Коррекционные программы, используемые при групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе.

Направленность программы Название программы Нормативный срок освоения  
 
Развивающе - коррекционная программа для детей испытывающих трудности в эмоционально-личностном, познавательном развитии.   1-я младшая группа - Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации. (Роньжина А.С0 2-я младшая группа – «Играем в сказку» (программа О.А. Шороховой) Средняя группа – «Развитие эмоциональной сферы дошкольника» (автор-составитель программы педагог-психолог Ягина Л.Н..) Старшая группа – «Развитие эмоциональной сферы дошкольника» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Подготовительная группа – предшкольная подготовка детей «Психологический тренинг для первоклашек» (Арцишевская) 1 год   1 год     1 год     1 год  
Снятие тревожности и страхов Программа «Страх мой – враг мой» (автор - составитель программы педагог- психолог Ягина Л.Н.) 1 год  
Коррекция и профилактика агрессивности Программа «Давайте жить дружно!» (автор - составитель программы педагог-психолог Ягина Л.Н..) 1 год  
Развитие социальной и коммуникативной компетентности Программа «Вместе весело шагать» (автор - составитель программы педагог-психолог.:Ягина Л.Н.) 1 год  
Развитие произвольного поведения и внимания. Программа «Работа с гиперактивными детьми в детском саду»(Арцишевская И.Л.) 1 год  

Содержание и формы коррекционной работы

№ п/п Содержание коррекционной работы Формы коррекционной работы Периодичность проведения Ответственные
Коррекция диафрагмального дыхания Утренняя гимнастика с элементами дыхательных, корригирующих упражнений (групповые) ежедневно воспитатели
Развитие мелкой моторики Пальчиковые игры (индивидуальные, подгрупповые, групповые) ежедневно воспитатели, педагог- психолог
Развитие понимания обращенной речи Игровые сюжеты (индивидуальные, подгрупповые, групповые) ежедневно воспитатели, педагог- психолог
Развитие выразительности движений Элементы психогимнастики (индивидуальные, подгрупповые) 1 раз в неделю педагог- психолог
Развитие познавательной сферы: внимания, памяти, восприятия, мышления. Игровые упражнения с использованием информационных компьютерных средств (тренажеров) (индивидуальные, подгрупповые) 1 раз в неделю педагог- психолог
Снятие психоэмоционального напряжения Релаксационные упражнения (индивидуальные, подгрупповые) 1 раз в неделю педагог- психолог
Развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевые игры (индивидуальные, подгрупповые) ежедневно воспитатели
Развитие сенсорной культуры Накопление знаний о себе и окружающем мире (индивидуальные, подгрупповые, групповые) ежедневно воспитатели
Развитие коммуникативной компетентности Сюжетно-ролевые игры (подгрупповые, групповые) ежедневно воспитатели
Развитие познавательной сферы, подготовка к обучению в школе. Игровые упражнения (индивидуальные, подгрупповые) 1 раз в неделю Педагог-психолог
Коррекция агрессивности Упражнения, игровые ситуации на снятие агрессивности (индивидуальные, подгрупповые) 1 раз в неделю Педагог-психолог
Развитие эмоциональной компетентности Игровые ситуации (индивидуальные, подгрупповые) 1 раз в неделю Педагог-психолог
Развитие зрительно-моторной координации Игровые задания (индивидуальные, подгрупповые) ежедневно воспитатели, педагог- психолог
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств Сюжетно-ролевые игры (подгрупповые, групповые) ежедневно воспитатели, педагог- психолог
Коррекция тревожности у детей при негативном настрое Упражнения на повышение самооценки, активизация познавательной деятельности (индивидуальные, подгрупповые) 1 раз в неделю Педагог-психолог

2.3 Годовой план работы психолого-педагогического сопровождения по направлениям деятельности

Цели психологической работы:

-сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;

-всестороннее гармоничное личностное, морально-нравственное и

познавательное развитие воспитанников;

-создание оптимальных условий для интеллектуального развития детей;

Задачи:

-создавать благоприятный для развития ребенка психологический климат в ДОО;

-содействовать повышению психолого–педагогической культуры взрослых;

-оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и

их родителям, воспитателям и специалистам ДОО

-в целях профилактики нарушений психического здоровья создавать условия для

реализации потребностив двигательной активности.

Основные направления работы:

-психодиагностическая работа;

-психопрофилактическая работа;

-психоразвивающая работа;

-психокоррекционная работа;

-психопросветительская работа;

-методическая работа.

Направления работы Сроки выполнения Примечания
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Диагностика познавательной сферы: - мышление; - - память; - - восприятие; - - воображение; - - внимание.   сентябрь-октябрь, апрель-май   «Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика развития познавательной сферы детей дошкольного возраста» «Узнавание фигур» «Нахождение недостающих деталей» «10 слов» и др. воспитанники с 5 лет
2.Диагностика эмоционально-личностной сферы ребенка, особенностей поведения и благополучия:     Выявление индивидуальных особенностей, и переживаний ребенка, уровня рефлексии и самоценки.
- тревожности; ноябрь, апрель По методике В.Амен, М. Дорки.
- личностной сферы (самооценка)   (старшие и подготови-тельные группы) Февраль По методике «Лесенка»
3.Диагностика готовности детей к школьному обучению: - мотивационной; - моторно-зрительной; - интеллектуальной; - волевой ноябрь, апрель   Н.И.Гуткина «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению»  
4. Адаптация детей к условиям ДОО: Исследование уровня адаптации ребенка к условиям детского сада.   · наблюдение за адаптацией детей после длительного отсутствия в ДОУ 4.     сентябрь-декабрь   в течение года Выявление особенностей процесса адаптации ребенка: понимание его нужд, интересов, наклонностей , своевременное снятие эмоционального напряжения.
5. Проведение индивидуальной диагностики по запросам воспитателей и родителей, администрации ДОО. В течение года по запросу По классическим и авторским методикам
6. Анкетирование родителей по темам«Готовность ребенка к поступлению в школу» «Адаптация ребенка к детскому саду» «Типология семьи» 7.Диагностика педагогов «Диагностика уровня эмоционального выгорания у педагогов»   Анкетирование педагогов «Возникающие трудности при реализации ФГОС ДО в условиях дошкольной организации»   В течение года     октябрь     ноябрь     март     По методике В.В. Бойко  
ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОО. Работа по проблеме адаптации дошкольников к детскому саду Сентябрь, октябрь   Группы раннего возраста и младшие группы (вновь пришедшие дети);
ПСИХОРАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
1. Организация и проведение групповых /подгрупповых развивающих занятий (программа Крюковой С.В., Слободяник Н.П. « Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (старшие группы)   Ноябрь – апрель В течение года 1 раз в неделю   Оптимизация социально- перцептивной сферы личности ребенка. Развитие и коррекция различных сторон психики ребенка По результатам диагностики.  
2. Организация и проведение групповых /подгрупповых развивающих занятий по подготовке детей к школе. ( Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников) ноябрь-апрель (подготови-тельные группы) В течение года 1 раз в неделю   Развитие творческого мышления и воображения. Повышение уровня развития познавательной сферы (умение добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения, подготовка к письму)
3. Организация и проведение индивидуальных психокоррекционных занятий (по авторским программам специалистов) 1. психокоррекция эмоционально-волевой сферы; 2. коммуникативной (нарушение взаимоотношения со сверстниками, благополучия в семье); 3. познавательной. По запросу В течение года 2 раза в неделю   Коррекционная работа реализуется в соответствии с возрастными особенностями детей, учетом результатов диагностик , работа направлена на формирование регулятивных, коммуникативных и змоциональных компетенций с учетом индивидуальных возможностей, способностей ребенка.
4. Организация и проведение подгрупповых коррекционных занятий по авторским программам специалистов. По запросу 1-2 раза в неделю воспитанники группы риска Профилактика ассоциального поведения. Стабилизация состояния, понимание и принятие ребенком своих чувств, выявление и коррекция неадаптивных установок, коррекция межличностных отношений, освоение и закрепление адаптивных способов поведения, повышение уровня адаптации
3. Работа с воспитателями и педагогами. -Разработка рекомендаций по результатам диагностики познавательного развития для индивидуальных занятий с детьми. -Организация психологических тренингов, семинаров.     В течение года    
Консультация - тренинг «Особенности работы с гиперактивными детьми» Ноябрь  
Практический семинар для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Декабрь  
Тренинг « Сплочение педагогического коллектива» Январь  
Семинар-практикум «Игра как способ преодоления неврозов у детей» Февраль  
1. Практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Март  
Семинар-практикум "Права ребенка" Апрель  
2. Тренинг для педагогов «Повышение внутренних ресурсов» Май  
ПСИХОКОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА
с родителями:
- Консультирование родителей по результатам обследования детей В течение года  
- Консультирование родителей по индивидуальным запросам В течение года  
- Групповые консультации для родителей. - «Как подготовить малыша к посещению детского сада?» - - «В детский сад с радостью или адаптация к условиям детского сада» - - «Как уберечь малыша от плохих слов» - - «Дошкольники готовятся стать школьниками» «Психологическая готовность ребенка к школе в соответствии с новыми стандартами в образовании» - «Подготовка руки ребенка к письму» - - «Почему дети жадничают?» - - «Как не бояться всего вокруг или особенности детской тревожности» - - «Как подготовить ребенка к общению с компьютером» - - «Как научиться контролировать свои негативные эмоции» - В течение года Гр. раннего возраста Сентябрь   Октябрь     Ноябрь   Подготов. гр Октябрь   Декабрь   Январь   Февраль   Март     Апрель     Май  
с воспитателями:
3. «Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации» Сентябрь  
4. «Использование кинезиологических упражнений на занятиях и их влияние на развитие межполушарного взаимодействия» Октябрь  
5. «Особенности работы с гиперактивными детьми» ноябрь  
6. «Воспитание произвольности поведения и управляемости» декабрь  
7. «Жестокое обращение с детьми. Методы выявления и предупреждения» Январь  
8. Семинар-практикум «Формула здоровья педагога» март  
9. «Использование техник активного слушания при взаимодействии воспитателей с родителями» Апрель  
10. Индивидуальные консультации по запросам В течение года  
ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
с родителями:
Тематические выступления на родительских собраниях « В детский сад с радостью » « Знать и понимать своего малыша » « Наказание - за и против» «Что такое семья для ребенка» « Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста» «Как помочь ребенку хорошо учиться» «Психологические условия адаптации ребенка к школе» Сентябрь- Май    
Подбор психологической литературы и ознакомление с ней участников образовательного процесса В течение года    
Выдача книг психологической библиотеки. По запросу  
Оформление и размещение информационно-стендовой информации в группах «Странички психолога» « Ребёнок поступает в детский сад» « В школу – с удовольствием » «Как воспитать честного ребенка» « Кризис 3-х лет или « Я – сам!» «Ошибки, которые нельзя совершать» «Если ребенок боится докторов» «Как справится с детским гневом» «Кризис 7 лет « «Чтобы ребенок стал читайкой! (секреты воспитания любви к чтению)» «Что такое готовность к школе?» В течение года    
с воспитателями:
Работа с педагогами по запросу администрации соответственно годовым задачам   В течение года  
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
· Составление годового плана работы Июль-август  
· Подготовка и размещение информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения. В течение года    
· Подготовка к индивидуально-групповой работе с детьми · В течение года  
· Анализ психолого-педагогической литературы В течение года  
· Оформление отчетной документации Еженедельно  
· Обработка полученных результатов В течение года  
Подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами В течение года  
· Составление годового отчета Апрель  
· Посещение методических объединений В течение года  
· Прохождение курсов повышения квалификации В течение года  

Наши рекомендации