Развитие психологических знаний в рамках учения о душе

Реферат

Студента

Березиной Надежды Васильевны

Курса – 2

Группа «НК»

Специальность – 050146

Преподавание в начальных классах

Научный руководитель:

Яспарова Татьяна Ивановна,

преподаватель психологи

Дата________________

Оценка______________

Руководитель_________

_____________________

Оршанка

Содержание

Введение………………………………………………………..

1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе…………………….

2. Представления о психике в философских учениях…………………………..

3. Выделение психологических знаний в самостоятельную науку……………….

3.1 Становление психологии как самостоятельной науки………………………

3.2 Современные подходы и направления в зарубежной психологии………………

3.3 Отечественная школа психологии…………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………..

Список используемых источников…………………………………………………………..

Введение

Психология очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее имеет большое значение в современном мире. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Известный психолог конца XIX - начала XX в. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета «психологии» в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

Эта наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение).

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Цель: Изучить историю становления психологии как самостоятельной наукой

Задачи:

1. Познакомиться с психологическими знаниями о душе

2. проанализировать представления о психике в философских учениях

3. изучить современные подходы в становлении зарубежной и отечественной психологии

Заключение

1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе (с древности до XVII в). Характеризуется появлением идеалистического и материалистического подхода к пониманию сущности души; целостным и дифференцированным подходами структуре психики; статистическим и динамическим пониманием формы существования души.

2. Представления о психике в философских учениях (с XVII в. До второй половины XIX в.) развивались от описания механической модели об устройстве и функциях организма к накоплению знаний о рефлексе, ощущении, ассоциации, аффекте, мотиве. Однако они строились на умозрительном представлении об организме как «машине тела».

3. К началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как наука:

· идеалистическая методология рассматривала сознание как замкнутую в себе сущность;

· материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, а содержание сознания – как отражение реальной жизни людей.

4. Во второй половине XIXвека психология выделилась в самостоятельную науку: определилась специфика предмета, были разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии.

5. В зарубежной психологии XX века были сформированы различные подходы и направления психологии в изучении психики ми сознания:

· бихевиоризм, изучающий поведение как совокупность реакции организма на стимулы внешней среды;

· психоанализ – одно из наиболее влиятельных направлений в психологии, внесшее огромный вклад в познание бессознательных механизмов поведения человека;

· когнитивный подход, определяющий закономерности получения человеком информации, ее переработки и влияния на поведение человека;

· гуманистическая психология, изучающая творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации).

6. Отечественная психология развивалась в тесной связи с естественными науками. К основным ее концепциям начала XX века относятся:

· культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский);

· теория деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштйн, А. Н Леонтьев).

7. С 90-х годов XX века начинается новый этап в развитии психологии в нашей стране, обусловленный демократическими реформами и потребностями обеспечения жизни и деятельности людей.

Реферат

Студента

Березиной Надежды Васильевны

Курса – 2

Группа «НК»

Специальность – 050146

Преподавание в начальных классах

Научный руководитель:

Яспарова Татьяна Ивановна,

преподаватель психологи

Дата________________

Оценка______________

Руководитель_________

_____________________

Оршанка

Содержание

Введение………………………………………………………..

1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе…………………….

2. Представления о психике в философских учениях…………………………..

3. Выделение психологических знаний в самостоятельную науку……………….

3.1 Становление психологии как самостоятельной науки………………………

3.2 Современные подходы и направления в зарубежной психологии………………

3.3 Отечественная школа психологии…………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………..

Список используемых источников…………………………………………………………..

Введение

Психология очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее имеет большое значение в современном мире. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Известный психолог конца XIX - начала XX в. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета «психологии» в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

Эта наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение).

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Цель: Изучить историю становления психологии как самостоятельной наукой

Задачи:

1. Познакомиться с психологическими знаниями о душе

2. проанализировать представления о психике в философских учениях

3. изучить современные подходы в становлении зарубежной и отечественной психологии

Развитие психологических знаний в рамках учения о душе

Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимизмом (от лат. anima - душа). Анимистическое мировоззрение наделяет каждый душой, которая выступает источником движения и развития. Сновидения, галлюцинации, смерть – все эти факты натолкнули первобытных людей на мысль о существовании души как реального объекта в теле. Развился сложный культовый ритуал отношений с душами умерших, воздействия на души людей и животных, общения с духом – покровителем племени.

Как учение о душе психология возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве основной части философских учений. Наиболее известен вклад в психологию древнегреческих философов. Они считали, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Революцией в умах стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. hyle – вещество, материя). Гилозоисты стали рассматривать душу (психику) с точки зрения тественнонаучных законов.

Гилозоист Гераклит (530 – 470 гг. до н. э.) ввели идею развития как закона. Он считал , что все сущее подвержено вечному изменению: «Наши тела и души текут как ручьи». Гераклиту космос явился в образе «вечного живого огня», а душа – в образе его искорки. Поздние собственной души Гераклит считал одним из достойных занятий человека. Любимое его изречение: «Познай самого себя». Произведения Гераклита были трудны для понимания, поэтому даже современники называли его «темным философом».

Афинский философ Анаксагор (500 - 428 гг. до н. э.) выдвинул идею организации (системности). Он считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц и указывал, что началом, придающим процессам природы и человеческому поведению закономерный характер, является ум (нус).

Гиппократ (460 -377 г. До н. э.) положил начало научной типологии, которая была использована современными учениями об индивидуальных развитиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма, душевные качества ставились в зависимость от телесных .Для медика важно было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь. Такой причиной Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). «Пропорция в смеси» впоследствии была названа темпераментом. С именем Гиппократа связывают дошедшие да наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь).

Демократ (460 – 370 гг. до н. э.) считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем те , которые составляют физические тела. Мир познается через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток. Демократ также выдвинул идею причинности, впоследствии названной детерминизмом. Это был материалист и атеист. Он постоянно занимался анатомированием трупов животных. Одно время даже жил на кладбище. «Однажды, когда какие-то юноши, - рассказывает сатирик II века н. э. Лукиниками, надев черные платья и личины, изображающие черепа, окружили его плотной толпой, то он не только не испугался их представления , но и не взглянул на них, а сказал, продолжая писать: «Перестаньте дурачиться». Так твердо был уверен в том, что души, оказавшиеся вне тела, - ничто».

Три принципа, открытые древнегреческим учеными Гераклитом, Демократом и Анаксагором (2,5 тысячи лет тому назад) стали основной научного способа осмысления мира, в том числе и научного познания психических явлений.

Новую особенность душевных явлений открыл деятельность философов не природа с ее независящими от человека законами, но сам человек, которого софист Протагор назвал «»мерой всех вещей. Впоследствии софистами стали называть лжемудрецов, которые с помощью различных уловок выдают мнимые доказательства за истинные. Но в истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми. Изучение приемов убеждения, победы в словесном поединке превратило в объект экспериментирования логических и грамматической строй речи.

Сократ (470 – 399 гг. до н. э.) впервые рассматривал душу как источник нравственности человека. Его можно назвать родоначальником диалектики – метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. В отличие от софистов, у которых исходным пунктом было отношения человека к людям, он принял за основу отношения человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Сократ был обвинен в «поклонении новый божествам», «развращение молодежи» и приговорен к смерти. Однако для последующих этап стал воплощением идеала мудреца. Он говорил, что душа – психическое качества индивида, свойственно ему как разумному существу. Такой подход не мог исходить из мысли о материальности души, а потому возникает и новый взгляд на нее, который был разработан учеником Сократа – Платоном, ставшим основоположником объективного идеализма.

По мнению Платона (427 – 347 гг. до н. э.), душа не имеет ничего общего с материей. В отличии от материального мира она идеальна. Познание – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. Объективный мир – лишь повод, а не объект познания.

Таким образом, в философии Древнего Греции сложились две диаметрально противоположные точки зрения на психику: материалистическая (линия Демократа) и идеалистическая (линия Платона).

Развитие психологических знаний шло по пути уточнения предмета психологических исследований. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), величайший древнегреческий ученый, выделил растительную, животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута специфика психики человека, и психическое стало соотноситься с внутренним миром: познанием, переживаниями, поступками. Вершиной античности психологии является работа Аристотеля «О душе», которая стала первым в мировой литературе систематическим исследованием души. Аристотель представил картину устройства, функции и развития души как формы тела: разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается , а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

Французский мыслитель Рене Декарта (1596 - 1650), взгляд его на соотношение души и тела определяется как дуализм, т. е. признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности; душа же обладает свойством мышления. Соответственно, Декарт и рассуждает о них, создавая, по сути, два разных учения.

Тело, согласно его представлениям, действует по законам механики, примерно по тем же принципам, по которым двигалась механические фигуры созданных в то время фонтанов в Фонтенбло. Процессы жизни у животных – своего рода заранее «готовые» ответы на внешние воздействия; то, что Аристотель называл растительной и животной душами, для Декарта лишь тонкие и подвижные вещества, называемые «животными духами». Так же механические протекают нервные процессы у человека: нервы – это трубочки, передающие животные духи как газ или ветер. Общая схема такова: от органов чувств по «чувствительным» нервам (сейчас их называют центростремительными или афферентными нервными путями) животные духи поступают к мышцам, заставляя их напрягаться, что вызывает ответное движение. В этой схеме предвосхищена идея рефлекса, возникшая в науке позже, в связи с чем Декарта часто называют «отцом физиологической психологии».

Итак, есть простая схема, описывающая телесное поведение. В равной ли степени она описывает животное и человека? По Декарту, нет. Люди обладают разумом; животные же бездуховные, они не мыслят. Именно разумная душа составляет сущность человека, она позволяет ему управлять своим поведением. Мышление (главное свойство души) включает, по Декарту, все, что происходит в сознании, по существу, оно ровно сознанию: ум – это и интеллект, и память, и чувство. Так, «душа мыслит боль». Главное, однако, это собственное мышление, интеллектуальная деятельность. Знаменитая фраза Декарта «Мыслю, следовательно, существую» вытекает из его попытки найти нечто, не подвергаемое сомнению; таким несомненным фактом является факт наличия самого сомнения, а следовательно, мышления. Таким образом душа в системе Декарта оказалась интеллектуализирована; к ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать. Тем самым душа оказалась равной сознанию, тому, что человеку дано в его мышлении о своем внутреннем мире; эта традиция сохранилась в психологии надолго.

Лукреций (99 -55 гг. до н. э.), ученик Эпикура (последователь Демократа), считал, что дух – это не то же самое, что душа. Душа, разновидность матери, активна, деятельна, способная подчинить себя тело, состоящее из более грубой материи. Он категорически отвергал мысль о том, что вся природа пронизана разумном. Есть только атомы, учил он, движущиеся по естественным законам, из которых нужно выводить и сам разум.

Таким образом, в античной науке можно встретить самые разные взгляды на сущность души:

· душа как искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется, как ручей (Гераклит);

· душа как соединение атомов (Демократ);

· душа как результат смешения трех жидкостей: крови, желчи, слизи (Гиппократ);

· душа как целостное образование, возникшее благодаря «нусу» - разуму (Анаксагор);

· душа как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон);

· душа как форма живого тела и цель его существования (Аристотель);

· душа - признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами (Декарт);

· душа – соединение движущихся как спонтанно, так и закономерно атомов (Эпикур, Лукрений) и др.;

Представления о душе в период средних веков (VI-XVIвв.) оказываются под влиянием религиозных учений – христианства и ислама.

На заре средних веков приобретает известность христианский мыслитель Августин (IV – V вв.). С его точки зрения, душа – это орудие, правящее телом, основу же ее составляет воля, в которую воплощена воля божественная. Наиболее яркие представлении арабоязычной науки IX _XII вв. (Авиценная – 980- 1037, Альгазен – 965 - 1039, Аверроэс - 1126 - 1198) отстаивали точку зрения об обусловленности психических явлений телесным субстратом. По мнению Аверроэса, прозванного великим комментатором Аристотеля, душа смертна, как и тело; бессмертен лишь разум, ибо он имеет божественное происхождение.

Идеи Аверроэса и Аристотеля нашли отражение в учении католического философа и теолога Фома Аквинского (1226 - 1274), которое в свою очередь легко в основу томизма (от лат. Имении Фомы - Thomas). Однако Фома отстаивал существование одной истины – божественной, а не двух, как Аверроэс, - божественной и земной. Душа бессмертная и является чистой формой, которая в человеке соединяется с телом. Душа есть принцип и источник существования тела.

Итак, развитие психологических знаний в рамках учения о душе отмечено следующими явлениями:

· идеалистическим и материалистическим подходом к пониманию сущности души;

· целостным и анатомическим подходами к структуре психики;

· статистическим и динамическим подходами к форме существования души.

Наши рекомендации