Глава 2 общая схема клинико-психологического обследования
Работа медицинского психолога в психиатрических больницах используется уже 30 лет и хорошо описана учеными и практиками различных школ: московской (Б. В. Зейгарник, 1973, 1976- С Я Рубинштейн, 1962, 1970), ленинградской (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966; В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И.Ф.Мягков, 1967-Го-тс Мясишев, Б. Д. Карвасарский, С. С. Либих, И. М. Тонконогий' 1975; Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков, 1984; Б. Д. Карнасарский 1988) киевской (В. М. Блейхер, 1976, 1983; Н. Г. Херсонский, 1988). Это неизбежный этап формирования какой-либо отрасли знания (в данном случае клинико-психологической диагностики, или патопсихологии).
В патопсихологии только требования практической и теоретической психиатрии и психопатологические категории являются той внешней силой, которая вынуждает смещать далекие по категориальному аппарату подходы в единое русло.
Тем не менее, такая попытка сведения (обобщения, унификации) еще впереди, поэтому здесь не будут представлены подробное описание и систематика феноменологии клинико-психологического диагностического обследования в рамках психиатрической диагностики, то есть не будет собственно научного подхода. Мы только обратим внимание на некоторые важные моменты, которые специфичны именно для судебно-экспертных вопросов (в силу заявленной ранее причины) или для вопросов экспертизы интеллекта, связанной с решением о специфике учреждения социального обеспечения, образовательного или медицинского, на фоне обобщенного дескриптивного обзора.
Для нужд психиатрической диагностики проводится патопсихологическое обследование подэкспертного, имеющее целью выявить патопсихологические симптомокомплексы (И. А. Кудрявцев, 1985,1996): олигофренический, шизофренический, органический, психопатический и симптомокомплекс психогенной дезорганизации психических функций. Их содержание хорошо известно медицинским психологам и не требует дополнительного описания. Можно только уточнить их традиционные наименования в ленинградской-петербургской школе.
Органический симптомокомплекс расщепляется на два его варианта:
1) «Аттентивно-мнестические и когнитивные процессы (несколько, существенно, выраженные изменения, грубо) изменены по органическому типу»,
2) «Аттентивно-мнестические и когнитивные процессы органоидного типа».
В первом случае имеется в виду собственно органический, физиологический процесс (все равно, какой природы — экзогенной или эндогенной, так как атрофические заболевания ЦНС и эпилепсия феноменологически продуцируют психоорганический синдром и очаговый нейропсихологический синдром). Во втором — торпидные темпераментальные свойства или заметные эпилептоидные проявления в рамках нормы. Следует заметить, что по квантитативным показателям (в тестах и пробах) оба варианта существенно пересекаются, а патопсихолог относит свои данные к одному из вариантов (или в заключении констатирует неопределенность) по дополнительным признакам.
Шизофренический синдром в ленинградской-петербургской школе именуется «Структурные нарушения мышления», «Процессуальные нарушения мышления» или «Актуализация латентных признаков», «Нарушения селективности мышления» (это общее с московской терминологией) в случае слабой выраженности проявлений неясной этиологии (процессуальной или в рамках типа характера, возможны и латентные варианты корково-фронтальных нарушений).
Психопатический синдром не имеет специфических проявлений в экспериментально-психологическом обследовании, а диагностируется по поведенческим характеристикам в процессе обследования и по показателям стандартизованных методик. Обычно пишется: «(Гипертимный, эпилептоидный или какой-либо иной) тип характера в степени психопатии (или акцентуации)».
Синдром психогенной дезорганизации психических функций (или деятельности) имеет неструктурированную клинико-психологическую симптоматику. Отличить такого испытуемого от пациента в период тремы, в инициальной стадии психоза, в ситуационно обусловленном (как правило, с отягощенной почвой) тревожном состоянии и т. д. очень трудно, в значительной мере это зависит от опыта специалиста, а окончательно разрешится в общем клиническом анализе или в катамнезе. Ясно только то, что общим компонентом является тревога, дезорганизующая психическую деятельность.
Олигофренический синдром не уточняем ввиду того, что ему посвящена вся данная работа.
Работа с испытуемым — ребенком или подростком — начинается с клинико-психологической беседы о фактах биографии, о системе взаимоотношений с родителями, шерстинками в детском саду, если человек помнит себя в этом возрасте, с соучениками, внешкольными друзьями, с чужими взрослыми, и формальных социальных ситуациях; анализируются хобби и способ проведения досуга; задаются вопросы о самом радостном и самом несчастном событии в определенные периоды жизни человека; любым способом (клинико-психологическая беседа, минимальное социометрическое исследование, проективные тесты) анализируем систему отношений, для младших подростков и школьников среднем возраста полезно проанализировать с проективной точки зрения рисуночные тесты.
Предварительная беседа со взрослым испытуемым носит такой же характер, но детско-подростковые личностные проблемы практически не затрагиваются, поскольку они уже не актуальны для подэкспертного и не очень существенны для целей исследования. Затем следуют пробы на нейродинамику, в которых может выявиться неустойчивость внимания (значительная или незначительная), истощаемость, трудности переключения, иные формы недостаточности мнестической деятельности.
Могут быть и находки — несмотря на внешнюю подвижность подэкспертного и внешне достаточный темп психической деятельности, аттентивно-мнестические процессы могут оказаться значительно измененными по органическому типу: очень низкий объем внимания, выраженная истощаемость, значительно сниженная переключаемость, торпидная кривая запоминания. Обычно эти явления связаны с той или иной степенью органического поражения головного мозга (от легких резидуальных знаков до значительных посттравматических изменений или текущего органического заболевания), что будет верифицировано медицинскими методами. Кроме того, даже в процессе выполнения проб на нейродинамику могут быть обнаружены и нарушения мышления, характерные для эндогенного заболевания. В таком случае потребуется консультация психиатра.
Далее следует самый объемный в первичном патопсихологическом обследовании блок исследования когнитивных процессов. Поскольку сенсорика, перцепция и репрезентация (представления) пока что являются предметом забот нейропсихолога (нарушения в этих слоях когнитивных процессов в клинике эндогенных заболеваний исследований, то тут оцениваются нарушения и особенности разных форм мышления.
Следует разъяснить нередко встречающуюся ошибку. В целях сокращения времени на одно исследование и увеличения числа обследованных больных в медицинском учреждении нередко администрация требует проводить частичное обследование пациента: при подозрении на эндогенный процесс — только мышление; при неврозах и психопатиях — только личностные методики; при диагностике интеллекта — только психометрию интеллекта и т. д. Это категорически недопустимо, так как даже при, казалось бы, очень ограниченной проблеме наличия структурных нарушений мышления совершенно необходимо исследование нейродинамики, признаки изменения в которой значительно влияют на интерпретацию проб на вербальное мышление (особенно часто смешиваются структурные нарушения мышления с корково-фронтальными нарушениями определенного типа и алкогольными изменениями мышления). Нижеописанная схема обследования является тем минимумом, только после которого у психолога имеется возможность решить вопрос об ограничении сферы дальнейшей работы в зависимости от конкретной задачи и цели.
В патопсихологическом заключении первым блоком идет описание поведенческих характеристик подэкспертного — контактность, общее описание нейродинамики (оцениваемой до проведения специальных проб), понятливость, эмоциональное состояние, особенности речи, особенности моторики, отношение к работе, проявление личностных характеристик. Характерной чертой этой части заключения является то, что все описанные параметры основываются на субъективном впечатлении специалиста, зависят от его профессиональной эрудиции и опыта, большей частью неформализуемы и неквантифицируемы, хотя в первом самом общем приближении мы попытаемся это сделать (выделить компоненты оценки и варианты).
Вторая часть посвящена собственно инструментальному (тесты, пробы, задания) обследованию. Здесь уже присутствует объективация и экспликация (уточняющее разъяснение) общей клинико-психологической оценки, то есть некоторая независимость от личного впечатления, хотя даже квалифицированные показания тестов интерпретируются специалистом в форме предположительного или уверенного разъяснения.
Следует заметить, что, несмотря па необходимость применения психологического инструментария в практической работе, прикладная психология все же не является процедурой тестирования, как это обычно представляется за пределами профессиональных кругов. Психологическое исследование — это применение научно-психологических теорий, принципов, систематизированных и осмысленных в терминах научных фактов, существование которых доказано научными способами. В целом можно сказать, что тестирование необходимо при групповом отборе, а в индивидуальной диагностике основой является клинико-психологическая беседа, подкрепленная (если это возможно и необходимо) тестовыми данными.
Если процедуры проведения патопсихологических проб, заданий и тестов обильно описаны в специальной литературе, то компактное описание поведенческих характеристик, не имеющих строго формализованных оценок, мало где встречается. Поэтому представляется целесообразным эту часть описать.
1) Контактность подэкспертного зависит от многих крайне разнообразных факторов (нозологических, характерологических, ситуационных, субъект-субъектных отношений, то есть связи испытуемый — экспериментатор и т. д.).
а) Нормальный контакт проявляется в виде спокойно-ответственного отношения пациента или испытуемого к беседе и процедуре обследования, похожего на их отношение к терапевтическому или неврологическому осмотру. Как негативное отношение, так и чрезмерная заинтересованность подэкспертного обычно мешают получить наименее искаженную информацию в плановые сроки. При повышенной заинтересованности или ожиданиях пациенты обижаются на «механистичность» работы (ожидали долгой беседы «по душам»), а ситуационное волнение может создать впечатление выраженной психогенной дезорганизации. Даже тщательно скрываемое пациентом несколько пренебрежительное отношение к обследованию лучше напряженно-тревожного ожидания, эффективность выполнения проб от этого практически не нарушается. В письменном заключении отмечается «адекватный контакт», «достаточный», «без особенностей».
б) Избирательный контакт зависит от типа характера. Сама типология характера в классификации Л. Е. Личко хорошо известна, как известны и любимые при разных тинах характера (акцентуациях, психопатиях) темы. Здесь особенно ярко проявляется «резонанс» — подвышенная заинтересованность, аффективная и личностная вовлеченность пациента или, наоборот, активный негативизм. Обе ситуации свидетельствуют о значимости для испытуемого данной темы. Следует только дифференцировать избирательность, связанную с типом характера, и избирательность при невротическом комплексе (психогенную тему, «больную мозоль»). Шизоиды охотно выполняют задания экспериментального обследования, удивляясь иногда «примитивности» (с их точки зрения) вопросов, но замыкаются при вопросах на личные темы. Истероиды, заявив предварительно: «Я не собираюсь раскрывать перед вами душу», потом обижаются на экспериментальную работу: «Неужели этими цифрами (таблицы Шульте) и картинками вы можете меня узнать?» Эпилептоиды интересуются своей успешностью и гордятся своими достижениями, а эпилептоиды-акцентуанты и психопаты сладко рассказывают о своих победах над кем-либо и своей власти. Сенситивы долго и нудно оправдываются в своих прошлых поступках, доказывая свою невиновность (даже в ситуации, где они заведомо являются жертвой), уделяя особое внимание хитросплетениям своих и чужих мотивов и мотивировок. Психастеники тревожатся о последствиях обследования и переживают прошлые ситуации, где надо было выбрать другой путь.
в) Навязчивость также зависит от типа характера. В истероидной навязчивости грубо проявляются эгоцентрические мотивы. Паранойяльный испытуемый монотонно ищет гипотетический вред для себя и пытается распутать интриги, посвящая экспериментатора в тяготы своей нелегкой жизни. Своеобразная невротическая навязчивость тематически связана с психотравмирующими проблемами. У больных с органическими поражениями навязчивость особенно выражена, а при подкорковых очагах доходит до акайрии.
г) Формальный контакт при шизофрении и выраженных шизоидных чертах характера редко бывает помехой для экспериментального обследования, не снижая его диагностической ценности, но указывает на тип характера или процессуальные явления. А вот выраженная заинтересованность как раз не вписывается в клиническую картину процессуального заболевания. Следует учесть, что формальный контакт может быть и проявлением самозащитных реакций (впрочем, тоже типичных для шизоидов).
д) Негативизм подэкспертного может быть как скрытым, так и явным (демонстративным). В диагностике скрытого негативизма большую роль играет умение экспериментатора считывать невербальную коммуникативную информацию (диагностировать конгруэнтные или неконгруэнтные реакции). Особое значение параметр приобретает в ситуации судебно-психологической экспертизы. Искренность подэкспертного является значимым фактором при дальнейшем рассмотрении эмоционального состояния в момент инкриминируемого деяния. Не следует преувеличивать роль негативизма подэкспертного, поскольку это может быть проявлением его подсознательных самозащитных реакций.
е) Установочное поведение, прямая отчужденность, а также грубая симуляция, особенно важны в экспертной ситуации (судебная, трудовая или военная экспертиза). Прямая лживость, как правило, выявляется без затруднений — имеются документы и информация от родственников, иные объективные свидетельства, да и признаки лживого поведения обычно вполне очевидны. Грубая симуляция выявляется по несоответствию заявлений и жалоб больного какому-либо определенному синдрому. А вот тонкая симуляция со знанием феноменологии болезненных состояний определенной нозологической принадлежности и установочное поведение (нет симуляции определенных состояний, но есть попытки проявить «неадекватное поведение») для своего обнаружения требуют длительной и обширной клинической практики экспериментатора. По понятным причинам информация по диагностике таких явлений может передаваться только на специальных курсах.
2) Отношение к работе в виде
а) старательности, наличия или отсутствия ориентации на успех отмечается обязательно, поскольку влияет на оценку экспертом достоверности полученных экспериментальных данных.
Здесь же может проявиться и
б) повышенная отвлекаемость, свойственная гипертимным акцентуантам, гиперстенической фазе неврозов, гипоманиакальным состояниям, при явлениях повышенной истощаемости и даже как проявление
в) соскальзывания при эндогенном процессе.
Описанные первые два параметра (контактность и отношение к работе) не характеризуют отдельные стороны психического и психологического состояния, они носят самый общий и субъективный характер, но чувствительно влияют на оценку достоверности полученных экспериментальных данных. Остальные параметры относятся к отдельным структурным составляющим психики (познание, эмоции, психомоторика) или ее динамическим аспектам.
3) Общая оценка нейродинамики необходима в особенности для тех случаев, когда внешне не наблюдаемые органические изменения нейродинамики все-таки проявляются в значительно измененных по органическому типу результатах аттентивно-мнестических проб.
По внешним поведенческим реакциям можно описать
а) общую торпидностъ во всех сферах (в мышлении, моторной сфере, особенностях речи), обычно называемую брадипсихией. Также может наблюдаться
б) гипоманиакальное или маниакальное состояние в виде ускоренного мышления, отвлекаемости, мгновенного возникновения поверхностных ассоциаций и их изобилия, отсутствия чувства дистанции, отсутствия чувства экспертной ситуации;
в) опережающие реакции, когда человеку кажется, что он понял задания до окончания инструкции, или когда подэкспертный начинает отвечать на вопрос до того, как экспериментатор закончил его задавать, характерны для психопатов с выраженным эксплозивным радикалом;
г) обстоятельность, доходящая до вязкости, директивность характерны для эпилептоидов, торпидных «органиков», иногда для психастеников и, естественно, для больных с эпилептическими изменениями личности. Следует обратить внимание на то, что обстоятельность может быть избирательной, то есть проявляться в эмоционально значимых для данной личности темах. Тогда она не является свидетельством органического процесса или специфического характерологического типа.
4) Эмоциональное состояние подэкспертного внешне проявляется в:
а) подавленном настроении, скорбной позе, амимии (следует дифференцировать депрессивную и процессуальную амимию).
При таком описании в заключении надо будет уточнить, не носит ли внешняя депрессивная симптоматика
б) демонстративный характер;
в) повышенное настроение в маниакальном состоянии очень характерно выглядит, но его следует отличать от
г) гневливой мании или
д) эйфорического благодушия. Следует отметить, что эйфория (вопреки распространенному мнению) не является собственно повышенным настроением, это скорее рошю благодушное настроение независимо от внешних обстоятельств такой больной (в исходном состоянии, при глубокой степени умственной отсталости, при некоторых формах органического слабоумия) внешне выглядит ровно радостным (а при лобных синдромах — с характерном плоской «шутливостью» на физиологические мотивы), но в этой «радостности» нет вариаций, дифференцированного отношения к реальным событиям. Это скорее отсутствие эмоционального реагирования на ситуацию. Эту проблему уже поднимали Т. А. Брагина и Т Л. Доброхотова в своих трудах по функциональной асимметрии головного мозга, считая эйфорию явлением анэмоциональности (при клинических описаниях унилатеральных туморозных поражений). Мы поддерживаем эту точку зрения на основе многолетнего наблюдения хронизированных пациентов психиатрических отделений, а также больных с лобными синдромами;
е) раздражительность и гневливость, характерные для больных органическим поражением ЦНС, следует обязательно проверить в двух аспектах: протекает ли аффективная вспышка по типу «парового котла» (после вспышки долго не может остыть), что чаще типично для эпилептоидов, или по типу «вспышки пороха» (вспыхнул и истощился), что характерно для индивидуумов с психоорганическим синдромом. Эти два типа исхода аффективных всплесков широко известны в психиатрии и описаны как в трудах А. Е. Личко, так и на его практических занятиях для клинических психологов.
При наблюдении такого характерного органического признака, как
ж) брутальность эмоций, доминирование эмоций негативного регистра, в ситуации экспертизы особенно важно обратить внимание на то, не является ли это проявлением
з) реакции «самовзвинчивания», нередко имеющей место в экспертной ситуации (сама реакция широко распространена в криминальной среде и является одобряемым в этой среде способом поведения).
5) При описании понятливости следует отметить:
а) легкость восприятия инструкций. Замедленное понимание инструкций не всегда зависит от интеллектуального снижения, иногда это проявление общей торпидности нервно-психических процессов. Выраженное снижение понятливости при интеллектуальных затруднениях проявляется в поэтапном усвоении инструкций, состоящих из нескольких условий. Иногда понимание смысла вопроса нарушается при
6) выраженной паранойяльности, когда формальные вопросы, относящиеся к экспериментальному заданию, воспринимаются подэкспертным настороженно с интерпретацией их в глубоком личностном смысле и, как правило, с приписыванием негативных целей экспериментатору;
в) нарушение понимания инструкций из-за структурных нарушений мышления и проявляется во внесении дополнительных условий в очень простые задания. Испытуемый начинает выполнять задания явно по другим правилам, причем глубоко убежден в их необходимости.
6) Психомоторика (моторика) оценивается в трех сферах: пантомимика, тонкая моторика рук и мимика.
Пантомимика — «язык телодвижений», совокупность движений всего тела. Можно было бы добавить «отражающих мысли и чувства субъекта», но такое определение относится к искусству. В сфере диагностики более интересен исключительно кинетический аспект, для анализа которого требуется теория движения (физиология активности) Н. А. Бернштейна и элементарные неврологические сведения. Кроме кинетической имеет смысл обратиться и к нейродинамической составляющей (особенности свойств нервной системы, отражающихся в моторике индивидуума). В первом приближении можно было бы сказать, что пантомимика отражает функциональное и морфо-физиологическое состояние двигательных подкорковых структур (нейропсихологи с этим согласятся лишь отчасти, но здесь не имеется в виду тонкий нейропсихологический анализ).
Пантомимика не имеет системы подробных оценок. Впервые попытавшийся оценить ее Э. Кречмер после многих лет подробных описаний в историях болезней всех особенностей движений больных сделал вывод, что пантомимика описывается только в общелитературных, художественных терминах, в которых он и описал моторику выделенных им соматотипов и сопряженных с ними типов характера.
К его описаниям можно было бы добавить внешне наблюдаемый неврологический аспект — особенности локомоции или тремора, отражающие подкорковые поражения или явления полиневрита; нарушения или затруднения реципрокной координации
Клинико-психологический аспект — сгорбленная поза депрессивного больного; томно-расслабленная, демонстративно-напряженная и т. д. (но всегда яркая картина) истероида или истерического больного; отрешенно-скованная у галлюцинирующего; вычурная неконгруэнтная пантомимика процессуального больного — осознается экспериментатором после существенного опыта работы, (начинающие часто путают с ней неврологические феномены).
Тонкая моторика рук отражает (опять же и грубом приближении) функциональное и физиологическое состояние коры головного мозга, причем здесь не имеются в виду очаговые поражения с нарушением пальцевого гнозиса в его когнитивном и моторном компонентах. Моторика рук может быть
а) огрубленной, что проявляется чаще всего в графических пробах и в почерке подэкспертного («органический», «хореаподобный»).
Может наблюдаться
б) тремор вегетативного генеза, представленный в двух вариантах, описанных невропатологами: невротический, корковый, хорошо знакомый всем психиатрам и психологам, и «органический», подкорковый, когда, в отличие от первого, тремор наблюдается не только в кистях рук, но и в предплечьях вплоть до тремора всего тела (на фоне высокого эмоционального напряжения и наличия резидуально-органического поражения головного мозга подкоркового уровня);
в) театрально демонстративная у истероида и
г) вычурная мануальная моторика у процессуального больного может быть оценена после большого опыта практической работы.
Мимика — совокупность движений лицевых мускулов (и опять же добавление «отражающих мысли и чувства субъекта» относится скорее к искусству). Опустим неврологические аспекты (грубые асимметрии мимики при поражениях лицевого нерва, особенности мимики после инсультов и т. д.), здесь терминология и критерии для оценки, как резюмировал Э. Кречмер в отношении пантомимики, больше литературно-художественные.
а) Амимия может встречаться при депрессивных проявлениях (при них же и скорбное лицо); у процессуальных больных или выраженных шизоидов; при неврологических поражениях.
6) При гипермимии характерна чрезмерная эмоциональная выразительность мимических движений, что типично для истероидной акцентуации характера или психопатии или истериоформного компонента в Структуре психоорганического синдрома (дифференцировать от гиперкинезов, тиков).
в) Парамимии наблюдаются при процессуальном заболевании и представляют собой диссоциацию между содержательной характеристикой переживаемой эмоции индивидуума и мимическими проявлениями, их неконгруэнтность. Но следует заметить, что научиться отличать гипермимию у больного с органическим поражением (зачастую тоже несколько искаженную) и парамимию у процессуального больного можно только при наличии опыта работы в психиатрическом учреждении.
7) Особенности речи трудно отнести к определенной структурной сфере психики (когнициям, эмоциям или моторике), тут отражаются практически все аспекты психической деятельности человека — нейродинамика, эмоциональное состояние, особенности мышления и даже характера:
а) по темпу (нормальный темп, вялая речь, ускоренная, скачущая) речь тесно связана с эмоциональным состоянием (в целом это уже было описано).
Можно добавить такие явление, как
б) скандированная речь у больных с органическим поражением ЦНС. С точки зрения содержания можно описать
в) олигофазию (малословие) у олигофренов, торпидных органиков, шизоидов, торпидных эпилептоидов, негативирующих испытуемых или, наоборот,
г) богатую лексику со склонностью к метафорам и эмоциональным оценкам у истероидов.
Всем известна склонность
д) больных эпилепсией и эпилептоидов-акцентуантов к уменьшительным суффиксам. Очевидна
е) аффектированная речь истероидов,
ж) склонность к вычурным формулировкам при шизофрении и шизоидном типе характера,
з) надрывно-патетический тон истеро-эпилептоидов.
8) Также в первой части заключения описываются личностные (характерологические) проявления.
Здесь также следует отметить, что в стародавние времена понятия «личность» и «характер» в практическом деятельностисти синонимизировались. В настоящее время уже не принято путать эти компоненты индивидуальности, как никто не смешивает понятия темперамента и характера. В сущности все то, что в клинической психологии и психиатрии описывалось под понятием «личность», относится к характеру. Да и в единственной применимой в клинической практике классификации А. Е. Личко (так называемой клинико-психологической») в любых ее вариантах и дополнениях используется понятие типа характера (акцентуации и психопатии), но не личности. Давно уже определено, что личность — это человек и его социальных свойствах и проявлениях, результат социализации. А вот характер в значительной мере детерминирован генетически (разные типы характера в разной степени). В любом случае «личность» не клиническая категория, в клинике применимо понятие характера и характерологического типа (эта тема более, подробно разработана в наших статьях «Структура индивидуальности человека: клинико-психологический подход» и «Индивидуальность как интегративная категория» — см. список литературы).
Поскольку в данном разделе психологического заключения дается только общая оценка и краткое указание на уже проявившиеся в беседе (то есть до специальных характерологических исследований) свойства характера, они бегло перечисляются:
— склонность к самоуничижению или, наоборот, к переоценке собственной личности;
— напористость, директивность, инициативность, активность, подробное описание которых особенно важно при подозрении у подэкспертного шизофренического дефекта апато-абулического типа при наличии много лет назад поставленного диагноза;
— холодная отрешенность и равнодушие процессуального больного;
— аффектированная заинтересованность, когда подэкспертный ловит реакцию экспериментатора, заглядывает в протокол, пытается наблюдать окружающее, что также не характерно для процессуальных больных;
— слащавость и религиозный экстаз глубокого эпилептоида;
— характерный «боковой взгляд» больного шизофренией или глубокого шизоида.
Все вышеописанные поведенческие характеристики помогают оценить такие значимые для экспертной ситуации моменты, как степень достоверности работы индивидуума, характер и глубина предполагаемого личностного дефекта, способность имитировать болезненные состояния при установочном поведении. Особенно важно, по известным экспертам причинам, описать эмоционально-волевые проявления.
Вторым блоком в экспериментально-психологическом обследовании следует описание аттентивно-мнестических и когнитивных процессов. В работе с аттентивно-мнестическими пробами явления установочного поведения особенно очевидны и объективно верифицируемы. Оценка данных проб необычайно важна для диагностики степени органических и посттравматических изменений, поскольку известно, что тяжесть черепно-мозговой травмы и ее давность не коррелируют с выраженностью психоорганического синдрома, особенно после стационарного лечения и повторных поддерживающих курсов.
Оценка когнитивных процессов в структуре патопсихологического обследования происходит по пробам на вербальное мышление и посредством пиктограмм, процедура и анализ которых хорошо описаны в литературе. Здесь следует обратить внимание на то, что часто наличие выраженных соматических и неврологических стигм (деформированный в процессе родов или после черепно-мозговой травмы череп, значительная асимметрия лица, носо-губных складок, разница в ширине глазных щелей вплоть до полуптоза, асимметрия мимики, соматические признаки дизонтогенеза) создает предвзятое отношение у экспериментатора, настраивающегося на не менее выраженное интеллектуально-мнестическое снижение. В экспериментально-психологической работе при этом нередко выявляется достаточно сохранный (а иногда и высокий) уровень интеллектуальных функций. В экспертной практике констатация интеллектуального снижения по органическому типу на основании только внешнего впечатления и общей клинико-психологической беседы без выполнения экспериментальных проб и интеллектуальной психометрии (что нередко делается врачами-психиатрами) абсолютно недопустима.
После описанного блока проб производится собственно тестовое исследование — психометрия интеллекта (профиль интеллекта), психометрия личностных свойств с помощью опросников (профиль личности), проективные методики, иные методы, удобные и привычные конкретному исследователю.
Изучение медицинской документации (из медучреждениия) и материалов гражданского или уголовного дела (в практике экспертизы) — обязательный компонент для форм заключения (это требование следует оформить документально).
В настоящее время, после многих лет психометрического исследования интеллекта в клинике, абсолютно однозначного соответствия не только внешних органических стигм, но даже выраженных органических изменений к нейродииамике с глубиной интеллектуального снижения нет. Обычно люди с торпидной нейродинамикой и органоидным типом мышления производят первое впечатление значительно хуже, чем по результатам психометрического исследования интеллекта. Аналогичный факт наблюдается, например, в клинике хронического алкоголизма 2-й и .4 и стадии: невропатологи давно уже отметили, что выраженность алкогольного полиневрита не связана с глубиной интеллектуального снижения, хотя алкогольные изменения личности при этом значительны («Справочник по психиатрии»/ Под. ред. А. Л. Свенцицкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Медицина, 1985. 416 с.). Из сказанного следует, что нельзя поддаваться первому впечатлению и оценивать интеллектуальный уровень испытуемого по результатам общей беседы. Это допустимо только в том случае, если точная оценка интеллектуального уровня не носит диагностически значимого характера. В ситуации же судебной экспертизы такая оценка принципиальна. Поэтому во всех случаях сомнений в интеллектуальной сохранности подэкспертного следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу с целью полной психометрии интеллекта.
В практике судебной экспертизы нередки случаи, когда имевшийся с детства или подросткового возраста диагноз не подтверждается в момент обследования. Как образно выразился Ф. И. Случевский (1991), судебно-психиатрическая экспертиза в психиатрии играет роль патолого-анатомического исследования для соматической клиники, то есть, имея достаточно полный катамнез, представленный в серии медицинских и иных документов, можно делать вывод более достоверный, чем диагнозы предыдущих лет. Всё сказанное, естественно, относится и к клинико-психологическому исследованию при судебной экспертизе, таким образом, расхождение патопсихологических и психометрических данных с таковыми при предыдущих обследованиях (в больницах, в интернатах и т. д.) следует пояснить в заключении, выдвинув {иную аргументацию имевшейся ранее патологической симптоматики и патопсихологической феноменологии.
Например, в 7 лет из-за трудностей обучения ребенку был поставлен диагноз «олигофрения в степени дебильности». При этом нередко имеются данные психометрического исследования интеллекта. В дальнейшем диагноз варьировал, оставаясь в рамках олигофрении. В момент обследования взрослый подэкспертный выявляет интеллект на уровне низкой нормы или пограничной умственной отсталости (как по IQ, так и по качественным признакам). При анализе историй болезней или записей амбулаторных карт выявляется церебрастенический симптомокомплекс без психопатоподобных нарушений поведения с консультацией логопеда, по которой можно судить о наличии речевых нарушений, с характеристиками учителей начальных классов, где дан подробный анализ характера ошибок ученика, в результате чего можно ретроспективно диагностировать очаговую дизлексию. Из описанного становится ясно, что первоначально была диагностирована олигофрения вследствие естественного недостатка экспериментально-психологических и катамнестических данных, а также отсутствия специального исследования на очаговую дизлексию, но в настоящее время произошла компенсация задержки психического развития, имевшая место в детстве в результате каких-либо заболеваний. Это краткий пример, демонстрирующий необходимость достаточно полного обследования испытуемого и владения экспертом широким диапазоном методов обследования.