Общая оценка данных методики «пиктограммы»
Наиболее богата по содержательным характеристикам методика «Пиктограммы». В настоящее время уже ясно, что изначальное предложение А. Р. Лурия использовать активно продуцируемые испытуемым образы-рисунки для исследования опосредованного запоминания оказалось ограниченным методологическим и взглядами того времени. Исследование («измерение») опосредованной памяти трансформировалось в сложный многоуровневый анализ не столько особенностей памяти, сколько особенностей мышления, интеллектуальных параметров и личностных особенностей индивидуум, а также его эмоционального состояния на данный момент и способности к самостоятельной организованной деятельности.
Организация работы и процедура проведения этой методики широко известны, особенно по детальным разработкам Б. Г. Херсонского. Но предлагаемая им система оценок слишком дифференцирована и подходит для научного исследования, для текущей же работы патопсихолога при существующих нормативах временные затраты оказываются нерентабельными. Требуется более короткая (и, естественно, более грубая) оценка данных «Пиктограмм», удовлетворяющая не целям тонкого исследования личности и ее когнитивной и эмоциональной организации, а целям оценки общего развития интеллекта и возможных психопатологических изменений мышления.
Следует заметить, что специфические для эндогенного заболевания структурные нарушения мышления, обильно описанные в специальной литературе, ранее всего начинают проявляться именно в пиктограммах (подробнее можно посмотреть в нашей статье — Н. В. Васильева, 1999). Мы выдвинули гипотезу, что в пробе «Пиктограммы» отражается процесс взаимодействия двух «языков» мышления — логико-символического и гештальтно-образного. Концепция мышления как процесса взаимодействия двух систем (языков) была выдвинута Л. М. Веккером в 70-х годах прошлого века (Л. М. Веккер, 1974-1981), а описанные нами клинические данные подтверждают (как нам кажется) его подход. Существенно позже структурные нарушения мышления появляются в вербальных пробах.
Пиктограммы анализируют по нескольким позициям, подробность описания которых в реальном клинико-психологическом заключении варьирует в зависимости от целей обследования (выявление нарушений когнитивной сферы, оценка динамики эмоционального состояния, оценка личностных параметров в консультативной практике и т. д.). Собственно оценка характеристик мнестической деятельности (опосредованного запоминания) за годы применения методики оказалась непродуктивной — не выявлены патогномоничные для каких-либо состояний признаки. Оценка мнестической деятельности в других пробах оказалась достаточной (да еще с количественными показателями!) для описания (по крайней мере, на данном этапе развитии клинической психодиагностики). Это замечание не отрицает возможностей ее применения в академических исследованиях. Впрочем, отметить продуктивность испытуемого в таком опосредованном за поминании нелишне.
Более продуктивна оценка графомоторных особенностей испытуемого. Естественно, и этот параметр многослоен: нейродинамика (темп), характер стеничности линий (сила нажима), округлость или множество ломаных линий, аккуратность рисунка, степень детализированной, размер рисунков, организация их на листе, возможные очаговые феномены (признаки локальных органических поражений коры Головного мозга) и т. д. Эти параметры подробно описаны в пособиях по рисуночным тестам и даже графологии (естественно, с необходимостью очень осторожного применения недостаточно научно удостоверенных данных). Но еще более важно отражение в пиктограммах особенностей эмоциональной сферы личности в целом и актуального эмоционального состояния. Здесь используется известный колористический анализ, уже названные графические параметры, характер ассоциаций (в аспекте эмоционального содержания). Этот материал также подробно описан в изданиях по рисуночным тестам и в искусствоведческих работах (Р. Арнхейм, 1974).
Давно известно, что и характерологические особенности (тип характера) нередко в первом приближении определяются по пиктограммам: многообразная и предметно натуралистическая цветовая гамма лиц с истероидным радикалом; жестко-графические символы или схема предметов в ахроматическом (одноцветном — красном, синем и др., не обязательно черном или простом) исполнении у шизоидов; любовно выписанные чувственно-наглядные детали с обилием ситуационных уточнений у эпилептоидои; ахроматическая или скудно-цветовая тревожная штриховка с многократным и добавлениями психастеников и т. д. Но эта тема потребовала бы пристального рассмотрения, что не является нашей задачей.
Могут отразиться в пиктограммах и аффективно-значимые темы или даже психотравмы, что интересует психологов-психотерапевтов, но не существенно для диагностики интеллекта. А вот когнитивные особенности представляют центральный интерес в нашем исследовании. Прежде всего, рассматривается характер ассоциаций по степени их стандартности, примитивности или сложности, применения литературных метафор, наличия символизма (адекватного и неадекватного) и псевдосимволизма, фонетических ассоциаций, предметности образов, их эмоциональной и семантической насыщенности.
Для оценки интеллектуального уровня важна способность подэкспертного отразить отвлеченные понятия, для чего в списке слов для «запоминания» и рисования следует иметь понятия, имеющие чувственно-образные корреляты («конкретные понятия» — в привычной клинической терминологии), включающие как визуальные образцы, так и образцы в иной модальности (например, «стул», «веселый праздник», «жаркое лето», «девочке холодно» и т. д.). Включаются также абстрактные понятия, которые отражают множество предметов или явление, не имеющее образного аналога (все морально-этические понятия, «мебель», «отдых» и т. д.). Следует заметить, что наличие псевдосимволизма, то есть появление условных знаков, обычных геометрических фигур, не имеющих смысловой насыщенности, свидетельствует в первую очередь о сниженном интеллекте при олигофрении или текущем органическом заболевании (семантическое поле понятия оказывается «пустым», что затрудняет подбор образов). При нормальном интеллекте — это проявление истероидных черт характера с завышенным уровнем притязаний. Еще реже это может быть отражением негативизма к обследованию или к проведению данной методики. Казуистический вариант сочетания процессуального заболевания с олигофренией (пропфшизофрения) и его возможное отражение в пиктограммах — это особый случай, который требует отдельного академического исследования.
При имбецильности и глубокой дебильности выполнение пиктограмм практически недоступно — испытуемые не усваивают инструкцию, а если начинают выполнение, то их рисунки никак не соотносятся с предъявляемым понятием. Иначе говоря, их деятельность в данном случае не наполнена смысловым содержанием.
При умеренно выраженной дебильности имеются единичные случаи понимания инструкции и выполнения задания, но отражаются только конкретные предметные понятия или конкретные ситуации.
Примерно 30% испытуемых с легкой дебильностью усваивают инструкцию (с трудом и на конкретных примерах) и выполняют задание. Абстрактные понятия обычно не отражаются («Мне никак», «Трудно очень, не знаю»), конкретно-чувственные понятия не зрительной модальности («Холодно, холод») также не отражаются («Не знаю, как это нарисован,»), рисуются только понятия, которые можно поместить в конкретную ситуацию («Вкусный ужин»). Часто встречается псевдосимволизм (рисуются геометрические фигуры, никак не связанные с понятием).
Лица с пограничной умственной отсталостью не могут усвоить инструкцию только в 20% случаев, остальные справляются, хоть и с затруднениями. Здесь псевдосимволизм появляется обычно на абстрактные понятия, что нередко вводит начинающих психологов-диагностов в заблуждение — подозревается эндогенный процесс, вот почему необходимо соотносить спорадические признаки структурных нарушений мышления с уровнем интеллекта.