Коррекционные программы, используемые при групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе.
Направленность программы | Название программы | Нормативный срок освоения | |
Развивающе - коррекционная программа для детей испытывающих трудности в эмоционально-личностном, познавательном развитии. | 1-я младшая группа - Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации. (Роньжина А.С0 2-я младшая группа – «Играем в сказку» (программа О.А. Шороховой) Средняя группа – «Развитие эмоциональной сферы дошкольника» (автор-составитель программы педагог-психолог Ягина Л.Н..) Старшая группа – «Развитие эмоциональной сферы дошкольника» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Подготовительная группа – предшкольная подготовка детей «Психологический тренинг для первоклашек» (Арцишевская) | 1 год 1 год 1 год 1 год | |
Снятие тревожности и страхов | Программа «Страх мой – враг мой» (автор - составитель программы педагог- психолог Ягина Л.Н.) | 1 год | |
Коррекция и профилактика агрессивности | Программа «Давайте жить дружно!» (автор - составитель программы педагог-психолог Ягина Л.Н..) | 1 год | |
Развитие социальной и коммуникативной компетентности | Программа «Вместе весело шагать» (автор - составитель программы педагог-психолог.:Ягина Л.Н.) | 1 год | |
Развитие произвольного поведения и внимания. | Программа «Работа с гиперактивными детьми в детском саду»(Арцишевская И.Л.) | 1 год |
Содержание и формы коррекционной работы
№ п/п | Содержание коррекционной работы | Формы коррекционной работы | Периодичность проведения | Ответственные |
Коррекция диафрагмального дыхания | Утренняя гимнастика с элементами дыхательных, корригирующих упражнений (групповые) | ежедневно | воспитатели | |
Развитие мелкой моторики | Пальчиковые игры (индивидуальные, подгрупповые, групповые) | ежедневно | воспитатели, педагог- психолог | |
Развитие понимания обращенной речи | Игровые сюжеты (индивидуальные, подгрупповые, групповые) | ежедневно | воспитатели, педагог- психолог | |
Развитие выразительности движений | Элементы психогимнастики (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | педагог- психолог | |
Развитие познавательной сферы: внимания, памяти, восприятия, мышления. | Игровые упражнения с использованием информационных компьютерных средств (тренажеров) (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | педагог- психолог | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксационные упражнения (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | педагог- психолог | |
Развитие игровой деятельности | Сюжетно-ролевые игры (индивидуальные, подгрупповые) | ежедневно | воспитатели | |
Развитие сенсорной культуры | Накопление знаний о себе и окружающем мире (индивидуальные, подгрупповые, групповые) | ежедневно | воспитатели | |
Развитие коммуникативной компетентности | Сюжетно-ролевые игры (подгрупповые, групповые) | ежедневно | воспитатели | |
Развитие познавательной сферы, подготовка к обучению в школе. | Игровые упражнения (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | Педагог-психолог | |
Коррекция агрессивности | Упражнения, игровые ситуации на снятие агрессивности (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | Педагог-психолог | |
Развитие эмоциональной компетентности | Игровые ситуации (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | Педагог-психолог | |
Развитие зрительно-моторной координации | Игровые задания (индивидуальные, подгрупповые) | ежедневно | воспитатели, педагог- психолог | |
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств | Сюжетно-ролевые игры (подгрупповые, групповые) | ежедневно | воспитатели, педагог- психолог | |
Коррекция тревожности у детей при негативном настрое | Упражнения на повышение самооценки, активизация познавательной деятельности (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | Педагог-психолог |
2.3 Годовой план работы психолого-педагогического сопровождения по направлениям деятельности
Цели психологической работы:
-сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
-всестороннее гармоничное личностное, морально-нравственное и
познавательное развитие воспитанников;
-создание оптимальных условий для интеллектуального развития детей;
Задачи:
-создавать благоприятный для развития ребенка психологический климат в ДОО;
-содействовать повышению психолого–педагогической культуры взрослых;
-оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и
их родителям, воспитателям и специалистам ДОО
-в целях профилактики нарушений психического здоровья создавать условия для
реализации потребностив двигательной активности.
Основные направления работы:
-психодиагностическая работа;
-психопрофилактическая работа;
-психоразвивающая работа;
-психокоррекционная работа;
-психопросветительская работа;
-методическая работа.
Направления работы | Сроки выполнения | Примечания |
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА | ||
1. Диагностика познавательной сферы: - мышление; - - память; - - восприятие; - - воображение; - - внимание. | сентябрь-октябрь, апрель-май | «Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика развития познавательной сферы детей дошкольного возраста» «Узнавание фигур» «Нахождение недостающих деталей» «10 слов» и др. воспитанники с 5 лет |
2.Диагностика эмоционально-личностной сферы ребенка, особенностей поведения и благополучия: | Выявление индивидуальных особенностей, и переживаний ребенка, уровня рефлексии и самоценки. | |
- тревожности; | ноябрь, апрель | По методике В.Амен, М. Дорки. |
- личностной сферы (самооценка) | (старшие и подготови-тельные группы) Февраль | По методике «Лесенка» |
3.Диагностика готовности детей к школьному обучению: - мотивационной; - моторно-зрительной; - интеллектуальной; - волевой | ноябрь, апрель | Н.И.Гуткина «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» |
4. Адаптация детей к условиям ДОО: Исследование уровня адаптации ребенка к условиям детского сада. · наблюдение за адаптацией детей после длительного отсутствия в ДОУ 4. | сентябрь-декабрь в течение года | Выявление особенностей процесса адаптации ребенка: понимание его нужд, интересов, наклонностей , своевременное снятие эмоционального напряжения. |
5. Проведение индивидуальной диагностики по запросам воспитателей и родителей, администрации ДОО. | В течение года по запросу | По классическим и авторским методикам |
6. Анкетирование родителей по темам«Готовность ребенка к поступлению в школу» «Адаптация ребенка к детскому саду» «Типология семьи» 7.Диагностика педагогов «Диагностика уровня эмоционального выгорания у педагогов» Анкетирование педагогов «Возникающие трудности при реализации ФГОС ДО в условиях дошкольной организации» | В течение года октябрь ноябрь март | По методике В.В. Бойко |
ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА | ||
1. Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОО. Работа по проблеме адаптации дошкольников к детскому саду | Сентябрь, октябрь | Группы раннего возраста и младшие группы (вновь пришедшие дети); |
ПСИХОРАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА | ||
1. Организация и проведение групповых /подгрупповых развивающих занятий (программа Крюковой С.В., Слободяник Н.П. « Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (старшие группы) | Ноябрь – апрель В течение года 1 раз в неделю | Оптимизация социально- перцептивной сферы личности ребенка. Развитие и коррекция различных сторон психики ребенка По результатам диагностики. |
2. Организация и проведение групповых /подгрупповых развивающих занятий по подготовке детей к школе. ( Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников) | ноябрь-апрель (подготови-тельные группы) В течение года 1 раз в неделю | Развитие творческого мышления и воображения. Повышение уровня развития познавательной сферы (умение добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения, подготовка к письму) |
3. Организация и проведение индивидуальных психокоррекционных занятий (по авторским программам специалистов) 1. психокоррекция эмоционально-волевой сферы; 2. коммуникативной (нарушение взаимоотношения со сверстниками, благополучия в семье); 3. познавательной. | По запросу В течение года 2 раза в неделю | Коррекционная работа реализуется в соответствии с возрастными особенностями детей, учетом результатов диагностик , работа направлена на формирование регулятивных, коммуникативных и змоциональных компетенций с учетом индивидуальных возможностей, способностей ребенка. |
4. Организация и проведение подгрупповых коррекционных занятий по авторским программам специалистов. | По запросу 1-2 раза в неделю воспитанники группы риска | Профилактика ассоциального поведения. Стабилизация состояния, понимание и принятие ребенком своих чувств, выявление и коррекция неадаптивных установок, коррекция межличностных отношений, освоение и закрепление адаптивных способов поведения, повышение уровня адаптации |
3. Работа с воспитателями и педагогами. -Разработка рекомендаций по результатам диагностики познавательного развития для индивидуальных занятий с детьми. -Организация психологических тренингов, семинаров. | В течение года | |
Консультация - тренинг «Особенности работы с гиперактивными детьми» | Ноябрь | |
Практический семинар для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания» | Декабрь | |
Тренинг « Сплочение педагогического коллектива» | Январь | |
Семинар-практикум «Игра как способ преодоления неврозов у детей» | Февраль | |
1. Практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» | Март | |
Семинар-практикум "Права ребенка" | Апрель | |
2. Тренинг для педагогов «Повышение внутренних ресурсов» | Май | |
ПСИХОКОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА | ||
с родителями: | ||
- Консультирование родителей по результатам обследования детей | В течение года | |
- Консультирование родителей по индивидуальным запросам | В течение года | |
- Групповые консультации для родителей. - «Как подготовить малыша к посещению детского сада?» - - «В детский сад с радостью или адаптация к условиям детского сада» - - «Как уберечь малыша от плохих слов» - - «Дошкольники готовятся стать школьниками» «Психологическая готовность ребенка к школе в соответствии с новыми стандартами в образовании» - «Подготовка руки ребенка к письму» - - «Почему дети жадничают?» - - «Как не бояться всего вокруг или особенности детской тревожности» - - «Как подготовить ребенка к общению с компьютером» - - «Как научиться контролировать свои негативные эмоции» - | В течение года Гр. раннего возраста Сентябрь Октябрь Ноябрь Подготов. гр Октябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | |
с воспитателями: | ||
3. «Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации» | Сентябрь | |
4. «Использование кинезиологических упражнений на занятиях и их влияние на развитие межполушарного взаимодействия» | Октябрь | |
5. «Особенности работы с гиперактивными детьми» | ноябрь | |
6. «Воспитание произвольности поведения и управляемости» | декабрь | |
7. «Жестокое обращение с детьми. Методы выявления и предупреждения» | Январь | |
8. Семинар-практикум «Формула здоровья педагога» | март | |
9. «Использование техник активного слушания при взаимодействии воспитателей с родителями» | Апрель | |
10. Индивидуальные консультации по запросам | В течение года | |
ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА | ||
с родителями: | ||
Тематические выступления на родительских собраниях « В детский сад с радостью » « Знать и понимать своего малыша » « Наказание - за и против» «Что такое семья для ребенка» « Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста» «Как помочь ребенку хорошо учиться» «Психологические условия адаптации ребенка к школе» | Сентябрь- Май | |
Подбор психологической литературы и ознакомление с ней участников образовательного процесса | В течение года | |
Выдача книг психологической библиотеки. | По запросу | |
Оформление и размещение информационно-стендовой информации в группах «Странички психолога» « Ребёнок поступает в детский сад» « В школу – с удовольствием » «Как воспитать честного ребенка» « Кризис 3-х лет или « Я – сам!» «Ошибки, которые нельзя совершать» «Если ребенок боится докторов» «Как справится с детским гневом» «Кризис 7 лет « «Чтобы ребенок стал читайкой! (секреты воспитания любви к чтению)» «Что такое готовность к школе?» | В течение года | |
с воспитателями: | ||
Работа с педагогами по запросу администрации соответственно годовым задачам | В течение года | |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | ||
· Составление годового плана работы | Июль-август | |
· Подготовка и размещение информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения. | В течение года | |
· Подготовка к индивидуально-групповой работе с детьми · | В течение года | |
· Анализ психолого-педагогической литературы | В течение года | |
· Оформление отчетной документации | Еженедельно | |
· Обработка полученных результатов | В течение года | |
Подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами | В течение года | |
· Составление годового отчета | Апрель | |
· Посещение методических объединений | В течение года | |
· Прохождение курсов повышения квалификации | В течение года |