Роль психологических воздействий в воспитании
О психологическом воздействии говорят, когда один человек пытается изменить, одобрить, принять поведение другого и повлиять на него. В «Психологическом словаре» дается такое определение:
· Воздействие — это целенаправленный перенос движения, информации или других материальных агентов от одного участника взаимодействия к другому.
Во взаимодействии возможен физический контакт, передающий импульс движения (например, физическое прикосновение), и дистантный, при котором информация сообщается в виде сигналов, имеющих определенный смысл. Судить о значимости тех или иных воздействий можно по тому, как изменяются эмоциональные состояния или поведение человека.
Соответственно и воспитание — это такие взаимоотношения, когда педагог влияет на воспитанника с помощью различных воздействий, а тот, в свою очередь, отвечает изменениями на те из них, которые являются для него значимыми.
Психологическое воздействие направлено на изменение потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности. При воспитании, содействующем психическому здоровью и самоактуализации, должны реализоваться психологические воздействия, помогающие формированию у школьника высоких нравственных качеств, творческого самосознания, стремления к постоянному личностному росту. Но это происходит далеко не в каждом случае.
Психологи выделяют три типа стратегий психологического воздействия, зависящих от специфики теоретических подходов. Смысл последних заключается в том, как рассматривать ребенка: пассивным, зависимым от взрослых существом (объектом) или субъектом своей собственной деятельности и взаимодействия.
Исторически первой являетсяобъектная (реактивная) стратегия, согласно которой психика человека — пассивный объект воздействия окружающего и его продукт. Данную точку зрения отстаивали представители бихевиоризма. По их мнению, если создать нужные условия, предусмотреть факторы влияния, можно механическим путем, тренировкой развить нравственные качества. Более того, у ре-
С.202
бенка следует сформировать навык нравственного поведения, который он проявит потом в той или иной ситуации. Сторонники бихевиоризма указывали:
Психологический организм, в отличие от биологического организма, может рассматриваться как сумма реакций плюс их различные интеграции Такой поведенческий акт, направленный на специфический целевой объект или исходящий из пего, вместе с использованием объектов в качестве средств характеризуется также селективностью, избирательностью, выражающенся в большей готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями, то есть навык регулируется целью1.
Интересно, что и некоторые свойства поведения, связанные с эмоционально-волевыми чертами, можно было толковать в рамках соотношения «стимул—реакция». Термин «викарные пробы и ошибки» был предложен для обозначения нерешительного поведения с попеременным возвращением.
Вместе с тем следует отметить, что, анализируя ситуации, бихевиористы касаются мотивации. Описывая поведение, они пытались найти его движущие силы. В нем различались некоторые составляющие:
• целевой компонент (из чего человек исходит);
• отношение к объекту (как средство достижения цели);
• избирательность (выбор средств, ведущих к цели наиболее рациональным путем).
Эти продуктивные идеи необходимо учесть при анализе поступков детей, а также различных коммуникативных ситуаций, в которых оказываются дети и взрослые.
Однако именно бихевиоризм стал теоретической платформойимперативной стратегии воспитания. Ее основные функции — контроль над поведением и установками человека и их подкрепление. Одним из главных воздействий является принуждение и подавление воли ребенка во что бы то ни стало: воспитанник обязан беспрекословно выполнять требования педагога.
Идея о необходимости принуждения уходит корнями в педагогику Й. Гербарта. Он разработал специальную шкалу воздействия на личность и деятельность детей, куда включил угрозы, приказания,
_____________
1 Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х гг. — середина 30-х гг. XX в.). — M , 1980. - С.52-53.
С.203
запрещения, наказания, в том числе телесные, одобрения, увещевания. Авторитету педагога отведена была последняя роль. Между ребенком и взрослым, по мнению Й. Гербарта, должна быть социальная дистанция. У воспитателя своя дорога, поэтому он не должен заботиться об одобрении или неодобрении собственных действий со стороны детей, чья воля несоизмеримо слабее.
Приверженцы гештальт-психологии исходили из того, что человек — часть поля, характеризуемая целостностью (таковы же и реакции). Для психологических воздействий в воспитании важно выяснить условия жизни (поля), окружение, привычки, манеру поведения, волю.
Один из основателей гештальт-психологии М. Вертгаймер писал:
Когда люди находятся вместе... то самым неестественным поведением будет такое, о котором можно сказать, что несколько «Я» просто находятся вместе. На самом деле эти различные «Я» работают совместно, каждый как осмысленно функционирующая часть целого ...Мы приходим к такому выводу, что если с теми людьми, с которыми человек сотрудничает, по некоторым причинам невозможно осуществить хорошие отношения, отношения гармонии, то вместо этого возникает определенный суррогат, который изменяет психическое бытие человека1.
Позднее гештальт-психологи привлекли свою теорию, чтобы изучить потребности и мотивы поведения человека. Это оказалось важным для понимания сущности не только императивной, но и других стратегий.
Г. А. Ковалев описывает ещеманипулятивную и развивающую стратегии2. При первой ребенок видится существом пассивным, «страдательным». Если умело на него воздействовать, из него «можно вылепить что угодно». По сути дела, такой подход также является объектным, а стратегия — монологичной.
Считается, что манипулятивная стратегия теоретически подтверждается психоанализом. 3. Фрейд и его последователи полагали сущностью природы человека инстинкты. Проявляясь в агрессии, деструкции, оговорке, они противоборствуют социальным санкциям и запретам. Человек — существо биологическое, а потому злое и аморальное. Эти качества исправляются только с помощью авторитетов и манипулирования.
______________
1 Левин К. Топология и теория поля. // Хрестоматия по истории психологии... — С. 93.
2 Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. — М, 1987. – С. 4-16.
С. 204
Как писал Э. Шостром, «манипуляция — это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других»1. По его мнению, существуют 8 типов манипулятора, стремящегося подчинить себе взаимодействующую с ним личность:
1. Диктатор. Преувеличивает свою силу и власть, пытается приказывать, сломить волю другого, постоянно дает поручения.
2. Прилипала. Преувеличивает свою зависимость, исподволь заставляет других делать все за себя. Может притвориться больным, интеллигентным, брошенным, обиженным и пр.
3. Калькулятор. Постоянно хочет знать про всех все, контролировать их жизнь, обсуждать ее. Хитрец, шантажист, аферист.
4. Жертва диктатора (тряпка). Преувеличивает свою зависимость, поэтому якобы забывает что-то, не высказывается, очень мнителен и конформен.
5. Судья. Излишне критичен, никому не верит, собирает улики, промахи, мстит.
6. Защитник. Постоянно подчеркивает поддержку, снисходителен, преувеличивает свою заботу о других, тем самым не дает инициативы другому.
7. Хулиган. Управляет другими посредством своей агрессивности, недоброжелательности и угроз. Окружающие его боятся.
8. Славный парень. Надоедает добротой, квазизаботливостью, занудством, морализаторством.
Проникая в самые потаенные механизмы психики человека, можно управлять ею как угодно, причем даже вопреки желаниям самого индивида. Следовательно, подобная стратегия опасна, поскольку зомбирует людей и предписывает им поступать определенным образом. Ее активно используют многие группы. Это скинхеды, исповедующие бредовые идеи о национальном превосходстве людей; ваххабиты, считающие ислам лучшей религией в мире; криминальные авторитеты, вовлекающие несовершеннолетних в преступления, и пр.
Манипулятивная стратегия строится на вытеснении (страхов), внушении (это необходимо сделать) и подавлении совести как внутреннего цензора или стремления к саморазвитию. Развивающая основана на другом — на вере в конструктивное, активное начало в человеке.
________________
1 Шостром Э. Анти-Карнеги. – M , 1992.
С.205
Главным является опора на неповторимость и уникальность творческой личности школьника. Когда-то А. С. Макаренко сказал:
Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость1.
Можно считать, что воспитание должно конструировать завтрашнюю радость.
Это диалогическое направление, оно базируется на личностном подходе во взаимодействии педагогов и воспитанников. Только при диалоге с ребенком реальны настрой друг на друга, эмоциональная открытость, «событие», в котором воздействие уже не является однонаправленным. У педагога и учащихся один и тот же эмоциональный порыв. Они как бы «заряжены» общей энергией, имеют сходные стремления. Обе стороны равноправны и прислушиваются друг к другу.
Диалогический характер психической деятельности изначально присущ человеку в организации его отношений с другими людьми. Следовательно, активность и потребности людей могут развиваться только в условиях взаимодействия. По мнению Г. А. Ковалева, диалог основан на равенстве позиций партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии к другому человеку, принятии его внутреннего мира как особой ценности.
Сотрудничество учителя и учеников должно строиться на принципах доверия, веры в самое лучшее и творческое начало в другом.
Б. Г. Ананьев подчеркивал особую роль оценок в воздействии учителя на ребенка. Положительные помогают подбодрить учащегося, выделить его достижения, личностный рост. Хуже всего, когда нет никаких оценок: это дезорганизует детей, провоцирует ощущение их незначительности, неуверенность, если при этом оцениваются другие. Данное обстоятельство угнетает активность детей и замедляет их личностное развитие. В деятельности многих педагогов обнаруживается существенный недостаток: они неодинаково относятся к детям, не проявляют к ним чуткости, не понимают их.
Характер психологических воздействий ярко проявляется в авторитете взрослых.
Авторитет (от лат. autoritas — «власть», «влияние») означает, что родитель (или человек, обладающий в глазах детей значимостью), пользуясь своей властью или статусом, влияет на ребенка, который признает за ним право принимать ответственные решения и изменять поведение. Такой взрослый (родитель или учитель) наделяется
______________
1 Макаренко А. С. Собр. соч. в 7 т. – M., 1958. – T. 5. - С. 74.
С. 206
идеальными нравственными чертами, что создает эталон для подражания.
Первыми авторитетными фигурами для любого человека являются его родители, опыт взаимодействия с которыми изначален, — с ними ребенок связан от рождения. Однако затем дети становятся автономными, иногда вопреки желаниям родителей.
Когда же ребенок идет в школу, авторитетным для него оказывается учитель. Однако по-прежнему сохраняется влияние и авторитет родителей, поскольку существует естественное разделение институтов социализации — семьи и школы. В том случае, когда взаимоотношения между детьми и родителями остаются хорошими, изменяются аспекты авторитетности: главными выступают достоинства отца и матери.
Власть и влияние родителей на детей ослабевают или усиливаются по достижении последними определенного возраста. Известно та кое остроумное выражение: «Когда я был маленьким, я думал: "Мама знает все". Когда стал учиться в школе, понял, что мама не вес знает. Подростком я считал, что мама ничего не знает. Много позже я осознал, что надо было слушаться маму, которая знала главное, тогда я не сделал бы многих ошибок».
По мнению А. С. Макаренко, авторитет и послушание не мoгут быть целью, необходимо правильное воспитание, а послушание детей — только один из путей к ней.
Вместе с тем авторитет бывает иложным, т. е. он держится на ложных основаниях, а потому недолговечен. Существует несколько его разновидностей: авторитет подавления, резонерства, расстояния чванства, подкупа, «рубахи-парня» и пр. Рассмотрим некоторые.
Авторитет подавления заключается в том, что послушание ребенка достигается путем прямого насилия над ним. Воздействия исключают совместную деятельность; запреты, оскорбления, угрозы и т. п. провоцируют хитрость, уход от ответственности, несамостоятельность. Чаще всего такая функция принадлежит главе семьи, которого ребенок боится.
Авторитет расстояния проявляется в периодическом взаимодействии родителя и ребенка. Время от времени отец интересуется делами сына, но чаще тогда, когда мать рассказывает о его проступках. В этом случае ребенок стремится отгородить свой мир от других.
Авторитет чванства. Родители убеждают детей в своей «особенности». Уважение и любовь, таким образом, вызывает не сами отец и мать, а их эфемерная «важность». Наиболее действенным образом
С.207
влияют не они со своими слабостями и силой, а временное благополучие. Как только родители оказываются «как все», их воздействия нa детей не дают эффекта. С ними перестают считаться и начинают ix игнорировать.
Авторитет педантизма. Его специфика в том, что указания, даваемые родителями, должны быть неукоснительно выполнены.
Авторитет резонерства сказывается в бесконечном увещевании и морализировании. В итоге образуется смысловой барьер: ребенок слушает, но не слышит («в одно ухо влетает, а в другое вылетает»), Отвлекается, ему надоедает бесконечная нудная проработка.
Авторитет подкупа отличается тем, что все воздействия чем-то сопровождаются — обещаниями за хорошую учебу поехать за границу, купить компьютер. Происходит взаимный обмен: учеба за вознаграждение.
А. С. Макаренко указывает на авторитет дружбы, доброты, «рубахи-парня». Все это однобоко, поскольку в процессе воспитания развивает императивные или манипулятивные стратегии, которые, в свою очередь, и стимулируют появление ложных авторитетов.
Какие же психологические условия должен создать учитель, чтобы методы воспитания — побуждение, приказ, принуждение, внушение, пример, поощрение, наказание и пр. — были действенными? Какие требования предъявляются к последним?
1. Развивающая стратегия воспитания эффективна, когда педагог психологически компетентен. Это значит, что он должен знать возрастные и психологические особенности детей.
Например, одна из главных черт подростка — чувство взрослости. Оно появляется при бурном половом созревании, что приводит к преобладанию возбуждения над торможением. Поэтому подростки несдержанны, импульсивны, эмоционально неуравновешенны. Это чувство бывает 3-х типов. Оно касается:
• самого себя (подросток занимается самовоспитанием);
• сверстников (они воспринимаются как референтная группа);
• взрослых (происходит переоценка их влияния на личность подростка, и только обладающие значимостью оказывают положительное воздействие).
Подросток стремится к познанию, поэтому многим интересуется. Он хочет сохранить свою независимость, быть значимым в глазах сверстников. Стремится овладеть молодежной субкультурой, ориентируясь на мнение ровесников.
С.208
Знание этих особенностей позволит педагогу избежать ошибок и воспитании: не морализировать, использовать яркие примеры, убеждать, но не принуждать и реже прибегать к наказанию. Необходимо развивать мотивы поведения, а воздействовать лучше, когда эмоциональная напряженность становится минимальной.
2. Следует организовывать совместную деятельность, предполагающую взаимозависимость детей, их взаимопомощь. Например, старшие дети могут шефствовать над учащимися начальной школы, провожая их в бассейн.
Иногда возможна кооперация, направленная на достижение общего результата при условии распределения определенных операций. Например, школьники младших классов могут сшить одежду для кукол и отнести потом ее в детский сад. Работа распределяется между всеми: одни шьют платья, другие — фартуки, третьи — башмачки, четвертые — шляпки.
Такая кооперация подчиняется общим требованиям — аккуратности, красоте, ответственности, внимательности к другому.
Совместная деятельность может быть различной: сочинение сказок, участие в спектаклях, играх, делах и пр.
3. Необходимо сформировать способы нравственного поведения учащихся по отношению к другим людям. Если деятельность общественно значима и видны ее результаты, а школьник понимает их необходимость, возникает обязательность и ответственность.
Если дети берут шефство над домами для престарелых, помогают другим школам, то их деятельность становится общественно необходимой. Об этом речь шла в главе об образовательных технологиях.
Общая забота, послужившая принципом воспитательной технологии, предложенной И. П. Ивановым, помогла преодолеть равнодушное отношение к учебе и общественной работе, лень, недисциплинированность, зазнайство. Из педагогического опыта И. П. Иванова приведем пример — сочинение, которое следовало бы назвать: «Не узнаю себя».
Никогда не верила в свою способность тратить вечера ради других... В свою инициативность... А тут, оказывается, могу!.. За какие-то два месяца прочитала уйму научно-популярных книжек, и ведь без всякого нажима... Дома все удивляются: а ты можешь и руками работать... Раньше мне многие в классе были безразличны, а некоторые даже противны. И вдруг как-то само собой получилось, что хочется дружить со всеми, хочется делиться всем, что знаю, умею, люблю... Раньше не тянуло в школу, так надоели постоянные замечания, двойки, какая-то второсортность. И почему-то
С.209
теперь такого ощущения нет, наоборот, чувствую, что смогу стать совсем другим человеком. Смогу и других сделать лучше...1
4. Необходима атмосфера увлеченности, чтобы совместная деятельность оказалась значимой. Например, подростки, участвующие в археологических экспедициях или десантах по местам воинских захоронений, заражаются вместе со взрослыми одной страстью — познать историю, или же они объединены памятью о трагических событиях войн.
Педагог создает такую деятельность, которая соответствует потребностям детей и их активности в ее осуществлении. Здесь востребованными становятся оценки, даваемые учащимися самими себе.
5. Не менее важной является адекватность требований, предъявляемых педагогом, уровню саморазвития и самовоспитания школьников.
Успех применяемого педагогом воздействия зависит от того, насколько оно соответствует личностной программе развития. Каждый ребенок должен знать, какие свойства его личности хорошие, а какие плохие. Подобная рефлексия способствует развитию самосознания (осмыслению себя как непохожего на других людей), а также эмоциональным оценкам своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самосознание развивается благодаря оцениванию со стороны взрослых людей, поэтому необходимо, чтобы они были и адекватными, и прогностическими и оптимистическими одновременно.
Высокая степень совпадения оценок, даваемых окружающими и — главное — референтными людьми, с самооценками создает внутренний комфорт, ведет к психическому здоровью личности. Известно, что воспитание наиболее эффективно в том случае, когда направлено на те качества, которые более всего приятны самому школьнику, какие он сам в себе ценит и любит. (Бесшабашный, иногда импульсивный, способный выдержать сильные нагрузки ученик не боится трудностей и может выполнить предлагаемое поручение, если педагог говорит: «У нас Андрей, пожалуй, отличается от многих ребят тем, что он очень выносливый и смелый, не боится трудностей. Он лучше всех справится с организацией похода. Ты сам как думаешь, Андрей?»)
Сначала развивается самосознание, лишь много позднее — адекватная самооценка. Она зависит от сопоставления образов идеального Я
_________________
1 Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. // Педагогический поиск. / Сост. И. Н. Баженова. - М., 1990. - С. 385.
С. 210
(каким ребенок хочет себя видеть) и реального Я (каков он на самом деле). Педагог должен не только адекватно оценивать деятельность воспитанника, но и считаться с тем, что ему дорого в самом себе Требования учителя достигают наибольшего эффекта, если совпадают с требованиями, которые ученик предъявляет к себе.
7. Воздействия педагога должны быть гуманными, щадить самолюбие ребенка, не травмировать его и соответствовать ведущим психическим функциям. Это означает, что с детьми дошкольного возраста воздействия чаще всего осуществляются в игровых формах; они более эмоциональны, поскольку нравственные принципы в этом возрасте осмыслить еще трудно.
Когда же младший школьник обретает некий нравственный опыт, психологические воздействия педагога опираются на это, на память ребенка. У подростка ведущая функция — мышление; следовательно и педагогические воздействия должны быть построены на размышлении и рефлексии, чтобы «провоцировать» самовоспитание, имеющее существенное значение для развития личности.
· Самовоспитание — преднамеренная деятельность человека, пре следующая целью его совершенствование.
Оно не должно отклоняться от общественных норм, быть социально полезным. Самовоспитание складывается из:
• самопознания;
• отношения к себе;
• саморегуляции.
Сфера самопознания — это:
1) самооценка;
2) самонаблюдение;
3) самокритика;
4) локус контроля (за чем должен наблюдать школьник в себе самом и в каком направлении ему следует двигаться дальше).
Сфера отношения к себе — это:
1) самочувствие;
2) самолюбие;
3) честолюбие;
4) самоуверенность;
С.211
5) скромность;
6) наглость;
7) достоинство.
Саморегуляция — это:
1) сдержанность;
2) самообладание;
3) самоконтроль;
I) самодисциплина.
Психологические воздействия в процессе воспитания могут включать целый комплекс различных методов. Самовоспитание предполагает иные: например, самоприказ, самоизоляцию, самопоощрение и т. п. Начинается же оно с вопросов: «А кто я такой? Почему я хотел сделать так, а вышло по-другому? Может, попробовать сделать, как Сережа?» Потом рождаются решения: «Я не буду оборачиваться, и мне не сделают замечание».
В литературе описаны примеры самовоспитания, когда человек стремился к вершинам своего развития. А. П. Чехов в письме к О. Н. Книппер-Чеховой, жене и актрисе, замечал:
Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый .. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что
Программа самовоспитания должна быть конкретной. В ней должны быть указаны не только дела, к которым школьник стремится, но и пути изменения личности. В качестве примера приведем программу самовоспитания Л. Н. Толстого: изучить юридические науки, необходимые для сдачи за курс университета; изучить медицину; изучить французский, русский, итальянский, латинский, немецкий языки; изучить сельское хозяйство; изучить историю, географию, статистику; изучить математику; написать диссертацию; достигнуть некоторого совершенства в живописи и музыке; иметь познания в естествознании и пр. Как видно, у гениального писателя программа саморазвития всесторонняя.
Самое главное, чтобы саморазвитие и самовоспитание человека оказались полезными не только для него самого, но и для людей, а их результаты приносили удовлетворение.
Осознанным самовоспитание становится у подростка. Это связано со стремлением стать взрослым, хотя школьники часто не знают,
С. 212
что надо воспитывать и как это делать. Так, съев селедку, они не пьют воду, чтобы воспитать волю. На контрольной работе у строгого учителя решаются списывать, и это, по их мнению, воспитывает смелость.
Самовоспитание — процесс трудный, предполагающий борьбу не только с обстоятельствами, но и с самим собой. Кроме того, сталкиваются в нем и различные мотивы.
Это средство, помогающее совладать с различными психическими травмами (трудностями) и обрести психическое здоровье.
Нужно также заметить, что самовоспитание имеет непосредственное отношение к возникновению и преодолению смысловых барьеров.