В семьях с низким прожиточным уровнем дети также отличаются меньшей активностью, остаются в числе социально неблагополучных и в дальнейшем. Возможно, социогении влияют на появление девиантного (поведения подростков. Конечно, этому всегда сопутствует непони-
С.226
мание и отвержение родителями, перекладывающими вину за неблагополучие на своих детей.
Как же школьники справляются с психическими травмами, какие копинг-стратегии выбирают? В литературе этому вопросу посвящено много исследований1.
Можно отметить такие способы совладания с психическими травмами:
1. Агрессивные («дерусь с кем-нибудь», «ломаю игрушки или бью посуду», «швыряю тетради куда подальше») и аутоагрессивные («смотрю на себя в зеркало и называю себя дураком», «звоню по телефону другу и ругаю себя последними словами»).
2. Конструктивные («играю во что-нибудь», «навожу порядок в комнате», «иду заниматься спортом») и деструктивные («плачу», «расстраиваюсь», «ненавижу учителя», «терпеть не могу всю эту ерунду про воспитание»).
3. Виртуальные (« играю в компьютерные игры», «выхожу в Интернет и с кем-нибудь знакомлюсь») и фантастические («придумываю разные сказки с Гераклами или монстрами», «воображаю разные истории, противоположные этой»).
4. Адаптивные («прошу прощения или говорю правду», «иду к папе», «думаю об этом», «кусаю ногти», «стараюсь забыть») и дезадаптивные («все валится из рук», «хочу все бросить», «не могу спать»).
Психические травмы действуют в комплексе, преобладает же какая-то одна стратегия. Ребенку справляться легче с тем, что понятно взрослому, — вместе они ищут выход. Если ребенок находит отклик у взрослых, его охватывает радость от малейшего улучшения. В этом случае преодоление психологических барьеров будет обеспечено.
К. Изард писала, что радость всегда стоит рядом с уверенностью и любовью. Но они рождаются в процессе совместной деятельности со взрослым. Следовательно, ответственность за психическое здоровье детей лежит именно на взрослых и институтах социализации, которые они возглавляют.
____________
1 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993; Нартова-Бочавер С. Н. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал - 1997. — Т. 18. — № 5; Грановская Р. M Психологическая защита у детей. — СПб., 2000; Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Автореф. дис. ... д-ра мед наук. — СПб , 1994.
С.227
Вопросы для повторения
1. Какой процесс называется воспитанием?
2. Почему процесс воспитания связан с психическим здоровьем школьника?
3. Что такое психическое здоровье? Кто ввел это понятие?
4. Назовите принципы гуманного подхода к человеку?
5. Какие качества характеризуют психически здорового человека?
6. Что такое самоактуализация?
7. Назовите виды направленности личности и их проявление в процессе воспитания? Какая направленность личности, на ваш взгляд, больше способствует самоактуализации?
8. Что называется авторитетом? Почему в некоторых случаях родительский авторитет мешает самоактуализации детей?
9. Перечислите требования, которые предъявляются к психологическим воздействиям в воспитании.
10. Что такое смысловые барьеры, возникающие в процессе воспитания? Каковы причины их возникновения?
11. Назовите виды смысловых барьеров.
12. Что такое аффект неадекватности?
13. Что можно назвать психическими травмами и каковы их истоки?
14. Как проявляются психические травмы?
15. Мальчик пришел из школы расстроенным, бросил в угол рюкзак и сказал: «Я в эту школу больше не пойду и уроки учить не буду. Все равно больше тройки не поставит». Проанализируйте этот пример: как можно назвать такую реакцию школьника? Чем она вызвана? Как ее разрешить?
16. В какие группы можно объединить психические травмы?
17. Что понимается под копинг-стратегиями?
18. Назовите виды копинг-стратегии.
19. Укажите тип преодоления психических травм в следующих примерах: «Когда мне грустно, я прижимаю к себе мою любимую собаку», «Когда я расстроен, то веду себя плохо: обычно ору, бешусь, лучше мне на глаза никому не попадаться».
20. Почему самоактуализация личности возможна при преодолении психологических барьеров? Могут ли радость и страдание одновременно свидетельствовать о психическом здоровье?