Психологические особенности воспитания

Словарная литература по психологии отмечает, что воспитание — это прежде всего процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же время влияние социальной и культурной среды.

В процессе воспитания индивид обретает признанные в обществе и одобряемые им социальные ценности, нравственные и правовые нормы, качества личности и образцы поведения1.

· Воспитание (как и обучение) представляет собой совместную с деть­ми деятельность взрослых (или сверстников), связанную с презентаци­ей ими норм культуры, ценностей, вкусов, идеалов, взглядов и пр. и пе­реработкой их на основе имеющихся смыслов и мотивов в поступки и поведение в целом.

На протяжении веков взрослые стремились к тому, чтобы моло­дое поколение оказалось достойным и способным приумножать куль­турные ценности. Очень часто эти установки проявлялись в деятель­ности учителя. Например, ученики Конфуция должны были усвоить в первую очередь уроки стойкости духа и смирения.

Вместе с тем история показывает, насколько труден процесс вос­питания. Так, при раскопках пирамиды нашли папирус, на котором

______________

1 Краткий психологический словарь / Ред. сост. Л А Карпенко — Ростов-на-Дону, 1998.

С. 194

было написано: «Ох уж эти дети! И когда они начнут слушаться своих родителей?»

В каждом обществе социально-культурный уровень (традиционная культура, образ жизни, нормы общежития и пр.) влиял на характер воспитания. Скажем, европейцы требуют строгой дисциплины от детей младшего возраста, а затем те обретают самостоятельность. У японцев, малайцев, сингалов иначе: они не ограничивают детей, предоставляя им максимум свободы, но, став подростками, должны вести себя в соответствии с обязанностями взрослых. Также разными были представления о феминности или маскулинности детей, роли в этом отца или матери.

С содержательной стороны процесс воспитания складывается из нескольких частей, поскольку воспитание бывает:

1. Умственное.

2. Физическое.

3. Эстетическое.

4. Правовое.

5. Трудовое.

6. Профессиональное.

В психологии воспитания следует отметить определенные аспекты:

· Роль деятельности в процессе воспитания;

· Воспитание как взаимодействие;

· Система потребностей ребенка при взаимодействии с ним взрослых;

· Воспитательные воздействия;

· Трудности социализации детей;

· Психические травмы как субъективно переживаемые и непреодолимые трудности и пр.

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Многие авторы указывают, что опыт усваивается в деятельности (об этом пишут А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Б.М. Ломов и др.). Нельзя научиться плавать, не входя в воду; нельзя стать вежливым, не проявляя вежливого, корректного поведения; невозможно быть добрым без заботливого, внимательного отношения к людям.

Процесс усвоения социального опыта сродни обучению: сначала ребенок учится на примере другого человека. В этом смысле еще раз

С. 195

уместно подчеркнуть: прежде чем какая-либо черта личности (например, честность) появится – станет внутренней функцией, она должна быть прежде всего внешней, социализированной – как бы «для других», и только потом – для себя (внутренней, индивидуальной). Следовательно, процесс воспитания начинается со взрослых, носителей культурного опыта.

Принцип единства сознания и деятельности гласит: необходима активная деятельность детей, чтобы они усвоили правила поведения. Ребенок вместе со взрослым, согласно определяемым наставником целям, выполняет то, что требуется в данном конкретном случае. Затем личность становится более автономной, она демонстрирует «выученные уроки» в других ситуациях.

Психологическое ядро воспитания – формирование целостной личности, направленность которой – самоактуализация.

· Направленность личности –это совокупность мотивов, которые ориентируют деятельность индивида и не зависят от ситуации.

Таковая проявляется в убеждениях, склонностях и пр. Имеется несколько видов направленности:

· эгоистическая (на себя);

· на взаимодействие с другими;

· на деятельность (на дело).

Другими словами, направленность личности выявляет ее потребности. Так, первая из трех указанных возникает, если у детей преобладают мотивы к достижению собственного благополучия и престижа. Такой человек игнорирует окружающих, а в своей деятельности старается прежде всего удовлетворить свои притязания.

Направленность на взаимодействие обнаруживается, когда индивид стремится поддерживать хорошие отношения с другими людьми. Он ориентирован на общение, что может влиять на качество выполнения деятельности и ее результат.

Деловая направленность отражает увлечение процессом деятельности, стремление к познанию. Она связана с потребностью человека сотрудничать с другими ради дела и характеризуется мотивами бескорыстного выполнения (А. Маслоу называл это служением делу, приводящим личность к ощущению радости).

Каждое личностное свойство – это мотив и проявление поведения. Целостная структура личности охарактеризована Л.И. Божович: это

С.196

человек, достигший определенного уровня психического развития, который позволяет ему управлять саморазвитием и взаимодействием с окружающими.

Формирование целостной структуры личности в процессе воспитания приводит к появлению мотивов и устойчивых способов поведения, адекватных данному возрасту. С точки зрения нравственною поведения такая целостность и предполагает устойчивые способы по ведения и преднамеренные мотивы.

В структуре личности огромное значение имеет отношение к окружающему как опредмеченная потребность в другом человеке или деятельности. Через окружающих индивид становится самим собой, ибо те одобряют или порицают его поступки. По другим человек сверяет свое поведение. В. Н. Мясищев отмечал:

Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности1.

Предмет или другой человек, с которым у данного индивида ycтанавливается определенное взаимоотношение, включаются в систему связей. Свойства предметов существуют для всех людей, а действия и переживания, которые вызывают эти свойства, избирательны. У каж­дого они специфичны. Соответственно отношения к чему-либо есть своеобразная оценка, рождаемая «внутри» личности.

Когда личность развивается в процессе воспитания, изменяются и ее внутренние оценки, или отношения. С точки зрения В. Н. Мясищева, воспитание и есть процесс образования оценочных отношений.

Важное значение для его понимания имеют мысли С. Л. Рубин­штейна об отношении человека к окружающему. Ученый указывал:

...Общественное отношение к другим людям опосредует у человека и са­мое отношение его к природе, вообще к объекту. Человек существует как человек лишь благодаря своему отношению к другому человеку2.

Он подчеркивал, что отношение к людям составляет ядро истин­ной психологии, «основную ткань человеческой жизни». С. Л. Рубин­штейн видел смысл жизни в отношениях с другими людьми. Комму­никативные черты личности, развиваемые воспитанием, определяют морально-психологический строй личности:

________________

1 Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отно­шений человека // Психологическая наука в СССР / Под ред. Б. Г. Ананьева и др: В 2 т. - М, 1960 - Т. 2. - С 111.

2 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976. — С. 51.

С. 197

Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать1.

Формирование коммуникативных черт личности становится важной целью воспитания. Особо значимым является, по мнению Т. Е. Конниковой, воспитание коллективизма. И это понятно, по­скольку школьники проводят время в основном среди сверстников. От того, какие отношения они умеют построить с другими, зависит их самочувствие (можно сказать, их психическое здоровье).

Т. Е. Конникова занялась изучением коллектива школьников. Она писала, что способ организации совместной деятельности влияет на отношения детей друг к другу. Педагогу надо воздействовать на них без угроз, давления и приказов.

Перекликаются с мыслями этого исследователя идеи А. Л. Шнирмана о развитии личности учащихся в коллективе, об их индивиду­альных особенностях, товарищеских отношениях, необходимых в со­вместной деятельности.

А. Л. Шнирман отмечал необходимость быть уважительным, чут­ким, внимательным к вопросам учащихся. Отношения между ними и воспитателем должны строиться на основе доверия и взаимного ува­жения.

Психологические особенности воспитательного процесса хоро­шо иллюстрируют исследования А. В. Петровского. Они продемон­стрировали, что «в общностях, объединяющих людей на основе со­вместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями»2. Для психоло­гии воспитания важно, что личность избирательно относится к дей­ствию группы сверстников в зависимости от оценок, взглядов и убеждений, которые в ней приняты. Если она вынуждена отказать­ся от этого, возникает конфликт, приводящий одних к конформно­сти, а других — к стремлению действовать в соответствии со своими внутренними установками.

В позиции А. В. Петровского привлекает указание на значимость в процессах воспитания специфики личностного становления:

Человек вступает в общение и в нем определяет существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает,

_____________________

1 Рубинштейн С Л Указ. соч. - С 14

2 Петровский А В Личность, деятельность, коллектив. - М, 1982. – С.31.

С.198

с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями»1.

Следовательно, личность — это то, «что во мне для других».

С точки зрения ученого, только в коллективе возможно подобное я отношусь к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим. Без этого не мыслится ни коллективизм, ни персонализация.

Особая потребность человека — быть личностью (это и есть по­требность персонализации). Она проявляется во включении индиви­да в социальные связи, ими же она и обусловливается. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек становится личностью, одновременно «отражаясь» в них.

А. В. Петровский полагает, что в воспитании имеется единство и взаимопереход отношений. Отношения людей — это изменение от­раженной субъектности в каждом взаимодействующем лице.

Укажем еще на одно положение, важное для понимания воспита­ния. Речь идет о феномене возложения ответственности, т. е. устой­чивой позиции индивида, проявляющейся в признании правомерно­сти наложить возможные социальные санкции в форме одобрения или наказания за успех или неудачи в совместной деятельности на себя или других лиц в группе2.

В исследовании обнаружилось, что ответственность отдельного человека зависит от уровня развития группы. Если тот низок, инди­вид считает заслуги только своими, а если высок, то успех оценива­ется адекватно. Неудачи в первом случае конкретный человек отно­сит на счет других людей.

Таким образом, в воспитании детей большую роль играет группа (ученический коллектив, кружок). Группы высокого уровня разви­тия характеризуются единством, коммуникативностью, ответствен­ностью. Поскольку их члены — дети, они также проявляют эти осо­бенности (ответственность, сдержанность, коммуникативность и пр.).

Отметим роль выдающегося педагога и ученого А. С. Макаренко в изучении коллектива и его влияния на личность.

А. С. Макаренко считал, что коллектив создает наиболее благопри­ятные условия для всестороннего развития школьника. Идея парал­лельного педагогического действия раскрывает сущность отношений личности и группы: на конкретного школьника можно воздейство­вать не прямо, а через коллектив. Однако подобное параллельное воз-

__________________

1 Петровский А В Указ. соч. — С. 115 2 Там же - С 149.

С.199

действие личности на коллектив и наоборот возможно только при высоком уровне развития группы.

Воздействия могут быть эффективными при определенных усло­виях. Одним из них является референтность группы, в которой на­ходится школьник. Если все то, что делают другие дети, для него существенно, то он разделяет нормы, ценности, установки, руковод­ствуется ими и строит свое поведение так, чтобы другие его одобрили.

У школьника может быть несколько референтных групп, и часто они вовсе не коллектив класса. Следовательно, лучше всего для пол­ноценного воспитания, когда формальная группа одновременно яв­ляется и референтной.

Коллектив воздействует на личность эффективно в том случае, если уровень притязаний школьника соответствует его реальному по­ложению в группе, а цели, задачи, стоящие перед ним, понятны, до­ступны и приняты им так же, как и другими.

Весомый вклад в осмысление проблем воспитания внес ученый-педагог и директор Павлышской школы на Украине В. А. Сухомлинский.

Совместная деятельность взрослых и детей, по мнению В.А. Сухомлинского, эффективна, когда обращаются к уму и чувствам вос­питанников. Только в том случае взаимоотношения превратятся в средство воспитания, если воздействия педагога пробуждают в детях гражданина.

В основу воспитательной работы ученый-практик положил глав­ный принцип: ребенок должен находить радость в труде, в обогаще­нии своих знаний, в создании материальных и духовных ценностей. Мастерство педагога заключается в умении пробудить духовную жизнь детей. Он должен быть не только старшим товарищем, но и настав­ником. Воспитателю следует придерживаться правила: ни один день не должен быть без успехов, без результатов:

Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пере­жить вместе с ним радость победы и горечь утраты1.

Роль взрослого, педагога в процессе воспитания неизмеримо ве­лика. В. А. Сухомлинский подчеркивал:

Мы, педагоги, воспитываем прежде всего тем, что в нашей душе, — своими убеждениями и чувствами. Наше слово, обращенное к детям и юношест­ву, должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы чувст-

___________________

1 Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1982. — С. 44.

С. 200

вовали в нем высшую правду бытия, чтобы верили нам, как верит человси сиянию солнца1.

Воспитание можно рассматривать и как социально-психологиче­ский процесс. В нем происходит социализация школьников, которые овладевают различными ролями, имеют социальные установки и со­циально-психологический статус.

· Социализация — это процесс и результат образования и воспроизве­дения социального опыта, усвоенного личностью в обучении и воспи­тании, а также при стихийном и неорганизованном воздействии фак­торов социальной среды.

Воспитываясь, личность самоактуализируется. По мере взросления меняется Я-концепция учащегося (своеобразное представление о себе). В нее входит несколько Я — прошлое, настоящее, будущее, идеальное — в глазах других.

Исключительный случай, когда эти несколько Я совпадают. Важ­но, чтобы школьник принимал себя, отличался стабильностью, по­скольку это служит источником саморазвития и самовоспитания.

Социальная роль понимается в социальной психологии как фик­сированное положение, которое занимает человек в системе межлич­ностных взаимосвязей. От каждой личности ожидают определенных образцов поведения. Эти ожидания соответствуют каким-то поведен­ческим признакам, проявляемым человеком в общении с окружаю­щими.

Школьник всегда стремится к одобрению своих поступков со сто­роны значимых для него взрослых и сверстников. Иначе говоря, он усваивает нормы поведения в соответствии с той деятельностью, ко­торую выполняет. Например, может замечательно играть в футбол (роль футболиста), но иметь плохую успеваемость (роль ученика).

Эти роли могут меняться в процессе воспитания. Ребенок дости­гает самоидентичности, когда они одобряются окружающими. Появ­ляется удовлетворение значимой для него деятельностью.

Итак, в процессе воспитания формируются потребности, харак­тер, эмоционально-волевая сфера, инициируется саморазвитие. Чело­век овладевает социальными ролями и стремится к самоактуализации. На этот процесс влияют взрослые и сверстники. Как это происходит, рассматривается ниже.

__________________

1 Сухомлинский В. А. Родина в сердце. — М., 1980. — С. 13.

С. 201

Наши рекомендации